Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2012 N 09АП-19120/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А40-127528/11-142-1167

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2012 г. N 09АП-19120/2012-ГК

Дело N А40-127528/11-142-1167

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Банина И.Н.,
судей: Катунова В.И., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лущицким Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы
от 05.05.2012 г. по делу N А40-127528/11-142-1167
принятое единолично судьей Филиной Е.Ю.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" (140202, г. Воскресенск, ул. Московская, д. 1, ОГРН 1095005002003)
к Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (127018, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 26, ОГРН 1037715046467) и Министерству обороны Российской Федерации (119160, г. Москва. ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284) о взыскании 1 212 741, 95 руб.
при участии представителей:
- от истца: Муконин С.И. на основании решения N 1 от 16.12.2009 г., Зементова Т.Н. по доверенности от 10.01.2012 г.;
- от ответчиков - Ефимов С.А. по доверенности от 18.06.2012 г., Пакова Ю.В. по доверенности от 21.10.2011 г.;
- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, о взыскании задолженности по возмещению расходов по коммунальным платежам, содержанию и ремонту жилья в сумме 1 212 741 руб. 95 коп. и в порядке субсидиарной ответственности к Министерству обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2012 г. по делу N А40-127528/11-142-1167 исковые требования удовлетворены.
Ответчик - Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" - не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик полагает, что договор от 01.07.2010 г. N 8 не соответствует положениям и ст. 162 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 Гражданского кодекса РФ, и истец не представил доказательств фактической стоимости оказанных услуг. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства обороны РФ в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представил письменные пояснения, в которых указал, что истец обратился с требованием к Министерству обороны РФ, как к субсидиарному ответчику по правоотношениям, предусмотренным п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ, возникшим после 01.01.2011 г., следовательно, заявленные требования в соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ удовлетворению не подлежат.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд полагает о наличии оснований для частичной отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с государственными контрактами от 12.01.2010 г. N 120110/1, от 19.04.2010 г. N 190410/4, от 21.04.2010 г. N 210410/2, заключенными между Минобороны России и ЗАО "ВДСК", для нужд Минобороны России были приобретены квартиры в количестве 29 шт. по адресу: Московская обл., г. Егорьевск, ул. Профсоюзная, д. 25 и 84 шт. по адресу: Московская обл., г. Воскресенск, ул. Рабочая, д. 121-А.
Приказами Минобороны России от 09.12.2010 г. N 1718, от 02.12.2010 г. N 1644, приобретенные квартиры закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с решениями общих собраний собственников многоквартирных домов на основании ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ ООО "УК "ВДСК-Сервис" выбрано в качестве управляющей компании, что подтверждается протоколами от 28.06.2010 г., от 31.08.2010 г.
Между истцом и ФГУ "Коломенская КЭЧ района" Минобороны России (заказчик) заключен договор управления многоквартирным домом от 01.07.2010 г. N 8, по условиям которого истец (исполнитель) принял обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию квартир заказчика и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Московская обл., г. Егорьевск, ул. Профсоюзная, д. 25, г. Воскресенск, ул. Рабочая, д. 121-А, осуществлять иную направленную на достижение целей управления деятельность (п. 2.2 в редакции дополнительного соглашения от 01.09.2010 г. N 1).
В соответствии с п. 3.1.1, п. 4.4 договора до заселения нанимателей квартир заказчик обязался своевременно в установленные сроки и порядке оплачивать предоставленные по договору услуги и возмещать расходы, связанные с исполнением договора, соразмерно доле занимаемых помещений до 15 числа месяца, следующего за расчетным по ставкам и тарифам, установленным на территории нахождения многоквартирного дома.
Заказчиком обязательства по оплате исполнялись ненадлежащим образом, задолженность за период с апреля по июль 2011 года составила 1 212 741 руб. 95 коп., что подтверждается подписанными сторонами договора актами сверки взаимных расчетов за указанный период.
На основании Приказа Минобороны России от 17.12.2010 г. N 1871, ФГУ "Коломенская КЭЧ района" Минобороны России реорганизована путем присоединения к ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России. Изменения установленным порядком внесены в учредительные документы, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 08.11.2011 г.
Таким образом, к ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России перешли права и обязанности ФГУ "Коломенская КЭЧ района" Минобороны России в полном объеме.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Приказу Министра обороны СССР от 22.02.1977 г. N 75, финансирование квартирно-эксплуатационных расходов воинских частей находится в ведении квартирно-эксплуатационной службы.
Из сведений из ЕГРП следует, что в августе 2010 года ФГУ "Московская центральная КЭЧ района" Минобороны России (ранее - МЦ КЭЧ КЭУ г. Москвы) переименована в ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
Отношения между истцом и ответчиком урегулированы положениями договора управления многоквартирным домом от 01.07.2010 г. N 8, права и обязанности по которому перешли к ответчику в силу ч. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ.
Поскольку срок оплаты истек, и ответчик не представил доказательств оплаты предоставленных по договору услуг и возмещения расходов, связанных с исполнением договора, соразмерно доле занимаемых помещений, за указанный период, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании 1 212 741 руб. 95 коп. долга в соответствии со ст. ст. 8, 12, 309, 310, 314 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 153 - 158 Жилищного кодекса РФ, подлежит удовлетворению.
Оспаривая решение суда, ответчик утверждает, что договор от 01.07.2010 г. N 8 не соответствует положениям и ст. 162 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 Гражданского кодекса РФ, и истец не представил доказательств фактической стоимости оказанных услуг.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с указанными доводами ответчика в силу следующих обстоятельств:
Отношения между истцом и ответчиком урегулированы положениями договора управления многоквартирным домом от 01.07.2010 г. N 8, заключенного между ООО "УК "ВДСК-Сервис" и ФГУ "Коломенская КЭЧ района" Министерства обороны РФ.
Приказами Минобороны России от 09.12.2010 г. N 1718 и от 02.12.2010 г. N 1644 приобретенные Министерством обороны РФ квартиры по государственным контрактам переданы в оперативное управление ФГУ "Коломенская КЭЧ района" Министерства обороны РФ.
Согласно ст. ст. 294 - 296 Гражданского кодекса РФ, ФГУ "Коломенская КЭЧ района" Министерства обороны РФ приобретает права собственника и вправе заключать договоры, не противоречащие закону.
Доказательств ничтожности заключенного договора ответчиком не представлено.
На основании Приказа Министерства обороны РФ от 17.12.2010 г. N 1871 ФГУ "Коломенская КЭЧ района" Министерства обороны РФ реорганизовано путем присоединения к ФГУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ. Изменения установленным порядком внесены в учредительные документы, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ и подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, находящейся в деле. В силу ч. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ права и обязанности по договору перешли к правопреемнику.
В материалы дела представлены документы, а именно, оборотно-сальдовая ведомость, где перечислены все оказанные ООО "УК "ВДСК-Сервис" услуги (содержание и текущее обслуживание, домофон, отопление и подогрев воды) по тарифам, установленным на территории нахождения дома.
На основании Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 п. 16 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (с изменениями от 21.07.2008 г.) плата за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение производится по приборам учета, установленным в каждой квартире. Так как квартиры не заселены, то расхода воды, электроэнергии не было и платежи по ним не начислялись. Поэтому не может идти речи об их перерасчете.
На основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома N 25 по ул. Профсоюзная, г. Егорьевск установлен тариф по статье "Содержание и текущее обслуживание" на 2011 год в размере 30 руб. 19 коп. с кв. м общей площади жилого помещения.
Решением общего собрания собственников дома N 121-А по ул. Рабочая г. Воскресенск от 19.03.2011 г. утвержден тариф по статье Содержание и текущее обслуживание" в размере 37 руб. 53 коп. с кв. м общей площади жилого помещения.
В голосовании принимало участие Коломенская КЭЧ Минобороны. Остальные тарифы приняты распоряжением Министерством экономики Московской области от 30.11.2010 г. N 83-РМ.
Что касается отопления, то расчет производится по общедомовому счетчику ежемесячно на основании выставленных счетов поставщика теплоэнергии. Расчет производится с учетом площади жилого помещения по факту потребленного тепла, поэтому на конец года никаких перерасчетов не может быть. Данное решение было принято на общих собраниях собственников многоквартирных домов.
При указанных обстоятельствах доводы ответчика о ничтожности договора и отсутствии доказательств фактической стоимости оказанных услуг подлежат отклонению.
Между тем, арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности.
Согласно пункту 2 статьи 120 и пункту 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
В соответствии с п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Поскольку истцом не были предъявлены требования к основному ответчику и он отказался их оплатить, то требования истца о взыскании денежных средств, как с главного распорядителя бюджетных средств по обязательствам, возникшим до 01.01.2011 г. не подлежат удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2011 г., за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Учитывая, что истец обратился с требованием к Министерству обороны РФ, как к субсидиарному ответчику по правоотношениям, предусмотренным п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ, возникшим после 01.01.2011 г., заявленные требования в соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2012 г. по делу N А40-127528/11-142-1167 в части взыскания задолженности в сумме 1.212.741 руб. 95 коп. и расходов по уплате госпошлины по иску 25.127 руб. 42 коп. с Министерства обороны РФ, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2012 г. по делу N А40-127528/11-142-1167 в части взыскания задолженности в сумме 1.212.741 руб. 95 коп. и расходов по уплате госпошлины по иску 25.127 руб. 42 коп. с Министерства обороны РФ отменить и в иске в этой части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2012 г. по делу N А40-127528/11-142-1167 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий
И.Н.БАНИН
Судьи
В.И.КАТУНОВ
Н.В.ЮРКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)