Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой О.А.,
судей Вечканова А.И., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Логиновой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир", г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2010 по делу N А11-4615/2010, принятое судьей Ушаковой Е.П., по иску товарищества собственников жилья "Офицерская 11А", г. Владимир, к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиррегионгаз", г. Владимир, при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Владимироблгаз", г. Владимир, Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, г. Владимир, о взыскании 269 623 руб. 27 коп.,
при участии:
- от заявителя - Клычкова Д.И. по доверенности от 01.01.2010;
- от истца - Кадыковой Т.А. по доверенности от 01.03.2010;
- от третьих лиц - представители не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства (почтовые уведомления N 47263, 7265),
установил:
товарищество собственников жилья "Офицерская 11А" (далее - ТСЖ "Офицерская 11А", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с уточненным иском к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиррегионгаз" (далее - ООО "Владимиррегионгаз", ответчик) о взыскании 269 623 руб. 27 коп. за счет уточнения расчета.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2010 удовлетворены исковые требования. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Владимиррегионгаз" в пользу товарищества собственников жилья "Офицерская 11А" 269 623 руб. 27 коп. неосновательного обогащения и 8 392 руб. 46 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ООО "Владимиррегионгаз" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение в полном объеме в соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неприменением закона, подлежащего применению; применением закона, не подлежащего применению; неправильным истолкованием закона.
Заявитель указывает на то, что ФСТ России, являющееся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на газ и контроль за их применением, подтвердила правомерность неприменения тарифов, установленных для категории "население", к потребителям, эксплуатирующим крышные газовые котельные для центрального отопления многоквартирного дома.
Заявитель полагает, что применение судом первой инстанции норм неосновательного обогащения в данном случае не имеет под собой законных оснований, поскольку в рамках положений законодательства о неосновательном обогащении исковые требования могут быть удовлетворены только при приобретении ответчиком имущества (денежных средств) при отсутствии оснований для взимания с ТСЖ "Офицерская 11А" платы за газ по цене для промышленных потребителей, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой. Считает, оплата газа истцом по цене, установленной для промышленных потребителей, основана на нормах действующего законодательства. Следовательно, у ответчика обязанность по возврату истцу суммы неосновательного обогащения отсутствует, а значит, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Представил копию свидетельства о внесении изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в ЕГРЮЛ от 10.11.2010, согласно которому ООО "Владимиррегионгаз" изменило наименование на ООО "Газпром межрегионгаз Владимир".
Истец в судебном заседании и в отзыве возразил против доводов апелляционной жалобы. Считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, товарищество собственников жилья "Офицерская 11А" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.12.2002 ОГРН 1023301290011. Между ТСЖ "Офицерская 11А" (покупателем), ООО "Владимиррегионгаз" (поставщиком) и ОАО "Владимироблгаз" (ГРО) заключен договор поставки газа N 01-02/0308-06 от 30.12.2005, в соответствии с которым поставщик обязался осуществлять подачу природного газа покупателю, ГРО - оказывать услуги по транспортировке газа по распределительным сетям, а покупатель обязался принимать (отбирать) от поставщика газ в согласованных объемах, оплачивать газ, расходы по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 договора покупатель производит оплату поставляемого газа, расходов по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги по утвержденным в установленном законом порядке тарифам в размере 100% от суммы стоимости потребленного газа и услуг в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки. Периодом платежа является месяц. Истец пояснил, что в жилом одноподъездном доме по ул. Офицерская д. 11 в г. Владимире установлен коллективный (общедомовой) прибор учета потребления газа, газ поступает через индивидуальный тепловой пункт для одного многоквартирного дома. Полученный газ используется для потребления местными бытовыми приборами (на бытовые нужды), а также в качестве топлива, используемого автономной крышной котельной при производстве тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения.
ТСЖ "Офицерская 11А" не имеет центрального теплового пункта, предназначенного для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
В расчетах за поставленный по настоящему договору природный газ для крышной котельной ответчик применял цены на газ, установленные для промышленных потребителей.
По мнению истца, применяя тариф, установленный для промышленных потребителей, ответчик неправомерно получил в качестве излишней оплаты по договору поставки газа за период с мая 2007 года по май 2010 года (в пределах срока исковой давности) сумму 269 623 руб. 27 коп., являющуюся неосновательным обогащением ответчика, что и послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Предметом спора является взыскание разницы между суммой, начисленной ответчиком и оплаченной истцом по тарифу для промышленных потребителей, и суммой, рассчитанной по тарифу для населения. По объему газа, отобранного истцом для крышной котельной, разногласий между сторонами не имеется.
В расчете суммы неосновательного обогащения ответчика истец учитывал площадь нежилых помещений по техническому паспорту, площадь жилых помещений по техническому паспорту, при определении объема потребления газа жилыми помещениями применял коэффициент соотношения площадей жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также розничные цены на газ для населения, установленные на соответствующий год постановлениями Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.12.2006 N 30/3, от 13.12.2007 N 33/3, от 30.12.2008 N 27/2.
Истец, ссылаясь на пункт 1 статьи 135, подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57, считает, что обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ; при реализации услуг по энергоснабжению по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц (промышленных потребителей).
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 указанного закона закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Вышеуказанными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При рассмотрении материалов дела судом установлено, что ТСЖ "Офицерская 11-А" создано в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в целях управления жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 при заключении договоров товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК; в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ, ЖСК оплачивают такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Газ, приобретаемый в соответствии с условиями заключенного договора поставки, используется истцом в качестве топлива для крышной котельной, производящей тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение исключительно для нужд собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Офицерская, д. 11А.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Приобретение газа исполнителем коммунальных услуг в лице ТСЖ, ЖСК у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан, не противоречит нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения. Правильность и обоснованность представленного истцом расчета излишне оплаченных денежных средств за природный газ для крышной котельной вследствие неправильного применения тарифа на газ ответчиком не опровергнуты.
Доводы заявителя судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как необоснованные.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, в силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.
Поэтому ссылка заявителя на разъяснения ФСТ России является несостоятельной.
Жилищным кодексом Российской Федерации, а также специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, при заключении аналогичных договоров с ресурсоснабжающими организациями ТСЖ отнесено к категории потребителей - население. Соответственно, к ТСЖ подлежат применению тарифы, утвержденные для населения, а не для юридических лиц.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2010 по делу N А11-4615/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир", - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.12.2010 ПО ДЕЛУ N А11-4615/2010
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2010 г. по делу N А11-4615/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой О.А.,
судей Вечканова А.И., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Логиновой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир", г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2010 по делу N А11-4615/2010, принятое судьей Ушаковой Е.П., по иску товарищества собственников жилья "Офицерская 11А", г. Владимир, к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиррегионгаз", г. Владимир, при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Владимироблгаз", г. Владимир, Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, г. Владимир, о взыскании 269 623 руб. 27 коп.,
при участии:
- от заявителя - Клычкова Д.И. по доверенности от 01.01.2010;
- от истца - Кадыковой Т.А. по доверенности от 01.03.2010;
- от третьих лиц - представители не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства (почтовые уведомления N 47263, 7265),
установил:
товарищество собственников жилья "Офицерская 11А" (далее - ТСЖ "Офицерская 11А", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с уточненным иском к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиррегионгаз" (далее - ООО "Владимиррегионгаз", ответчик) о взыскании 269 623 руб. 27 коп. за счет уточнения расчета.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2010 удовлетворены исковые требования. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Владимиррегионгаз" в пользу товарищества собственников жилья "Офицерская 11А" 269 623 руб. 27 коп. неосновательного обогащения и 8 392 руб. 46 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ООО "Владимиррегионгаз" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение в полном объеме в соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неприменением закона, подлежащего применению; применением закона, не подлежащего применению; неправильным истолкованием закона.
Заявитель указывает на то, что ФСТ России, являющееся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на газ и контроль за их применением, подтвердила правомерность неприменения тарифов, установленных для категории "население", к потребителям, эксплуатирующим крышные газовые котельные для центрального отопления многоквартирного дома.
Заявитель полагает, что применение судом первой инстанции норм неосновательного обогащения в данном случае не имеет под собой законных оснований, поскольку в рамках положений законодательства о неосновательном обогащении исковые требования могут быть удовлетворены только при приобретении ответчиком имущества (денежных средств) при отсутствии оснований для взимания с ТСЖ "Офицерская 11А" платы за газ по цене для промышленных потребителей, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой. Считает, оплата газа истцом по цене, установленной для промышленных потребителей, основана на нормах действующего законодательства. Следовательно, у ответчика обязанность по возврату истцу суммы неосновательного обогащения отсутствует, а значит, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Представил копию свидетельства о внесении изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в ЕГРЮЛ от 10.11.2010, согласно которому ООО "Владимиррегионгаз" изменило наименование на ООО "Газпром межрегионгаз Владимир".
Истец в судебном заседании и в отзыве возразил против доводов апелляционной жалобы. Считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, товарищество собственников жилья "Офицерская 11А" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.12.2002 ОГРН 1023301290011. Между ТСЖ "Офицерская 11А" (покупателем), ООО "Владимиррегионгаз" (поставщиком) и ОАО "Владимироблгаз" (ГРО) заключен договор поставки газа N 01-02/0308-06 от 30.12.2005, в соответствии с которым поставщик обязался осуществлять подачу природного газа покупателю, ГРО - оказывать услуги по транспортировке газа по распределительным сетям, а покупатель обязался принимать (отбирать) от поставщика газ в согласованных объемах, оплачивать газ, расходы по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 договора покупатель производит оплату поставляемого газа, расходов по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги по утвержденным в установленном законом порядке тарифам в размере 100% от суммы стоимости потребленного газа и услуг в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки. Периодом платежа является месяц. Истец пояснил, что в жилом одноподъездном доме по ул. Офицерская д. 11 в г. Владимире установлен коллективный (общедомовой) прибор учета потребления газа, газ поступает через индивидуальный тепловой пункт для одного многоквартирного дома. Полученный газ используется для потребления местными бытовыми приборами (на бытовые нужды), а также в качестве топлива, используемого автономной крышной котельной при производстве тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения.
ТСЖ "Офицерская 11А" не имеет центрального теплового пункта, предназначенного для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
В расчетах за поставленный по настоящему договору природный газ для крышной котельной ответчик применял цены на газ, установленные для промышленных потребителей.
По мнению истца, применяя тариф, установленный для промышленных потребителей, ответчик неправомерно получил в качестве излишней оплаты по договору поставки газа за период с мая 2007 года по май 2010 года (в пределах срока исковой давности) сумму 269 623 руб. 27 коп., являющуюся неосновательным обогащением ответчика, что и послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Предметом спора является взыскание разницы между суммой, начисленной ответчиком и оплаченной истцом по тарифу для промышленных потребителей, и суммой, рассчитанной по тарифу для населения. По объему газа, отобранного истцом для крышной котельной, разногласий между сторонами не имеется.
В расчете суммы неосновательного обогащения ответчика истец учитывал площадь нежилых помещений по техническому паспорту, площадь жилых помещений по техническому паспорту, при определении объема потребления газа жилыми помещениями применял коэффициент соотношения площадей жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также розничные цены на газ для населения, установленные на соответствующий год постановлениями Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.12.2006 N 30/3, от 13.12.2007 N 33/3, от 30.12.2008 N 27/2.
Истец, ссылаясь на пункт 1 статьи 135, подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57, считает, что обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ; при реализации услуг по энергоснабжению по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц (промышленных потребителей).
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 указанного закона закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Вышеуказанными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При рассмотрении материалов дела судом установлено, что ТСЖ "Офицерская 11-А" создано в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в целях управления жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 при заключении договоров товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК; в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ, ЖСК оплачивают такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Газ, приобретаемый в соответствии с условиями заключенного договора поставки, используется истцом в качестве топлива для крышной котельной, производящей тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение исключительно для нужд собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Офицерская, д. 11А.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Приобретение газа исполнителем коммунальных услуг в лице ТСЖ, ЖСК у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан, не противоречит нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения. Правильность и обоснованность представленного истцом расчета излишне оплаченных денежных средств за природный газ для крышной котельной вследствие неправильного применения тарифа на газ ответчиком не опровергнуты.
Доводы заявителя судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как необоснованные.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, в силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.
Поэтому ссылка заявителя на разъяснения ФСТ России является несостоятельной.
Жилищным кодексом Российской Федерации, а также специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, при заключении аналогичных договоров с ресурсоснабжающими организациями ТСЖ отнесено к категории потребителей - население. Соответственно, к ТСЖ подлежат применению тарифы, утвержденные для населения, а не для юридических лиц.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2010 по делу N А11-4615/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир", - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
Председательствующий судья
О.А.ЕРШОВА
О.А.ЕРШОВА
Судьи
А.И.ВЕЧКАНОВ
Е.Л.МАЛЫШКИНА
А.И.ВЕЧКАНОВ
Е.Л.МАЛЫШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)