Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 декабря 2003 года Дело N Ф09-3812/2003-ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики на решение от 18.09.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-97/2003 по иску жилищно-строительного кооператива "Восток" (далее ЖСК "Восток") к Министерству финансов Удмуртской Республики (далее Минфин УР), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов РФ (далее Минфин РФ), Управления социальной защиты населения Администрации г. Ижевска, Управления финансов Администрации г. Ижевска о взыскании 60112 руб. 60 коп. убытков, процентов, 5000 руб. судебных издержек.
В судебном заседании приняли участие представители: Минфин УР - Лямин Д.В. по доверенности N 7 от 09.01.2003, Масленникова Г.Е. по доверенности N 19 от 09.01.2003; Управления финансов Администрации г. Ижевска - Возжаева В.Н. по доверенности N 01-08/14 от 17.01.2003.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда, ходатайств не заявлено.
ЖСК "Восток" обратился в арбитражный суд с иском к Минфину УР о взыскании 60112 руб. 60 коп. убытков, процентов от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за 2002 год на основании положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" и Федерального закона "О ветеранах", а также о взыскании судебных издержек в сумме 5000 руб.
Решением от 18.08.2003 с казны Удмуртской Республики в лице Минфина УР взыскано 36030 руб. 81 коп. убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона "О ветеранах", 6152 руб. 97 коп. убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", 5000 руб. в качестве возмещения судебных издержек на оплату услуг адвоката. В удовлетворении иска о взыскании 17928 руб. 82 коп. отказано.
В суде апелляционной инстанции настоящее дело не пересматривалось.
Минфин УР Российской Федерации с решением не согласен, просит названный судебный акт отменить, в иске отказать, ссылаясь на нарушение п. 3 ст. 308 ГК РФ, необоснованное неприменение судом ст. ст. 4, 5, 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", постановления Правительства УР от 19.01.2001 N 88, ст. ст. 83, 180 Бюджетного кодекса РФ, ст. 110 АПК РФ.
Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, в течение 2002 года ЖСК "Восток" на основании ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставляло льготы в размере 50% по оплате жилищно-коммунальных услуг в г. Ижевске отдельным категориям граждан.
В результате недостаточного компенсирования уполномоченными органами из соответствующего бюджета фактически предоставленных ветеранам и инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг у истца образовались убытки в сумме 58230 руб. 81 коп. и 13652 руб. 97 коп. соответственно, которые последний просит взыскать с Минфина УР в принудительном порядке.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Удмуртской Республики, арбитражный суд исходил из того, что уполномоченными органами субъекта Российской Федерации не выполнена возложенная на них обязанность по полному компенсированию денежных средств организациям, предоставляющим льготы на основании действующего законодательства.
Федеральным законом "О ветеранах" (пп. "а, б" п. 2 ст. 10) предусмотрено, что возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, взыскание убытков от предоставления льгот ветеранам должно производиться за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
При таких обстоятельствах, учитывая, что недостаточное компенсирование затрат от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг явилось следствием ненадлежащего исполнения Удмуртской Республикой своих обязанностей, возложенных на субъект Российской Федерацией на основании Федерального закона, вывод арбитражного суда о взыскании суммы фактически предоставленных льгот (убытков) ветеранам за счет средств бюджета Удмуртской Республики за спорный период является правомерным (ст. ст. 15, 16, 1069 ГК РФ).
В части разрешения спора о взыскании убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" настоящий спор также разрешен арбитражным судом в соответствии с действующим законодательством.
Положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг.
Источник (соответствующий бюджет) компенсирования энергоснабжающим и эксплуатирующим организациям денежных средств от предоставления предусмотренных льгот названным Федеральным законом не определен.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 утверждены "Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" (далее Правила), пунктом 16 которых источник и порядок компенсирования расходов, связанных с предоставлением льгот, установлен в зависимости от того, в каком жилищном фонде проживают названные лица.
Названным пунктом федеральное Правительство, не определяя источник покрытия, предусмотрело, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилищному фонду, находящемуся в собственности субъекта Российской Федерации и соответствующего муниципального образования, возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Льготы по оплате инвалидам жилищно-коммунальных услуг предусмотрены федеральным законодателем (п. 17 ст. 4, ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ").
Учитывая нормы ст. ст. 1, 9 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ", принцип самостоятельности бюджетов, а также положения п. 16 Правил следует констатировать, что федеральным законодателем установлено право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления лишь на установление порядка возмещения рассматриваемых льгот, в то время как обязанность по возмещению расходов от предоставления льгот лежит на федеральном бюджете.
В соответствии со ст. ст. 15, 16 ГК РФ убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также размер убытков.
Таким образом, исходя из предмета заявленного иска и специфики возникающих при компенсировании расходов от предоставления льгот правоотношений, заключающихся в сочетании норм публичного и частного (гражданского) права, а также множественности субъектов - органов государственной власти, ответственных за реализацию норм, предусматривающих предоставление льгот с одновременным компенсированием расходов энергоснабжающим и эксплуатирующим организаций, следует, что удовлетворение требований об убытках ставится в зависимость от наличия (отсутствия) в действиях (бездействиях) ответственных за исполнение законодательных положений уполномоченных органов, в том числе, напрямую не связанных с действиями по выделению средств по компенсированию убытков от предоставления льгот, вины, как обязательного признака состава гражданского правонарушения. То есть, иск об убытках может быть удовлетворен не только за счет уполномоченного органа, ответственного за выделение средств из соответствующего бюджета, а также за счет иных органов, в том, числе, ответственных за определение порядка компенсирования средств, их доведения и фактического распределения до лиц, фактически оказывающих предусмотренные Федеральным законом льготы.
Пунктом 16 постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 на органы государственной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность по определению порядка возмещения расходов от льгот, предоставляемых на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", в домах жилищного фонда, находящегося в собственности субъекта РФ и соответствующих муниципальных образований.
Указанное обстоятельство объясняется наличием у субъекта Российской Федерации более полной информации о количестве лиц, обладающих правом на льготу, а также объеме денежных средств, необходимых для компенсирования расходов от предоставления льгот.
Между тем до настоящего времени Удмуртской Республикой не разработано соответствующего порядка, определяющего процедуру обращения лиц, предоставляющих льготы, в уполномоченные органы власти, перечень документов, подтверждающих факт предоставления льгот и количество льготников, а также процедуру и сроки перечисления денежных средств в счет компенсирования расходов от предоставления льгот, исходя из фактических объемов.
Удмуртская Республика, не исполняя возложенные на нее обязанности по определению вышеуказанного порядка, не обладая информацией о размере денежных средств, требуемых для компенсирования расходов от предоставления льгот по фактическим объемам, не обращается также и к уполномоченным органам Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительных ресурсов, что следует из материалов дела.
Указанные обстоятельства указывают на неисполнение (бездействие) уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики своих обязанностей, что, однако, не может являться основанием, влекущим умаление прав граждан на предоставление последним льгот, предусмотренных Федеральным законом, а также соответствующих лиц, обязанных предоставлять такие льготы с последующей их компенсацией по фактическим расходам.
Таким образом, с учетом предмета заявленного иска выводы Арбитражного суда Удмуртской Республики о возникновении у МУП "КЭС" убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в результате бездействия органов государственной власти Удмуртской Республики, не исполняющих возложенные на них действующим законодательством обязанности, является правомерными (ст. ст. 16, 1069 ГК РФ).
Мотивировав отказ во взыскании убытков в сумме 15367 руб. 78 коп., арбитражный суд правомерно исходил из неправомерности действий самого истца, представившего необходимые для компенсирования расходов от предоставления льгот документы с пропуском установленного договором срока.
Ссылки кассатора о необоснованном неприменении п. 3 ст. 308 ГК РФ отклоняются, поскольку Администрация г. Ижевска, заключившая с истцом договор о возмещении расходов от предоставления льгот, выступает, в данном случае, лишь органом, перераспределяющим перечисляемые из соответствующего бюджета денежные средства лицам, предоставляющим льготы.
Взысканная в составе судебных издержек сумма на оплату услуг адвоката положениям ст. ст. 106, 110 АПК РФ не противоречит.
Доводы кассационной жалобы отклоняются как противоречащие нормам права и материалам дела.
Учитывая изложенное, решение суда отмене либо изменение в соответствии со ст. 288 АПК РФ не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
решение от 22.09.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-97/2003 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2003 N Ф09-3812/2003-ГК ПО ДЕЛУ N А71-97/2003
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 26 декабря 2003 года Дело N Ф09-3812/2003-ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики на решение от 18.09.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-97/2003 по иску жилищно-строительного кооператива "Восток" (далее ЖСК "Восток") к Министерству финансов Удмуртской Республики (далее Минфин УР), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов РФ (далее Минфин РФ), Управления социальной защиты населения Администрации г. Ижевска, Управления финансов Администрации г. Ижевска о взыскании 60112 руб. 60 коп. убытков, процентов, 5000 руб. судебных издержек.
В судебном заседании приняли участие представители: Минфин УР - Лямин Д.В. по доверенности N 7 от 09.01.2003, Масленникова Г.Е. по доверенности N 19 от 09.01.2003; Управления финансов Администрации г. Ижевска - Возжаева В.Н. по доверенности N 01-08/14 от 17.01.2003.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда, ходатайств не заявлено.
ЖСК "Восток" обратился в арбитражный суд с иском к Минфину УР о взыскании 60112 руб. 60 коп. убытков, процентов от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за 2002 год на основании положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" и Федерального закона "О ветеранах", а также о взыскании судебных издержек в сумме 5000 руб.
Решением от 18.08.2003 с казны Удмуртской Республики в лице Минфина УР взыскано 36030 руб. 81 коп. убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона "О ветеранах", 6152 руб. 97 коп. убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", 5000 руб. в качестве возмещения судебных издержек на оплату услуг адвоката. В удовлетворении иска о взыскании 17928 руб. 82 коп. отказано.
В суде апелляционной инстанции настоящее дело не пересматривалось.
Минфин УР Российской Федерации с решением не согласен, просит названный судебный акт отменить, в иске отказать, ссылаясь на нарушение п. 3 ст. 308 ГК РФ, необоснованное неприменение судом ст. ст. 4, 5, 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", постановления Правительства УР от 19.01.2001 N 88, ст. ст. 83, 180 Бюджетного кодекса РФ, ст. 110 АПК РФ.
Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, в течение 2002 года ЖСК "Восток" на основании ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставляло льготы в размере 50% по оплате жилищно-коммунальных услуг в г. Ижевске отдельным категориям граждан.
В результате недостаточного компенсирования уполномоченными органами из соответствующего бюджета фактически предоставленных ветеранам и инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг у истца образовались убытки в сумме 58230 руб. 81 коп. и 13652 руб. 97 коп. соответственно, которые последний просит взыскать с Минфина УР в принудительном порядке.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Удмуртской Республики, арбитражный суд исходил из того, что уполномоченными органами субъекта Российской Федерации не выполнена возложенная на них обязанность по полному компенсированию денежных средств организациям, предоставляющим льготы на основании действующего законодательства.
Федеральным законом "О ветеранах" (пп. "а, б" п. 2 ст. 10) предусмотрено, что возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, взыскание убытков от предоставления льгот ветеранам должно производиться за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
При таких обстоятельствах, учитывая, что недостаточное компенсирование затрат от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг явилось следствием ненадлежащего исполнения Удмуртской Республикой своих обязанностей, возложенных на субъект Российской Федерацией на основании Федерального закона, вывод арбитражного суда о взыскании суммы фактически предоставленных льгот (убытков) ветеранам за счет средств бюджета Удмуртской Республики за спорный период является правомерным (ст. ст. 15, 16, 1069 ГК РФ).
В части разрешения спора о взыскании убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" настоящий спор также разрешен арбитражным судом в соответствии с действующим законодательством.
Положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг.
Источник (соответствующий бюджет) компенсирования энергоснабжающим и эксплуатирующим организациям денежных средств от предоставления предусмотренных льгот названным Федеральным законом не определен.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 утверждены "Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" (далее Правила), пунктом 16 которых источник и порядок компенсирования расходов, связанных с предоставлением льгот, установлен в зависимости от того, в каком жилищном фонде проживают названные лица.
Названным пунктом федеральное Правительство, не определяя источник покрытия, предусмотрело, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилищному фонду, находящемуся в собственности субъекта Российской Федерации и соответствующего муниципального образования, возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Льготы по оплате инвалидам жилищно-коммунальных услуг предусмотрены федеральным законодателем (п. 17 ст. 4, ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ").
Учитывая нормы ст. ст. 1, 9 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ", принцип самостоятельности бюджетов, а также положения п. 16 Правил следует констатировать, что федеральным законодателем установлено право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления лишь на установление порядка возмещения рассматриваемых льгот, в то время как обязанность по возмещению расходов от предоставления льгот лежит на федеральном бюджете.
В соответствии со ст. ст. 15, 16 ГК РФ убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также размер убытков.
Таким образом, исходя из предмета заявленного иска и специфики возникающих при компенсировании расходов от предоставления льгот правоотношений, заключающихся в сочетании норм публичного и частного (гражданского) права, а также множественности субъектов - органов государственной власти, ответственных за реализацию норм, предусматривающих предоставление льгот с одновременным компенсированием расходов энергоснабжающим и эксплуатирующим организаций, следует, что удовлетворение требований об убытках ставится в зависимость от наличия (отсутствия) в действиях (бездействиях) ответственных за исполнение законодательных положений уполномоченных органов, в том числе, напрямую не связанных с действиями по выделению средств по компенсированию убытков от предоставления льгот, вины, как обязательного признака состава гражданского правонарушения. То есть, иск об убытках может быть удовлетворен не только за счет уполномоченного органа, ответственного за выделение средств из соответствующего бюджета, а также за счет иных органов, в том, числе, ответственных за определение порядка компенсирования средств, их доведения и фактического распределения до лиц, фактически оказывающих предусмотренные Федеральным законом льготы.
Пунктом 16 постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 на органы государственной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность по определению порядка возмещения расходов от льгот, предоставляемых на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", в домах жилищного фонда, находящегося в собственности субъекта РФ и соответствующих муниципальных образований.
Указанное обстоятельство объясняется наличием у субъекта Российской Федерации более полной информации о количестве лиц, обладающих правом на льготу, а также объеме денежных средств, необходимых для компенсирования расходов от предоставления льгот.
Между тем до настоящего времени Удмуртской Республикой не разработано соответствующего порядка, определяющего процедуру обращения лиц, предоставляющих льготы, в уполномоченные органы власти, перечень документов, подтверждающих факт предоставления льгот и количество льготников, а также процедуру и сроки перечисления денежных средств в счет компенсирования расходов от предоставления льгот, исходя из фактических объемов.
Удмуртская Республика, не исполняя возложенные на нее обязанности по определению вышеуказанного порядка, не обладая информацией о размере денежных средств, требуемых для компенсирования расходов от предоставления льгот по фактическим объемам, не обращается также и к уполномоченным органам Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительных ресурсов, что следует из материалов дела.
Указанные обстоятельства указывают на неисполнение (бездействие) уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики своих обязанностей, что, однако, не может являться основанием, влекущим умаление прав граждан на предоставление последним льгот, предусмотренных Федеральным законом, а также соответствующих лиц, обязанных предоставлять такие льготы с последующей их компенсацией по фактическим расходам.
Таким образом, с учетом предмета заявленного иска выводы Арбитражного суда Удмуртской Республики о возникновении у МУП "КЭС" убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в результате бездействия органов государственной власти Удмуртской Республики, не исполняющих возложенные на них действующим законодательством обязанности, является правомерными (ст. ст. 16, 1069 ГК РФ).
Мотивировав отказ во взыскании убытков в сумме 15367 руб. 78 коп., арбитражный суд правомерно исходил из неправомерности действий самого истца, представившего необходимые для компенсирования расходов от предоставления льгот документы с пропуском установленного договором срока.
Ссылки кассатора о необоснованном неприменении п. 3 ст. 308 ГК РФ отклоняются, поскольку Администрация г. Ижевска, заключившая с истцом договор о возмещении расходов от предоставления льгот, выступает, в данном случае, лишь органом, перераспределяющим перечисляемые из соответствующего бюджета денежные средства лицам, предоставляющим льготы.
Взысканная в составе судебных издержек сумма на оплату услуг адвоката положениям ст. ст. 106, 110 АПК РФ не противоречит.
Доводы кассационной жалобы отклоняются как противоречащие нормам права и материалам дела.
Учитывая изложенное, решение суда отмене либо изменение в соответствии со ст. 288 АПК РФ не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.09.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-97/2003 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)