Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.09.2011 N Ф09-4320/11 ПО ДЕЛУ N А60-34138/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2011 г. N Ф09-4320/11


Дело N А60-34138/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Вербенко Т.Л., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Михайловского муниципального образования (ОГРН: 1069646000786, ИНН: 6646011488); (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2010 по делу N А60-34138/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (ОГРН: 1046602275455, ИНН 1046602275455); (далее - общество "Экосервис") - Сычев В.А., директор (решение о назначении директора от 17.10.2010), Ананьина Н.В. (доверенность от 06.06.2011);
- администрации - Горохова М.В. (доверенность от 18.03.2011 N 17).

Общество "Экосервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к администрации о взыскании 538 257 руб. 82 коп., в том числе 520 741 руб. 79 коп. - компенсация выпадающих доходов от предоставления коммунальных услуг населению по пониженным тарифам в соответствии с договором на компенсацию выпадающих доходов от предоставления коммунальных услуг населению от 01.05.2009 N 62, 17 516 руб. 03 коп. - проценты, начисленные за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 21.12.2010 (судья Усова М.Г.) иск удовлетворен. С администрации в пользу общества "Экосервис" взысканы 520 741 руб. 79 коп., составляющих сумму, возникшую от предоставления услуг тепловодоснабжения и горячего водоснабжения по пониженным тарифам, утвержденным для населения, 17 516 руб. 03 коп. процентов, начисленные за пользование чужими денежными средствами.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 (судьи Назарова В.Ю., Лихачева А.Н., Масальская Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что суд в нарушение ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не прекратил производство по делу, поскольку данный спор между истцом и ответчиком о том же предмете и на том же основании уже рассматривался арбитражным судом по делу N А60-15652/2010-С3, производство по делу было прекращено в связи с отказом истца от иска. Заявитель полагает, что истцом не доказано ненадлежащее исполнение ответчиком условий договора от 01.05.2009 N 62, а также истцом не представлено доказательств выпадающих доходов, а также счета-фактуры на выпадающие доходы в нарушение п. 2.1.2. договора, следовательно, отсутствует вина и причинно-следственная связь между неисполнением ответчиком договорных обязательств и убытками истца.

Как установлено судом, между обществом "Экосервис" (организация) и администрацией заключен договор N 62 на компенсацию выпадающих доходов от предоставления коммунальных услуг населению по пониженным тарифам от 01.05.2009.
Указанный договор определяет взаимоотношения между администрацией и организацией по компенсации организации выпадающих доходов от предоставления коммунальных услуг населению по пониженным тарифам в соответствии с законодательством о ценообразовании согласно "Порядку предоставления средств из бюджета Михайловского муниципального образования предприятиям и организациям на цели компенсации выпадающих доходов от предоставления коммунальных услуг населению по пониженным тарифам", утвержденному постановлением главы Михайловского муниципального образования от 13.01.2009 N 3/1.
Максимальная сумма выплат на компенсацию выпадающих доходов от предоставления коммунальных услуг населению по пониженным тарифам составляет 700,520 тыс. руб.
На основании Решения Думы Нижнесергинского муниципального района от 24.12.2008 N 139 "Об оплате услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населением Нижнесергинского муниципального образования" тариф для оплаты населением, как потребителям тепла был установлен в размере 882 руб./Гкал.
Поставщики услуг - закрытое акционерное общество "Регионгаз-инвест" (далее - общество "Регионгаз-инвест") и муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети г. Михайловск" (далее - предприятие "Тепловые сети г. Михайловск") поставляют тепловую энергию и предъявляют счета в адрес управляющей организации - общества "Экосервис" по тарифам, утвержденным РЭК Свердловской области.
Общество "Экосервис", исполняя условия договора на компенсацию выпадающих доходов от предоставления коммунальных услуг населению по пониженным тарифам от 01.05.2009 N 62, производил начисление и сбор денежных средств с населения за коммунальные услуги в 2009 году в соответствии с тарифом, установленным Решением Думы Нижнесергинского муниципального района от 24.12.2008 N 139 "Об оплате услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населением Нижнесергинского муниципального образования", то есть по цене, размер которой ниже размера фактической себестоимости коммунальных услуг.
Общество "Экосервис" выполнило свои обязательства за период с сентября по декабрь 2009 года в полном объеме: тарифы за тепловую энергию, предъявляемые населению, были выставлены в соответствии с тарифами, утвержденными Решением Думы Нижнесергинского муниципального района от 24.12.2008 года N 139 "Об оплате услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населением Нижнесергинского муниципального образования".
При наступлении отопительного периода с октября 2009 года в адрес истца поставщиками: обществом "Регионгаз-Инвест" и предприятием "Тепловые сети г. Михайловска" выставлены счета на услуги отопления без основания объемов оказаний услуг. В связи с этим было отказано в принятии актов за период сентябрь - декабрь 2009 года. Общество "Экосервис не имело возможности своевременно предоставить в администрацию подтверждающие документы.
Переданные в адрес администрации расчеты 16.01.2010 возвращены в адрес истца без каких-либо пояснений. После чего они были направлены повторно с сопроводительным письмом от 04.02.2010 N 30.
Однако, 14.02.2010 в адрес истца поступил отказ от принятия расчета для оплаты, мотивированный окончанием срока действия договора 31.12.2009, тогда как предусмотренные п. 2.1.2 договора документы представлены истцом только 16.01.2010, то есть с пропуском установленного договором срока.
Поскольку сумма компенсации не была выплачена, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта предоставления истцом коммунальных услуг населению в спорный период, отсутствия оснований для отказа от исполнения ответчиком денежного обязательства, правильности расчета процентов за пользование чужими денежными средствами.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Подпунктом "а" п. 17 ст. 2 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 указанных Правил, если исполнителем является управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Решением Думы Нижнесергинского муниципального района от 24.12.2008 года N 139 "Об оплате услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населением Нижнесергинского муниципального образования" установлен тариф для оплаты населением, как потребителями тепла, в размере 882 руб./Гкал, то есть ниже тарифа, предусмотренного постановлением РЭК Свердловской области.
Согласно ст. 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства финансируется исключительно из местного бюджета.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом возложена на местные органы самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 18 названного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, используются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.06.2003 г. N 353-ПП, из местных бюджетов на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства финансируются расходы на возмещение разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги и на предоставление льгот, устанавливаемых органами местного самоуправления в части оплаты жилищно-коммунальных услуг, при этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования, и с целью обеспечения финансовой стабилизации работы жилищно-коммунального комплекса Свердловской области в бюджеты муниципальных образований должны включаться в полном объеме суммы, необходимые для возмещения разницы в тарифах.
Исходя из изложенных норм права суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что обязанность по возмещению разницы в тарифах, установленных региональными энергетическими комиссиями и органами местного самоуправления, законодатель возложил на местные бюджеты.
Органы местного самоуправления при установлении тарифов для населения по оплате коммунальных услуг должны обеспечивать включение в соответствующие муниципальные бюджеты денежных средств, необходимых для возмещения разницы между тарифами на коммунальные услуги, установленными органами местного самоуправления и между фактическими расходами, понесенными энергоснабжающими организациями.
Судами установлено, что общество "Экосервис" выполнило свои обязательства за период с сентября по декабрь 2009 года в полном объеме: тарифы за тепловую энергию, предъявляемые населению, были выставлены в соответствии с тарифами, утвержденными Решением Думы Нижнесергинского муниципального района от 24.12.2008 N 139 "Об оплате услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населением Нижнесергинского муниципального образования".
В подтверждение наличия у ответчика задолженности истцом представлены акты потребления и оказания услуг по транспортировке тепловой энергии, ГВС, специально подготовленного теплоносителя, пара, услуги водоснабжения общества "Регионгаз-Инвест", акты предприятия "Тепловые сети г. Михайловск" о передаче тепловой энергии, счета-фактуры, выставленные обществом "Регионгаз-Инвест", предприятием "Тепловые сети г. Михайловск", расчет выпадающих доходов.
Обязанность администрации по оплате предъявленных истцом денежных сумм предусмотрена заключенным между сторонами договором на компенсацию выпадающих доходов от предоставления коммунальных услуг населению по пониженным тарифам от 01.05.2009 N 62.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства и условия договора от 01.05.2009 N 62, принимая во внимание, что истцом условия договора о направлении администрации необходимых документов (п. 2.1.2) исполнены надлежащим образом, и учитывая, что договором от 01.05.2009 N 62 не предусмотрено условие прекращения обязательств в связи с окончанием срока действие договора (ч. 3, 4 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации), суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованными исковые требования о взыскании суммы компенсации выпадающих доходов в размере 520 741 руб. 79 коп.
Кроме того, суды правильно удовлетворили исковые требования о взыскании процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами, в сумме 17 516 руб. 03 коп. за период с 01.04.2009 по 09.12.2009 по ставке рефинансирования 7,75% годовых.
Расчет процентов судами проверен и признан верным.
Довод заявителя жалобы о том, что производство по данному делу подлежало прекращению в соответствии с п. 2 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку предмет и основание исковых требований по делу N А60-15652/2010 иные, а именно истцом заявлено о взыскании убытков, возникших от предоставления услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по пониженным тарифам, утвержденным для населения, на основании ст. 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 7 ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" за период с 01.04.2009 г. по 09.12.2009.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2010 по делу N А60-34138/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Михайловского муниципального образования - без удовлетворения.
Председательствующий
ВАСИЛЬЧЕНКО Н.С.

Судьи
ВЕРБЕНКО Т.Л.
СИРОТА Е.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)