Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.03.2009 ПО ДЕЛУ N А26-5020/2008

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2009 г. по делу N А26-5020/2008


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Матлиной Е.О., Самсоновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2008 (судья Кришталь Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 (судьи Борисова Г.В., Семиглазов В.А., Фокина Е.А.) по делу N А26-5020/2008,

установил:

открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (далее - Общество, ОАО "ПКС") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция) от 28.08.2008 N 103 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и на неправильное применение ими норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество и Инспекция о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по заявлению Товарищества собственников жилья "Первомайский-52" (далее - ТСЖ "Первомайский-52") Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом требований действующего законодательства при предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению гражданам, проживающим в жилом доме по адресу: город Петрозаводск, проспект Первомайский, дом 52.
В ходе проверки административным органом установлен факт отсутствия горячего водоснабжения в доме N 52 по проспекту Первомайский в период с 03.06.2008 по 01.07.2008, в то время как плановое отключение горячего водоснабжения для проведения испытаний тепловых сетей производилось с 03.06.2008 по 23.06.2008.
По мнению Инспекции, Обществом нарушены требования Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, а также пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
По результатам проверки Инспекцией составлен протокол от 21.08.2008 N 000135 об административном правонарушении и вынесено постановление от 28.08.2008 N 103, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде 7 000 рублей штрафа.
Судами на основании материалов дела установлено, что ТСЖ "Первомайский-52" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 52 по проспекту Первомайский в городе Петрозаводске; между ТСЖ "Первомайский-52" (абонент) и ОАО "ПКС" (энергоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией от 25.10.2005 N 100-2-31-31310-01-01, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи, а абонент обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию.
Статья 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 установлено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; а исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
На основании пункта 6 Правил N 307 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пунктом 7 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Пунктом 75 Правил N 307 установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 85 Правил N 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Из изложенного следует, что Общество является исполнителем коммунальных услуг, а граждане - потребителями, следовательно, Общество обязано предоставлять гражданам, проживающим в жилом доме, коммунальные услуги в необходимых объемах.
При этом законодатель не ставит обязанность ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунальных услуг потребителям в зависимость от наличия или отсутствия договора с управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что прекращение подачи горячей воды было произведено Обществом в связи с наличием задолженности управляющей организации - ТСЖ "Первомайский-52".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок N 1), который определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 1 при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
Согласно пункту 4 Порядка N 1 если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка N 1 установлено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Как следует из материалов дела, Общество отключило подачу горячей воды в дом N 52 по проспекту Первомайский в городе Петрозаводске, в том числе, гражданам, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы.
Подтверждений об ограничении подачи топливно-энергетических ресурсов, предшествующих прекращению их подачи, не представлено.
Из материалов дела также следует, что в уведомлении от 05.06.2008 N 4-01/ОС-57 (л.д. 87 том 1) о прекращении отпуска горячей воды не содержится указание на день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов, а также отсутствуют сведения об информировании об этом органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.
Таким образом, Обществом в нарушение пунктов 9 и 85 Правил N 307 и пунктов 3, 4 и 6 Порядка N 1 не обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Следовательно, в действиях Общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в качестве основания незаконности оспариваемого постановления доводы Общества о допущенных Инспекцией в ходе административного производства процессуальных нарушениях, выразившихся в неизвещении ОАО "ПКС" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и рассмотрении дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, отклоняются кассационной инстанцией ввиду следующего.
Из материалов дела видно, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому рассмотрение дела назначено на 28.08.2008, вручено представителю Общества Мудель Д.В. (л.д. 25 том 1). В материалах дела также имеются объяснения представителя ОАО "ПКС" от 25.08.2008 N 105.01-6/711 (л.д. 26 - 27 том 1). ОАО "ПКС" не заявляло ходатайства об отложении рассмотрения дела, в связи с чем Инспекция правомерно вынесла постановление об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о соблюдении Инспекцией порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и оснований для отмены судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу N А26-5020/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.КЛИРИКОВА

Судьи
Е.О.МАТЛИНА
Л.А.САМСОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)