Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2011 ПО ДЕЛУ N А70-2397/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2011 г. по делу N А70-2397/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зориной О.В.
судей Смольниковой М.В., Семеновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6890/2011) товарищества собственников жилья "Хозяин" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04 июля 2011 года, принятое по делу N А70-2397/2011 (судья Лазарев В.В.) по иску товарищества собственников жилья "Хозяин" (ИНН 7204117120, ОГРН 1077200003980) к закрытому акционерному обществу "СМП-280" (ИНН 7203047511, ОГРН 1027200818920) о взыскании 92 825 руб. 11 коп.,

установил:

Товарищество собственников жилья "Хозяин" (далее - истец, ТСЖ "Хозяин", податель жалобы) обратилось в арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "СМП-280" (далее - ответчик, ЗАО "СМП-280") о взыскании задолженности по оплате коммунальных и иных обязательных платежей по обслуживанию и содержанию принадлежащей ответчику квартиры и общего имущества в многоквартирном доме за период с 30.06.2009 по 01.11.2010 в размере 92 825 руб. 11 коп., в том числе: 82 183 руб. 11 коп. - сумма основного долга и 10 642 руб. 00 коп. - пени.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность по оплате жилья и коммунальным услугам в размере 84 875 руб. 86 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 592 руб. 18 коп., всего 85 468 руб. 64 коп.
Данное уточнение размера исковых требований принято судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.07.2011 по делу N А70-2397/2011 в удовлетворении иска отказано. Истцу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 294 руб. 26 коп.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ТСЖ "Хозяин" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, об удовлетворении требований ТСЖ "Хозяин".
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на применение нормы права, не подлежащей применению в рассматриваемом случае, а именно: пункта 4 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Податель жалобы указывает, что истец заявлял о взыскании не обязательных платежей и взносов, а платы за жилое помещение и коммунальные услуги, размер которой не определяется на общем собрании членов товарищества собственников жилья. Вместе с тем суд первой инстанции, как утверждает истец, не применил такие нормы права как пункт 1 части 1 статьи 137, статья 138 ЖК РФ, пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. Эти нормы, по утверждению подателя жалобы, свидетельствуют о правомерности заключения ТСЖ "Хозяин" договора N 0001/09-ТС. Факт оказания услуг в заявленный период истец считает подтвержденным, в связи с чем ответчик должен их оплатить как собственник, несущий бремя содержания своего имущества.
Оспаривая доводы ответчика, истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить без изменения решение суда первой инстанции как законное и обоснованное.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились. От ТСЖ "Хозяин" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом без участия представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 04.07.2011 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, ЗАО "СМП-280" на праве собственности принадлежит квартира в многоквартирном доме, назначение "жилое помещение" площадью 226,8 кв. м, расположенное на 10 этаже многоквартирного жилого дома, по адресу: г. Тюмень, ул. Герцена, 82, корпус 1, квартира N 64, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10 ноября 2009 года (лист дела 24).
Истец, ссылаясь на то, что он осуществляет управление многоквартирным домом и является исполнителем коммунальных услуг, а также на то, что ответчик как собственник квартиры, расположенной в управляемом истцом жилом доме, в период с 01.06.2009 по 30.11.2010 не выполнял обязательства по оплате коммунальных услуг и иных обязательных платежей по обслуживанию и содержанию квартиры и общего имущества в многоквартирном жилом доме, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований ТСЖ "Хозяин" по следующим причинам:
Правоотношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений в жилом доме, внесения платы за коммунальные услуги, платы за содержание и техническое обслуживание жилого дома имеют специфический характер и регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 4 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При этом в части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Учитывая перечень услуг, стоимость которых предъявлена ТСЖ "Хозяин" к оплате ответчику в соответствии с выпиской из лицевого счета за 2010 год (том 1 лист дела 113), исковые требования заключаются как во взыскании платы за содержание и ремонт жилого помещения, так и коммунальных услуг.
Поскольку ответчик не оспаривает то обстоятельство, что истец осуществлял управление многоквартирным жилым домом в период с 01.06.2009 по 30.11.2010 и поскольку обязанность лица, являющегося собственником помещения в многоквартирном жилом доме, по несению расходов на содержание такого помещения и общего имущества прямо определена законом, к ответчику, как собственнику нежилого помещения, может предъявляться требование об исполнении обязательства по оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и оплате коммунальных услуг.
Вместе с тем, порядок определения размера оплаты таких услуг прямо предусмотрен законом.
Поэтому истец вправе требовать взыскания в свою пользу платы за содержание и ремонт жилого помещения, только по той цене, которая определена и установлена в соответствии с законом.
Причем, порядок установления законного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно связан с тем, какой способ управления многоквартирным домом выбран собственниками помещений в многоквартирном доме.
Так, истец указал, что для управления многоквартирным домом по адресу: г. Тюмень, ул. Герцена 82, корпус 1, создано ТСЖ "Хозяин".
По правилам частей 5, 6 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
При этом согласно пункту 33 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
По смыслу приведенной нормы права члены товарищества собственников жилья осуществляют внесение платы за содержание и ремонт жилого помещения (включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) путем внесения обязательных платежей и взносов.
В состав таких обязательных платежей и взносов входит плата за содержание и ремонт жилого помещения (включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме).
При этом не члены ТСЖ также вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в размере, определенном органами управления товарищества собственников жилья и равном аналогичной плате для члена ТСЖ.
Эту плату они вносят вне зависимости от наличия или отсутствия договора с ТСЖ.
То же следует из пункта 28 Правил N 491, согласно которому собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Согласно пункту 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Данные полномочия товарищества собственников жилья содержатся и в части 1 статьи 137, статье 145 ЖК РФ.
Так, по условиям части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144 ЖК РФ).
Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества, к компетенции которого относятся установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана.
Принимая во внимание упомянутые нормы права, размер обязательных платежей и взносов членов товарищества, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Аналогичные положения содержатся и в договоре от 30.06.2009 (пункты 2.3, 6.2, 6.3, 6.4).
Между тем из материалов дела не следует, что ТСЖ "Хозяин", предъявляя ко взысканию спорные платежи, производил их начисление на основании тарифов, утвержденных в предусмотренном законом порядке.
Истцом не представлено ни решения органа управления ТСЖ "Хозяин", ни решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым бы был утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе в виде обязательных платежей и взносов членов товарищества или в ином виде.
Напротив, как следует из материалов дела, истец требует внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме по расценкам, установленным сторонней коммерческой организацией - ООО "СибЭнергоСервис" (том 2 листы дела 29 - 31).
В ходе рассмотрения дела истец, в частности, настаивал на своем праве требовать оплаты именно по данным расценкам, без подтверждения фактических затрат на содержание и ремонт общего имущества жилого дома (том 1 листы дела 74 - 77).
Имеющийся в материалах дела протокол общего собрания членов ТСЖ "Хозяин" N 2 от 29.11.2010 (том 2 лист дела 46) также не может являться основанием для удовлетворения иска.
Во-первых, утвержденный на нем тарифицированный перечень услуг по спорного содержанию, управлению и техническому обслуживанию общего имущества жилого дома, может распространять свое действие лишь на отношения, возникшие с 30.11.2010 года, тогда как иск касается взыскания платы за содержание и ремонт жилого помещения в период с 01.06.2009 по 30.11.2010.
Во-вторых, даже в отношении платы за один день - 30.11.2010 года суд апелляционной инстанции не может считать доказанным факт законного установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как уже было сказано выше, в пункте 33 Правил N 491 прямо предусмотрено, что установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, осуществляется органами управления товарищества собственников жилья исключительно на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Подобной сметы доходов и расходов на 2010 год ТСЖ "Хозяин" не утверждалось. Доказательств обратного не представлено. Из протокола N 2 от 29.11.2010 иного не следует.
Следовательно, и применение тарифицированного перечня услуг, утвержденного общим собранием членов ТСЖ "Хозяин" от 29.11.2010, в качестве основания для определения размера спорных платежей невозможно.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В материалы дела не представлено протоколов собраний собственников помещений многоквартирного дома по вопросам установления размера платы на 2009, 2010 годы.
В связи с этим истец не обосновал предъявленный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и с использованием данного способа, установленного законом.
Поскольку ответчик обязан вносить плату содержание и ремонт жилого помещения наряду с другими собственниками помещений в жилом доме, истец вправе обратиться с самостоятельным иском о взыскании платы за содержание и ремонт жилого помещения на основании пункта 4 статьи 158 ЖК РФ, согласно которому если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Возможность применения размера платы за содержание жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, при отсутствии соответствующего решения собственников помещений дома или органов управления ТСЖ подтверждено и судебной практикой, в частности Определением ВАС РФ от 05.05.2011 N ВАС-5400/11.
Поскольку такого требования не заявлялось, отказ в иске по настоящему делу не препятствует повторному обращению истца с соответствующим иском.
В части взыскания с ответчика стоимости оказанных коммунальных услуг суд апелляционной инстанции указывает следующее:
Ответчик не признал наличие своего обязательства по оплате этих услуг в заявленном количестве.
В такой ситуации факт потребления коммунальных ресурсов в предъявленном размере подлежит доказыванию и обоснованию истцом, в том числе с использованием данных соответствующих приборов учета.
Между тем в деле отсутствует какое бы то ни было обоснование количества потребленных коммунальных ресурсов как расчетное, так и с использованием данных приборов учета.
В силу вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом заявленного требования в соответствующем размере, в связи с чем исковые требования по заявленным основаниям удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче относятся на истца (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 04 июля 2011 года, принятое по делу N А70-2397/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6890/2011) товарищества собственников жилья "Хозяин" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.В.ЗОРИНА

Судьи
Т.П.СЕМЕНОВА
М.В.СМОЛЬНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)