Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2009 N 08АП-8456/2009 ПО ДЕЛУ N А46-19981/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2009 г. N 08АП-8456/2009

Дело N А46-19981/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8456/2009) Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2009 по делу N А46-19981/2009 (судья Голобородько Н.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания"
к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области
о признании незаконным и отмене постановления от 09.09.2009 N 1-354
при участии в судебном заседании представителей:
- от Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Кривошеина Т.А. по доверенности от 20.07.2009 N 01-11/3009-03 сроком действия до 31.12.2009;
- от открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" - не явился (извещено надлежащим образом);
- установил:

решением от 30.10.2009 по делу N А46-19981/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" (далее по тексту - ОАО "Омская энергосбытовая компания", Общество, заявитель), признал незаконным и отменил постановление заместителя начальника Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее по тексту - Управление, административный орган) от 09.09.2009 N 1-354 о привлечении ОАО "Омская энергосбытовая компания" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решение суда первой инстанции мотивировано отсутствием в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд исходил из того, что Общество не является исполнителем коммунальных услуг, за нарушение уровня и режима обеспечения населения которыми предусмотрена ответственность по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ОАО "Омская энергосбытовая компания" является ресурсоснабжающей организацией, а исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, является Товарищество собственников жилья "Омская-109" (далее по тексту - ТСЖ "Омская-109"). Поскольку Общество не является исполнителем коммунальных услуг, а Правила предоставления коммунальных услуг применяются к отношениям между исполнителем - ТСЖ "Омская-109" и потребителями коммунальных услуг, то есть жильцами дома N 109 по улице Омская, то данные Правила на взаимоотношения между ОАО "Омская энергосбытовая компания" и ТСЖ "Омская-109" не распространяются. Прекращая подачу горячей воды в период с 01.07.2009 по 31.07.2009, ОАО "Омская энергосбытовая компания" действовало в рамках заключенного с ТСЖ "Омская-109" договора и в соответствии с нормами гражданского законодательства.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления, субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются лица, участвующие в обеспечении населения коммунальными услугами, в результате действий (бездействий) которых произошло нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. ОАО "Омская энергосбытовая компания", являясь ресурсоснабжающей организацией, является участником отношений по обеспечению населения коммунальными услугами надлежащего нормативного уровня и режима, в силу чего является субъектом административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представитель Управления в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. Апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Управления, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области была назначена внеплановая проверка ОАО "Омская энергосбытовая компания" с целью выявления и предупреждения нарушений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В ходе проверки был установлен факт непредоставления ОАО "Омская энергосбытовая компания" коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам, проживающим в многоквартирном доме N 109 по улице Омская с 01.07.2009 по 31.07.2009. Нарушение режима обеспечения коммунальной услуги по горячему водоснабжению в указанный период допущено в связи с прекращением подачи тепловой энергии энергоснабжающей организацией ОАО "Омская энергосбытовая компания" из-за непогашения задолженности исполнителем коммунальных услуг ТСЖ "Омская-109" за поставку тепловой энергии, чем, по мнению проверяющих, был нарушен пункт 9 Правил предоставления коммунальных услуг.
В связи с выявленными нарушениями 03.09.2009 государственным жилищным инспектором Омской области в отношении ОАО "Омская энергосбытовая компания" был составлен протокол N 14 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 09.09.2009 заместителем начальником Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области было вынесено постановление N 1-354, которым ОАО "Омская энергосбытовая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с учетом отягчающих ответственность обстоятельств, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
ОАО "Омская энергосбытовая компания", полагая, что привлечено к административной ответственности незаконно, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 09.09.2009 N 1-354 по делу об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Управлением в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Статья 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусматривает административную ответственность в виде наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТа Р51617-2000 "Жилищные услуги. Общие технические условия", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-ст, жилищно-коммунальные услуги - это действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.
Аналогичное определение понятия "коммунальные услуги" закреплено в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее по тексту - Правила), в соответствии с которым коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем, в силу пункта 3 Правил являются: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем, в силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов, согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг признаются ресурсоснабжающей организацией.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу общего собрания собственников от 08.09.2003 управление многоквартирным домом N 109 по ул. Омская осуществляет ТСЖ "Омское-109".
Между ТСЖ "Омское-109" и ОАО "АК "Омскэнерго" заключен договор от 05.04.2004 N 797 на поставку, получение и оплату тепловой энергии, в соответствии с пунктом 3.1.1 которого ОАО "АК "Омскэнерго" обязуется провести и предоставить ТСЖ "Омская-109" до границ раздела тепловых сетей, тепловую энергию от ТЭЦ-5 на отопление, закрытое горячее водоснабжение, открытое горячее водоснабжение.
ОАО "Омская энергосбытовая компания" создано в результате реорганизации ОАО "АК "Омскэнерго" в форме выделения, является правопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО "АК "Омскэнерго", в соответствии с разделительным балансом ОАО "АК "Омскэнерго".
Правопреемником по договору от 05.04.2004 N 797 является ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - ТГК-11).
Из имеющихся в материалах дела платежных поручений следует, что ТСЖ "Омская-109" оплату за тепловую энергию по договору от 05.04.2004 N 797 осуществляет ОАО "ТГК-11".
Из квитанций по оплате следует, что граждане осуществляют оплату за горячее водоснабжение в ТСЖ "Омская-109".
09.06.2009 между ОАО "ТГК-11" (Принципал) и ОАО "Омская энергосбытовая компания" (Агент) заключен договор на организацию продаж тепловой энергии потребителям N 09.225.573.09, в соответствии с условиями которого Агент обязан от имени и за счет Принципала еженедельно формировать и направлять в адрес Принципала и прочих организаций - транспортировщиков товара (в том числе МП города Омска "Тепловая компания") для исполнения заявки на ограничение (прекращение) теплоснабжения потребителей за неоплату товара.
В соответствии с пунктом 1.1 агентского договора Агент по поручению Принципала осуществляет действия по организации продаж потребителям, находящимся на территории муниципального образования город Омск, тепловой энергии в горячей воде и паре, сетевой воды, фактически отпущенных с тепловых источников Принципала.
Во исполнение указанного пункта ОАО "Омская энергосбытовая компания" направляла предупреждение ТСЖ "Омская-109" от 22.06.2009 об ограничении подачи тепловой энергии.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с названными Правилами, ТСЖ "Омская-109" является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги. ОАО "Омская энергосбытовая компания" в соответствии с условиями агентского договора, заключенного с ОАО "ТГК-11", выполняет обязанности ресурсоснабжающей организации.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что субъектом ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является не только исполнитель коммунальных услуг, но и иные лица, по вине которых допущено нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (израсходованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее по тексту - Порядок).
Согласно пунктам 3, 4, 6 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя о том, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
В силу пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Пунктом 85 Правил установлено, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
В данном случае материалами дела подтверждается, что в период с 01.07.2009 по 31.07.2009 был нарушен режим представления коммунальной услуги (горячее водоснабжение) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в связи с прекращением подачи тепловой энергии ОАО "Омская энергосбытовая компания" из-за непогашения задолженности ТСЖ "Омская 109" за поставку тепловой энергии.
Таким образом, именно незаконные действия энергоснабжающей организации - ОАО "Омская энергосбытовая компания" по отключению горячего водоснабжения повлекли за собой нарушение режима обеспечения граждан коммунальными услугами. Соответственно в данном случае именно энергоснабжающая организация является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что у ОАО "Омская энергосбытовая компания" имелась возможность по соблюдению указанных выше требований.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает подтвержденным материалами дела факт наличия в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пункт 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, относит повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
Из материалов дела следует, что постановлением от 23.06.2009 N 1-234 по делу об административном правонарушении ОАО "Омская энергосбытовая компания" уже было привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Обществом повторно совершено однородное правонарушение в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Доводы ОАО "Омская энергосбытовая компания" об отсутствии однородности совершенных правонарушений, суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные, поскольку объектом посягательства правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является право потребителей на получение нормативного уровня или режима обеспечения коммунальными услугами. Соответственно привлечение Общества дважды к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о совершении Обществом однородных правонарушений. При этом отдельные различия в деталях совершения правонарушения значения не имеют, поскольку объект правонарушения является одним и тем же.
В силу наличия отягчающего обстоятельства Управлением правомерно назначено Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., не являющимся минимальным, предусмотренным санкцией рассматриваемой статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок производства по делу об административном правонарушении заинтересованным лицом соблюден, срок давности привлечения к ответственности, а также нарушений, влекущих безусловную отмену постановления административного органа, судом апелляционной инстанции не выявлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования ОАО "Омская энергосбытовая компания" удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2009 по делу N А46-19981/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 09.09.2009 N 1-354 о привлечении открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
А.Н.ЛОТОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)