Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.12.2009 ПО ДЕЛУ N А41-30737/09

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2009 г. по делу N А41-30737/09


Резолютивная часть решения объявлена 25.11.2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 02.12.2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Мельниковой Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие"
об оспаривании постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: нет (извещен)
от ГУ МО "ГЖИ МО": представитель по доверенности от 16.02.2009 г. - Наянов В.Б.
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" (далее по тексту - ООО "Орехово-Зуевское ГЖП"; Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области (далее по тексту - ГУ МО "ГЖИ МО") от 03.08.2009 г. N 1-25-2649-11-2009, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40.000 рублей.
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен, явку своего представителя не обеспечил.
В соответствии с ч. 2 ст. 210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", поскольку его неявка при наличии надлежащего извещения не является препятствием для рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель административного органа просил отказать в удовлетворении требования, сославшись на изложенные в отзыве основания. Считает постановлением законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм процессуального права.
Из материалов дела следует:
Общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" (ОГРН 1035007000401) зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство - л.д. 7 - 8).
22 июля 2009 года сотрудниками ГУ МО "ГЖИ МО" на основании распоряжения от 17.07.2009 г. N 1-25-2649-11-2009 проведена проверка состоянии жилого дома по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Парковская, д. 20-а (распоряжение - л.д. 37 - 38).
По результатам проверки в отношении ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" составлен акт N 1-25-2649-11-2009, в котором указано на непринятие Обществом мер по проведению ремонтных работ кровли (акт - л.д. 34 - 36).
22 июля 2009 года должностным лицом ГУ МО "ГЖИ МО" в отношении ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" составлен протокол об административном правонарушении N 1-25-2649-11-2009, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ (протокол - л.д. 29 - 30).
03 августа 2009 года начальник (заместитель начальника) ГУ МО "ГЖИ МО" рассмотрел материалы дела и вынес постановление N 1-25-2649-11-2009 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40.000 руб. (постановление - л.д. 23 - 25).
Из содержания постановления и протокола следует: ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", являясь ответственным за содержание жилого дома лицом, нарушило правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, т.е. совершило предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ правонарушение. Предприятие нарушило п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации N 170 от 27.09.2003 г.
ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" не согласно с привлечением к административной ответственности, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного органа, суд находит, что требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В силу п. 39 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная жилищная инспекция Московской области образована постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 г. N 674/43.
Постановлением Правительства Московской области от 12.09.2007 г. N 674/28 "О формировании Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" государственный орган Московской области - Государственная жилищная инспекция Московской области преобразован в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Согласно Положению о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденному постановлением Правительства Московской области от 12.09.2007 г. N 674/28, Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.
Согласно п. 14.10 Положения от 12.09.2007 г. N 674/28 ГУ МО "ГЖИ МО" в целях реализации полномочий имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 14.11 Положения от 12.09.2007 г. N 674/28 ГУ МО "ГЖИ МО" рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушения, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 7.22 КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 20-а по улице Парковская в городе Орехово-Зуево Московской области является ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", согласно договору управления многоквартирным домом от 06.09.2007 г.
Выбор способа управления многоквартирным домом осуществляется на общем собрании собственников (ст. 44 ЖК РФ).
Перечень способов управления содержится в ст. 161 ЖК РФ.
В Договоре управления многоквартирным домом N 20-а по улице Парковская в городе Орехово-Зуево Московской области от 06.09.2007 г. указано, что он заключен на основании решения общего собрания собственников помещений этого многоквартирного дома (п. 1.1 Договора).
Следовательно, собственники помещений многоквартирного дома в соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали способ управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией.
На основании п. 12 Правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 11 Правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:...
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Заключив договор управления с заявителем и внося плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники приняли меры по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме N 20-а по улице Парковская в городе Орехово-Зуево Московской области.
На основании ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее по тексту - Правила) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно гл. 2 Правил, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Согласно п. 2.2 Устава ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" предметом деятельности Общества является:
- - обеспечение эксплуатации жилищного фонда, его технической исправности и бесперебойной работы оборудования и устройства жилых домов;
- - своевременный и текущий ремонт зданий и сооружений.
В соответствии с п. 2.1 Договора от 06.09.2007 г. "Обслуживающая организация" обязуется в течение срока действия настоящего договора предоставлять Собственникам услуги и выполнять работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N 20-а по ул. Парковская г. Орехово-Зуево, далее именуемый "Объект", а также предоставлять иные услуги, связанные с обеспечением комфортных условий проживания в помещениях "Объекта", а "Собственники" обязуются оплачивать работы и услуги путем внесения установленной договором платы.
Согласно п. 3.1.1 Договора "Обслуживающая организация" обязана предоставлять услуги по содержанию, текущему, капитальному ремонту общего имущества Объекта с надлежащим качеством и с соблюдением установленных норм и стандартов и условий настоящего Договора.
22 июля 2009 года сотрудниками ГУ МО "ГЖИ МО" при проведении проверки состояния общего имущества собственников жилого дома по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Парковская, д. 20-а, было установлено: непринятие Обществом мер по проведению ремонтных работ кровли, чем нарушены п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации N 170 от 27.09.2003 г.
Согласно пункту 4.6.1.1 Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
- обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
- чистоту чердачных помещений и освещенность;
- достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
- исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
- выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно пункту 4.6.1.2 следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств отсутствия у ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также доказательств принятия предприятием всех зависящих от него мер по их соблюдению, заявитель суду не представил.
Факты нарушения ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" названных выше пунктов Правил, а также наличие вины в его действиях, подтверждены материалами дела (акт проверки от 22.07.2009 г., протокол по делу об административном правонарушении от 22.07.2009 г.).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Пунктами 41 и 42 Правил устанавливается ответственность собственников помещений и управляющих организаций и лиц за ненадлежащее содержание общего имущества.
Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества перед контролирующими органами. В то время как управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств на основании договора и также несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из видов ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, является административная ответственность.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет соблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности.
Процессуальных нарушения при производстве по делу об административном правонарушении ГУ МО "ГЖИ МО" не допущено.
Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Наказание определено в пределах, установленных санкцией ст. 7.22 КоАП РФ, и является минимальным.
При указанных выше обстоятельствах суд находит необоснованными и отклоняет доводы ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", изложенные в заявлении (жалобе).
Основания для отмены постановления, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ, отсутствуют, поэтому на основании ч. 3 ст. 211 АПК РФ суд отказывает заявителю в удовлетворении го требования.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд
решил:

отказать обществу с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" по делу об административном правонарушении от 03 августа 2009 года N 1-25-2649-11-2009, вынесенного в отношении ООО "Орехово-Зуевское ГЖП".
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья
Е.Н.МЕЛЬНИКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)