Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Яковлевский бор"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2008 г. по делу N А82-14108/2007-35, принятое судом в составе судьи Чистяковой О.Н.,
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Яковлевский бор"
к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 7 по Ярославской области
о признании недействительным решения,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Яковлевский бор" (далее - Кооператив, ЖСК "Яковлевский бор", жилищный кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 7 по Ярославской области (далее - Инспекция, Межрайонная ИФНС России N 7 по Ярославской области, регистрирующий орган, ответчик) о признании недействительным отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающихся сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, и возложении на Межрайонную ИФНС России N 7 по Ярославской области обязанности произвести государственную регистрацию соответствующих изменений.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Кооператив обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права, что выразилось в нарушение пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 119 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов, приведенных ЖСК "Яковлевский бор". По мнению регистрирующего органа, решение арбитражного суда первой инстанции должно остаться без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 г. апелляционная жалоба ЖСК "Яковлевский бор" оставлена без рассмотрения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.08.2008 г. определение Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 г. отменено. Дело направлено в арбитражный суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Заявитель ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства о рассмотрении дела без их представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в деле документы, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ЖСК "Яковлевский Бор" зарегистрирован Регистрационно-лицензионной палатой мэрии города Ярославля в качестве юридического лица 11.06.1999 за N 12705.
01.11.2007 г. в связи со сменой руководителя Кооператив представил в Инспекцию заявление по форме Р14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее - заявление о внесении изменений), подписанное председателем правления Заозеровым Тимофеем Борисовичем (далее - Заозеров Т.Б.). Одновременно с заявлением представлены протокол общего собрания членов Кооператива от 05.10.2007 (об избрании правления), протокол заседания правления от 01.11.2007 (об избрании председателем правления Заозерова Т.Б.) (т. 1 л.д. 8).
По результатам рассмотрения заявления Межрайонная ИФНС России N 7 по Ярославской области на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации приняла решение от 09.11.2007 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (далее - отказ в государственной регистрации), в связи с тем, что не представлены документы, определенные статьей 17 данного закона (т. 1 л.д. 9).
Не согласившись с решением отказе в государственной регистрации, Кооператив обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подписано неуполномоченным лицом, требования ЖСК "Яковлевский Бор" оставил без удовлетворения.
Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется обоснованной в силу следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта и действий иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт или действия не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом официального разъяснения данной нормы в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
В силу пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Статьями 116, 118 - 119 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Общим собранием членов жилищного кооператива (конференцией) избирается правление для осуществления руководства текущей деятельностью кооператива. Правление избирает из своего состава председателя кооператива.
Согласно статье 121 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
В силу пунктов 2.5 - 2.9 устава ЖСК "Яковлевский Бор" в редакции N 2, зарегистрированной решением Межрайонная ИФНС России N 7 по Ярославской области от 12.01.2007 г. N 1653 (т. 2 л.д. 18 - 25) председатель правления является единоличным исполнительным органом Кооператива, избирается на 5 лет и имеет право действовать без доверенности от имени ЖСК "Яковлевский Бор". Решение правления об избрании единоличного исполнительного органа принимается большинством в 2/3 присутствующих на заседании членов правления. Каждый из членов правления, состоящего из трех членов Кооператива, имеет один голос. Заседание правления признается правомочным, если в нем принимают участие более половины его членов. Избрание членов правления осуществляется по решению общего собрания, принятого простым большинством голосов. Общее собрание имеет кворум, если на нем присутствует более половины членов кооператива, каждый из которых обладает одним голосом.
Материалы дела указывают на то, что избрание Заозерова Т.Б. на должность председателя состоялось на заседании правления ЖСК "Яковлевский Бор" 01.11.2007 г. В свою очередь состав правления был сформирован на общем собрании членов Кооператива 05.10.2007 г. (т. 1 л.д. 6 - 7).
На общем собрании членов жилищного кооператива 05.10.2007 г. присутствовали Заозеров Т.Б., Костыгов Сергей Анатольевич (далее - Костыгов С.А.), Майоров Сергей Юрьевич (далее - Майоров С.Ю.) и Савенков Михаил Николаевич (далее - Савенков М.Н.). Членство указанных лиц в Кооперативе подтверждается книгой учета состава членов ЖСК "Яковлевский Бор" (т. 1 л. д. 54). При этом документы, свидетельствующие о том, что указанные лица приняты в члены жилищного кооператива в порядке, установленном уставом данного юридического лица (т. 1 л.д. 61, т. 2 л.д. 20) и Жилищным кодексом Российской Федерации, отсутствуют.
Ярославский районный суд Ярославской области решением от 23.07.2007 г. восстановил в членах ЖСК "Яковлевский Бор" Потапова Михаила Владимировича (далее - Потапов М.В.) и Гарайшина Марата Саяховича (далее - Гарайшин М.С.) (т. 1, л.д. 19 - 21).
По данным ЕГРЮЛ по состоянию на 31.10.2007 г. участниками Кооператива были Костыгов С.А., Гарайшин М.С. и Потапов М.В. (т. 1 л.д. 40 - 41, т. 2 л.д. 27 - 29). Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ЖСК "Яковлевский Бор", являлся Потапов М.В. (т. 1 л.д. 23).
В соответствии с подпунктами "д", "л" пункта 1, пунктом 4 статьи 5 Закона о регистрации в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. В случае несоответствия сведений государственных реестров, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что 05.10.2007 г. в работе общего собрания принимал участие только один из трех членов Кооператива, информация о которых включена в ЕГРЮЛ, - Костыгов С.А., то есть у общего собрания отсутствовал кворум. В связи с этим решение общего собрания от 05.10.2007 г. об избрании правления жилищного кооператива не имеет юридической силы с момента его принятия (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 19 от 18.11.2003 г.), что свидетельствует о незаконности решения такого правления об избрании Заозерова Т.Б. председателем правления Кооператива (протокол заседания от 01.11.2007 г.). Заозеров Т.Б. не является лицом, уполномоченным действовать от имени ЖСК "Яковлевский Бор".
В силу пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При государственной регистрации юридического лица уполномоченными лицами могут являться: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации предусматривает отказ в государственной регистрации при непредставлении определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Заявление о внесении изменений, представленное в регистрирующий орган 01.11.2007 г., подписано Заозеровым Т.Б., то есть неуполномоченным лицом. Согласно материалам дела заявление Кооператива о внесении изменений, подписанное уполномоченным лицом, 01.11.2007 г. в Межрайонная ИФНС России N 7 по Ярославской области не было представлено, что является основанием для отказа в государственной регистрации.
При указанных обстоятельствах отказ в государственной регистрации соответствует требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не наделен правом проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, указанные в ЕГРЮЛ лица в соответствии с пунктом 4.4 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16/@ (далее - Методические разъяснения), являются членами правления Кооператива, а также о том, что состав членов жилищного кооператива подтверждается книгой учета состава членов ЖСК "Яковлевский Бор", судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие обстоятельствам дела и основанные на ошибочном толковании закона.
На регистрирующий орган не возложена обязанность проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, но в соответствии с пунктом 1 статьи 9, пунктом 2 статьи 17, подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации регистрирующий орган должен выявить наличие всех необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных названным законом.
Документы, подтверждающие, что указанные в ЕГРЮЛ Костыгов С.А., Гарайшин М.С. и Потапов М.В. являются членами правления Кооператива, отсутствуют. Кроме того, из содержания пункта 4.4. Методических разъяснений не следует, что помимо названных в ЕГРЮЛ лиц в жилищном кооперативе могут быть иные участники кооператива.
В соответствии с пунктом 7.2. устава ЖСК "Яковлевский Бор" от 1999 г. (т. 1 л.д. 61) и пунктом 3.2. устава данного кооператива от 26.12.2006 г. (т. 2 л.д. 21) членство в данном кооперативе подтверждается не книгой учета его членов, а решением общего собрания или решением правления о принятии в члены жилищного кооператива (в зависимости от того, когда лицо принято в состав Кооператива).
В Межрайонную ИФНС России N 7 по Ярославской области с заявлением о внесении изменений от имени Кооператива обратилось неуполномоченное лицо. В лице уполномоченного лица ЖСК "Яковлевский Бор" в регистрирующий орган не обращался. Следовательно, решение об отказе в государственной регистрации права и законные интересы жилищного кооператива не нарушает.
Какие-либо иные документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов Кооператива в материалах дела отсутствуют.
Утверждение заявителя о том, что отказ в государственной регистрации незаконно возлагает на жилищный кооператив дополнительные обязанности, судом апелляционной инстанции не принимается, как необоснованное.
Учитывая, что отказ в государственной регистрации соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы ЖСК "Яковлевский Бор", требования заявителя оставлены без удовлетворения правомерно.
На основании изложенного, апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Ввиду того, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей относятся в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2008 г. по делу N А82-14108/2007-35 оставить без изменения, апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Яковлевский бор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Т.В.ЛЫСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2008 ПО ДЕЛУ N А82-14108/2007-35
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2008 г. по делу N А82-14108/2007-35
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Яковлевский бор"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2008 г. по делу N А82-14108/2007-35, принятое судом в составе судьи Чистяковой О.Н.,
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Яковлевский бор"
к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 7 по Ярославской области
о признании недействительным решения,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Яковлевский бор" (далее - Кооператив, ЖСК "Яковлевский бор", жилищный кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 7 по Ярославской области (далее - Инспекция, Межрайонная ИФНС России N 7 по Ярославской области, регистрирующий орган, ответчик) о признании недействительным отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающихся сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, и возложении на Межрайонную ИФНС России N 7 по Ярославской области обязанности произвести государственную регистрацию соответствующих изменений.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Кооператив обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права, что выразилось в нарушение пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 119 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов, приведенных ЖСК "Яковлевский бор". По мнению регистрирующего органа, решение арбитражного суда первой инстанции должно остаться без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 г. апелляционная жалоба ЖСК "Яковлевский бор" оставлена без рассмотрения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.08.2008 г. определение Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 г. отменено. Дело направлено в арбитражный суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Заявитель ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства о рассмотрении дела без их представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в деле документы, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ЖСК "Яковлевский Бор" зарегистрирован Регистрационно-лицензионной палатой мэрии города Ярославля в качестве юридического лица 11.06.1999 за N 12705.
01.11.2007 г. в связи со сменой руководителя Кооператив представил в Инспекцию заявление по форме Р14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее - заявление о внесении изменений), подписанное председателем правления Заозеровым Тимофеем Борисовичем (далее - Заозеров Т.Б.). Одновременно с заявлением представлены протокол общего собрания членов Кооператива от 05.10.2007 (об избрании правления), протокол заседания правления от 01.11.2007 (об избрании председателем правления Заозерова Т.Б.) (т. 1 л.д. 8).
По результатам рассмотрения заявления Межрайонная ИФНС России N 7 по Ярославской области на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации приняла решение от 09.11.2007 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (далее - отказ в государственной регистрации), в связи с тем, что не представлены документы, определенные статьей 17 данного закона (т. 1 л.д. 9).
Не согласившись с решением отказе в государственной регистрации, Кооператив обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подписано неуполномоченным лицом, требования ЖСК "Яковлевский Бор" оставил без удовлетворения.
Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется обоснованной в силу следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта и действий иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт или действия не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом официального разъяснения данной нормы в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
В силу пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Статьями 116, 118 - 119 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Общим собранием членов жилищного кооператива (конференцией) избирается правление для осуществления руководства текущей деятельностью кооператива. Правление избирает из своего состава председателя кооператива.
Согласно статье 121 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
В силу пунктов 2.5 - 2.9 устава ЖСК "Яковлевский Бор" в редакции N 2, зарегистрированной решением Межрайонная ИФНС России N 7 по Ярославской области от 12.01.2007 г. N 1653 (т. 2 л.д. 18 - 25) председатель правления является единоличным исполнительным органом Кооператива, избирается на 5 лет и имеет право действовать без доверенности от имени ЖСК "Яковлевский Бор". Решение правления об избрании единоличного исполнительного органа принимается большинством в 2/3 присутствующих на заседании членов правления. Каждый из членов правления, состоящего из трех членов Кооператива, имеет один голос. Заседание правления признается правомочным, если в нем принимают участие более половины его членов. Избрание членов правления осуществляется по решению общего собрания, принятого простым большинством голосов. Общее собрание имеет кворум, если на нем присутствует более половины членов кооператива, каждый из которых обладает одним голосом.
Материалы дела указывают на то, что избрание Заозерова Т.Б. на должность председателя состоялось на заседании правления ЖСК "Яковлевский Бор" 01.11.2007 г. В свою очередь состав правления был сформирован на общем собрании членов Кооператива 05.10.2007 г. (т. 1 л.д. 6 - 7).
На общем собрании членов жилищного кооператива 05.10.2007 г. присутствовали Заозеров Т.Б., Костыгов Сергей Анатольевич (далее - Костыгов С.А.), Майоров Сергей Юрьевич (далее - Майоров С.Ю.) и Савенков Михаил Николаевич (далее - Савенков М.Н.). Членство указанных лиц в Кооперативе подтверждается книгой учета состава членов ЖСК "Яковлевский Бор" (т. 1 л. д. 54). При этом документы, свидетельствующие о том, что указанные лица приняты в члены жилищного кооператива в порядке, установленном уставом данного юридического лица (т. 1 л.д. 61, т. 2 л.д. 20) и Жилищным кодексом Российской Федерации, отсутствуют.
Ярославский районный суд Ярославской области решением от 23.07.2007 г. восстановил в членах ЖСК "Яковлевский Бор" Потапова Михаила Владимировича (далее - Потапов М.В.) и Гарайшина Марата Саяховича (далее - Гарайшин М.С.) (т. 1, л.д. 19 - 21).
По данным ЕГРЮЛ по состоянию на 31.10.2007 г. участниками Кооператива были Костыгов С.А., Гарайшин М.С. и Потапов М.В. (т. 1 л.д. 40 - 41, т. 2 л.д. 27 - 29). Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ЖСК "Яковлевский Бор", являлся Потапов М.В. (т. 1 л.д. 23).
В соответствии с подпунктами "д", "л" пункта 1, пунктом 4 статьи 5 Закона о регистрации в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. В случае несоответствия сведений государственных реестров, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что 05.10.2007 г. в работе общего собрания принимал участие только один из трех членов Кооператива, информация о которых включена в ЕГРЮЛ, - Костыгов С.А., то есть у общего собрания отсутствовал кворум. В связи с этим решение общего собрания от 05.10.2007 г. об избрании правления жилищного кооператива не имеет юридической силы с момента его принятия (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 19 от 18.11.2003 г.), что свидетельствует о незаконности решения такого правления об избрании Заозерова Т.Б. председателем правления Кооператива (протокол заседания от 01.11.2007 г.). Заозеров Т.Б. не является лицом, уполномоченным действовать от имени ЖСК "Яковлевский Бор".
В силу пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При государственной регистрации юридического лица уполномоченными лицами могут являться: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации предусматривает отказ в государственной регистрации при непредставлении определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Заявление о внесении изменений, представленное в регистрирующий орган 01.11.2007 г., подписано Заозеровым Т.Б., то есть неуполномоченным лицом. Согласно материалам дела заявление Кооператива о внесении изменений, подписанное уполномоченным лицом, 01.11.2007 г. в Межрайонная ИФНС России N 7 по Ярославской области не было представлено, что является основанием для отказа в государственной регистрации.
При указанных обстоятельствах отказ в государственной регистрации соответствует требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не наделен правом проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, указанные в ЕГРЮЛ лица в соответствии с пунктом 4.4 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16/@ (далее - Методические разъяснения), являются членами правления Кооператива, а также о том, что состав членов жилищного кооператива подтверждается книгой учета состава членов ЖСК "Яковлевский Бор", судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие обстоятельствам дела и основанные на ошибочном толковании закона.
На регистрирующий орган не возложена обязанность проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, но в соответствии с пунктом 1 статьи 9, пунктом 2 статьи 17, подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации регистрирующий орган должен выявить наличие всех необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных названным законом.
Документы, подтверждающие, что указанные в ЕГРЮЛ Костыгов С.А., Гарайшин М.С. и Потапов М.В. являются членами правления Кооператива, отсутствуют. Кроме того, из содержания пункта 4.4. Методических разъяснений не следует, что помимо названных в ЕГРЮЛ лиц в жилищном кооперативе могут быть иные участники кооператива.
В соответствии с пунктом 7.2. устава ЖСК "Яковлевский Бор" от 1999 г. (т. 1 л.д. 61) и пунктом 3.2. устава данного кооператива от 26.12.2006 г. (т. 2 л.д. 21) членство в данном кооперативе подтверждается не книгой учета его членов, а решением общего собрания или решением правления о принятии в члены жилищного кооператива (в зависимости от того, когда лицо принято в состав Кооператива).
В Межрайонную ИФНС России N 7 по Ярославской области с заявлением о внесении изменений от имени Кооператива обратилось неуполномоченное лицо. В лице уполномоченного лица ЖСК "Яковлевский Бор" в регистрирующий орган не обращался. Следовательно, решение об отказе в государственной регистрации права и законные интересы жилищного кооператива не нарушает.
Какие-либо иные документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов Кооператива в материалах дела отсутствуют.
Утверждение заявителя о том, что отказ в государственной регистрации незаконно возлагает на жилищный кооператив дополнительные обязанности, судом апелляционной инстанции не принимается, как необоснованное.
Учитывая, что отказ в государственной регистрации соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы ЖСК "Яковлевский Бор", требования заявителя оставлены без удовлетворения правомерно.
На основании изложенного, апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Ввиду того, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей относятся в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2008 г. по делу N А82-14108/2007-35 оставить без изменения, апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Яковлевский бор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Т.В.ЛЫСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)