Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.06.2010 ПО ДЕЛУ N А19-6674/10-57

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2010 г. по делу N А19-6674/10-57


Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 мая 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 июня 2010 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Свердлова-40"
к администрации г. Иркутска
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Ипполитов А.Г. (доверенность, паспорт), Баженов Н.Н. (доверенность, паспорт),
от ответчика: Климов И.В. (доверенность, удостоверение),

установил:

Товарищество собственников жилья "Свердлова-40" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации г. Иркутска о признании незаконными действий по отказу, выраженным в письме от 29 января 2010 года N 505-71-1083/10, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40.
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, в обоснование которых указали, что в нарушение положений действующего законодательства администрацией г. Иркутска неправомерно отказано в формировании указанного земельного участка.
Представитель администрации г. Иркутска в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве на заявление, и пояснил, что к заявлению о формировании спорного земельного участка не приложены необходимые документы в полном объеме. При этом работы по изготовлению схемы расположения земельного участка и кадастрового паспорта земельного участка, установлению границ участка на местности выполняются за счет лица, обратившегося с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Товарищество собственников жилья "Свердлова-40" 30 декабря 2009 года обратилось в администрацию г. Иркутска с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40.
Администрация г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска письмом от 29 января 2010 года N 505-71-1083/10 отказала заявителю в формировании указанного земельного участка.
Заявитель, полагая, что действие ответчика, выразившееся в отказе по формированию спорного земельного участка, нарушает права и законные интересы общества, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11).
Частью 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, расположен 2-этажный многоквартирный жилой дом, общей площадью - 361,2 м2, жилой площадью - 214,5 м2.
ТСЖ "Свердлова-40", созданное на основании решения от 24 сентября 2007 года собственников помещений, входящих в состав указанного многоквартирного жилого дома, обратилось в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в администрацию г. Иркутска с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, в целях его приобретения в общую долевую собственность граждан - собственников жилых помещений в данном доме. К данному заявлению приложен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования от 01 декабря 2009 года N 1, согласно которому принято решение о формировании и оформлении спорного земельного участка в общую долевую собственность всех собственников помещений данного дома, а также наделении соответствующими полномочиями Ипполитова А.Г.
Администрация г. Иркутска письмом от 29 января 2010 года N 505-71-1083/10 отказала товариществу в формировании указанного земельного участка, ссылаясь на невозможность такого формирования, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако проекты планировки и межевания территорий г. Иркутска в настоящее время не утверждены.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что к заявлению, поступившему в администрацию, был приложен только один документ - протокол общего собрания собственников, что послужило основанием для отказа в формировании спорного земельного участка.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Решением Думы от 21 мая 2009 года N 004-20-611060/9 "Об утверждении порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска" утвержден Порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (приложение N 5).
Пунктом 2 Порядка формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (далее - Порядок), предусмотрено, что лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, подает в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска заявление о формировании земельного участка, оформленное на имя мэра города Иркутска, с приложением следующих документов:
- - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме, о собственниках, принявших участие в общем собрании, и количестве голосов, которыми обладают указанные собственники, о повестке дня общего собрания, о решении об обращении в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска за формированием земельного участка с указанием количества голосов, которыми принято данное решение, об избрании уполномоченного лица;
- - документ, удостоверяющий личность уполномоченного лица;
- - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на формируемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника(ов) помещений в многоквартирном доме документов, удостоверяющих права на формируемый земельный участок, к заявлению прилагается мотивированный отказ в представлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, строения, сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, помещения в многоквартирном доме, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или иные документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на такие здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме;
- - справка о размерах площадей помещений в многоквартирном доме, выданная органом или организацией, осуществляющими государственный учет объектов недвижимого имущества.
Пунктами 3, 4, 5, 6 и 7 Порядка предусмотрена процедура прохождения представленных документов и формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с целью передачи в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае невозможности формирования земельного участка по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, с учетом обоснованного заключения комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска готовит письменный отказ в формировании земельного участка, который направляется заявителю (пункт 8 Порядка).
Таким образом, в целях приобретения собственниками помещений в многоквартирном доме права общей долевой собственности вышеуказанное решение Думы города Иркутска от 21 мая 2009 года N 004-20-611060/9 устанавливает определенный перечень документов, необходимых для формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также процедуру прохождения представленных документов и формирования земельного участка. При этом в случае невозможности формирования земельного участка по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, оформляется письменный отказ в его формировании с учетом обоснованного заключения комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
Обстоятельства, свидетельствующие о непредставлении товариществом в полном объеме документов, прилагаемых к заявлению о формировании земельного участка, перечень которых установлен решением Думы города Иркутска от 21 мая 2009 года N 004-20-611060/9 "Об утверждении Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска", не указаны администрацией г. Иркутска в письме от 29 января 2010 года N 505-71-1083/10 в качестве оснований для отказа в таком формировании.
Кроме того, оспариваемый отказ не содержит ссылки на обоснованное заключение комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, необходимость которой также предусмотрена указанным нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ в нарушение положений Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ и Порядка формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не содержит указанные обстоятельства в качестве оснований для такого отказа.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Следовательно, обязанность по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и обращению с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка возложена на лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, что указывает на несостоятельность доводов заявителя о возложении указанной обязанности на орган местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия по отказу в формировании спорного земельного участка не соответствуют Земельному кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ, Порядку формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования товарищества о признании их незаконными, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия по отказу, выраженным в письме от 29 января 2010 года N 505-71-1083/10, в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40, как не соответствующие Земельному кодекса РФ, Жилищному кодексу РФ и Порядку формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (приложение N 5), утвержденному решением Думы города Иркутска от 21 мая 2009 года N 004-20-611060/9.
Обязать администрацию г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "Свердлова-40" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40, в соответствии с решением Думы города Иркутска от 21 мая 2009 года N 004-20-611060/9 "Об утверждении Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска".
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья
Л.В.НАЗАРЬЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)