Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2006, 25.12.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-12901/06

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


18 декабря 2006 г. Дело N А41-К2-12901/06

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2006 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2006 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М., судей М.Л., К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т., при участии в заседании: от истца (заявителя): - Х. - юрисконсульт по доверенности N 13-юр от 17.11.2006 до 17.11.2007; М.Л.А. - главный юрисконсульт по доверенности N 5-юр от 10.01.2006 по 31.12.2006; от ответчика: - З. - зам. заведующего правовым отделом по доверенности N 896-р-исх. от 18.09.2006 на 1 год; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Жилкомплекс" на решение Арбитражного суда Московской области от 9 октября 2006 г. по делу N А41-К2-12901/06, принятое судьей С. по иску (заявлению) МУП "Жилкомплекс" к Государственной жилищной инспекции Московской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомплекс" (МУП "Жилкомплекс", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Московской области (Госжилинспекция, ГЖИ МО, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника Госжилинспекции МО N ПМО-15-0016-9-2006 от 05.05.2006 по делу об административном правонарушении, которым МУП "Жилкомплекс" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и которым предприятию назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 руб. (500 МРОТ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 9 октября 2006 г. постановление заместителя начальника Госжилинспекции МО N ПМО-15-0016 9-2006 от 05.05.2006 по делу об административном правонарушении изменено в части избранной МУП "Жилкомплекс" меры наказания: размер штрафа уменьшен до 40000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанций, МУП "Жилкомплекс" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители МУП "Жилкомплекс" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Государственной жилищной инспекции Московской области возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда законным.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13 апреля 2006 года в ходе внепланового мероприятия по контролю, проводившемуся на основании распоряжения на проведение мероприятия по государственному контролю N ПМО-15-0016-9-2006 от 6 апреля 2006 г. (уведомление о проведении мероприятия N ПМО-15-0016-9-2006 от 6 апреля 2006 г.) по адресу: г. Королев, пр-т Космонавтов, дом 3а, кв. 48, заместителем заведующего территориальным отделом Госжилинспекций Московской области было установлено, что в квартире 48 в ванной комнате на стенах и потолке обнаружены черные пятна. В туалетной и в ванной комнатах вентиляция находится в нерабочем состоянии. В квартире 49 вентиляция находится в нерабочем состоянии. Работоспособность вентканалов определилась визуальным способом путем наложения тонкого листа бумаги на вентиляционное отверстие. Движение воздуха не наблюдалось.
По результатам проверки был составлен акт проведения планового (внепланового) мероприятия по контролю.
13 апреля 2006 года должностным лицом составлен протокол N ПМО-15-0016-9-2006 об административном правонарушении.
Как следует из протокола об административном правонарушении, предприятием было допущено нарушение пп. 5.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, выразившееся в нарушении работы вентиляции в кв. 48, 49, в результате чего в ванной комнате в кв. 48 на стенах и потолке появились черные пятна.
5 мая 2006 года, рассмотрев дело об административном правонарушении, заместитель начальника Госжилинспекции Московской области вынес постановление N ПМО-15-0016-9-2006, которым МУП "Жилкомплекс" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ. Данным постановлением на предприятие наложен штраф в размере 50000 руб. (500 МРОТ).
Не согласившись с указанным постановлением Госжилинспекций МО, МУП "Жилкомплекс" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному Постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003 N 729/47, ГЖИ МО является органом государственного контроля за использованием, сохранностью и эксплуатацией жилищного фонда Московской области.
В соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ ГЖИ МО является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Статья 7.22 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, и устанавливает наказание для юридических лиц в виде штрафа от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР от 25.09.1985 N 415, ст. ст. 22, 40 Жилищного кодекса РСФСР жилищно-эксплуатационные организации обязаны выполнять работы по содержанию и ремонту жилищного фонда, а жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно пункту 5 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, жилищно-эксплуатационные организации (а при их отсутствии - предприятия, учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию жилых домов) обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, исполнитель в лице МУП "Жилкомплекс" обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм.
Согласно п. 5.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, установлены расчетные температуры, кратности и нормы воздухообмена для различных помещений жилых домов должны соответствовать установленным требованиям. Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 град. С и ниже.
При эксплуатации механической вентиляции и воздушного отопления не допускается расхождение объема притока и вытяжки от проектного более чем на 10%, снижение или увеличение температуры приточного воздуха более чем на 2 град. С.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, являются лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Судом установлено, что МУП "Жилкомплекс" отвечает за содержание дома, в котором обнаружено административное правонарушение.
Согласно договору N 1-ЖФ от 01.06.2002 возмездного оказания услуг по управлению муниципальным жилищным фондом, заключенному между Администрацией города Королева Московской области и МУП "Жилкомплекс", Исполнитель (МУП "Жилкомплекс") принимает в управление муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, не используемые для производственных целей предприятия, и объекты благоустройства с целью контроля за организацией его обслуживания.
Целью договора является организация содержания и ремонта Имущества в соответствии с действующими нормами и правилами, решение вопросов, связанных с управлением имущественным комплексом жилищно-коммунального назначения, и его сохранностью.
МУП "Жилкомплекс" выполняет следующие функции по управлению Имуществом:
- - организацию обеспечения технических условий эксплуатации и осуществления контроля за содержанием жилищного фонда;
- - контроль и планирование деятельности по управлению муниципальным жилищным фондом;
- - организация начислений и сбор с населения платежей за жилищно-коммунальные услуги;
- - обеспечение сохранности и правильной технической эксплуатации Имущества;
- - техническое обслуживание и санитарное содержание Имущества в соответствии с действующими "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда";
- - текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда;
- - обеспечение выполнения неотложного ремонта, необходимость которого выявлена при осмотрах или заявках граждан;
- - управление Имуществом, организация его содержания и ремонт с соблюдением положений, действующих законодательных и нормативных актов, обеспечивая комфортные условия проживания граждан.
Таким образом, на основании положений договора N 1-ЖФ от 01.06.2002 прямыми обязанностями Предприятия является управление Имуществом, организация его содержания и ремонта с соблюдением положений действующих законодательных и нормативных актов, обеспечение комфортных условий проживания граждан; поддерживание в надлежащем состоянии Имущества в соответствии с государственными стандартами качества предоставляемых коммунальных услуг.
В соответствии с Уставом МУП "Жилкомплекс" (п. п. 3.2, 3.3) предметом деятельности предприятия является выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилого фонда, инженерной инфраструктуры и придомовых территорий с соблюдением действующих требований норм технической эксплуатации, обеспечение населения жилищными и коммунальными услугами.
В соответствии с п. 3.3 Устава, предприятие обязано обеспечить соблюдение нормативных условий для проживания граждан.
МУП "Жилкомплекс" несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности (п. 2.6 Устава).
В соответствии с разделом 2 Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем.
Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что лицом, ответственным за содержание жилого дома N 3а по пр-ту Космонавтов в г. Королеве, не были осуществлены действия, обязанность выполнения которых предусмотрена пп. 5.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, а именно: обеспечение работы вытяжки по удалению необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Предприятие определяло порядок движения денежных средств, поступающих от населения в качестве оплаты за выполненные работы по ремонту (текущему и капитальному) общего имущества многоквартирных жилых домов; информировало организацию, осуществляющую начисление и сбор платежей, о необходимости произвести пользователям жилищно-коммунальных услуг перерасчет в случае отсутствия либо недопоставки указанных услуг.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Уставом МУП предусмотрено осуществление деятельности по аккумулированию на своих счетах денежных средств, поступающих из бюджета и внебюджетных источников на содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что МУП "Жилкомплекс" имело возможность за счет средств, полученных от населения, выполнить либо организовать выполнение (путем заключения соответствующего договора подряда с третьим лицом) первоочередные и срочные работы, направленные на обеспечение безопасности людей и удовлетворительную работу вентиляции.
Нормы кратности воздухообмена для различных помещений жилых зданий должны соответствовать таблице N 3 к ГОСТ Р 51617-2000, утвержденных постановлением Госстандарта России от 19.06.2000, и СНиП 2.08.01-89, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78.
В соответствии с п. 2 Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что событие административного правонарушения, а именно - невыполнение лицом, ответственным за содержание жилого дома N 3а по пр-ту Космонавтов в г. Королеве, правил содержания и ремонта жилых домов, установлено собранными по делу доказательствами: актом проведения планового (внепланового) мероприятия по контролю и протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, предприятие обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом установлена ответственность, но не были приняты все необходимые меры для их соблюдения.
Предприятием не представлено доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Таким образом, ГЖИ МО приведены фактические доказательства совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренные ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о возможности уменьшения МУП "Жилкомплекс" суммы штрафа с 50000 руб. (500 МРОТ) до 4000 руб. (400 МРОТ).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Предприятие в рамках производственного процесса провело ряд мероприятий, направленных на устранение нарушений; административное правонарушение совершено МУП "Жилкомплекс" не умышленно (неосторожная форма вины в виде небрежности).
В оспариваемом постановлении не указано, что при определении наказания были учтены имеющиеся смягчающие ответственность предприятия обстоятельства. Доказательств наличия отягчающих обстоятельств не представлено.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление N ПМО-15-0016-9-2006 от 05.05.2006 подлежит признанию незаконным в части назначения наказания и изменяет его.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 9 октября 2006 г. по делу N А41-К2-12901/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "Жилкомплекс" - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)