Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.12.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2011 по делу N А72-6334/2011 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников жилья "Спектр плюс" (ИНН 7328044717, ОГРН 1027301574189), г. Ульяновск,
об оспаривании решения и предписания,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - УМУП "Городской теплосервис", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган) от 30.06.2011 по делу N 7454/04-2011 и предписания от 30.06.2011 N 23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСЖ "Спектр плюс".
Решением от 14.10.2011 по делу N А72-6334/2011 Арбитражный суд Ульяновской области в удовлетворении заявленных требований предприятия отказал.
УМУП "Городской теплосервис" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
ТСЖ "Спектр плюс" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Антимонопольный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство ТСЖ "Спектр плюс" о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя.
На основании ст. ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, антимонопольный орган вынес приказ от 03.05.2011 N 145 о возбуждении дела N 7454/04-2011 по признакам нарушения УМУП "Городской теплосервис" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Решением от 30.06.2011 по делу N 7454/04-2011 антимонопольный орган признал действия УМУП "Городской теплосервис", выразившиеся в выставлении ТСЖ "Спектр плюс" платы за тепловые потери в трубопроводах системы горячего водоснабжения, нарушением ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Антимонопольный орган выдал УМУП "Городской теплосервис" предписание от 30.06.2011 N 23 о прекращении в срок до 01.11.2011 нарушения антимонопольного законодательства и произведении расчета при оказании услуги горячего водоснабжения для ТСЖ "Спектр плюс" строго по показаниям приборов учета в руб. за 1 куб. м, при этом фиксируемый по показателям приборов учета по трубопроводам горячего водоснабжения расход тепловой энергии при расчете платы за отопление не учитывать.
Ст. 10 Закона N 135-Ф3 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 14.12.2005 N 681-э УМУП "Городской теплосервис включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
УМУП "Городской теплосервис" на основании договора теплоснабжения от 01.05.2005 N 1238, заключенного с ТСЖ "Спектр плюс", поставляло тепловую энергию и теплоноситель для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома N 3 по ул. Димитрова в г. Ульяновске.
В указанном доме установлены приборы учета и имеется четырехтрубная закрытая система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Из имеющихся в материалах дела копий счетов-фактур, актов по потреблению тепловой энергии и теплоносителя, отчетов приборов учета о параметрах теплоснабжения и актов об оказании услуг за период с января 2009 года по апрель 2011 года, следует, что объем выставляемой УМУП "Городской теплосервис" к оплате ТСЖ "Спектр плюс" тепловой энергии для отопления определен путем сложения объемов тепловой энергии, потребленной в системе отопления, и объемов, определенных расчетным путем, исходя из показаний приборов учета системы ГВС.
Кроме того, в копиях счета-фактуры и акта об оказании услуг от 26.02.2010 N 1238 расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках указаны отдельной строкой.
Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Таким образом, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Система централизованного горячего водоснабжения жилищного фонда указанного ТСЖ подключена к сетям УМУП "Городской теплосервис" по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, установлены приборы учета и имеется четырехтрубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-Ф3 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в соответствии с этим законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 N 47 утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, которые вступили в силу с 05.04.2011.
В условиях отсутствия данного документа необходимо было руководствоваться п. 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы N 520).
Согласно Основам N 520 при закрытой схеме теплоснабжения должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м. куб. Методические указания данное требование не изменили.
Таким образом, УМУП "Городской теплосервис" должно было установить тариф на горячее водоснабжение в руб. за м. куб.
На основании Закона N 41-ФЗ для УМУП "Городской теплосервис" установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды в расчете на 1 человека в год, используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергий на отопление ванных комнат.
П. 47 - 49 Основ N 520 установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.
Соответствующие тарифы для УМУП "Городской теплосервис" утверждены постановлениями Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 25.11.2008 N 237/03-01 (на 2009 год) и от 26.11.2009 N 241/03-01 (на 2010 год), приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N 06-454 (на 2011 год).
Расчет тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" производился без учета каких-либо иных дополнительных потерь.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 по делу N А72-8819/08 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 N 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству.
ВАС РФ в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 3 и 10 Закона N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона N 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия УМУП "Городской теплосервис" нарушают ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. Действия предприятия совершены в сфере горячего водоснабжения и отопления граждан, ценообразование в которой полностью регулируется государственными органами и органами местного самоуправления.
Потребителям услуги горячего водоснабжения при ее оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению в данном случае у потребителей имеется отдельная закрытая система трубопроводов по отоплению.
Предприятие превысило пределы допустимого осуществления гражданских прав, возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности факта нарушения УМУП "Городской теплосервис" положений ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Поскольку УМУП "Городской теплосервис" при подаче апелляционной жалобы предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, суд апелляционной инстанции на основании ст. ст. 110 и 112 АПК РФ взыскивает с предприятия в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 октября 2011 года по делу N А72-6334/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.12.2011 ПО ДЕЛУ N А72-6334/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2011 г. по делу N А72-6334/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.12.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2011 по делу N А72-6334/2011 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников жилья "Спектр плюс" (ИНН 7328044717, ОГРН 1027301574189), г. Ульяновск,
об оспаривании решения и предписания,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - УМУП "Городской теплосервис", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган) от 30.06.2011 по делу N 7454/04-2011 и предписания от 30.06.2011 N 23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСЖ "Спектр плюс".
Решением от 14.10.2011 по делу N А72-6334/2011 Арбитражный суд Ульяновской области в удовлетворении заявленных требований предприятия отказал.
УМУП "Городской теплосервис" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
ТСЖ "Спектр плюс" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Антимонопольный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство ТСЖ "Спектр плюс" о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя.
На основании ст. ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, антимонопольный орган вынес приказ от 03.05.2011 N 145 о возбуждении дела N 7454/04-2011 по признакам нарушения УМУП "Городской теплосервис" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Решением от 30.06.2011 по делу N 7454/04-2011 антимонопольный орган признал действия УМУП "Городской теплосервис", выразившиеся в выставлении ТСЖ "Спектр плюс" платы за тепловые потери в трубопроводах системы горячего водоснабжения, нарушением ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Антимонопольный орган выдал УМУП "Городской теплосервис" предписание от 30.06.2011 N 23 о прекращении в срок до 01.11.2011 нарушения антимонопольного законодательства и произведении расчета при оказании услуги горячего водоснабжения для ТСЖ "Спектр плюс" строго по показаниям приборов учета в руб. за 1 куб. м, при этом фиксируемый по показателям приборов учета по трубопроводам горячего водоснабжения расход тепловой энергии при расчете платы за отопление не учитывать.
Ст. 10 Закона N 135-Ф3 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 14.12.2005 N 681-э УМУП "Городской теплосервис включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
УМУП "Городской теплосервис" на основании договора теплоснабжения от 01.05.2005 N 1238, заключенного с ТСЖ "Спектр плюс", поставляло тепловую энергию и теплоноситель для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома N 3 по ул. Димитрова в г. Ульяновске.
В указанном доме установлены приборы учета и имеется четырехтрубная закрытая система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Из имеющихся в материалах дела копий счетов-фактур, актов по потреблению тепловой энергии и теплоносителя, отчетов приборов учета о параметрах теплоснабжения и актов об оказании услуг за период с января 2009 года по апрель 2011 года, следует, что объем выставляемой УМУП "Городской теплосервис" к оплате ТСЖ "Спектр плюс" тепловой энергии для отопления определен путем сложения объемов тепловой энергии, потребленной в системе отопления, и объемов, определенных расчетным путем, исходя из показаний приборов учета системы ГВС.
Кроме того, в копиях счета-фактуры и акта об оказании услуг от 26.02.2010 N 1238 расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках указаны отдельной строкой.
Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Таким образом, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Система централизованного горячего водоснабжения жилищного фонда указанного ТСЖ подключена к сетям УМУП "Городской теплосервис" по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, установлены приборы учета и имеется четырехтрубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-Ф3 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в соответствии с этим законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 N 47 утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, которые вступили в силу с 05.04.2011.
В условиях отсутствия данного документа необходимо было руководствоваться п. 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы N 520).
Согласно Основам N 520 при закрытой схеме теплоснабжения должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м. куб. Методические указания данное требование не изменили.
Таким образом, УМУП "Городской теплосервис" должно было установить тариф на горячее водоснабжение в руб. за м. куб.
На основании Закона N 41-ФЗ для УМУП "Городской теплосервис" установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды в расчете на 1 человека в год, используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергий на отопление ванных комнат.
П. 47 - 49 Основ N 520 установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.
Соответствующие тарифы для УМУП "Городской теплосервис" утверждены постановлениями Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 25.11.2008 N 237/03-01 (на 2009 год) и от 26.11.2009 N 241/03-01 (на 2010 год), приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N 06-454 (на 2011 год).
Расчет тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" производился без учета каких-либо иных дополнительных потерь.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 по делу N А72-8819/08 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 N 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству.
ВАС РФ в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 3 и 10 Закона N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона N 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия УМУП "Городской теплосервис" нарушают ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. Действия предприятия совершены в сфере горячего водоснабжения и отопления граждан, ценообразование в которой полностью регулируется государственными органами и органами местного самоуправления.
Потребителям услуги горячего водоснабжения при ее оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению в данном случае у потребителей имеется отдельная закрытая система трубопроводов по отоплению.
Предприятие превысило пределы допустимого осуществления гражданских прав, возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности факта нарушения УМУП "Городской теплосервис" положений ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Поскольку УМУП "Городской теплосервис" при подаче апелляционной жалобы предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, суд апелляционной инстанции на основании ст. ст. 110 и 112 АПК РФ взыскивает с предприятия в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 октября 2011 года по делу N А72-6334/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)