Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Попова Александра Александровича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.01.2010 по делу N А29-10618/2009, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.
по заявлению индивидуального предпринимателя Попова Александра Александровича
к администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
о признании недействительным постановления,
индивидуальный предприниматель Попов Александр Александрович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Попов А.А.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления от 21.08.2009 N 1776 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по пр. Космонавтов, 24, 26 г. Ухты для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов N 24, N 26" (далее - постановление от 21.08.2009 N 1776).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Попов А.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, решение арбитражного суда является незаконным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании частей 3 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Жилищного кодекса), пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, неприменении части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах местного самоуправления), части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации статей 8, 244 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприниматель является собственником квартиры, расположенной в жилом многоквартирном доме N 26 по пр. Космонавтов в г. Ухте, и нежилого помещения, находящегося на первом этаже данного жилого дома (т. 1 л. д. 18, 19).
18.05.2009 между муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МУ "УЖХ") и обществом с ограниченной ответственностью "Геокарт Технология" (далее - ООО "Геокарт Технология") заключен муниципальный контракт N 29к на выполнение работ по территориальному землеустройству и подготовке землеустроительной документации с целью постановки земельных участков на государственный кадастровый учет по объектам жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования городского округа "Ухта", в том числе в отношении жилых домов NN 24, 26 по пр. Космонавтов (т. 1 л. д. 15-17, 66-68).
21.08.2009 ООО "Геокарт Технология" обратилось к руководителю Администрации с просьбой утвердить схему расположения земельного участка под эксплуатацию многоквартирных жилых домов на кадастровом плане (карте) территории по адресу: г. Ухта, пр. Космонавтов, дома NN 24, 26 (т. 1 л. д. 71-73).
21.08.2009 руководителем Администрации вынесено постановление N 1776, утвердившее в составе земель населенных пунктов схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории в кадастровом квартале 11:20:0602011 со следующими характеристиками: площадь - 5 901,0 кв.м., местоположение - пр. Космонавтов, 24, 26 г. Ухты, разрешенное использование - для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов NN 24, 26 согласно приложению N 1 (пункт 1), установившее границы охранных зон инженерных коммуникаций, расположенных на данном земельном участке, на период их эксплуатации, общей площадью 2 635,0 кв.м. согласно приложению N 2 (пункт 2), а также установившее, что МУ "УЖХ" необходимо обеспечить государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (т. 1 л. д. 10, 11, 63, 64).
Не согласившись с постановлением от 21.08.2009, ИП Попов А.А. 16.10.2009 обжаловал его в арбитражный суд (т. 1 л. д. 7, 8).
11.12.2009 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома по адресу: г. Ухта, пр. Космонавтов, дома NN 24, 26 (т. 1 л. д. 86-114).
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемое постановление соответствует законодательству, права и законные интересы Предпринимателя не нарушает, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством (пункт 2). В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7).
Из пункта 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
В силу статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1). Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
Из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, в том числе принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В силу части 1 статьи 16 Закона об общих принципах местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) определено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе; кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В силу статей 22, 38 Закона о кадастре одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, является межевой план.
Согласно пункту 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, помимо прочего, утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
Статьей 38 Устава муниципального образования городского округа "Ухта" предусмотрено, что Администрация обеспечивает ведение дежурных земельно-кадастровых планов на территории городского округа, кадастровой, градостроительной и землеустроительной документации; разработку программ и осуществление контроля за использованием и охраной земель; организует работу по землеустройству, выдаче заключений по планам землеустроительных работ, проводимых на территории городского округа. Руководитель администрации городского округа издает в пределах своих полномочий правовые акты; организует и обеспечивает исполнение полномочий исполнительных органов власти местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения.
Таким образом, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, может быть сформирован как по инициативе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, так и по инициативе органов местного самоуправления. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования указанного земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Границы земельного участка устанавливаются в процессе кадастровых работ при формировании межевого плана. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории сама по себе границы земельного участка не устанавливает и применяется для подготовки межевого плана.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что постановление от 21.08.2009 N 1776, утвердившее схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по пр. Космонавтов, 24, 26, издано в рамках полномочий руководителя Администрации и не противоречит законодательству. Доказательства, подтверждающие, что оспариваемый акт нарушает права и законные интересы ИП Попова А.А. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решения общего собрания собственников жилья об обращении в орган местного самоуправления для формирования земельного участка, не имеется; решение о формировании земельного участка принято лицом, которое не указано в статье 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
Утверждения Предпринимателя о том, что полномочия по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, и постановка их на государственный кадастровый учет, принадлежат исключительно владельцам помещений в многоквартирных жилых домах; в настоящее время ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации (законом Республики Коми) не предусмотрено, что органы местной администрации наделены полномочиями по формированию земельных участков и постановке их на кадастровый учет; собственники жилых помещений не выразили в предусмотренном законом порядке волеизъявление по вопросу формирования и передачи им в собственность земельного участка, следовательно, постановление от 21.08.2009 N 1776 не может считаться законным, судом апелляционной инстанции не принимаются, как основанные на ошибочном толковании правовых норм.
Ссылка заявителя на то, что при расчете нормативной площади земельного участка не соблюдена часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не может быть принята за основу, поскольку указанная норма к регулированию спорных правоотношений не относится.
Довод ИП Попова А.А. о том, что нарушение установленного законом порядка принятия решения собственниками жилых помещений в жилом доме о формировании земельного участка, необходимого для обслуживания жилого дома, само по себе является нарушением прав и законных интересов заявителя, судом апелляционной инстанции отклоняется, как безосновательный.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Согласно чеку - ордеру от 15.02.2010 N 52 ИП Попов А.А. уплатил государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 руб.
В силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда физическое лицо уплачивает государственную пошлину в сумме 100 рублей. Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1900 рублей подлежит возврату Предпринимателю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.01.2010 по делу N А29-10618/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Попова Александра Александровича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Попову Александру Александровичу из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку - ордеру от 15.02.2010 N 52 государственную пошлину в размере 1900 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2010 ПО ДЕЛУ N А29-10618/2009
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2010 г. по делу N А29-10618/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Попова Александра Александровича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.01.2010 по делу N А29-10618/2009, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.
по заявлению индивидуального предпринимателя Попова Александра Александровича
к администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
о признании недействительным постановления,
установил:
индивидуальный предприниматель Попов Александр Александрович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Попов А.А.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления от 21.08.2009 N 1776 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по пр. Космонавтов, 24, 26 г. Ухты для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов N 24, N 26" (далее - постановление от 21.08.2009 N 1776).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Попов А.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, решение арбитражного суда является незаконным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании частей 3 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Жилищного кодекса), пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, неприменении части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах местного самоуправления), части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации статей 8, 244 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприниматель является собственником квартиры, расположенной в жилом многоквартирном доме N 26 по пр. Космонавтов в г. Ухте, и нежилого помещения, находящегося на первом этаже данного жилого дома (т. 1 л. д. 18, 19).
18.05.2009 между муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МУ "УЖХ") и обществом с ограниченной ответственностью "Геокарт Технология" (далее - ООО "Геокарт Технология") заключен муниципальный контракт N 29к на выполнение работ по территориальному землеустройству и подготовке землеустроительной документации с целью постановки земельных участков на государственный кадастровый учет по объектам жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования городского округа "Ухта", в том числе в отношении жилых домов NN 24, 26 по пр. Космонавтов (т. 1 л. д. 15-17, 66-68).
21.08.2009 ООО "Геокарт Технология" обратилось к руководителю Администрации с просьбой утвердить схему расположения земельного участка под эксплуатацию многоквартирных жилых домов на кадастровом плане (карте) территории по адресу: г. Ухта, пр. Космонавтов, дома NN 24, 26 (т. 1 л. д. 71-73).
21.08.2009 руководителем Администрации вынесено постановление N 1776, утвердившее в составе земель населенных пунктов схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории в кадастровом квартале 11:20:0602011 со следующими характеристиками: площадь - 5 901,0 кв.м., местоположение - пр. Космонавтов, 24, 26 г. Ухты, разрешенное использование - для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов NN 24, 26 согласно приложению N 1 (пункт 1), установившее границы охранных зон инженерных коммуникаций, расположенных на данном земельном участке, на период их эксплуатации, общей площадью 2 635,0 кв.м. согласно приложению N 2 (пункт 2), а также установившее, что МУ "УЖХ" необходимо обеспечить государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (т. 1 л. д. 10, 11, 63, 64).
Не согласившись с постановлением от 21.08.2009, ИП Попов А.А. 16.10.2009 обжаловал его в арбитражный суд (т. 1 л. д. 7, 8).
11.12.2009 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома по адресу: г. Ухта, пр. Космонавтов, дома NN 24, 26 (т. 1 л. д. 86-114).
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемое постановление соответствует законодательству, права и законные интересы Предпринимателя не нарушает, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством (пункт 2). В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7).
Из пункта 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
В силу статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1). Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
Из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, в том числе принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В силу части 1 статьи 16 Закона об общих принципах местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) определено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе; кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В силу статей 22, 38 Закона о кадастре одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, является межевой план.
Согласно пункту 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, помимо прочего, утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
Статьей 38 Устава муниципального образования городского округа "Ухта" предусмотрено, что Администрация обеспечивает ведение дежурных земельно-кадастровых планов на территории городского округа, кадастровой, градостроительной и землеустроительной документации; разработку программ и осуществление контроля за использованием и охраной земель; организует работу по землеустройству, выдаче заключений по планам землеустроительных работ, проводимых на территории городского округа. Руководитель администрации городского округа издает в пределах своих полномочий правовые акты; организует и обеспечивает исполнение полномочий исполнительных органов власти местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения.
Таким образом, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, может быть сформирован как по инициативе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, так и по инициативе органов местного самоуправления. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования указанного земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Границы земельного участка устанавливаются в процессе кадастровых работ при формировании межевого плана. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории сама по себе границы земельного участка не устанавливает и применяется для подготовки межевого плана.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что постановление от 21.08.2009 N 1776, утвердившее схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по пр. Космонавтов, 24, 26, издано в рамках полномочий руководителя Администрации и не противоречит законодательству. Доказательства, подтверждающие, что оспариваемый акт нарушает права и законные интересы ИП Попова А.А. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решения общего собрания собственников жилья об обращении в орган местного самоуправления для формирования земельного участка, не имеется; решение о формировании земельного участка принято лицом, которое не указано в статье 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
Утверждения Предпринимателя о том, что полномочия по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, и постановка их на государственный кадастровый учет, принадлежат исключительно владельцам помещений в многоквартирных жилых домах; в настоящее время ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации (законом Республики Коми) не предусмотрено, что органы местной администрации наделены полномочиями по формированию земельных участков и постановке их на кадастровый учет; собственники жилых помещений не выразили в предусмотренном законом порядке волеизъявление по вопросу формирования и передачи им в собственность земельного участка, следовательно, постановление от 21.08.2009 N 1776 не может считаться законным, судом апелляционной инстанции не принимаются, как основанные на ошибочном толковании правовых норм.
Ссылка заявителя на то, что при расчете нормативной площади земельного участка не соблюдена часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не может быть принята за основу, поскольку указанная норма к регулированию спорных правоотношений не относится.
Довод ИП Попова А.А. о том, что нарушение установленного законом порядка принятия решения собственниками жилых помещений в жилом доме о формировании земельного участка, необходимого для обслуживания жилого дома, само по себе является нарушением прав и законных интересов заявителя, судом апелляционной инстанции отклоняется, как безосновательный.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Согласно чеку - ордеру от 15.02.2010 N 52 ИП Попов А.А. уплатил государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 руб.
В силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда физическое лицо уплачивает государственную пошлину в сумме 100 рублей. Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1900 рублей подлежит возврату Предпринимателю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.01.2010 по делу N А29-10618/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Попова Александра Александровича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Попову Александру Александровичу из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку - ордеру от 15.02.2010 N 52 государственную пошлину в размере 1900 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА
А.В.КАРАВАЕВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)