Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 3 июля 2006 г. Дело N А19-2797/06-53
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Архипенко А.А.,
судей: Матининой Л.Н., Буяновер П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Архипенко А.А.,
при участии:
от истца: Богачева Н.А. - дов. от 30.01.2006,
от ответчика: Воякина М.В. - дов. от 31.01.2006,
от третьих лиц: Иркутская область в лице ГФУ ИО - по увед. N 41810, не явились, муниципальное образование г. Иркутск в лице администрации г. Иркутска - по увед. N 42377, не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Иркутской области на решение от 10.05.2006 по делу N А19-2797/06-53 арбитражного суда, принятого судьей Рукавишниковой Е.В. по иску ЖСК N 75 к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (третьи лица: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, Муниципальное образование "Город Иркутск" в лице администрации г. Иркутска) о взыскании 8492 руб. 76 коп.,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив N 75 обратился к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ с требованием о взыскании 8492 руб. 76 коп., составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 4 квартале 2004 года инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена ФЗ "О социальной защите инвалидов" и договором от 25.05.2004 N 221-66-283/4.
Определением от 01.03.2006 по делу N А19-2797/06-53 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области и муниципальное образование город Иркутск в лице администрации г. Иркутска.
Решением от 10.05.2006 по делу N А19-2797/06-53 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос о проверке законности и обоснованности принятого судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального права, неполным выяснением судом и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ЖСК N 75 предоставляло в 4 квартале 2004 года инвалидам, проживающим в г. Иркутске, предусмотренные ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% от тарифа.
Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в законе.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), порядок предоставления которых определяется Правительством РФ.
Правительство РФ постановлением от 27.07.1996 за N 901 утвердило "Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", в соответствии с п. 16 которых расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Из содержания указанных правовых актов следует, что законодатель определенно установил источник финансирования указанных расходов только по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности. Источник финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за коммунальные услуги, по жилищному фонду субъектов Российской Федерации, муниципальному и общественному жилищному фонду указанными нормативными актами не установлен. Ссылка в п. 16 постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 на то, что возмещение расходов производится в установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления порядке, не содержит указания на источник финансирования этих расходов и не предусматривает возможности судебным органам определить источник финансирования самостоятельно.
Из имеющихся в материалах дела документов (отчетов о суммах расходов, подлежащих возмещению, расшифровке к отчету, акта сверки сумм, подлежащих к возмещению, подписанного без разногласий истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска) усматривается, что истец в 4 квартале 2004 года предоставил льготы инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в полном объеме.
Спора по объему и стоимости оказанных услуг между сторонами нет.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" возмещение предприятию расходов по предоставлению инвалидам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, то у такой организации возникло право требования их возмещения.
Таким образом, ЖСК N 75 обоснованно обратился с требованием о возмещении понесенных им в 4 квартале 2004 года и некомпенсированных расходов в размере 8492 руб. 76 коп. в судебном порядке.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по обеспечению социальной защиты населения отнесены к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов производятся по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах. Порядок согласования, распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций, определен его размер, размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций субъектам Российской Федерации и направляемых на финансирование расходов по реализации, в частности, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Указанными Федеральными законами предусмотрено, что порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 (действие которого продлено на 2004 год постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80) утвержден порядок предоставления и расходования в 2004 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 данного постановления предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
В статье 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в сумме 14847208,2 тыс. руб. Данные средства Фонда компенсаций распределены по субъектам Российской Федерации на 2004 год.
Согласно приложению N 14 к данному Закону субъекту Российской Федерации - Иркутской области на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлены субсидии в размере 537921 тыс. руб.
Законом Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" утвержден объем субвенций местным бюджетам, выделяемых из Фонда компенсаций за счет средств федерального бюджета на возмещение льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно приложению 11 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" муниципальному образованию "Город Иркутск" выделены субсидии в размере 89197 тыс. руб.
Из имеющегося в материалах дела отчета об исполнении субсидий и субвенций, выделенных местным бюджетам из фонда компенсаций за счет средств федерального бюджета за 2004 год усматривается, что поступившие в областной бюджет денежные средства на возмещение льгот выделены бюджету муниципального образования "Город Иркутск" и распределены последним в полном объеме.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
Приказом Минфина Российской Федерации от 12.02.1998 N 26 "О порядке организации и ведения Министерством финансов в Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах" на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт-Петербургу возложены обязанности по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области исполнило свои обязанности и распределило в полном объеме фактически полученные из федерального бюджета денежные средства.
Муниципальное образование "Город Иркутск" надлежащим образом исполнило свои обязанности и распределило учтенные в местном бюджете и фактически полученные денежные средства в полном объеме.
Таким образом, недостаточное финансирование расходов на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имело место со стороны Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что понесенные ЖСК N 75 расходы по предоставлению инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.
Апелляционная инстанция считает, что при принятии решения об удовлетворении исковых требований судом первой инстанции правильно оценены представленные сторонами доказательства, установлены обстоятельства дела и правильно применены нормы материального права.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
решение от 10.05.2006 по делу N А19-2797/06-53 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.07.2006 ПО ДЕЛУ N А19-2797/06-53
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 3 июля 2006 г. Дело N А19-2797/06-53
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Архипенко А.А.,
судей: Матининой Л.Н., Буяновер П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Архипенко А.А.,
при участии:
от истца: Богачева Н.А. - дов. от 30.01.2006,
от ответчика: Воякина М.В. - дов. от 31.01.2006,
от третьих лиц: Иркутская область в лице ГФУ ИО - по увед. N 41810, не явились, муниципальное образование г. Иркутск в лице администрации г. Иркутска - по увед. N 42377, не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Иркутской области на решение от 10.05.2006 по делу N А19-2797/06-53 арбитражного суда, принятого судьей Рукавишниковой Е.В. по иску ЖСК N 75 к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (третьи лица: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, Муниципальное образование "Город Иркутск" в лице администрации г. Иркутска) о взыскании 8492 руб. 76 коп.,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив N 75 обратился к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ с требованием о взыскании 8492 руб. 76 коп., составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 4 квартале 2004 года инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена ФЗ "О социальной защите инвалидов" и договором от 25.05.2004 N 221-66-283/4.
Определением от 01.03.2006 по делу N А19-2797/06-53 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области и муниципальное образование город Иркутск в лице администрации г. Иркутска.
Решением от 10.05.2006 по делу N А19-2797/06-53 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос о проверке законности и обоснованности принятого судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального права, неполным выяснением судом и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ЖСК N 75 предоставляло в 4 квартале 2004 года инвалидам, проживающим в г. Иркутске, предусмотренные ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% от тарифа.
Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в законе.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), порядок предоставления которых определяется Правительством РФ.
Правительство РФ постановлением от 27.07.1996 за N 901 утвердило "Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", в соответствии с п. 16 которых расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Из содержания указанных правовых актов следует, что законодатель определенно установил источник финансирования указанных расходов только по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности. Источник финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за коммунальные услуги, по жилищному фонду субъектов Российской Федерации, муниципальному и общественному жилищному фонду указанными нормативными актами не установлен. Ссылка в п. 16 постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 на то, что возмещение расходов производится в установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления порядке, не содержит указания на источник финансирования этих расходов и не предусматривает возможности судебным органам определить источник финансирования самостоятельно.
Из имеющихся в материалах дела документов (отчетов о суммах расходов, подлежащих возмещению, расшифровке к отчету, акта сверки сумм, подлежащих к возмещению, подписанного без разногласий истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска) усматривается, что истец в 4 квартале 2004 года предоставил льготы инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в полном объеме.
Спора по объему и стоимости оказанных услуг между сторонами нет.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" возмещение предприятию расходов по предоставлению инвалидам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, то у такой организации возникло право требования их возмещения.
Таким образом, ЖСК N 75 обоснованно обратился с требованием о возмещении понесенных им в 4 квартале 2004 года и некомпенсированных расходов в размере 8492 руб. 76 коп. в судебном порядке.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по обеспечению социальной защиты населения отнесены к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов производятся по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах. Порядок согласования, распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций, определен его размер, размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций субъектам Российской Федерации и направляемых на финансирование расходов по реализации, в частности, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Указанными Федеральными законами предусмотрено, что порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 (действие которого продлено на 2004 год постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80) утвержден порядок предоставления и расходования в 2004 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 данного постановления предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
В статье 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в сумме 14847208,2 тыс. руб. Данные средства Фонда компенсаций распределены по субъектам Российской Федерации на 2004 год.
Согласно приложению N 14 к данному Закону субъекту Российской Федерации - Иркутской области на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлены субсидии в размере 537921 тыс. руб.
Законом Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" утвержден объем субвенций местным бюджетам, выделяемых из Фонда компенсаций за счет средств федерального бюджета на возмещение льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно приложению 11 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" муниципальному образованию "Город Иркутск" выделены субсидии в размере 89197 тыс. руб.
Из имеющегося в материалах дела отчета об исполнении субсидий и субвенций, выделенных местным бюджетам из фонда компенсаций за счет средств федерального бюджета за 2004 год усматривается, что поступившие в областной бюджет денежные средства на возмещение льгот выделены бюджету муниципального образования "Город Иркутск" и распределены последним в полном объеме.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
Приказом Минфина Российской Федерации от 12.02.1998 N 26 "О порядке организации и ведения Министерством финансов в Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах" на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт-Петербургу возложены обязанности по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области исполнило свои обязанности и распределило в полном объеме фактически полученные из федерального бюджета денежные средства.
Муниципальное образование "Город Иркутск" надлежащим образом исполнило свои обязанности и распределило учтенные в местном бюджете и фактически полученные денежные средства в полном объеме.
Таким образом, недостаточное финансирование расходов на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имело место со стороны Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что понесенные ЖСК N 75 расходы по предоставлению инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.
Апелляционная инстанция считает, что при принятии решения об удовлетворении исковых требований судом первой инстанции правильно оценены представленные сторонами доказательства, установлены обстоятельства дела и правильно применены нормы материального права.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.05.2006 по делу N А19-2797/06-53 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
А.А.АРХИПЕНКО
Судьи:
Л.Н.МАТИНИНА
П.И.БУЯНОВЕР
А.А.АРХИПЕНКО
Судьи:
Л.Н.МАТИНИНА
П.И.БУЯНОВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)