Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.05.2008 ПО ДЕЛУ N А19-2350/08-6

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2008 г. по делу N А19-2350/08-6


Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2008 г. Решение в полном объеме изготовлено 08 мая 2008 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Коломиновой Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания Коломиновой Н.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Иркутскэнерго"
к МУП "ПУ ВКХ"
о взыскании 12 000 руб.
при участии:
- от истца: Юсупова А.Р. - пред. дов. от 01.01.2008 г. N 5838;
- от ответчика: Моисеев В.Г. - пред. дов. от 29.02.2008 г. N 302-07.1; Новгородова И.Б. - пред. дов. от 19.04.2007 г. N 1512-07.1;

- установил:

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее ОАО "Иркутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями к муниципальному унитарному предприятию "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" (далее МУП "ПУ ВКХ") о взыскании основного долга за отпуск и пользование электрической энергией в размере 10 832 руб. 70 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 167 руб. 30 коп.
Истец заявленные требования поддержал.
Ответчик иск оспорил, при этом указал, что оплата за потребленную в ноябре 2007 г. тепловую энергию произведена в полном объеме, а также отметил что к нему не могут быть применены нерегулируемые тарифы, поскольку он относится к категории потребителей приравненных к населению.
Рассмотрев исковое заявление, исследовав представленные материалы дела и заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, 20.10.2003 г. между ОАО "Иркутскэнерго" (энергоснабжающая организация) и МУП "ПУ ВКХ" (абонент) заключен договор на отпуск и пользование электрической энергией N 649 (далее договор), согласно которому истец принял на себя обязательства, в том числе по отпуску абоненту электрической энергии по электроустановкам на условиях оговоренных и согласованных сторонами в договоре, а ответчик обязательства по ее оплате (п. 2.1, п. 3.1 договора).
Во исполнение условий договора, истцом ответчику в ноябре 2007 г. была отпущена электрическая энергия, в связи, с чем предъявлен к оплате сначала счет-фактура N 74727-649 от 30.11.2007 г. на сумму 5 001 164 руб. 88 коп., затем в связи с произведенным перерасчетом счет-фактура N 74727-649 от 30.11.2007 г. на сумму 5 085 210 руб. 78 коп., платежное требование N 26168-0649 от 17.12.2007 г. на сумму 5 085 214 руб. 03 коп., что подтверждается реестром переданных на инкассо расчетных документов N 1695 от 17.12.2007 г.
Факт получения в ноябре электроэнергии ответчиком не оспаривается.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как видно из условий пункта 5.3 названного договора плата за отпущенную и потребленную электрическую энергию производится по одноставочному тарифу. В срок до 5 числа следующего за отчетным месяцем энергоснабжающая организация представляет абоненту счета за отпущенную и потребленную электроэнергию. Платежные документы за отпущенную и использованную электроэнергию подлежат оплате абонентом в 5-дневный срок, с момента получения их от энергоснабжающей организации.
Как полагает истец ответчик не оплатил полученную электроэнергию в сумме 84 045 руб. 90 коп. и ОАО "Иркутскэнерго" просит взыскать в судебном порядке часть названной задолженности, а именно 10 832 руб. 70 коп.
При этом представитель "Иркутскэнерго" указал, что при расчете предъявляемой к взысканию суммы им были применены свободные (нерегулируемые) цены на электрическую энергию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
Ответчик полагает, что истец, во-первых, неправомерно применил Постановление Правительства N 530 от 31.08.2006 г. к договорным отношениям, возникшим ранее его издания, во-вторых, МУП "ПУ ВКХ" относится к группе потребителей приравненных к населению и которым предоставляется электрическая энергия по регулируемым тарифам.
Оценив изложенные сторонами доводы и пояснения суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановление Правительства РФ, в силу Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ, является уполномоченным органом в сфере регулирования цен на электрическую энергию.
31 августа 2006 г. Правительство РФ своим Постановлением N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Согласно пункту 106 указанных Правил, на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
Как следует из названного положения продажа электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется гражданам-потребителям, а также приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категории) потребителей (покупателей).
Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (пункт 109 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики").
Как усматривается из пунктов 106 - 108 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" в случае если фактическое потребление всех потребителей гарантирующего поставщика за соответствующий месяц оказывается больше, чем суммарные объемы электроэнергии, приобретенные на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам), то объемы такого превышения гарантирующий поставщик покупает по свободным (нерегулируемым) ценам и, соответственно, продает объемы такого превышения по свободным нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен.
Средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена электрической энергии (мощности) на оптовом рынке рассчитывается администратором торговой системы оптового рынка для точек (групп точек) поставки, в которых соответствующий участник оптового рынка - поставщик электрической энергии (мощности) на розничном рынке приобретает электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке для целей продажи на розничном рынке.
Средневзвешенные свободные (нерегулируемые) цены электрической энергии (мощности) подлежат опубликованию администратором торговой системы оптового рынка в течение 4 рабочих дней по окончании соответствующего расчетного периода и организациями, указанными в пункте 106 Правил, - в течение 2 рабочих дней с даты публикации соответствующей информации администратором торговой системы оптового рынка на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункты 109, 110 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики").
Таким образом электрическая энергия в объеме всего фактического потребления граждан-потребителей и приравненных к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов групп (категорий) потребителей (покупателей) (далее население), поставляется на розничном рынке электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам). Покупателям электрической энергии, не относящимся к населению, объем поставки электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам) определяется исходя из отношения объема поставки электрической энергии (мощности) по регулируемым тарифам к общему объему поставки, который рассчитывается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) по окончании каждого расчетного периода.
Как пояснил представитель истца после получения данных АТС, опубликованных на официальном сайте АТС, ОАО "Иркутскэнерго" несмотря на уже выставленный счет-фактуру на сумму 5 001 164 руб. 88 коп., рассчитало объемы потребления электроэнергии каждым потребителем в соответствии с фактически сложившимся в ноябре 2007 г. коэффициентом распределения электрической энергии, поставляемой по регулируемой цене, произвело перерасчет и выставило новый счет-фактуру N 74727-649 от 30.11.2007 г. на сумму 5 085 210 руб. 78 коп. При этом истец отметил, что новый счет-фактура включил в себя ранее выставленную сумму.
Ответчик оспаривая требования истца полагает невозможным применения коэффициента 0,966 для определения объема электрической энергии, оплачиваемой по регулируемым тарифам, поскольку МУП "ПУ ВКХ" не превышен лимит потребленной электрической энергии в ноябре 2007 г.
Кроме того, как указал МУП "ПУ ВКХ", даже в случае превышения такого лимита, потребляемая электроэнергия должна оплачиваться по регулируемым тарифам, так как МУП "ПУ ВКХ" относится к категории потребителей приравненных к населению.
Оценив указанные доводы, представленные сторонами документы и нормы действующего законодательства в сфере электроэнергетики суд считает, что истец правомерно с соблюдением требований закона произвел перерасчет поставленной электрической энергии.
При этом суд не принимает во внимание ссылки истца на Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О предоставлении коммунальных услуг гражданам" в связи с нижеизложенным.
Как следует из пункта 1.1 названного Постановления правила им утвержденные регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В возникших между сторонами отношениях ОАО "Иркутскэнерго" не является исполнителем коммунальных услуг, равно как и МУП "ПУ ВКХ" - потребителем в понимании Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О предоставлении коммунальных услуг гражданам".
Согласно пункту 3 указанных выше правил предоставления коммунальных услуг гражданам под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; под потребителем - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О предоставлении коммунальных услуг гражданам" регулирует отношения, участниками которых истец и ответчик не являются, поэтому их применение к сложившимся между сторонами отношениям неправомерно.
Факт заключения договора в интересах многоквартирных домов (граждан) не имеет правового значения и не влечет распространения на отношения по отпуску электрической энергии между истцом и ответчиком Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О предоставлении коммунальных услуг гражданам".
Ссылки ответчика на постановление Службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2007 г. N 44-П суд находит несостоятельными, поскольку данное постановление устанавливает тарифы на электрическую энергию отпускаемую ООО "Иркутская энергосбытовая компания", ГУЭП "Облкоммунэнерго", ЗАО "Братские электрические сети", МУП "Шелеховский ЭнергоСбыт", ЗАО "Аларскагропромэнерго", ООО "Русэнергосбыт".
Кроме того, примечание 3.3 которое, как полагает ответчик, относит его к потребителям приравненных к населению, а именно исполнителям коммунальных услуг, по мнению суда, в императивном порядке определяет, кто относится к исполнителям коммунальных услуг.
Так положение названного примечания раскрывает, в том числе кто является исполнителем коммунальных услуг - это товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации. МУП "ПУ ВКХ" является коммерческой организацией и не относится ни к одной из организаций указанных выше.
Проанализировав изложенные доводы и положения закона суд полагает, что ответчик в сложившихся между сторонами отношениях по подаче и потреблению электрической энергии не относится к категории потребителей приравненных к населению и, соответственно к нему могут быть применены в расчетах нерегулируемые (свободные) тарифы.
Также суд находит несостоятельным довод ответчика о невозможности применения Постановления Правительства N 530 от 31.08.2006 г. к ранее возникшим договорным отношениям, ввиду отсутствия в нем указаний на распространение его действия на отношения возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу пункта 109 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 указанного выше Постановления, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
При этом Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" установлен механизм расчета нерегулируемых цен, что свидетельствует об их императивной природе.
Таким образом, законодателем установлена возможность ограничения свободного определения сторонами некоторых условий договора путем установления императивных норм, в том числе в отношении цены договора энергоснабжения.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Поскольку положения пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами, являются императивными, оплата стоимости поставленной истцом предусмотренных объемов электроэнергии должна производиться по ценам, определенным с учетом пункта 109 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
Следует отметить, что законом не сделано исключений в отношении тех случаев, когда договором предусмотрен другой порядок ценообразования.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд пришел к выводу, что истец правомерно принял в расчет Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" и пересчитал стоимость поставленной МУП "ПУ ВКХ" в ноябре 2007 г. электрической энергии по свободным (нерегулируемым) тарифам.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку МУП "ПУ ВКХ" приняло на себя обязательства по оплате получаемой от ОАО "Иркутскэнерго" электрической энергии, которая до настоящего времени в полном объеме не оплачена, суд находит обоснованными доводы истца о наличии у ответчика задолженности в размере 84 045 руб. 90 коп.
За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание имеющуюся задолженность в сумме 84 045 руб. 90 коп. истец, согласно представленным в дело расчетам за период с 22.12.2007 г. по 20.02.2008 г., правомерно и обоснованно начислил принимаемые судом к взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 167 руб. 30 коп.
На основании изложенного и принимая во внимание отсутствие на дату вынесения решения оплаты ответчиком в полном объеме полученной энергии, арбитражный суд считает требования ОАО "Иркутскэнерго" к МУП "ПУ ВКХ" о взыскании основного долга в пределах заявленной им суммы, а именно 10 832 руб. 70 коп. основного долга и 1 167 руб. 30 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами обоснованными, законными и подлежащими удовлетворения в силу статей 309 - 310, 395, 539, 544 Гражданского кодекса РФ.
Расходы по оплате госпошлины в сумме 500 руб. суд взыскивает с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" в пользу Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации 10 832 руб. 70 коп. основного долга, 1 167 руб. 30 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами, расходы по оплате госпошлины в размере 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Ю.КОЛОМИНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)