Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Дело N А60-56451/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.
судей Осиповой С.П., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.
при участии:
от заявителя Товарищества собственников жилья "Волчанский, 10А": не явились,
от заинтересованного лица Региональной энергетической комиссия Свердловской области: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Товарищества собственников жилья "Волчанский, 10А"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2009 года
по делу N А60-56451/2009,
принятое судьей Плюсниной С.В.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Волчанский, 10А"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании незаконным постановления N 243 по делу об административном правонарушении,
Товарищество собственников жилья "Волчанский, 10А" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 17.11.2009 N 243 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 24 101 руб. 94 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие оснований для проведения проверки, поскольку Мурашко М.Л., по заявлению которой проводилась проверка, не является членом товарищества и не зарегистрирована в жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, Волчанский переулок, 10А.
ТСЖ "Волчанский, 10А" ссылается на то, что в расчетах используются утвержденные тарифы для поставщиков коммунальных услуг ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница", ЕМУП "Водоканал". При проведении проверки РЭК не учтено, что товарищество получает воду из сетей ЕМУП "Водоканал" и начисления производятся по тарифу, утвержденному постановлением Главы г. Екатеринбурга от 03.12.2008 N 5157 "Об утверждении индивидуальных тарифов для организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования город Екатеринбург". Также не было проверено оказание услуг по отводу стоков, сети канализации проходят не через сети ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница", а сброс идет в сети ЕМУП "Водоканал".
Кроме того, РЭК не было учтено, что товариществом ежемесячно корректируется тариф на отопление.
Региональная энергетическая комиссия представила отзыв, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения. Указывает на наличие состава вменяемого административного правонарушения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в РЭК Свердловской области обращения жителей дома по адресу: г. Екатеринбург, пер. Волчанский, 10А (вх. N 4001), подписанного по поручению жителей Мурашко М.Л. в период с 23.09.2009 по 10.11.2009 специалистами РЭК Свердловской области на основании распоряжения от 23.09.09 N 138 о проведении мероприятий по контролю, проведена проверка ТСЖ "Волчанский, 10А" по вопросам соблюдения порядка ценообразования.
Проверкой установлен факт нарушения ТСЖ установленного порядка ценообразования, а именно: при расчете услуг на тепловую энергию и водоснабжение в период с 1 января 2009 года по 31 января 2009 года применены завышенные тарифы: на тепловую энергию для нужд отопления гражданам применен тариф в размере от 1298,66 руб./Гкал до 1298,67 руб./Гкал вместо тарифа в размере 635,88 руб./Гкал; на холодное водоснабжение применен тариф в размере 12,73 руб./куб. м вместо установленного 8,17 руб./куб. м, что отражено в акте проверки от 10.11.2009 (л.д. 45-47).
На основании полученных в ходе проверки данных по факту нарушения порядка ценообразования уполномоченным должностным лицом РЭК Свердловской области в отношении Товарищества собственников жилья "Волчанский, 10А" составлен протокол от 10.11.2009 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ (л.д. 32).
По результатам рассмотрения протокола и других материалов дела, постановлением РЭК Свердловской области от 17.11.2009 N 243 товарищество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере двукратной суммы излишне полученной выручки, что составило 24 101 руб. 94 коп. (л.д. 14-17).
Не согласившись с указанным постановлением, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях товарищества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила).
В соответствии с п. 1 указанных Правил, их действие распространяется на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 20 Правил при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются:
а) для холодного водоснабжения и горячего водоснабжения - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм и правил;
г) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из материалов дела следует, что между ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" и Товариществом собственников жилья "Волчанский, 10А" заключен договор на предоставление коммунальных услуг от 14.12.2007 N 26, по условиям которого ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" предоставляет коммунальные услуги (подача тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, подача холодной воды и прием стоков в канализационные сети) гражданам, проживающим в жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, переулок Волчанский, 10А".
Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2008 N 123-ПК "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Свердловской области" для ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" утверждены тарифы на поставляемую потребителям тепловую энергию из тепловых сетей, в том числе для категории потребителей "жилищные организации" в размере 538,88 руб./Гкал (без НДС) или 635,88 руб./Гкал (с НДС).
Постановлением Главы Екатеринбурга от 03.12.2008 N 5175 "Об утверждении индивидуальных тарифов для организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на 2009 год для ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" утвержден тариф на полный комплекс услуг водоснабжения питьевой водой в размере 8,17 руб./куб. м (с НДС).
Следовательно, товарищество при проведении расчетов с гражданами за коммунальные услуги отопления и водоснабжения должно руководствоваться указанными тарифами, утвержденными в установленном порядке.
Проверкой РЭК установлено, что ТСЖ "Волчанский, 10А" в нарушение требований ст. 2 Федерального закона от 19.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 15, 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, постановления РЭК Свердловской области от 27.10.2008 N 123-ПК "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Свердловской области", постановления Главы Екатеринбурга от 03.12.2008 N 5175 "Об утверждении индивидуальных тарифов для организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на 2009 год, предъявляло проживающим в многоквартирном доме гражданам платежные документы за коммунальные услуги по завышенным тарифам для отопления (применялся тариф в размере от 1298,66 руб./Гкал до 1298,67 руб./Гкал вместо утвержденного тарифа в размере 635,88 руб./Гкал) и водоснабжения (применялся тариф 12,73 руб./куб. м вместо утвержденного тарифа в размере 8,17 руб./куб. м).
Всего сумма излишне полученной выручки от реализации тепловой энергии на нужды отопления и от реализации холодного водоснабжения гражданам при выборочной проверке за период с 01.01.2009 по 31.01.2009 составила 12 050,97 руб.
В ходе проверки РЭК Свердловской области направлен запрос от 01.10.2009 N 06-18/3797 в ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" о предоставлении счетов-фактур на предоставление коммунальных услуг в адрес ТСЖ "Волчанский 10А".
Письмом от 06.10.2009 ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" указанные документы направлены в адрес РЭК Свердловской области.
Согласно представленным документам (счета-фактуры, расчеты за услуги) среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за 2008 год составил 0,015 Гкал/кв. м (расчет среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за 2008 год приведен в таблице N 1, являющейся приложением к акту проверки).
По счету-фактуре от 31.01.2009 N 16 ОГУЗ "Свердловской областной клинической психиатрической больницей" предъявлены в адрес ТСЖ "Волчанский, 10А" коммунальные услуги за январь 2009 года на сумму 48 357,14 руб. (без НДС), в том числе (согласно расчету за услуги за январь 2009 года.) тепло на отопление в количестве 72,59 Гкал по тарифу 538,88 руб./Гкал (без НДС) (или по тарифу 635,88 руб./Гкал (с учетом НДС)).
Между тем, ТСЖ "Волчанский, 10А" начислило гр. Шиповаловой О.А., площадь квартиры 74,9 кв. м в январе 2009 г. плату за жилищно-коммунальные услуги в размере 3 930,11 руб., в том числе за отопление - 1459,05 руб. исходя из тарифа на тепловую энергию 1 298,66 руб./Гкал (с НДС) (1 459,05 руб.: 0,015 Гкал/кв. м: 74,9 кв. м) вместо тарифа в размере 635,88 руб./Гкал (с НДС), завышение тарифа составило 662,78 руб./Гкал, сумма завышения составила 744,64 руб.
ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" по счету-фактуре от 31.01.2009 N 16 предъявила ТСЖ "Волчанский, 10 А" коммунальные услуги за январь 2009 года на сумму 48 357,14 руб. (без НДС), в том числе (согласно расчету за услуги за январь 2009 г.) холодная вода в количестве 408,4 куб. по тарифу 6,92 руб./куб. м (без НДС) (или по тарифу 8,17 руб./куб. м (с учетом НДС)).
Между тем, ТСЖ гр. Валиулиной Ф.М., в январе 2009 г. плату за жилищно-коммунальные услуги начислило в размере 3 242,96 руб., в том числе за холодное водоснабжение - 75,63 руб. исходя из тарифа на холодное водоснабжение 12,73 руб./куб. м (с НДС) вместо тарифа в размере 8,17 руб./куб. м (с учетом НДС), завышение тарифа составило 4,56 руб./куб. м, сумма завышения составила 26,61 руб.
Наличие перечисленных нарушений подтверждается актом проверки от 10.11.2009, протоколом об административном правонарушении от 10.11.2009, а также другими материалами дела.
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что товарищество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность, при этом каких-либо мер для соблюдения установленного порядка ценообразования им не принималось.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает доказанным наличие в действиях товарищества состава вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, товариществу была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии.
Товарищество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка проведения проверки РЭК Свердловской области отклоняются.
Из распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 23.09.2009 N 138 видно, что проверка в отношении ТСЖ "Волчанский, 10А" проведена на основании поступившего в РЭК Свердловской области обращения жителей дома, расположенного по адресу: Г. Екатеринбург, пер. Волчанский, 10А", подписанного по поручению жителей Мурашко М.Л.
При этом в материалах дела имеется решение мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Екатеринбурга от 10.04.2009 (л.д. 73-76), в котором установлено, что Мурашко Маргарита Логиновна является собственником жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, пер. Волчанский, д. 10А.
Доводы о том, что товарищество получает воду из сетей ЕМУП "Водоканал" и начисления производятся по тарифу, утвержденному постановлением Главы г. Екатеринбурга от 03.12.2008 N 5157 "Об утверждении индивидуальных тарифов для организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования город Екатеринбург", отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела.
Договоров на предоставление коммунальных услуг по получению питьевой воды и прием сточных вод, заключенных товариществом с ЕМУП "Водоканал", в материалах дела не имеется.
Представленный в суд апелляционной инстанции договор от 26.01.2010 N 1621 на получение питьевой воды и прием (сброс) сточных вод, заключенный товариществом с ЕМУП "Водоканал", не может являться доказательством получения указанных услуг от ЕМУП "Водоканал" в проверяемый период с 01.01.2009 по 31.01.2009.
Доводы заявителя об отсутствии правовых оснований, о превышении РЭК Свердловской области полномочий при проведении проверки опровергаются материалами дела. Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 23.09.2009 N 138 в п. 6 содержит правовые основания проведения проверки, указанное распоряжение вручено председателю товарищества 23.09.2009 (л.д. 50об).
Доводы апелляционной жалобы о проведении ежемесячной корректировки тарифа на отопление не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждены заявителем документально. Кроме того, проведение корректировки платежей в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам производится один раз в год, величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется потребителю не позднее одного месяца после перерасчета.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2009 года по делу N А60-56451/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Волчанский, 10А" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.03.2010 N 17АП-1105/2010-АК ПО ДЕЛУ N А60-56451/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2010 г. N 17АП-1105/2010-АК
Дело N А60-56451/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.
судей Осиповой С.П., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.
при участии:
от заявителя Товарищества собственников жилья "Волчанский, 10А": не явились,
от заинтересованного лица Региональной энергетической комиссия Свердловской области: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Товарищества собственников жилья "Волчанский, 10А"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2009 года
по делу N А60-56451/2009,
принятое судьей Плюсниной С.В.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Волчанский, 10А"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании незаконным постановления N 243 по делу об административном правонарушении,
установил:
Товарищество собственников жилья "Волчанский, 10А" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 17.11.2009 N 243 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 24 101 руб. 94 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие оснований для проведения проверки, поскольку Мурашко М.Л., по заявлению которой проводилась проверка, не является членом товарищества и не зарегистрирована в жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, Волчанский переулок, 10А.
ТСЖ "Волчанский, 10А" ссылается на то, что в расчетах используются утвержденные тарифы для поставщиков коммунальных услуг ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница", ЕМУП "Водоканал". При проведении проверки РЭК не учтено, что товарищество получает воду из сетей ЕМУП "Водоканал" и начисления производятся по тарифу, утвержденному постановлением Главы г. Екатеринбурга от 03.12.2008 N 5157 "Об утверждении индивидуальных тарифов для организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования город Екатеринбург". Также не было проверено оказание услуг по отводу стоков, сети канализации проходят не через сети ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница", а сброс идет в сети ЕМУП "Водоканал".
Кроме того, РЭК не было учтено, что товариществом ежемесячно корректируется тариф на отопление.
Региональная энергетическая комиссия представила отзыв, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения. Указывает на наличие состава вменяемого административного правонарушения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в РЭК Свердловской области обращения жителей дома по адресу: г. Екатеринбург, пер. Волчанский, 10А (вх. N 4001), подписанного по поручению жителей Мурашко М.Л. в период с 23.09.2009 по 10.11.2009 специалистами РЭК Свердловской области на основании распоряжения от 23.09.09 N 138 о проведении мероприятий по контролю, проведена проверка ТСЖ "Волчанский, 10А" по вопросам соблюдения порядка ценообразования.
Проверкой установлен факт нарушения ТСЖ установленного порядка ценообразования, а именно: при расчете услуг на тепловую энергию и водоснабжение в период с 1 января 2009 года по 31 января 2009 года применены завышенные тарифы: на тепловую энергию для нужд отопления гражданам применен тариф в размере от 1298,66 руб./Гкал до 1298,67 руб./Гкал вместо тарифа в размере 635,88 руб./Гкал; на холодное водоснабжение применен тариф в размере 12,73 руб./куб. м вместо установленного 8,17 руб./куб. м, что отражено в акте проверки от 10.11.2009 (л.д. 45-47).
На основании полученных в ходе проверки данных по факту нарушения порядка ценообразования уполномоченным должностным лицом РЭК Свердловской области в отношении Товарищества собственников жилья "Волчанский, 10А" составлен протокол от 10.11.2009 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ (л.д. 32).
По результатам рассмотрения протокола и других материалов дела, постановлением РЭК Свердловской области от 17.11.2009 N 243 товарищество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере двукратной суммы излишне полученной выручки, что составило 24 101 руб. 94 коп. (л.д. 14-17).
Не согласившись с указанным постановлением, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях товарищества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила).
В соответствии с п. 1 указанных Правил, их действие распространяется на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 20 Правил при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются:
а) для холодного водоснабжения и горячего водоснабжения - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм и правил;
г) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из материалов дела следует, что между ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" и Товариществом собственников жилья "Волчанский, 10А" заключен договор на предоставление коммунальных услуг от 14.12.2007 N 26, по условиям которого ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" предоставляет коммунальные услуги (подача тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, подача холодной воды и прием стоков в канализационные сети) гражданам, проживающим в жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, переулок Волчанский, 10А".
Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2008 N 123-ПК "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Свердловской области" для ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" утверждены тарифы на поставляемую потребителям тепловую энергию из тепловых сетей, в том числе для категории потребителей "жилищные организации" в размере 538,88 руб./Гкал (без НДС) или 635,88 руб./Гкал (с НДС).
Постановлением Главы Екатеринбурга от 03.12.2008 N 5175 "Об утверждении индивидуальных тарифов для организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на 2009 год для ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" утвержден тариф на полный комплекс услуг водоснабжения питьевой водой в размере 8,17 руб./куб. м (с НДС).
Следовательно, товарищество при проведении расчетов с гражданами за коммунальные услуги отопления и водоснабжения должно руководствоваться указанными тарифами, утвержденными в установленном порядке.
Проверкой РЭК установлено, что ТСЖ "Волчанский, 10А" в нарушение требований ст. 2 Федерального закона от 19.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 15, 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, постановления РЭК Свердловской области от 27.10.2008 N 123-ПК "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Свердловской области", постановления Главы Екатеринбурга от 03.12.2008 N 5175 "Об утверждении индивидуальных тарифов для организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на 2009 год, предъявляло проживающим в многоквартирном доме гражданам платежные документы за коммунальные услуги по завышенным тарифам для отопления (применялся тариф в размере от 1298,66 руб./Гкал до 1298,67 руб./Гкал вместо утвержденного тарифа в размере 635,88 руб./Гкал) и водоснабжения (применялся тариф 12,73 руб./куб. м вместо утвержденного тарифа в размере 8,17 руб./куб. м).
Всего сумма излишне полученной выручки от реализации тепловой энергии на нужды отопления и от реализации холодного водоснабжения гражданам при выборочной проверке за период с 01.01.2009 по 31.01.2009 составила 12 050,97 руб.
В ходе проверки РЭК Свердловской области направлен запрос от 01.10.2009 N 06-18/3797 в ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" о предоставлении счетов-фактур на предоставление коммунальных услуг в адрес ТСЖ "Волчанский 10А".
Письмом от 06.10.2009 ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" указанные документы направлены в адрес РЭК Свердловской области.
Согласно представленным документам (счета-фактуры, расчеты за услуги) среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за 2008 год составил 0,015 Гкал/кв. м (расчет среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за 2008 год приведен в таблице N 1, являющейся приложением к акту проверки).
По счету-фактуре от 31.01.2009 N 16 ОГУЗ "Свердловской областной клинической психиатрической больницей" предъявлены в адрес ТСЖ "Волчанский, 10А" коммунальные услуги за январь 2009 года на сумму 48 357,14 руб. (без НДС), в том числе (согласно расчету за услуги за январь 2009 года.) тепло на отопление в количестве 72,59 Гкал по тарифу 538,88 руб./Гкал (без НДС) (или по тарифу 635,88 руб./Гкал (с учетом НДС)).
Между тем, ТСЖ "Волчанский, 10А" начислило гр. Шиповаловой О.А., площадь квартиры 74,9 кв. м в январе 2009 г. плату за жилищно-коммунальные услуги в размере 3 930,11 руб., в том числе за отопление - 1459,05 руб. исходя из тарифа на тепловую энергию 1 298,66 руб./Гкал (с НДС) (1 459,05 руб.: 0,015 Гкал/кв. м: 74,9 кв. м) вместо тарифа в размере 635,88 руб./Гкал (с НДС), завышение тарифа составило 662,78 руб./Гкал, сумма завышения составила 744,64 руб.
ОГУЗ "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" по счету-фактуре от 31.01.2009 N 16 предъявила ТСЖ "Волчанский, 10 А" коммунальные услуги за январь 2009 года на сумму 48 357,14 руб. (без НДС), в том числе (согласно расчету за услуги за январь 2009 г.) холодная вода в количестве 408,4 куб. по тарифу 6,92 руб./куб. м (без НДС) (или по тарифу 8,17 руб./куб. м (с учетом НДС)).
Между тем, ТСЖ гр. Валиулиной Ф.М., в январе 2009 г. плату за жилищно-коммунальные услуги начислило в размере 3 242,96 руб., в том числе за холодное водоснабжение - 75,63 руб. исходя из тарифа на холодное водоснабжение 12,73 руб./куб. м (с НДС) вместо тарифа в размере 8,17 руб./куб. м (с учетом НДС), завышение тарифа составило 4,56 руб./куб. м, сумма завышения составила 26,61 руб.
Наличие перечисленных нарушений подтверждается актом проверки от 10.11.2009, протоколом об административном правонарушении от 10.11.2009, а также другими материалами дела.
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что товарищество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность, при этом каких-либо мер для соблюдения установленного порядка ценообразования им не принималось.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает доказанным наличие в действиях товарищества состава вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, товариществу была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии.
Товарищество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка проведения проверки РЭК Свердловской области отклоняются.
Из распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 23.09.2009 N 138 видно, что проверка в отношении ТСЖ "Волчанский, 10А" проведена на основании поступившего в РЭК Свердловской области обращения жителей дома, расположенного по адресу: Г. Екатеринбург, пер. Волчанский, 10А", подписанного по поручению жителей Мурашко М.Л.
При этом в материалах дела имеется решение мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Екатеринбурга от 10.04.2009 (л.д. 73-76), в котором установлено, что Мурашко Маргарита Логиновна является собственником жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, пер. Волчанский, д. 10А.
Доводы о том, что товарищество получает воду из сетей ЕМУП "Водоканал" и начисления производятся по тарифу, утвержденному постановлением Главы г. Екатеринбурга от 03.12.2008 N 5157 "Об утверждении индивидуальных тарифов для организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования город Екатеринбург", отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела.
Договоров на предоставление коммунальных услуг по получению питьевой воды и прием сточных вод, заключенных товариществом с ЕМУП "Водоканал", в материалах дела не имеется.
Представленный в суд апелляционной инстанции договор от 26.01.2010 N 1621 на получение питьевой воды и прием (сброс) сточных вод, заключенный товариществом с ЕМУП "Водоканал", не может являться доказательством получения указанных услуг от ЕМУП "Водоканал" в проверяемый период с 01.01.2009 по 31.01.2009.
Доводы заявителя об отсутствии правовых оснований, о превышении РЭК Свердловской области полномочий при проведении проверки опровергаются материалами дела. Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 23.09.2009 N 138 в п. 6 содержит правовые основания проведения проверки, указанное распоряжение вручено председателю товарищества 23.09.2009 (л.д. 50об).
Доводы апелляционной жалобы о проведении ежемесячной корректировки тарифа на отопление не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждены заявителем документально. Кроме того, проведение корректировки платежей в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам производится один раз в год, величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется потребителю не позднее одного месяца после перерасчета.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2009 года по делу N А60-56451/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Волчанский, 10А" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Л.Х.РИБ
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)