Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гребенкиной Н.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исмагиловой Л.Р.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента имущественных отношений администрации г. Перми: Лысковцев М.М. (доверенность от 01.06.2010 г.),
от Товарищества собственников жилья "Юрша 60": Патраков Ю.И. (доверенность от 15.07.2009 г.),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: не явились, извещены,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу истца,
Департамента имущественных отношений администрации г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 июня 2010 года
по делу N А50-4846/2010
вынесенное судьей Гусельниковой Н.В.
по иску Департамента имущественных отношений администрации г. Перми
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании права муниципальной собственности на нежилые помещения, незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение, возложении обязанности провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение,
по иску Товарищества собственников жилья "Юрша 60"
к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании права общей долевой собственности на нежилое помещение, признании недействительным зарегистрированного права,
Департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю о признании права муниципальной собственности на нежилые помещения (лит. В) на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 1, 2), общей площадью 12,4 кв. м (далее спорное помещение), крыльцо (лит. в4) площадью 6,6 кв. м, расположенные по ул. Юрша, 60 г. Перми; признании незаконным отказа в регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения (лит. В) на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 1,2), общей площадью 12,4 кв. м (далее спорное помещение), крыльцо (лит. в4) площадью 6,6 кв. м, расположенные по ул. Юрша, 60 г. Перми, выраженного в письме от 20.11.2009 N 22/048/2009-328, возложении обязанности провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение (лит. В) на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 1, 2), общей площадью 12,4 кв. м, крыльцо (лит. в4) площадью 6,6 кв. м, расположенные по ул. Юрша, 60 г. Перми (дело N 50-4846/2010).
Определением суда от 04.05.2010 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Товарищество собственников жилья "Юрша 60" (далее - ТСЖ "Юрша 60").
Товарищество собственников жилья "Юрша 60" (далее - ТСЖ "Юрша 60") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Департаменту имущественных отношений администрации города Перми о признании недействительным права муниципальной собственности на нежилое помещение колясочной (лит. В), общей площадью 12,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Юрша, 60; а также о признании права общей долевой собственности на данное помещение за собственниками жилых и нежилых помещений домовладения по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60, с привлечением в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (дело N А50-2348/2010).
Определением суда от 04.05.2010 дело N А50-2348/2010 объединено с делом N А50-4846/2010 в одно производство на основании п. 2.1 ст. 130 АПК РФ, делу присвоен номер А50-4846/2010.
Протокольным определением от 01.06.2010 на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке процессуального правопреемства Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее Управление Росреестра по Пермскому краю).
Решением суда от 02.06.2010 года в удовлетворении требований Департамента имущественных отношений администрации г. Перми к Управлению Росреестра по Пермскому краю отказано. Исковые требования ТСЖ "Юрша 60" удовлетворены частично, суд признал право общей долевой собственности на нежилое помещение колясочной (лит. В) площадью 12,4 кв. м по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60 за собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60. В удовлетворении остальной части исковых требований ТСЖ "Юрша 60" отказано.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений администрации г. Перми просит об отмене решения суда, указал, что спорное нежилое помещение включено в реестр муниципальной собственности г. Перми и закреплено на балансе МУ "Жилищная служба Мотовилихинского района", что в судебном порядке не оспорено; спорное помещение имеет техническое назначение торгового зала с 2000 года, содержится за счет средств муниципального образования; заявитель жалобы ссылается на пропуск товариществом срока исковой давности, поскольку ТСЖ "Юрша 60" в 2006 году было известно о нахождении спорного объекта в муниципальной собственности. Также Департамент считает незаконным отнесение на него государственной пошлины по иску в сумме 4 000 руб., со ссылкой на подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. В судебном заседании суда апелляционной инстанции Департамент доводы жалобы поддержал.
ТСЖ "Юрша 60" в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направило, в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось. Управление считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указало, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним приватизация квартир в жилом доме N 60 по ул. Юрша г. Перми началась в 1992 году, с этого с момента у собственников квартир в доме возникло право собственности на общие помещения в доме; выписка из реестра муниципальной собственности не является доказательством, подтверждающим возникновение права собственности муниципального образования на указанное помещение; помещение реконструировано из мест общего пользования, относится к общедомовому, документы, подтверждающие правомерность реконструкции представлены не были, оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение не имелось.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в обжалуемой части в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, решением малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 18.05.1993 N 106 в состав муниципальной собственности г. Перми включен жилой фонд согласно перечня.
В перечень жилых домов, включаемых в состав муниципальной собственности, вошел дом по ул. Юрша, 60.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 14.09.2009 N 19-18-8653 нежилое помещение (лит. В) общей площадью 12,4 кв. м на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, 60 включено в реестр муниципальной собственности (решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 18.05.1993 г. N 106).
Департамент имущественных отношений администрации г. Перми обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 12,4 кв. м, крыльцо площадью 6,6 кв. м, расположенные по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60. К заявлению были приложены кадастровый паспорт помещения от 16.09.2008, выписка из реестра муниципальной собственности от 14.09.2009 N 19-18-8653-1, постановление Администрации г. Перми от 15.05.2008 N 393.
Письмом от 20.11.2009 N 22/048/2009-328 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение указано на непредставление согласия собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию, не представление документов о согласовании самовольной реконструкции, поскольку по данным ГУП "ЦТИ" Пермской области нежилое помещение общей площадью 12,4 кв. м, расположенное по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60 г. Перми, реконструировано из мест общего пользования (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Также представлены взаимоисключающие выписки из реестра муниципальной собственности, согласно выписке от 15.01.2008 N 19-19-182/07-6 нежилое помещение не включено в реестр муниципальной собственности, а согласно выписке от 14.09.2009 N 19-18-8653-1 спорное помещении включено в реестр муниципальной собственности.
Данные обстоятельства явились основание для обращения истцов в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Департамента имущественных отношений администрации города Перми и удовлетворяя исковые требования ТСЖ "Юрша 60" о признании права общей долевой собственности на спорное помещение, суд первой инстанции руководствовался требованиями статей 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 17, 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36, 135, 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 14 ст. 1, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обосновано исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Пунктом 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
На основании представленных материалов суд пришел к верному выводу о том, что приватизация квартир в жилом доме по ул. Юрша, 60 г. Перми началась в 1992 году, таким образом, с момента приватизации квартир жильцами, в силу статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники квартир становятся и собственниками общих помещений дома.
Из экспликации к поэтажному плану дома технического паспорта по состоянию на 24.12.1987 следует, что на первом этаже дома N 60 по ул. Юрша г. Перми имеется помещение N XX - колясочная, площадью 18,8 кв. м, относящаяся к местам общего пользования. В плане первого этажа дома N 60 по ул. Юрша г. Перми в техническом паспорте здания по состоянию на 08.11.2000 сделана отметка о самовольной перепланировке помещений N 1 и N 2 (помещения колясочной), в результате чего площадь данного помещения изменилась до 12,4 кв. м.
Согласно ответу ГУП "ЦТИ Пермского края" от 03.11.2009 N 118-3-2403 не зарегистрированы нежилые помещения на 1 этаже в 10-этажном жилом доме, обременений (ограничений) нет, реконструкция пом. 1, 2 зафиксирована на дату обследования 08.08.2006.
В пункте 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, доказательства реконструкции спорного помещения в установленном законом порядке, в материалах дела не имеются (ст. 65 АПК РФ).
Из технической документации на спорное помещение, ответа ГУП "ЦТИ Пермского края" от 03.11.2009 N 118-3-2403 следует, что спорное помещение образовано из мест общего пользования, следовательно, обладает признаками, установленными ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, на него распространяется режим общего пользования собственности всех собственников помещений в указанном жилом доме.
Однако доказательства наличия согласия собственников помещений в доме на произведенную реконструкцию спорных помещений, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, верен вывод суда первой инстанции о том, что факт включения спорного имущества в реестр муниципальной собственности сам по себе не означает принадлежность данного помещения к муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок проведения государственной регистрации прав предусмотрен ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним указаны в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" истребование дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 этого Закона, не допускаются.
Статьей 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрен порядок проведения государственной регистрации прав, в том числе путем проведения правовой экспертизы документов и проверка законности сделки.
Согласно сообщению регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности в письме от 03.11.2009 N 118-3-2403 ГУП "ЦТИ Пермского края" представило информацию о том, что нежилое помещение общей площадью 12,4 кв. м, расположенное по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60 г. Перми реконструировано из мест общего пользования. Также в регистрирующий орган представлены взаимоисключающие выписки из реестра муниципальной собственности: от 15.01.2008 N 19-19-182/07-6, согласно которой нежилое помещение не включено в реестр муниципальной собственности, и от 14.09.2009 N 19-18-8653-1, подтверждающая включение спорного помещения в реестр муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение у Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю не имелось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано удовлетворил требования ТСЖ "Юрша 60" о признании общей долевой собственности на нежилое помещение, отказал в удовлетворении требований Департамента.
Выводы суда надлежащим образом мотивированы и основаны на оценке представленных в материалы дела доказательств.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на решения малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 18.05.1993, постановление Администрации г. Перми N 701 от 27.04.2006, приказ Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 05.05.2006 N 783 на выводы суда повлиять не может.
Как указано выше, по решению малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 18.05.1993 N 106 в муниципальный жилой фонд включен дом по ул. Юрша, 60 г. Перми согласно перечню.
Согласно постановлению Администрации г. Перми от 27.04.2006 N 701, жилой дом по ул. Юрша, 60 (лит. А, Б, В, Д) передан ТСЖ "Юрша 60" для эксплуатации и содержания с оставлением на балансе муниципальных нежилых помещений общей площадью 224,5 кв. м.
В соответствии с приказом Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 05.05.2006 N 783 из реестра муниципальной собственности исключен жилой дом по ул. Юрша, 60 (лит. А, Б, В, Д) и включены муниципальные жилые и нежилые помещения по приложению 1 и 2. В приложении 2 к приказу в перечне нежилых помещений указано помещение площадью 12,4 кв. м.
Учитывая, что спорное помещение являлось колясочной, не имеет самостоятельного назначения, по своим техническим характеристикам и функциональному назначению предназначено для обслуживания всего жилого дома, в силу положений ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежит собственником помещений дома 60 по ул. Юрша г. Перми.
На основании ст. 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно п. 4 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по решению общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников квартир в многоквартирном доме является органом управления и в его компетенцию входит принятие решений о передаче в пользование общего имущества в таком доме.
В отсутствие согласия собственников помещений в многоквартирном доме на передачу спорного помещения в муниципальную собственность вышеназванные ненормативные правовые акты не являются доказательствами возникновения права муниципальной собственности на спорное помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное помещение не является техническим и соответственно не подпадает под сферу регулирования статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, нельзя признать обоснованными. Указанным доводам дана надлежащая оценка в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что помещение содержится за счет средств муниципального образования, не имеют правового значения для рассматриваемого спора.
Доводы апелляционной жалобы об истечении срока исковой давности установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию ТСЖ "Юрша 60" о признании права общей долевой собственности, также нельзя признать обоснованными. Согласно ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, тогда как о пропуске срока заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявлено не было. О пропуске исковой давности Департаментом заявлено лишь в суде апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции не рассматривает спор по правилам первой инстанции в соответствии с ч. 5 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не отменяет решение суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным в ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации отклоняются, поскольку в данном случае основанием для взыскания с Департамента государственной пошлины по иску является статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о распределении судебных расходов, которая не предусматривает освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов другим лицам, участвующим в деле, в случае, когда решение состоялось в пользу этих лиц. На ответчика возложена обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда от 02.06.2010 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 июня 2010 года по делу N А50-4846/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2010 N 17АП-7465/2010-ГК ПО ДЕЛУ N А50-4846/2010
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2010 г. N 17АП-7465/2010-ГК
Дело N А50-4846/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гребенкиной Н.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исмагиловой Л.Р.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента имущественных отношений администрации г. Перми: Лысковцев М.М. (доверенность от 01.06.2010 г.),
от Товарищества собственников жилья "Юрша 60": Патраков Ю.И. (доверенность от 15.07.2009 г.),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: не явились, извещены,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу истца,
Департамента имущественных отношений администрации г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 июня 2010 года
по делу N А50-4846/2010
вынесенное судьей Гусельниковой Н.В.
по иску Департамента имущественных отношений администрации г. Перми
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании права муниципальной собственности на нежилые помещения, незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение, возложении обязанности провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение,
по иску Товарищества собственников жилья "Юрша 60"
к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании права общей долевой собственности на нежилое помещение, признании недействительным зарегистрированного права,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю о признании права муниципальной собственности на нежилые помещения (лит. В) на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 1, 2), общей площадью 12,4 кв. м (далее спорное помещение), крыльцо (лит. в4) площадью 6,6 кв. м, расположенные по ул. Юрша, 60 г. Перми; признании незаконным отказа в регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения (лит. В) на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 1,2), общей площадью 12,4 кв. м (далее спорное помещение), крыльцо (лит. в4) площадью 6,6 кв. м, расположенные по ул. Юрша, 60 г. Перми, выраженного в письме от 20.11.2009 N 22/048/2009-328, возложении обязанности провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение (лит. В) на первом этаже жилого дома (номера на поэтажном плане 1, 2), общей площадью 12,4 кв. м, крыльцо (лит. в4) площадью 6,6 кв. м, расположенные по ул. Юрша, 60 г. Перми (дело N 50-4846/2010).
Определением суда от 04.05.2010 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Товарищество собственников жилья "Юрша 60" (далее - ТСЖ "Юрша 60").
Товарищество собственников жилья "Юрша 60" (далее - ТСЖ "Юрша 60") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Департаменту имущественных отношений администрации города Перми о признании недействительным права муниципальной собственности на нежилое помещение колясочной (лит. В), общей площадью 12,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Юрша, 60; а также о признании права общей долевой собственности на данное помещение за собственниками жилых и нежилых помещений домовладения по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60, с привлечением в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (дело N А50-2348/2010).
Определением суда от 04.05.2010 дело N А50-2348/2010 объединено с делом N А50-4846/2010 в одно производство на основании п. 2.1 ст. 130 АПК РФ, делу присвоен номер А50-4846/2010.
Протокольным определением от 01.06.2010 на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке процессуального правопреемства Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее Управление Росреестра по Пермскому краю).
Решением суда от 02.06.2010 года в удовлетворении требований Департамента имущественных отношений администрации г. Перми к Управлению Росреестра по Пермскому краю отказано. Исковые требования ТСЖ "Юрша 60" удовлетворены частично, суд признал право общей долевой собственности на нежилое помещение колясочной (лит. В) площадью 12,4 кв. м по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60 за собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60. В удовлетворении остальной части исковых требований ТСЖ "Юрша 60" отказано.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений администрации г. Перми просит об отмене решения суда, указал, что спорное нежилое помещение включено в реестр муниципальной собственности г. Перми и закреплено на балансе МУ "Жилищная служба Мотовилихинского района", что в судебном порядке не оспорено; спорное помещение имеет техническое назначение торгового зала с 2000 года, содержится за счет средств муниципального образования; заявитель жалобы ссылается на пропуск товариществом срока исковой давности, поскольку ТСЖ "Юрша 60" в 2006 году было известно о нахождении спорного объекта в муниципальной собственности. Также Департамент считает незаконным отнесение на него государственной пошлины по иску в сумме 4 000 руб., со ссылкой на подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. В судебном заседании суда апелляционной инстанции Департамент доводы жалобы поддержал.
ТСЖ "Юрша 60" в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направило, в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось. Управление считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указало, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним приватизация квартир в жилом доме N 60 по ул. Юрша г. Перми началась в 1992 году, с этого с момента у собственников квартир в доме возникло право собственности на общие помещения в доме; выписка из реестра муниципальной собственности не является доказательством, подтверждающим возникновение права собственности муниципального образования на указанное помещение; помещение реконструировано из мест общего пользования, относится к общедомовому, документы, подтверждающие правомерность реконструкции представлены не были, оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение не имелось.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в обжалуемой части в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, решением малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 18.05.1993 N 106 в состав муниципальной собственности г. Перми включен жилой фонд согласно перечня.
В перечень жилых домов, включаемых в состав муниципальной собственности, вошел дом по ул. Юрша, 60.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 14.09.2009 N 19-18-8653 нежилое помещение (лит. В) общей площадью 12,4 кв. м на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, 60 включено в реестр муниципальной собственности (решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 18.05.1993 г. N 106).
Департамент имущественных отношений администрации г. Перми обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 12,4 кв. м, крыльцо площадью 6,6 кв. м, расположенные по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60. К заявлению были приложены кадастровый паспорт помещения от 16.09.2008, выписка из реестра муниципальной собственности от 14.09.2009 N 19-18-8653-1, постановление Администрации г. Перми от 15.05.2008 N 393.
Письмом от 20.11.2009 N 22/048/2009-328 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение указано на непредставление согласия собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию, не представление документов о согласовании самовольной реконструкции, поскольку по данным ГУП "ЦТИ" Пермской области нежилое помещение общей площадью 12,4 кв. м, расположенное по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60 г. Перми, реконструировано из мест общего пользования (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Также представлены взаимоисключающие выписки из реестра муниципальной собственности, согласно выписке от 15.01.2008 N 19-19-182/07-6 нежилое помещение не включено в реестр муниципальной собственности, а согласно выписке от 14.09.2009 N 19-18-8653-1 спорное помещении включено в реестр муниципальной собственности.
Данные обстоятельства явились основание для обращения истцов в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Департамента имущественных отношений администрации города Перми и удовлетворяя исковые требования ТСЖ "Юрша 60" о признании права общей долевой собственности на спорное помещение, суд первой инстанции руководствовался требованиями статей 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 17, 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36, 135, 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 14 ст. 1, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обосновано исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Пунктом 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
На основании представленных материалов суд пришел к верному выводу о том, что приватизация квартир в жилом доме по ул. Юрша, 60 г. Перми началась в 1992 году, таким образом, с момента приватизации квартир жильцами, в силу статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники квартир становятся и собственниками общих помещений дома.
Из экспликации к поэтажному плану дома технического паспорта по состоянию на 24.12.1987 следует, что на первом этаже дома N 60 по ул. Юрша г. Перми имеется помещение N XX - колясочная, площадью 18,8 кв. м, относящаяся к местам общего пользования. В плане первого этажа дома N 60 по ул. Юрша г. Перми в техническом паспорте здания по состоянию на 08.11.2000 сделана отметка о самовольной перепланировке помещений N 1 и N 2 (помещения колясочной), в результате чего площадь данного помещения изменилась до 12,4 кв. м.
Согласно ответу ГУП "ЦТИ Пермского края" от 03.11.2009 N 118-3-2403 не зарегистрированы нежилые помещения на 1 этаже в 10-этажном жилом доме, обременений (ограничений) нет, реконструкция пом. 1, 2 зафиксирована на дату обследования 08.08.2006.
В пункте 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, доказательства реконструкции спорного помещения в установленном законом порядке, в материалах дела не имеются (ст. 65 АПК РФ).
Из технической документации на спорное помещение, ответа ГУП "ЦТИ Пермского края" от 03.11.2009 N 118-3-2403 следует, что спорное помещение образовано из мест общего пользования, следовательно, обладает признаками, установленными ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, на него распространяется режим общего пользования собственности всех собственников помещений в указанном жилом доме.
Однако доказательства наличия согласия собственников помещений в доме на произведенную реконструкцию спорных помещений, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, верен вывод суда первой инстанции о том, что факт включения спорного имущества в реестр муниципальной собственности сам по себе не означает принадлежность данного помещения к муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок проведения государственной регистрации прав предусмотрен ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним указаны в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" истребование дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 этого Закона, не допускаются.
Статьей 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрен порядок проведения государственной регистрации прав, в том числе путем проведения правовой экспертизы документов и проверка законности сделки.
Согласно сообщению регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности в письме от 03.11.2009 N 118-3-2403 ГУП "ЦТИ Пермского края" представило информацию о том, что нежилое помещение общей площадью 12,4 кв. м, расположенное по адресу г. Пермь ул. Юрша, 60 г. Перми реконструировано из мест общего пользования. Также в регистрирующий орган представлены взаимоисключающие выписки из реестра муниципальной собственности: от 15.01.2008 N 19-19-182/07-6, согласно которой нежилое помещение не включено в реестр муниципальной собственности, и от 14.09.2009 N 19-18-8653-1, подтверждающая включение спорного помещения в реестр муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение у Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю не имелось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано удовлетворил требования ТСЖ "Юрша 60" о признании общей долевой собственности на нежилое помещение, отказал в удовлетворении требований Департамента.
Выводы суда надлежащим образом мотивированы и основаны на оценке представленных в материалы дела доказательств.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на решения малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 18.05.1993, постановление Администрации г. Перми N 701 от 27.04.2006, приказ Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 05.05.2006 N 783 на выводы суда повлиять не может.
Как указано выше, по решению малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 18.05.1993 N 106 в муниципальный жилой фонд включен дом по ул. Юрша, 60 г. Перми согласно перечню.
Согласно постановлению Администрации г. Перми от 27.04.2006 N 701, жилой дом по ул. Юрша, 60 (лит. А, Б, В, Д) передан ТСЖ "Юрша 60" для эксплуатации и содержания с оставлением на балансе муниципальных нежилых помещений общей площадью 224,5 кв. м.
В соответствии с приказом Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 05.05.2006 N 783 из реестра муниципальной собственности исключен жилой дом по ул. Юрша, 60 (лит. А, Б, В, Д) и включены муниципальные жилые и нежилые помещения по приложению 1 и 2. В приложении 2 к приказу в перечне нежилых помещений указано помещение площадью 12,4 кв. м.
Учитывая, что спорное помещение являлось колясочной, не имеет самостоятельного назначения, по своим техническим характеристикам и функциональному назначению предназначено для обслуживания всего жилого дома, в силу положений ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежит собственником помещений дома 60 по ул. Юрша г. Перми.
На основании ст. 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно п. 4 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по решению общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников квартир в многоквартирном доме является органом управления и в его компетенцию входит принятие решений о передаче в пользование общего имущества в таком доме.
В отсутствие согласия собственников помещений в многоквартирном доме на передачу спорного помещения в муниципальную собственность вышеназванные ненормативные правовые акты не являются доказательствами возникновения права муниципальной собственности на спорное помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное помещение не является техническим и соответственно не подпадает под сферу регулирования статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, нельзя признать обоснованными. Указанным доводам дана надлежащая оценка в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что помещение содержится за счет средств муниципального образования, не имеют правового значения для рассматриваемого спора.
Доводы апелляционной жалобы об истечении срока исковой давности установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию ТСЖ "Юрша 60" о признании права общей долевой собственности, также нельзя признать обоснованными. Согласно ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, тогда как о пропуске срока заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявлено не было. О пропуске исковой давности Департаментом заявлено лишь в суде апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции не рассматривает спор по правилам первой инстанции в соответствии с ч. 5 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не отменяет решение суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным в ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации отклоняются, поскольку в данном случае основанием для взыскания с Департамента государственной пошлины по иску является статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о распределении судебных расходов, которая не предусматривает освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов другим лицам, участвующим в деле, в случае, когда решение состоялось в пользу этих лиц. На ответчика возложена обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда от 02.06.2010 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 июня 2010 года по делу N А50-4846/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Н.А.ГРЕБЕНКИНА
В.Ю.ДЮКИН
Н.А.ГРЕБЕНКИНА
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)