Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 01.12.1999 N Ф03-А51/99-2/1714

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Органы управления товарищества собственников жилья; Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 01 декабря 1999 года Дело N Ф03-А51/99-2/1714


Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока на решение и постановление от 04.08.1999, 24.09.1999 по делу N А51-5826/99-18-186 Арбитражного суда Приморского края по иску товарищества собственников жилых помещений "Кондоминиум N 3", г. Владивосток, к Государственной налоговой инспекции по Советскому району города Владивостока о признании недействительными акта проверки от 15.03.1999 и постановления N 19 от 30.03.1999.
Товарищество собственников жилых помещений "Кондоминиум N 3" (далее - ТСЖП "Кондоминиум N 3") обратилось к Государственной налоговой инспекции по Советскому району города Владивостока с иском о признании недействительными акта проверки от 15.03.1999 и постановления N 19 от 30.03.1999, принятыми налоговой инспекцией.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.08.1999, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.09.1999, исковые требования в части признания недействительным постановления N 19 от 30.03.1999 ГНИ по Советскому району города Владивостока удовлетворены.
В части признания недействительным акта налоговой проверки от 15.03.1999 производство по делу прекращено.
Оба судебных акта мотивированы тем, что акт проверки не является ненормативным актом, поэтому не может в соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации быть предметом рассмотрения в арбитражном суде. В части удовлетворения исковых требований суд посчитал, что выездная проверка, как таковая, налоговой инспекцией не производилась, так как проверка была осуществлена в кабинете следователя, что является нарушением статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, должностные лица юридического лица не были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения налоговой проверки.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам) просит отменить оба судебных акта, так как при принятии их судом, по мнению заявителя жалобы, допущено нарушение норм материального права. Инспекция по налогам и сборам считает, что судом неверно применены статьи 100, 89 Налогового кодекса Российской Федерации, так как несоблюдение указанного места проверки не может являться основанием для признания проверки несостоявшейся.
Проверка была проведена по просьбе управления внутренних дел на основании документов юридического лица, изъятых оперуполномоченным отдела экономических преступлений по заявлению участников ТСЖП "Кондоминиум - 3".
ТСЖП "Кондоминиум - 3" представило возражения на кассационную жалобу, в которых считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, возражает против доводов заявителя кассационной жалобы.
В заседании суда обе стороны поддерживают свои требования, изложенные, соответственно, в кассационной жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы заявителя кассационной жалобы и ТСЖП "Кондоминиум - 3", заслушав представителей обеих сторон, суд кассационной инстанции считает, что оба судебных акта подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
Как установлено материалами дела, 02.02.1999 Управление внутренних дел Советского района города Владивостока обратилось к начальнику ГНИ по Советскому району города Владивостока с письмом (исх. N 465), в котором содержалась просьба провести налоговую проверку финансовой деятельности ТСЖП "Кондоминиум - 3" в связи с возбуждением уголовного дела в отношении главного бухгалтера.
11.02.1999 заместителем руководителя налоговой инспекции было выдано поручение N 177, согласно которому налоговые инспекторы Кравченко Е.Г., Толкач С.М., Криворучко Т.Ф. должны были произвести выездную налоговую проверку ТСЖП "Кондоминиум N 3" (л. д. 29, т. 1).
Как следует из акта проверки от 15.03.1999 N 19 (л. д. 19, т. 1), выездная проверка проводилась совместно с оперуполномоченным отдела экономических преступлений по Советскому району города Владивостока Засиленко А.В. на основании изъятых им документов финансово-хозяйственной деятельности юридического лица.
Согласно п. 1.1 и п. 1.2 указанного акта проверки, она проводилась с 11.02.1999 по 15.03.1999 с ведома председателя товарищества собственников Ефименко Т.А. (протокол N 1 от 28.11.1998 собрания членов товарищества). Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что должностные лица проверяемого юридического лица не были осведомлены о проводимой налоговой проверке, не соответствует обстоятельствам дела.
Ссылка суда апелляционной инстанции на протокол N 4 от 04.03.1999 заседания правления ТСЖП "Кондоминиум - 3", согласно которому Ефименко Т.А. с 04.03.1999 не являлась председателем правления, не опровергает того обстоятельства, что с момента начала налоговой проверки 11.02.1999 руководящие органы юридического лица были осведомлены о проводимой проверке и имели возможность представить проверяющим все документы, необходимые, по их мнению, для всесторонней, полной, объективной проверки ТСЖП "Кондоминиум - 3" по соблюдению налогового законодательства, (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды) за период с 01.04.1996 по 01.10.1999.
По результатам акта проверки в установленный законом срок инспекцией по налогам и сборам принято постановление N 19 от 30 марта 1999 г. о привлечении товарищества домовладельцев "Кондоминиум - 3" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Акт проверки подписан и вручен председателю правления товарищества домовладельцев Ефименко Т.А. в присутствии оперуполномоченного отдела экономических преступлений по Советскому району города Владивостока, причем ни сама Ефименко Т.А., ни какой-либо другой член правления, должностные лица ТСЖП "Кондоминиум - 3" не поставили в известность налоговый орган, должностных лиц Управления внутренних дел Советского района города Владивостока о смене руководства в ТСЖП "Кондоминиум - 3".
Как следует из акта проверки (п. 1.15), постановления N 19 от 30.03.1999 проверяющим были представлены первичные бухгалтерские документы (первичные кассовые расходные ордера на выплату заработной платы и в подотчет), банковские документы, авансовые отчеты, кассовая книга, ведомости начисления заработной платы, трудовые книжки за 1996 - 1998 г.г.), изъятые оперуполномоченным отдела экономических преступлений по Советскому району города Владивостока. Порядок, основания изъятия документов истцом в установленном законом порядке не оспорены.
Является неправомерным и вывод Арбитражного суда Приморского края о том, что ни выездной, ни камеральной проверок не проводилось, следовательно, факт нарушения юридическим лицом налогового законодательства не установлен.
Статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены виды налоговых проверок: камеральные или выездные.
Статьи 88 и 89 данного Кодекса устанавливают условия и порядок проведения данных проверок. Выездная проверка проводится вне места нахождения налогового органа, по месту нахождения налогоплательщика, объекта налогообложения или источника объекта налогообложения.
Учитывая специфику данного юридического лица, товарищество собственников жилых помещений, вид деятельности - эксплуатация жилого фонда, а также тот факт, что на момент проведения выездной налоговой проверки документы хозяйственно-финансовой деятельности юридического лица ТСЖП "Кондоминиум - 3" находились в отделе экономических преступлений по Советскому району города Владивостока, о чем члены правления товарищества были осведомлены, следует считать, что Инспекцией по налогам и сборам фактически была проведена выездная налоговая проверка, не исключающая право истца предоставить проверяющим все имеющиеся документы.
Поскольку в ходе судебного заседания обстоятельства наличия или отсутствия в деятельности истца налоговых правонарушений и, соответственно, правомерность привлечения его к финансовой ответственности не исследовались, дело следует передать в первую инстанцию арбитражного суда для рассмотрения его по существу заявленных требований.
Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 04.08.1999, постановление апелляционной инстанции от 24.09.1999 по делу N А51-5826/99-18-186 отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)