Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихачевой А.Н.,
судей Масальской Н.Г., Шварц Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Минкович И.А.,
при участии:
- от ответчика, автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства": Мурашова Д.М., доверенность от 10.01.2012 N 171, паспорт;
- от истца, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", ответчика, автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 23 марта 2012 года
по делу N А71-4855/2011
принятое судьей Сидоренко О.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства" (ОГРН 1021801142648, ИНН 1831073899)
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства" (далее - АНО "Институт городского хозяйства") о взыскании задолженности по оплате стоимости тепловой энергии, поставленной на объекты ответчика в период с января по март 2011 года в сумме 11 951 002 руб. 94 коп., процентов за пользование чужими денежными средствам в сумме 150 223 руб. 85 коп. за период с 24.02.2011 по 16.05.2011, с последующим их начислением по день фактической уплаты задолженности, расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска в размере 83 506 руб. (т. 1, л.д. 5).
До принятия судом решения истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований (т. 2, л.д. 120), которое принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в результате чего предметом рассмотрения явились требования истца о взыскании 9 670 232 руб. 33 коп. задолженности, 786 968 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 24.02.2011 по 15.03.2012, с последующим их начислением по день фактической уплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 марта 2012 года (резолютивная часть от 16.03.2012, судья О.А.Сидоренко) исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 9 592 245 руб. 39 коп. основного долга, 780 621 руб. 65 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением процентов по день фактической оплаты задолженности начиная с 16.03.2012, 74 678 руб. 85 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Истцу из федерального бюджета возвращена госпошлина в сумме 8 220 руб. (т. 2, л.д. 178-183).
Истец (ООО "УКС"), не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению апеллянта, судом необоснованно произведено снижение суммы долга на 77 986 руб. 94 коп. и суммы процентов, поскольку ответчиком в нарушение Правил N 307 не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии перерывов подачи энергоресурсов, превышающих установленную продолжительность. Полагает, что расчет истца является обоснованным и соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем требования ООО "УКС" подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Ответчик (АНО "Институт городского хозяйства") с решением суда не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его изменить, и взыскать задолженность в сумме 9 295 951 руб. 58 коп., проценты в сумме 727 354 руб. 39 коп.
Проанализировав нормы действующего законодательства (Правила N 307, Методика N 105, статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), заявитель пришел к выводу, что при отсутствии в г. Ижевске норматива отопления для нежилых помещений подлежит применению пункт 20 Правил N 307 в части использования в отношении нежилых помещений норматива отопления, установленного для жилых помещений, поскольку отопление нежилых помещений в жилом доме не зависит от вида деятельности их собственников и цели использования помещений.
Таким образом, по мнению ответчика, истцом неправомерно предъявлено ко взысканию 296 293 руб. 81 коп.
Представитель истца в суд апелляционной инстанции 06.06.2012 не явился, представил письменный отзыв, в котором отклонил доводы ответчика как несостоятельные.
Представитель ответчика на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивал, доводы истца отклонил по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды имущества N 518 от 05.12.2011 (т. 1, л.д. 8-14) ООО "УКС" является арендатором имущества для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска.
АНО "Институт городского хозяйства" является организацией, оказывающей коммунальные услуги, в том числе поставляющей тепловую энергию и горячую воду, полученную от ООО "УКС", гражданам - потребителям коммунальных услуг.
ООО "УКС", являющееся энергоснабжающей организацией по отношению к АНО "Институт городского хозяйства" в период с января по март 2011 года в отсутствие заключенного договора энергоснабжения, поставляло на объекты, находящиеся в управлении последнего, тепловую энергию на отопление и ГВС.
Факт поставки энергоресурсов подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Выставленные для оплаты счета-фактуры (т. 1, л.д. 26-124) ответчиком оплачены частично. Задолженность по расчету истца (с учетом уточнения исковых требований) составила 9 670 232 руб. 33 коп.
Наличие задолженности явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском, в том числе с требованием о взыскании 786 968 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.02.2011 по 15.03.2012, с последующим их начислением по день фактической уплаты задолженности (с учетом уточнения исковых требований).
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта поставки энергоресурсов ответчику в спорный период, принял во внимание возражения ответчика в части исключения из расчета истца суммы 77 986 руб. 94 коп. в связи с наличием перерывов подачи энергоресурсов, превышающих установленную продолжительность, и удовлетворил требование истца частично в сумме 9 592 245 руб. 39 коп. Требования истца о взыскании процентов удовлетворены судом исходя из скорректированной суммы долга.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, заслушав объяснения представителя ответчика, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, письменный договор поставки тепловой энергии и ГВС в спорный период между сторонами заключен не был.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.98 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии. При изложенных обстоятельствах отсутствие письменного договора с владельцем тепловых сетей не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной указанными объектами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судом первой инстанции установлены и не оспорены сторонами те обстоятельства, что ООО "УКС" в спорный период времени осуществлял поставку тепловой энергии, горячего водоснабжения на объекты АНО "Институт городского хозяйства", ответчик принимал тепловую энергию, горячую воду и частично оплачивал их стоимость.
Принимая во внимание то, что тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения поставлялась ответчику для предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отношения сторон регулируются, в том числе, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии на нужды отопления, горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем, предусмотренным Правилами N 307.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется в соответствии с пунктом 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу п. 1 Приложения N 2 Правил N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) или общая площадь жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленного в материалы дела уточненного расчета, произведенного истцом (т. 2 л.д. 121), следует, что объем отпущенной на объекты ответчика - многоквартирные жилые дома тепловой энергии определен ООО "УКС" как на основании показаний общедомовых приборов учета, так и с применением нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг. При определении количества тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения, истец использовал положения "Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000", утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105).
Таким образом, согласно расчету ООО "УКС" стоимость энергоресурсов, поставленных ответчику в спорный период, составила 10 648 312 руб. 82 коп.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе АНО "Институт городского хозяйства" о необходимости применения при расчете объемов потребления тепловой энергии по нежилым помещениям нормативов потребления, установленных для жилых помещений, были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены как основанные на неверном толковании законодательства.
Нормы Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, Правил N 307 допускает учет фактического потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых помещений одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем, с применением нормативов соответствующего вида услуг.
Указанными нормами не предусмотрено установление нормативов потребления коммунальных услуг в отношении нежилых помещений, соответственно, для расчета объема услуг по отоплению и горячему водоснабжению таких помещений, подлежит применению действующее в спорных отношениях законодательство, то есть Методика N 105.
Постановление Администрации г. Ижевска от 28.12.2009 N 1285 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов города Ижевска" принято в соответствии с Правилами N 306, данным Постановлением нормативы утверждены для жилых помещений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "УКС" о том, что истцом необоснованно предъявлено к оплате за горячую воду и отопление жилыми домами, в которых отсутствовал отпуск и потребление ресурса, в сумме 77 986 руб. 94 коп., были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены как несостоятельные.
В силу пункта 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п.п. ж, з п. 49 Правил N 307, исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном разделом 7 Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения.
Согласно п. 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную Приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным Приложением.
Одним из обязательных требований к качеству коммунальных услуг, установленных Приложением N 1, является бесперебойное, круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет - 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно и 24 часа при аварии на тупиковой магистрали.
В силу пункта 61 Правил N 307 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ от 04.06.2007 N 10611-ЮТ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в соответствии с подпунктом "ж" пункта 49 Правил исполнитель обязан производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При этом исполнитель должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях - при установлении факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном разделом VIII Правил.
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен статьями 60-63 Правил N 307.
Согласно пункту 64 Правил N 307 в случае непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств является акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 71 Правил).
Принимая во внимание положения норм действующего законодательства, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 9, 65, 68, 69, 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что акты об отключении ГВС, составленные с участием представителей истца (т. 2, л.д. 17-26) являются надлежащими доказательствами наличия оснований для перерасчета стоимости предоставленных коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, а также то, что возражения ответчика на сумму 77 986 руб. 94 коп., составляющую стоимость непредоставленных коммунальных услуг (ГВС), истцом не опровергнуты (ст. 65 АПК РФ), суд первой инстанции правомерно исключил из расчета истца 77 986 руб. 94 коп.
С учетом изложенного, стоимость поставленных в спорный период времени энергоресурсов составила 10 570 325 руб. 88 коп. (10 648 312,82 - 77 986,94).
Разногласий у сторон относительно размера оплаты (978 080 руб. 49 коп.) не имеется.
Таким образом, ввиду отсутствия доказательств оплаты задолженности в сумме 9 592 245 руб. 39 коп. (статьи 9, 65 АПК РФ), требования истца правомерно удовлетворены в указанной сумме на основании ст. 307, 309, 310, 544 ГК РФ.
В силу статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Установив факт нарушения ответчиком срока оплаты поставленных энергоресурсов и период просрочки, суд пришел к выводу о правомерности требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.02.2011 по 15.03.2012.
Сумма процентов судом обоснованно скорректирована, исходя из суммы установленной задолженности, и составила 780 621 руб. 65 коп.
Требования истца о взыскании процентов по день фактического исполнения денежного обязательства не противоречит пункту 51 постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.03.2012 является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб относятся на заявителей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 марта 2012 года по делу N А71-4855/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Судьи
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
Н.Г.ШВАРЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2012 N 17АП-4834/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А71-4588/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2012 г. N 17АП-4834/2012-ГК
Дело N А71-4588/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихачевой А.Н.,
судей Масальской Н.Г., Шварц Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Минкович И.А.,
при участии:
- от ответчика, автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства": Мурашова Д.М., доверенность от 10.01.2012 N 171, паспорт;
- от истца, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", ответчика, автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 23 марта 2012 года
по делу N А71-4855/2011
принятое судьей Сидоренко О.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства" (ОГРН 1021801142648, ИНН 1831073899)
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к автономной некоммерческой организации "Институт городского хозяйства" (далее - АНО "Институт городского хозяйства") о взыскании задолженности по оплате стоимости тепловой энергии, поставленной на объекты ответчика в период с января по март 2011 года в сумме 11 951 002 руб. 94 коп., процентов за пользование чужими денежными средствам в сумме 150 223 руб. 85 коп. за период с 24.02.2011 по 16.05.2011, с последующим их начислением по день фактической уплаты задолженности, расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска в размере 83 506 руб. (т. 1, л.д. 5).
До принятия судом решения истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований (т. 2, л.д. 120), которое принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в результате чего предметом рассмотрения явились требования истца о взыскании 9 670 232 руб. 33 коп. задолженности, 786 968 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 24.02.2011 по 15.03.2012, с последующим их начислением по день фактической уплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 марта 2012 года (резолютивная часть от 16.03.2012, судья О.А.Сидоренко) исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 9 592 245 руб. 39 коп. основного долга, 780 621 руб. 65 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением процентов по день фактической оплаты задолженности начиная с 16.03.2012, 74 678 руб. 85 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Истцу из федерального бюджета возвращена госпошлина в сумме 8 220 руб. (т. 2, л.д. 178-183).
Истец (ООО "УКС"), не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению апеллянта, судом необоснованно произведено снижение суммы долга на 77 986 руб. 94 коп. и суммы процентов, поскольку ответчиком в нарушение Правил N 307 не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии перерывов подачи энергоресурсов, превышающих установленную продолжительность. Полагает, что расчет истца является обоснованным и соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем требования ООО "УКС" подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Ответчик (АНО "Институт городского хозяйства") с решением суда не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его изменить, и взыскать задолженность в сумме 9 295 951 руб. 58 коп., проценты в сумме 727 354 руб. 39 коп.
Проанализировав нормы действующего законодательства (Правила N 307, Методика N 105, статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), заявитель пришел к выводу, что при отсутствии в г. Ижевске норматива отопления для нежилых помещений подлежит применению пункт 20 Правил N 307 в части использования в отношении нежилых помещений норматива отопления, установленного для жилых помещений, поскольку отопление нежилых помещений в жилом доме не зависит от вида деятельности их собственников и цели использования помещений.
Таким образом, по мнению ответчика, истцом неправомерно предъявлено ко взысканию 296 293 руб. 81 коп.
Представитель истца в суд апелляционной инстанции 06.06.2012 не явился, представил письменный отзыв, в котором отклонил доводы ответчика как несостоятельные.
Представитель ответчика на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивал, доводы истца отклонил по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды имущества N 518 от 05.12.2011 (т. 1, л.д. 8-14) ООО "УКС" является арендатором имущества для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска.
АНО "Институт городского хозяйства" является организацией, оказывающей коммунальные услуги, в том числе поставляющей тепловую энергию и горячую воду, полученную от ООО "УКС", гражданам - потребителям коммунальных услуг.
ООО "УКС", являющееся энергоснабжающей организацией по отношению к АНО "Институт городского хозяйства" в период с января по март 2011 года в отсутствие заключенного договора энергоснабжения, поставляло на объекты, находящиеся в управлении последнего, тепловую энергию на отопление и ГВС.
Факт поставки энергоресурсов подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Выставленные для оплаты счета-фактуры (т. 1, л.д. 26-124) ответчиком оплачены частично. Задолженность по расчету истца (с учетом уточнения исковых требований) составила 9 670 232 руб. 33 коп.
Наличие задолженности явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском, в том числе с требованием о взыскании 786 968 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.02.2011 по 15.03.2012, с последующим их начислением по день фактической уплаты задолженности (с учетом уточнения исковых требований).
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта поставки энергоресурсов ответчику в спорный период, принял во внимание возражения ответчика в части исключения из расчета истца суммы 77 986 руб. 94 коп. в связи с наличием перерывов подачи энергоресурсов, превышающих установленную продолжительность, и удовлетворил требование истца частично в сумме 9 592 245 руб. 39 коп. Требования истца о взыскании процентов удовлетворены судом исходя из скорректированной суммы долга.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, заслушав объяснения представителя ответчика, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, письменный договор поставки тепловой энергии и ГВС в спорный период между сторонами заключен не был.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.98 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии. При изложенных обстоятельствах отсутствие письменного договора с владельцем тепловых сетей не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной указанными объектами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судом первой инстанции установлены и не оспорены сторонами те обстоятельства, что ООО "УКС" в спорный период времени осуществлял поставку тепловой энергии, горячего водоснабжения на объекты АНО "Институт городского хозяйства", ответчик принимал тепловую энергию, горячую воду и частично оплачивал их стоимость.
Принимая во внимание то, что тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения поставлялась ответчику для предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отношения сторон регулируются, в том числе, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии на нужды отопления, горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем, предусмотренным Правилами N 307.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется в соответствии с пунктом 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу п. 1 Приложения N 2 Правил N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) или общая площадь жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленного в материалы дела уточненного расчета, произведенного истцом (т. 2 л.д. 121), следует, что объем отпущенной на объекты ответчика - многоквартирные жилые дома тепловой энергии определен ООО "УКС" как на основании показаний общедомовых приборов учета, так и с применением нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг. При определении количества тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения, истец использовал положения "Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000", утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105).
Таким образом, согласно расчету ООО "УКС" стоимость энергоресурсов, поставленных ответчику в спорный период, составила 10 648 312 руб. 82 коп.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе АНО "Институт городского хозяйства" о необходимости применения при расчете объемов потребления тепловой энергии по нежилым помещениям нормативов потребления, установленных для жилых помещений, были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены как основанные на неверном толковании законодательства.
Нормы Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, Правил N 307 допускает учет фактического потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых помещений одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем, с применением нормативов соответствующего вида услуг.
Указанными нормами не предусмотрено установление нормативов потребления коммунальных услуг в отношении нежилых помещений, соответственно, для расчета объема услуг по отоплению и горячему водоснабжению таких помещений, подлежит применению действующее в спорных отношениях законодательство, то есть Методика N 105.
Постановление Администрации г. Ижевска от 28.12.2009 N 1285 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов города Ижевска" принято в соответствии с Правилами N 306, данным Постановлением нормативы утверждены для жилых помещений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "УКС" о том, что истцом необоснованно предъявлено к оплате за горячую воду и отопление жилыми домами, в которых отсутствовал отпуск и потребление ресурса, в сумме 77 986 руб. 94 коп., были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены как несостоятельные.
В силу пункта 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п.п. ж, з п. 49 Правил N 307, исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном разделом 7 Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения.
Согласно п. 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную Приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным Приложением.
Одним из обязательных требований к качеству коммунальных услуг, установленных Приложением N 1, является бесперебойное, круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет - 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно и 24 часа при аварии на тупиковой магистрали.
В силу пункта 61 Правил N 307 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ от 04.06.2007 N 10611-ЮТ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в соответствии с подпунктом "ж" пункта 49 Правил исполнитель обязан производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При этом исполнитель должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях - при установлении факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном разделом VIII Правил.
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен статьями 60-63 Правил N 307.
Согласно пункту 64 Правил N 307 в случае непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств является акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 71 Правил).
Принимая во внимание положения норм действующего законодательства, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 9, 65, 68, 69, 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что акты об отключении ГВС, составленные с участием представителей истца (т. 2, л.д. 17-26) являются надлежащими доказательствами наличия оснований для перерасчета стоимости предоставленных коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, а также то, что возражения ответчика на сумму 77 986 руб. 94 коп., составляющую стоимость непредоставленных коммунальных услуг (ГВС), истцом не опровергнуты (ст. 65 АПК РФ), суд первой инстанции правомерно исключил из расчета истца 77 986 руб. 94 коп.
С учетом изложенного, стоимость поставленных в спорный период времени энергоресурсов составила 10 570 325 руб. 88 коп. (10 648 312,82 - 77 986,94).
Разногласий у сторон относительно размера оплаты (978 080 руб. 49 коп.) не имеется.
Таким образом, ввиду отсутствия доказательств оплаты задолженности в сумме 9 592 245 руб. 39 коп. (статьи 9, 65 АПК РФ), требования истца правомерно удовлетворены в указанной сумме на основании ст. 307, 309, 310, 544 ГК РФ.
В силу статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Установив факт нарушения ответчиком срока оплаты поставленных энергоресурсов и период просрочки, суд пришел к выводу о правомерности требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.02.2011 по 15.03.2012.
Сумма процентов судом обоснованно скорректирована, исходя из суммы установленной задолженности, и составила 780 621 руб. 65 коп.
Требования истца о взыскании процентов по день фактического исполнения денежного обязательства не противоречит пункту 51 постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.03.2012 является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб относятся на заявителей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 марта 2012 года по делу N А71-4855/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Судьи
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
Н.Г.ШВАРЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)