Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.
судей Антоновой О.И., Бирченко А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
при участии в заседании:
от истца - не явились, надлежащим образом уведомлены,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Губин С.В. доверенность N 02-02/864 от 21.09.2009 г.
от комитета по управлению имуществом г. Саратова - Феоктистов А.П. доверенность N 02-08/7649 от 27.10.2009 г.
иные лица - не явились, надлежащим образом уведомлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2010 по делу N А57-13268/09, (судья И.П. Сенякина)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация АЛЕКС"
к администрации муниципального образования "Город Саратов",
комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов",
третьи лица:
управление капитального строительства администрации муниципального образования "Город Саратов",
Комитет по управлению имуществом г. Саратова,
администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов"
о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 59 464,51 рублей,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация АЛЕКС" (далее - ООО "Управляющая организация АЛЕКС", "истец") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", третьи лица: управление капитального строительства администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности по оплате содержания жилья и коммунальных услуг за период с 08 февраля 2008 года по 01 июля 2009 года в размере 56 323,95 рублей.
В порядке статьи 51 АПК РФ, судом первой инстанции по ходатайству ответчика - Администрации МО "Город Саратов" к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Администрация Ленинского района МО "Город Саратов".
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции, истец уточнил исковые требования в части определения периода взыскания с ответчика задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по спорным квартирам, при этом увеличил размер исковых требований. Истец просил изменить периоды расчета задолженности по квартирам и взыскать с ответчика следующие суммы: по квартире N 54 - за период с 08.02.2008 г. по 21.09.2009 г. в размере 12 047,25 руб.; по квартире N 55 - за период с 08.02.2008 г. по 25.06.2009 г. в размере 15 335,87 руб.; по квартире N 59 - за период с 08.02.2008 г. по 18.06.2009 г. в размере 15 204,92 руб.; по квартире N 95 - за период - с 08.02.2008 г. по 30.09.2009 г. в размере 16 876,47 руб., а всего - 59 464,51 рублей.
Впоследствии, представитель истца отказался от исковых требований в части взыскания платы за электроснабжение мест общего пользования (МОП) по квартирам 54, 55, 59 и 95 д. 13 по ул. Производственной в г. Саратове за спорный период. Истец просил прекратить производство в части исковых требований о взыскании платы за электроснабжение мест общего пользования (МОП) по квартирам 54, 55, 59 и 95 д. 13 по ул. Производственной в г. Саратове: по кв. N 54 за период с июля 2008 г. по сентябрь 2009 г. включительно в сумме 509,28 рублей, по квартире N 55 за период с июля 2008 г. по июнь 2009 г. включительно в сумме 542,52 руб., по кв. N 59 за период с июля 2008 г. по июнь 2009 г. включительно в сумме 530,47 рублей, по кв. 95 за период с июля 2008 г. по сентябрь 2009 г. включительно в сумме 727,17 рублей, а всего на общую сумму - 2 309,44 рублей.
Суд первой инстанции, в порядке ст. 49 АПК РФ, счел заявленные ходатайства обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2010 по делу N А57-13268/09 исковые требования удовлетворены частично.
С МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств Казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "УО АЛЕКС" взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги:
- - по квартире 54 по улице Производственной в доме N 13 г. Саратова за период с 08.02.2008 г. по 21.09.2009 г. в размере 7 962,96 рублей;
- - по квартире 55 по улице Производственной в доме N 13 г. Саратова за период с 08.02.2008 г. по 25.06.2009 г. в размере 9 737,39 рублей,
- по квартире 59 по улице Производственной в доме N 13 г. Саратова за период с 08.02.2008 г. по 18.06.2009 г. в размере 9 618,49 рублей,
- по квартире 95 по улице Производственной в доме N 13 г. Саратова за период с 08.02.2008 г. по 30.09.2009 г. в размере 11 114,17 рублей,
итого - 38 460 рублей 36 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 538 рублей 41 копеек, а всего - 39 998 рублей 77 копеек.
В остальной части исковых требований ООО "УО АЛЕКС" отказано.
Прекращено производство в части исковых требований о взыскании платы за электроснабжение мест общего пользования (МОП) по квартирам 54, 55, 59 и 95 д. 13 по ул. Производственной в г. Саратове: по кв. N 54 за период с июля 2008 г. по сентябрь 2009 г. включительно в сумме 509,28 рублей, по квартире N 55 за период с июля 2008 г. по июнь 2009 г. включительно в сумме 542,52 руб., по кв. N 59 за период с июля 2008 г. по июнь 2009 г. включительно в сумме 530,47 рублей, по кв. 95 за период с июля 2008 г. по сентябрь 2009 г. включительно в сумме 727,17 рублей, а всего на общую сумму - 2 309,44 рублей.
Не согласившись с данным решением, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обжаловал его в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что суд первой инстанции неправомерно взыскал задолженность за коммунальные услуги: за теплоснабжение с момента заключения договора теплоснабжения с октября 2008 года, за услуги по обслуживанию лифтов с января 2009 года, тогда как право собственности МО "Город Саратов" возникло только 6 марта 2009 года.
Заявитель жалобы также считает неверным вывод суда о том, что уполномоченным органом от имени МО "Город Саратов" в части возмещения расходов на жилищно-коммунальные услуги является Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", поскольку Комитет по финансам не распоряжается муниципальным имуществом, не осуществляет полномочия по его содержанию.
Заявитель также ссылается на то, что истцом не представлено доказательств соблюдения требований по выбору способа управления многоквартирным домом, поскольку в нарушение ст. 161, 162 ЖК РФ, МО "Город Саратов" как собственник квартир, в лице уполномоченных органов, не было уведомлено о проведении общего собрания собственников и не принимало в нем участия, не заключало договор управления многоквартирным домом с ООО "Управляющая организация АЛЕКС".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 28 января 2008 года между МУП "Саратовское городское капитальное строительство и комплектации" (Участник - 1), Волжским районным отделением "Кронверк-Ф" Саратовского регионального отделения (СРО) Общероссийской общественной организации инвалидов Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов (Устатник - 2) и Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая организация АЛЕКС" (Управляющий) заключен договор N 10 на управление жилым фондом. В соответствии, с условиями которого ООО "Управляющая организация АЛЕКС" осуществляет деятельность по управлению - надлежащему содержанию, техническому и санитарному обслуживанию ремонту принадлежащего Участникам жилого фонда и общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. академика Антонова, пр. Строителей, улица Производственная в городе Саратове.
Согласно актам приема-передачи от 08 февраля 2008 года МУП "Саратовское городское капитальное строительство и комплектации" передало квартиры NN 54, 55, 59, 95, расположенные в жилом доме по адресу: город Саратов, улица Производственная 13, - Комитету по капитальному строительству администрации г. Саратова (в настоящее время Управление капитального строительства администрации МО "Город Саратов"), действовавшего, как указано в актах приема-передачи от 08 февраля 2008 г., от имени муниципального образования "город Саратов" и в его интересах на основании доверенности, как принимающая сторона.
Из материалов дела следует, что 6 марта 2009 года на основании муниципального контракта на долевое участие МО "город Саратов" в строительстве жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда от 21.12.2007 г. N 111), Акта приема-передачи от 08.02.2008 г. и Акта ввода объекта в эксплуатацию от 29.12.2007 г. N 64-135 в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в УФРС по Саратовской области на вышеуказанные квартиры было зарегистрировано право собственности за Муниципальным Образованием город Саратов, что подтверждается представленными в суд свидетельствами о праве собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с п. 3.2. Решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 г. N 21 - 183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67 - 649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации муниципального Образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19 - 17, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункта 1.2. положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункта 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25 - 246, муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов" и не закрепленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе: средства бюджета города пп. 3.1.1.).Аналогичная норма закреплена в статье 215 Гражданского Кодекса РФ.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерным выводам о том, что исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города в порядке, предусмотренном Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно материалам дела, с момента передачи квартир администрации г. Саратова в лице Комитета по капитальному строительству (в настоящее время Управление капитального строительства администрации МО "Город Саратов") - с 08.02.2008 г., - до момента передачи квартир по договорам социального найма гражданам, соответственно:
- по квартире N 54 - по 21.09.2009 г.;
- по квартире N 55 - по 25.06.2009 г.;
- по квартире N 59 - по 18.06.2009 г.;
- по квартире N 95 - по 30.09.2009 г.,
- расходы по содержанию квартир и отоплению несло общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация АЛЕКС".
Поскольку с 8 февраля 2008 года задолженность за жилищно-коммунальные услуги за спорные периоды по каждой квартире составил в общей сумме - 59 464,51 рублей, истец обратился с настоящим иском.
При этом согласно уточненным расчетам, представленным истцом:
по квартире N 54 - за период с 08.02.2008 г. по 21.09.2009 г. задолженность в размере 12047,25 руб. складывается, исходя из платы за отопление с октября 2008 года по апрель 2009 года, за ремонт и содержание жилья за период с 08.02.2007 г. по 21.09.2009 г., а также платы за лифт за период с 1 января 2009 года по 21.09.2009 г., освещение в местах общего пользования (МОП) с июля 2008 года по 21.09.2009 г., и за установку в 2008 года газового счетчика на дом.
по квартире N 55 - за период с 08.02.2008 г. по 25.06.2009 г. задолженность в размере 15 335,87 руб. складывается, исходя из платы за отопление с октября 2008 года по апрель 2009 года, за ремонт и содержание жилья за период с 08.02.2007 г. по 25.06.2009 г., а также платы за лифт за период с 1 января 2009 года по 25.06.2009 г., освещение в местах общего пользования (МОП) с июля 2008 года по 25.06.2009 г., и за установку в 2008 года газового счетчика на дом.
по квартире N 59 задолженность - за период с 08.02.2008 г. по 18.06.2009 г. в размере 15 204,92 руб. складывается, исходя из платы за отопление с октября 2008 года по апрель 2009 года, за ремонт и содержание жилья за период с 08.02.2007 г. по 18.06.2009 г., а также платы за лифт за период с 1 января 2009 года по 18.06.2009 г., освещение в местах общего пользования (МОП) с июля 2008 года по 18.06.2009 г., и за установку в 2008 года газового счетчика на дом.
по квартире N 95 - за период - с 08.02.2008 г. по 30.09.2009 г. задолженность в размере 16 876,47 руб. складывается, исходя из платы за отопление с октября 2008 года по 30.09.2009 г., за ремонт и содержание жилья за период с 08.02.2007 г. по 30.09.2009 г., а также платы за лифт за период с 1 января 2009 года по 30.09.2009 г. освещение в местах общего пользования (МОП) с июля 2008 года по 30.09.2009 г., и за установку в 2008 года газового счетчика на дом.
Проверив представленный уточненный расчет и периоды взыскания, суд первой инстанции счел, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению. Судебная коллегия соглашается с данными выводами, исходя из следующего.
Согласно статья 161 Жилищного Кодекса РФ, Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ, Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Статьей 164 Жилищного кодекса РФ предусмотрен способ управления многоквартирным домом при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. В таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
Как правильно установлено судом первой инстанции, 28 января 2008 года между МУП "Саратовское городское капитальное строительство и комплектации" (Участник - 1), Волжским районным отделением "Кронверк-Ф" Саратовского регионального отделения (СРО) Общероссийской общественной организации инвалидов Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов (Участник - 2) и Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая организация АЛЕКС" (Управляющий) заключили договор N 10 на управление жилым фондом сроком на один год. По условиям договора, ООО "Управляющая организация АЛЕКС" осуществляет деятельность по управлению - надлежащему содержанию, техническому и санитарному обслуживанию, ремонту, принадлежащего Участникам жилого фонда и общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: город Саратов, улица проспект Строителей, ул. Ак.Антонова, ул. Производственная в Ленинском районе г. Саратова. Согласно акта приема-передачи жилого фонда, являющегося неотъемлемой частью договора от 28.01.2008 г., ООО Управляющей организации "Алекс" был передан дом N 13 по ул. Производственной в г. Саратове.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27 января 2009 года был выбран способ управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Производственная, дом 13, путем осуществления управления многоквартирным домом непосредственно собственниками помещений.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку после передачи жилого фонда по договору от 28 января 2008 года, истцом не был не заключен договор на управление домом N 13 по ул. Производственной с его жильцами, то в указанный период с 28 января 2008 года до 27 января 2009 года, (до избрания общим собранием собственников помещений способа управления многоквартирным домом), истец в силу закона не являлся управомоченным лицом по управлению данным домом и соответственно спорных квартир и по взиманию оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Статьей 422 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Законодателем императивно регламентирован порядок передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации в соответствии со статьями 161, 162, 164 Жилищного кодекса РФ.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что за период с 8 февраля 2008 года до 27 января 2009 года истец вправе требовать только понесенные им убытки, связанные с управлением многоквартирным домом 13 по ул. Производственной в г. Саратове, правомерен.
Согласно части 4 статье 158 Жилищного Кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, учитывая, что с 27 января 2009 г. общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме был выбран способ управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Производственная, дом 13, путем осуществления управления многоквартирным домом непосредственно собственниками помещений, а также учитывая, положения части 4 статье 158 Жилищного Кодекса РФ, когда размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера, что имело место в данном случае, - период взыскания по жилищно-коммунальным платежам за период с 27 января 2009 года по дату передачи спорных квартир нанимателям по договору найма - определяется по установленным органом местного самоуправления тарифам.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Как правильно установлено судом первой инстанции, квартиры NN 54, 55, 59 и 95 были переданы по договору найма гражданам соответственно: 21.09.2009 г., 25.06.2009 г., 18.06.2009 г. и 30.09.2009 г., что подтверждается приобщенными к материалам дела ксерокопиями договоров найма.
Исходя из представленных истцом документов: договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 52855т от 01.09.2008 г., заключенного между ОАО Волжской IIК и ООО Управляющей организацией "Алекс" (л.д. т. 2), счетов-фактур ОАО Волжской IIК и платежных поручений (л.д. 56-70 т. 3) суд первой инстанции правомерно счел, что подлежат взысканию расходы истца по теплоснабжению за период октября 2008 года по апрель 2009 года включительно по квартирам N 54, 55, 59 и 95 дома 13 по ул. Производственной г. Саратова соответственно:
по квартире N 54: октябрь 2008 г.- 104,44 руб., ноябрь 2008 г. - 612, 09 руб., декабрь 2008 г. - 851,56 руб., январь 2009 г. - 839,25 руб., февраль 2009 г. - 1036,94 руб., март 2009 г. - 877, 67 руб., апрель 2009 г. - 645,29 руб., итого: 4 967,24 руб.
по квартире N 55: октябрь 2008 г. - 147,56 руб., ноябрь 2008 г. - 864,81 руб., декабрь 2008 г. - 1203,14 руб., январь 2009 г. - 1185,75 руб., февраль 2009 г. - 1465,06 руб., март 2009 г. - 1240,03 руб., апрель 2009 г. - 911,71 руб., итого: 7 018,06 руб.
по квартире N 59: октябрь 2008 г. - 147,56 руб., ноябрь 2008 г. - 864,81 руб., декабрь 2008 г. - 1203,14 руб., январь 2009 г. - 1185,75 руб., февраль 2009 г. - 1465,06 руб., март 2009 г. - 1240,03 руб., апрель 2009 г. - 911,71 руб., итого: 7 018,06 руб.
по квартире N 95: октябрь 2008 г. - 146,16 руб., ноябрь 2008 г. - 856,60 руб., декабрь 2008 г. - 1191,73 руб., январь 2009 г. - 1174,50 руб., февраль 2009 г. - 1451,16 руб., март 2009 г. -1228,27 руб., апрель 2009 г. - 903,06 руб., итого: 6 951,48 руб.
В соответствии с условиями договора от 01.09.2008 г. учет поданной теплоэнергии и теплоносителя, контроль договорных параметров теплоносителя осуществляется согласно договорного объема теплопотребления объекта абонента по приборам коммерческого учета, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом от 12.09.2008 г., составленным ОАО В ТГК в лице филиала "Волжской ТГК" территориальное управление по теплоснабжению в г. Саратов" о порядке установки и введения прибора учета.
Постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 ноября 2007 г. N 17/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" на 2008 год" (с изм. от 29.12.2008 г.) и N 14/2 от 25 ноября 2008 г. с 1 января 2008 г. и с 1 января 2009 г. соответственно были установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде для потребителей ОАО Волжской ТГК. Договорные ориентировочные объемы поставок тепловой энергии и теплоносителя были согласованы сторонами по договору от 01.09.2008 г. в приложении N 1, приобщенного к материалам дела. При расчете платы за коммунальные услуги (отопление) применены тарифы, утвержденные для поставщика услуги отопление.
Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69 - 664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" предусмотрен норматив потребления тепловой энергии на отопление, согласно которому был произведен расчет истцом по каждой спорной квартире.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о верности расчета истца, и составленного в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.
Также суд сделал правомерный вывод о взыскании с ответчика платы за лифт с 01.01.2009 г. по дату передачи квартир по договорам найма гражданам по следующим основаниям.
Поскольку лифты относятся к общему имуществу в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ), их техническое обслуживание также включено в понятие "содержание общего имущества". Расходы на содержание лифтового оборудования не являются расходами на пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов (Письмо Минрегиона России от 06.03.2009 N 6177-АД/14), поэтому порядок участия собственников помещений в расходах на содержание и ремонт лифтов определяется правилами несения расходов на содержание общего имущества (Решение ВС РФ от 26.05.2005 N ГКПИ05-588).
При этом независимо от выбранного способа управления обязанность содержания общего имущества возложена на собственников помещений в многоквартирном доме в полном объеме (п. 1 ст. 39 ЖК РФ, ст. 249 ГК РФ). Пункт 2 ст. 39 ЖК РФ содержит императивную норму: доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в нем, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Доля в праве общей собственности также определена законом - она пропорциональна размеру общей площади помещения, находящегося в собственности у лица (п. 1 ст. 37 ЖК РФ).
В соответствии с п. 28 Правил содержания общего имущества (утв. Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 г.), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
- платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно материалам дела, истцом, в обоснование заявленных требований к материалам дела были приобщены: договоры на техническое обслуживание лифтов, объединенных диспетчерских систем и контроль за работой лифтов между ООО "ВСО" и ООО "Управляющей организацией АЛЕКС" от декабря 2008 г., действующий с 1 января 2009 г. сроком на один год, договор N 28 от 05 апреля 2009 г. между ООО ИТЦ "Эксперт-Сервис" и ООО "Управляющая организация АЛЕКС", счета - фактуры и платежные поручения об оплате за обслуживание лифтов, подтверждающие факт понесенных расходов истцом за период с января по октябрь 2009 года.
Таким образом, плата за лифт по каждой спорной квартире составляет соответственно:
По квартире 54 за период с 1 января 2009 года по 21.09.2009 г. - 449 руб. 37 коп.
По квартире 55 за период с 1 января 2009 года по 25.06.2009 г. - 424 руб. 85 коп.
По квартире 59 за период с 1 января 2009 года по 18.06.2009 г. - 407 руб. 76 коп.
По квартире 95 за период с 1 января 2009 года по 30.09.2009 г. - 547 руб. 26 коп.
Суд первой инстанции счел расчет истца верным, составленным в соответствии с вышеуказанными договорами. Судебная коллегия с данным выводом.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, так и для собственников включает в себя плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Исковые требования истца в части взыскания оплаты за ремонт и содержание жилья подлежат частичному удовлетворению за период с 27 января 2009 г. по дату передачи спорных квартир гражданам по договорам найма по следующим основаниям.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, частичному взысканию с ответчика подлежит также плата за ремонт и содержание жилья за период с 27.01.2009 г., т.е. с момента принятия решения собственниками помещений о выборе способа управления, - по дату передачи спорных квартир нанимателям в соответствии со ст. 158 ч. 4 Жилищного Кодекса РФ и Решением Саратовской городской Думы от 4 февраля 2005 г. N 55 - 527 "О ценах на услуги по содержанию и ремонту жилья для населения".
Таким образом:
по квартире N 54 плата за ремонт жилья за период с 27.01.2009 г. по 21.09.2009 г. составляет 514,82 руб.:
Январь - 11,50 руб. + с февраля по август 2009 г. - 65,65 руб. х 7 мес. + 43,77 руб. (за сентябрь)= 514,82 руб.
По квартире N 55 плата за ремонт - за период с 27.01.2009 г. по 25.06.2009 г. составляет 461,20 руб.:
Январь 16 руб. + 92,75 руб. х 4 мес. + 74,20 (июнь)= 461,20 руб.
По квартире N 59 плата за ремонт за период с 27.01.2009 г. по 18.06.2009 г. составляет 439,56 руб.:
Январь 16 руб. + 92,75 руб. х 4 мес. + 52,56 руб. = 439,56 руб. По квартире N 95 плата за ремонт за период с 27.01.2009 г. по 30.09.2009 г. составляет 747,90 руб.:
Январь 16 руб. + 91,87 руб. х 7 мес. + 88,81 руб. = 747,90 руб.
По квартире N 54 плата за содержание жилья за период с 27.01.2009 г. по 21.09.2009 г. составляет
Январь - 42 руб. + с февраля по август 2009 г. - 243,20 руб. х 7 мес. + 162,13 руб. (за сентябрь) = 1906,53 руб.
По квартире N 55 плата за содержание жилья - за период с 27.01.2009 г. по 25.06.2009 г. составляет 1708,28 руб.:
Январь 59 руб. + 343,60 руб. х 4 мес. + 274,88 (июнь)= 1708,28 руб.
По квартире N 59 плата за ремонт за период с 27.01.2009 г. по 18.06.2009 г. составляет 1628,11 руб.:
Январь 59 руб. +.+ 343,60 руб. х 4 мес. + 194,71 руб. = 1628,11 руб.
По квартире N 95 плата за ремонт за период с 27.01.2009 г. по 30.09.2009 г. составляет 2 769,88 руб.:
Январь 58,50 руб. + 340,34 руб. х 7 мес. + 329 руб. = 2 769,88 руб.
Также, суд первой инстанции правомерно взыскал оплату за поквартирную установку газовых счетчиков в 2008 года в размере 125 рублей х 4 квартиры = 500 руб., как фактически понесенные расходы, подтвержденные счетом фактурой СФ-214 от 22 января 2008 г. ООО Саратовской газовой компании и платежным поручением N 12 от 17 января 2008 г.
Возражения ответчика относительно возникновения периода взыскания по жилищно-коммунальным услугам только с момента возникновения права собственности, несостоятелен, поскольку ответчик неправомерно исходит из своей обязанности оплачивать содержание квартир лишь с момента регистрации права муниципальной собственности. После передачи квартир ответчик осуществлял правомочия владения жилыми помещениями, и поэтому несет обязанности по их содержанию. Подобные расходы не могут быть отнесены на истца, а у граждан обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента заселения (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 названной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2010 по делу N А57-13268/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий по делу
В.Б.ШАЛКИН
Судьи
О.И.АНТОНОВА
А.Н.БИРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2010 ПО ДЕЛУ N А57-13268/09
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2010 г. по делу N А57-13268/09
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.
судей Антоновой О.И., Бирченко А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
при участии в заседании:
от истца - не явились, надлежащим образом уведомлены,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Губин С.В. доверенность N 02-02/864 от 21.09.2009 г.
от комитета по управлению имуществом г. Саратова - Феоктистов А.П. доверенность N 02-08/7649 от 27.10.2009 г.
иные лица - не явились, надлежащим образом уведомлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2010 по делу N А57-13268/09, (судья И.П. Сенякина)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация АЛЕКС"
к администрации муниципального образования "Город Саратов",
комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов",
третьи лица:
управление капитального строительства администрации муниципального образования "Город Саратов",
Комитет по управлению имуществом г. Саратова,
администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов"
о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 59 464,51 рублей,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация АЛЕКС" (далее - ООО "Управляющая организация АЛЕКС", "истец") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", третьи лица: управление капитального строительства администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности по оплате содержания жилья и коммунальных услуг за период с 08 февраля 2008 года по 01 июля 2009 года в размере 56 323,95 рублей.
В порядке статьи 51 АПК РФ, судом первой инстанции по ходатайству ответчика - Администрации МО "Город Саратов" к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Администрация Ленинского района МО "Город Саратов".
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции, истец уточнил исковые требования в части определения периода взыскания с ответчика задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по спорным квартирам, при этом увеличил размер исковых требований. Истец просил изменить периоды расчета задолженности по квартирам и взыскать с ответчика следующие суммы: по квартире N 54 - за период с 08.02.2008 г. по 21.09.2009 г. в размере 12 047,25 руб.; по квартире N 55 - за период с 08.02.2008 г. по 25.06.2009 г. в размере 15 335,87 руб.; по квартире N 59 - за период с 08.02.2008 г. по 18.06.2009 г. в размере 15 204,92 руб.; по квартире N 95 - за период - с 08.02.2008 г. по 30.09.2009 г. в размере 16 876,47 руб., а всего - 59 464,51 рублей.
Впоследствии, представитель истца отказался от исковых требований в части взыскания платы за электроснабжение мест общего пользования (МОП) по квартирам 54, 55, 59 и 95 д. 13 по ул. Производственной в г. Саратове за спорный период. Истец просил прекратить производство в части исковых требований о взыскании платы за электроснабжение мест общего пользования (МОП) по квартирам 54, 55, 59 и 95 д. 13 по ул. Производственной в г. Саратове: по кв. N 54 за период с июля 2008 г. по сентябрь 2009 г. включительно в сумме 509,28 рублей, по квартире N 55 за период с июля 2008 г. по июнь 2009 г. включительно в сумме 542,52 руб., по кв. N 59 за период с июля 2008 г. по июнь 2009 г. включительно в сумме 530,47 рублей, по кв. 95 за период с июля 2008 г. по сентябрь 2009 г. включительно в сумме 727,17 рублей, а всего на общую сумму - 2 309,44 рублей.
Суд первой инстанции, в порядке ст. 49 АПК РФ, счел заявленные ходатайства обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2010 по делу N А57-13268/09 исковые требования удовлетворены частично.
С МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств Казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "УО АЛЕКС" взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги:
- - по квартире 54 по улице Производственной в доме N 13 г. Саратова за период с 08.02.2008 г. по 21.09.2009 г. в размере 7 962,96 рублей;
- - по квартире 55 по улице Производственной в доме N 13 г. Саратова за период с 08.02.2008 г. по 25.06.2009 г. в размере 9 737,39 рублей,
- по квартире 59 по улице Производственной в доме N 13 г. Саратова за период с 08.02.2008 г. по 18.06.2009 г. в размере 9 618,49 рублей,
- по квартире 95 по улице Производственной в доме N 13 г. Саратова за период с 08.02.2008 г. по 30.09.2009 г. в размере 11 114,17 рублей,
итого - 38 460 рублей 36 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 538 рублей 41 копеек, а всего - 39 998 рублей 77 копеек.
В остальной части исковых требований ООО "УО АЛЕКС" отказано.
Прекращено производство в части исковых требований о взыскании платы за электроснабжение мест общего пользования (МОП) по квартирам 54, 55, 59 и 95 д. 13 по ул. Производственной в г. Саратове: по кв. N 54 за период с июля 2008 г. по сентябрь 2009 г. включительно в сумме 509,28 рублей, по квартире N 55 за период с июля 2008 г. по июнь 2009 г. включительно в сумме 542,52 руб., по кв. N 59 за период с июля 2008 г. по июнь 2009 г. включительно в сумме 530,47 рублей, по кв. 95 за период с июля 2008 г. по сентябрь 2009 г. включительно в сумме 727,17 рублей, а всего на общую сумму - 2 309,44 рублей.
Не согласившись с данным решением, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обжаловал его в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что суд первой инстанции неправомерно взыскал задолженность за коммунальные услуги: за теплоснабжение с момента заключения договора теплоснабжения с октября 2008 года, за услуги по обслуживанию лифтов с января 2009 года, тогда как право собственности МО "Город Саратов" возникло только 6 марта 2009 года.
Заявитель жалобы также считает неверным вывод суда о том, что уполномоченным органом от имени МО "Город Саратов" в части возмещения расходов на жилищно-коммунальные услуги является Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", поскольку Комитет по финансам не распоряжается муниципальным имуществом, не осуществляет полномочия по его содержанию.
Заявитель также ссылается на то, что истцом не представлено доказательств соблюдения требований по выбору способа управления многоквартирным домом, поскольку в нарушение ст. 161, 162 ЖК РФ, МО "Город Саратов" как собственник квартир, в лице уполномоченных органов, не было уведомлено о проведении общего собрания собственников и не принимало в нем участия, не заключало договор управления многоквартирным домом с ООО "Управляющая организация АЛЕКС".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 28 января 2008 года между МУП "Саратовское городское капитальное строительство и комплектации" (Участник - 1), Волжским районным отделением "Кронверк-Ф" Саратовского регионального отделения (СРО) Общероссийской общественной организации инвалидов Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов (Устатник - 2) и Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая организация АЛЕКС" (Управляющий) заключен договор N 10 на управление жилым фондом. В соответствии, с условиями которого ООО "Управляющая организация АЛЕКС" осуществляет деятельность по управлению - надлежащему содержанию, техническому и санитарному обслуживанию ремонту принадлежащего Участникам жилого фонда и общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. академика Антонова, пр. Строителей, улица Производственная в городе Саратове.
Согласно актам приема-передачи от 08 февраля 2008 года МУП "Саратовское городское капитальное строительство и комплектации" передало квартиры NN 54, 55, 59, 95, расположенные в жилом доме по адресу: город Саратов, улица Производственная 13, - Комитету по капитальному строительству администрации г. Саратова (в настоящее время Управление капитального строительства администрации МО "Город Саратов"), действовавшего, как указано в актах приема-передачи от 08 февраля 2008 г., от имени муниципального образования "город Саратов" и в его интересах на основании доверенности, как принимающая сторона.
Из материалов дела следует, что 6 марта 2009 года на основании муниципального контракта на долевое участие МО "город Саратов" в строительстве жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда от 21.12.2007 г. N 111), Акта приема-передачи от 08.02.2008 г. и Акта ввода объекта в эксплуатацию от 29.12.2007 г. N 64-135 в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в УФРС по Саратовской области на вышеуказанные квартиры было зарегистрировано право собственности за Муниципальным Образованием город Саратов, что подтверждается представленными в суд свидетельствами о праве собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с п. 3.2. Решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 г. N 21 - 183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67 - 649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации муниципального Образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19 - 17, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункта 1.2. положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункта 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25 - 246, муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов" и не закрепленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе: средства бюджета города пп. 3.1.1.).Аналогичная норма закреплена в статье 215 Гражданского Кодекса РФ.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерным выводам о том, что исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города в порядке, предусмотренном Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно материалам дела, с момента передачи квартир администрации г. Саратова в лице Комитета по капитальному строительству (в настоящее время Управление капитального строительства администрации МО "Город Саратов") - с 08.02.2008 г., - до момента передачи квартир по договорам социального найма гражданам, соответственно:
- по квартире N 54 - по 21.09.2009 г.;
- по квартире N 55 - по 25.06.2009 г.;
- по квартире N 59 - по 18.06.2009 г.;
- по квартире N 95 - по 30.09.2009 г.,
- расходы по содержанию квартир и отоплению несло общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация АЛЕКС".
Поскольку с 8 февраля 2008 года задолженность за жилищно-коммунальные услуги за спорные периоды по каждой квартире составил в общей сумме - 59 464,51 рублей, истец обратился с настоящим иском.
При этом согласно уточненным расчетам, представленным истцом:
по квартире N 54 - за период с 08.02.2008 г. по 21.09.2009 г. задолженность в размере 12047,25 руб. складывается, исходя из платы за отопление с октября 2008 года по апрель 2009 года, за ремонт и содержание жилья за период с 08.02.2007 г. по 21.09.2009 г., а также платы за лифт за период с 1 января 2009 года по 21.09.2009 г., освещение в местах общего пользования (МОП) с июля 2008 года по 21.09.2009 г., и за установку в 2008 года газового счетчика на дом.
по квартире N 55 - за период с 08.02.2008 г. по 25.06.2009 г. задолженность в размере 15 335,87 руб. складывается, исходя из платы за отопление с октября 2008 года по апрель 2009 года, за ремонт и содержание жилья за период с 08.02.2007 г. по 25.06.2009 г., а также платы за лифт за период с 1 января 2009 года по 25.06.2009 г., освещение в местах общего пользования (МОП) с июля 2008 года по 25.06.2009 г., и за установку в 2008 года газового счетчика на дом.
по квартире N 59 задолженность - за период с 08.02.2008 г. по 18.06.2009 г. в размере 15 204,92 руб. складывается, исходя из платы за отопление с октября 2008 года по апрель 2009 года, за ремонт и содержание жилья за период с 08.02.2007 г. по 18.06.2009 г., а также платы за лифт за период с 1 января 2009 года по 18.06.2009 г., освещение в местах общего пользования (МОП) с июля 2008 года по 18.06.2009 г., и за установку в 2008 года газового счетчика на дом.
по квартире N 95 - за период - с 08.02.2008 г. по 30.09.2009 г. задолженность в размере 16 876,47 руб. складывается, исходя из платы за отопление с октября 2008 года по 30.09.2009 г., за ремонт и содержание жилья за период с 08.02.2007 г. по 30.09.2009 г., а также платы за лифт за период с 1 января 2009 года по 30.09.2009 г. освещение в местах общего пользования (МОП) с июля 2008 года по 30.09.2009 г., и за установку в 2008 года газового счетчика на дом.
Проверив представленный уточненный расчет и периоды взыскания, суд первой инстанции счел, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению. Судебная коллегия соглашается с данными выводами, исходя из следующего.
Согласно статья 161 Жилищного Кодекса РФ, Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ, Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Статьей 164 Жилищного кодекса РФ предусмотрен способ управления многоквартирным домом при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. В таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
Как правильно установлено судом первой инстанции, 28 января 2008 года между МУП "Саратовское городское капитальное строительство и комплектации" (Участник - 1), Волжским районным отделением "Кронверк-Ф" Саратовского регионального отделения (СРО) Общероссийской общественной организации инвалидов Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов (Участник - 2) и Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая организация АЛЕКС" (Управляющий) заключили договор N 10 на управление жилым фондом сроком на один год. По условиям договора, ООО "Управляющая организация АЛЕКС" осуществляет деятельность по управлению - надлежащему содержанию, техническому и санитарному обслуживанию, ремонту, принадлежащего Участникам жилого фонда и общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: город Саратов, улица проспект Строителей, ул. Ак.Антонова, ул. Производственная в Ленинском районе г. Саратова. Согласно акта приема-передачи жилого фонда, являющегося неотъемлемой частью договора от 28.01.2008 г., ООО Управляющей организации "Алекс" был передан дом N 13 по ул. Производственной в г. Саратове.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27 января 2009 года был выбран способ управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Производственная, дом 13, путем осуществления управления многоквартирным домом непосредственно собственниками помещений.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку после передачи жилого фонда по договору от 28 января 2008 года, истцом не был не заключен договор на управление домом N 13 по ул. Производственной с его жильцами, то в указанный период с 28 января 2008 года до 27 января 2009 года, (до избрания общим собранием собственников помещений способа управления многоквартирным домом), истец в силу закона не являлся управомоченным лицом по управлению данным домом и соответственно спорных квартир и по взиманию оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Статьей 422 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Законодателем императивно регламентирован порядок передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации в соответствии со статьями 161, 162, 164 Жилищного кодекса РФ.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что за период с 8 февраля 2008 года до 27 января 2009 года истец вправе требовать только понесенные им убытки, связанные с управлением многоквартирным домом 13 по ул. Производственной в г. Саратове, правомерен.
Согласно части 4 статье 158 Жилищного Кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, учитывая, что с 27 января 2009 г. общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме был выбран способ управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Производственная, дом 13, путем осуществления управления многоквартирным домом непосредственно собственниками помещений, а также учитывая, положения части 4 статье 158 Жилищного Кодекса РФ, когда размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера, что имело место в данном случае, - период взыскания по жилищно-коммунальным платежам за период с 27 января 2009 года по дату передачи спорных квартир нанимателям по договору найма - определяется по установленным органом местного самоуправления тарифам.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Как правильно установлено судом первой инстанции, квартиры NN 54, 55, 59 и 95 были переданы по договору найма гражданам соответственно: 21.09.2009 г., 25.06.2009 г., 18.06.2009 г. и 30.09.2009 г., что подтверждается приобщенными к материалам дела ксерокопиями договоров найма.
Исходя из представленных истцом документов: договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 52855т от 01.09.2008 г., заключенного между ОАО Волжской IIК и ООО Управляющей организацией "Алекс" (л.д. т. 2), счетов-фактур ОАО Волжской IIК и платежных поручений (л.д. 56-70 т. 3) суд первой инстанции правомерно счел, что подлежат взысканию расходы истца по теплоснабжению за период октября 2008 года по апрель 2009 года включительно по квартирам N 54, 55, 59 и 95 дома 13 по ул. Производственной г. Саратова соответственно:
по квартире N 54: октябрь 2008 г.- 104,44 руб., ноябрь 2008 г. - 612, 09 руб., декабрь 2008 г. - 851,56 руб., январь 2009 г. - 839,25 руб., февраль 2009 г. - 1036,94 руб., март 2009 г. - 877, 67 руб., апрель 2009 г. - 645,29 руб., итого: 4 967,24 руб.
по квартире N 55: октябрь 2008 г. - 147,56 руб., ноябрь 2008 г. - 864,81 руб., декабрь 2008 г. - 1203,14 руб., январь 2009 г. - 1185,75 руб., февраль 2009 г. - 1465,06 руб., март 2009 г. - 1240,03 руб., апрель 2009 г. - 911,71 руб., итого: 7 018,06 руб.
по квартире N 59: октябрь 2008 г. - 147,56 руб., ноябрь 2008 г. - 864,81 руб., декабрь 2008 г. - 1203,14 руб., январь 2009 г. - 1185,75 руб., февраль 2009 г. - 1465,06 руб., март 2009 г. - 1240,03 руб., апрель 2009 г. - 911,71 руб., итого: 7 018,06 руб.
по квартире N 95: октябрь 2008 г. - 146,16 руб., ноябрь 2008 г. - 856,60 руб., декабрь 2008 г. - 1191,73 руб., январь 2009 г. - 1174,50 руб., февраль 2009 г. - 1451,16 руб., март 2009 г. -1228,27 руб., апрель 2009 г. - 903,06 руб., итого: 6 951,48 руб.
В соответствии с условиями договора от 01.09.2008 г. учет поданной теплоэнергии и теплоносителя, контроль договорных параметров теплоносителя осуществляется согласно договорного объема теплопотребления объекта абонента по приборам коммерческого учета, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом от 12.09.2008 г., составленным ОАО В ТГК в лице филиала "Волжской ТГК" территориальное управление по теплоснабжению в г. Саратов" о порядке установки и введения прибора учета.
Постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 ноября 2007 г. N 17/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" на 2008 год" (с изм. от 29.12.2008 г.) и N 14/2 от 25 ноября 2008 г. с 1 января 2008 г. и с 1 января 2009 г. соответственно были установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде для потребителей ОАО Волжской ТГК. Договорные ориентировочные объемы поставок тепловой энергии и теплоносителя были согласованы сторонами по договору от 01.09.2008 г. в приложении N 1, приобщенного к материалам дела. При расчете платы за коммунальные услуги (отопление) применены тарифы, утвержденные для поставщика услуги отопление.
Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69 - 664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" предусмотрен норматив потребления тепловой энергии на отопление, согласно которому был произведен расчет истцом по каждой спорной квартире.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о верности расчета истца, и составленного в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.
Также суд сделал правомерный вывод о взыскании с ответчика платы за лифт с 01.01.2009 г. по дату передачи квартир по договорам найма гражданам по следующим основаниям.
Поскольку лифты относятся к общему имуществу в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ), их техническое обслуживание также включено в понятие "содержание общего имущества". Расходы на содержание лифтового оборудования не являются расходами на пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов (Письмо Минрегиона России от 06.03.2009 N 6177-АД/14), поэтому порядок участия собственников помещений в расходах на содержание и ремонт лифтов определяется правилами несения расходов на содержание общего имущества (Решение ВС РФ от 26.05.2005 N ГКПИ05-588).
При этом независимо от выбранного способа управления обязанность содержания общего имущества возложена на собственников помещений в многоквартирном доме в полном объеме (п. 1 ст. 39 ЖК РФ, ст. 249 ГК РФ). Пункт 2 ст. 39 ЖК РФ содержит императивную норму: доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в нем, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Доля в праве общей собственности также определена законом - она пропорциональна размеру общей площади помещения, находящегося в собственности у лица (п. 1 ст. 37 ЖК РФ).
В соответствии с п. 28 Правил содержания общего имущества (утв. Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 г.), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
- платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно материалам дела, истцом, в обоснование заявленных требований к материалам дела были приобщены: договоры на техническое обслуживание лифтов, объединенных диспетчерских систем и контроль за работой лифтов между ООО "ВСО" и ООО "Управляющей организацией АЛЕКС" от декабря 2008 г., действующий с 1 января 2009 г. сроком на один год, договор N 28 от 05 апреля 2009 г. между ООО ИТЦ "Эксперт-Сервис" и ООО "Управляющая организация АЛЕКС", счета - фактуры и платежные поручения об оплате за обслуживание лифтов, подтверждающие факт понесенных расходов истцом за период с января по октябрь 2009 года.
Таким образом, плата за лифт по каждой спорной квартире составляет соответственно:
По квартире 54 за период с 1 января 2009 года по 21.09.2009 г. - 449 руб. 37 коп.
По квартире 55 за период с 1 января 2009 года по 25.06.2009 г. - 424 руб. 85 коп.
По квартире 59 за период с 1 января 2009 года по 18.06.2009 г. - 407 руб. 76 коп.
По квартире 95 за период с 1 января 2009 года по 30.09.2009 г. - 547 руб. 26 коп.
Суд первой инстанции счел расчет истца верным, составленным в соответствии с вышеуказанными договорами. Судебная коллегия с данным выводом.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, так и для собственников включает в себя плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Исковые требования истца в части взыскания оплаты за ремонт и содержание жилья подлежат частичному удовлетворению за период с 27 января 2009 г. по дату передачи спорных квартир гражданам по договорам найма по следующим основаниям.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, частичному взысканию с ответчика подлежит также плата за ремонт и содержание жилья за период с 27.01.2009 г., т.е. с момента принятия решения собственниками помещений о выборе способа управления, - по дату передачи спорных квартир нанимателям в соответствии со ст. 158 ч. 4 Жилищного Кодекса РФ и Решением Саратовской городской Думы от 4 февраля 2005 г. N 55 - 527 "О ценах на услуги по содержанию и ремонту жилья для населения".
Таким образом:
по квартире N 54 плата за ремонт жилья за период с 27.01.2009 г. по 21.09.2009 г. составляет 514,82 руб.:
Январь - 11,50 руб. + с февраля по август 2009 г. - 65,65 руб. х 7 мес. + 43,77 руб. (за сентябрь)= 514,82 руб.
По квартире N 55 плата за ремонт - за период с 27.01.2009 г. по 25.06.2009 г. составляет 461,20 руб.:
Январь 16 руб. + 92,75 руб. х 4 мес. + 74,20 (июнь)= 461,20 руб.
По квартире N 59 плата за ремонт за период с 27.01.2009 г. по 18.06.2009 г. составляет 439,56 руб.:
Январь 16 руб. + 92,75 руб. х 4 мес. + 52,56 руб. = 439,56 руб. По квартире N 95 плата за ремонт за период с 27.01.2009 г. по 30.09.2009 г. составляет 747,90 руб.:
Январь 16 руб. + 91,87 руб. х 7 мес. + 88,81 руб. = 747,90 руб.
По квартире N 54 плата за содержание жилья за период с 27.01.2009 г. по 21.09.2009 г. составляет
Январь - 42 руб. + с февраля по август 2009 г. - 243,20 руб. х 7 мес. + 162,13 руб. (за сентябрь) = 1906,53 руб.
По квартире N 55 плата за содержание жилья - за период с 27.01.2009 г. по 25.06.2009 г. составляет 1708,28 руб.:
Январь 59 руб. + 343,60 руб. х 4 мес. + 274,88 (июнь)= 1708,28 руб.
По квартире N 59 плата за ремонт за период с 27.01.2009 г. по 18.06.2009 г. составляет 1628,11 руб.:
Январь 59 руб. +.+ 343,60 руб. х 4 мес. + 194,71 руб. = 1628,11 руб.
По квартире N 95 плата за ремонт за период с 27.01.2009 г. по 30.09.2009 г. составляет 2 769,88 руб.:
Январь 58,50 руб. + 340,34 руб. х 7 мес. + 329 руб. = 2 769,88 руб.
Также, суд первой инстанции правомерно взыскал оплату за поквартирную установку газовых счетчиков в 2008 года в размере 125 рублей х 4 квартиры = 500 руб., как фактически понесенные расходы, подтвержденные счетом фактурой СФ-214 от 22 января 2008 г. ООО Саратовской газовой компании и платежным поручением N 12 от 17 января 2008 г.
Возражения ответчика относительно возникновения периода взыскания по жилищно-коммунальным услугам только с момента возникновения права собственности, несостоятелен, поскольку ответчик неправомерно исходит из своей обязанности оплачивать содержание квартир лишь с момента регистрации права муниципальной собственности. После передачи квартир ответчик осуществлял правомочия владения жилыми помещениями, и поэтому несет обязанности по их содержанию. Подобные расходы не могут быть отнесены на истца, а у граждан обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента заселения (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 названной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2010 по делу N А57-13268/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий по делу
В.Б.ШАЛКИН
Судьи
О.И.АНТОНОВА
А.Н.БИРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)