Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2008 ПО ДЕЛУ N А41-К2-21500/07

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2008 г. по делу N А41-К2-21500/07


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи М.,
Судей А., С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя): - Ж. - доверенность б/н от 05.10.2007;
- от ответчика: - МРИ ФНС России N 3 по МО - Г. - доверенность N 05-05/00140 от 13.05.2008; ИФНС N 19 по г. Москве - Б.Х. - доверенность N 05-29/012623 от 15.04.2008;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ЖСК "Доступное жилье", МРИ ФНС России N 3 по Московской области, ИФНС N 19 по г. Москве на решение Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2008 г. по делу N А41-К2-21500/07, принятое судьей К. по заявлению ЖСК "Доступное жилье" к МРИ ФНС России N 3 по Московской области, ИФНС N 19 по г. Москве о возврате излишне уплаченного налога,
установил:

Жилищно-строительный кооператив "Доступное жилье" (ЖСК "Доступное жилье", Кооператив, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Московской области (МРИ ФНС России N 3 по МО), Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве (ИФНС N 19 по г. Москве) о возврате излишне уплаченного налога на имущество с организаций за II и III кварталы 2004 г. на общую сумму 4750 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены в части обязания МРИ ФНС России N 3 по Московской области возвратить ЖСК "Доступное жилье" из бюджета региональный налог на имущество в сумме 3338 руб., перечисленный платежным поручением N 350 от 02.11.2004. В удовлетворении остальной части заявленных требований ЖСК "Доступное жилье" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЖСК "Доступное жилье", МРИ ФНС России N 3 по Московской области, ИФНС N 19 по г. Москве подали апелляционные жалобы.
ЖСК "Доступное жилье" не согласен с решением суда в части отказа в удовлетворении требования о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме 1412 руб., перечисленного платежным поручением N 250 от 02.08.2004; в качестве доводов апелляционной жалобы ЖСК "Доступное жилье" ссылается на следующее:
- - согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, п. 8 ст. 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства;
- - в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения о перечислении на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, при условии правильного указания в соответствующих поручениях номера счета казначейства и наименования банка получателя; согласно платежным поручениям и справкам по лицевому счету Кооператива в банке на даты перечисления налога все эти условия выполнены;
- объект налогообложения (недвижимость) расположен на территории, подведомственной МРИ ФНС N 3 по МО, которая обязана была в соответствии с п. 1 ст. 83, абз. 4 п. 2 ст. 84 НК РФ поставить Кооператив на учет, но не сделала этого; фактически Кооператив состоит на налоговом учете только в ИФНС N 19 по г. Москве; в соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика МРИ ФНС России N 3 по МО не согласна с решением суда первой инстанции в части возврата ЖСК "Доступное жилье" налога на имущество организаций в сумме 3338 руб.; в качестве доводов апелляционной жалобы МРИ ФНС России N 3 по МО ссылается на то, что судом удовлетворены требования, которые налогоплательщиком не заявлялись, так как налогоплательщик в процессе судебного разбирательства изменил свои исковые требования.
ИФНС N 19 по г. Москве не согласна с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований; в качестве доводов апелляционной жалобы ИФНС N 19 по г. Москве ссылается на следующее:
- - довод налогоплательщика о том, что датой выявления переплаты следует считать дату ознакомления с письмом Минфина, нельзя признать основанным на нормах права, так как указанный документ не содержит норм права, а содержит лишь только ответ на конкретный вопрос; указанное письмо Минфина не указывает на ошибочность уплаты налога, что лишний раз свидетельствует о том, что дату ознакомления с письмом нельзя считать датой, когда налогоплательщик узнал о нарушенном праве, прежде всего по той причине, что документ не содержит подобного вывода;
- - положения письма не применимы к спорной ситуации, так как самостоятельное приобретение жилищно-строительным кооперативом жилых помещений не является приобретением имущества, являющегося предметом паенакопления членов и противоречит статьям 110 и 112 Жилищного кодекса РФ, согласно которым жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме; количество членов жилищного кооператива не может быть менее чем пять, но не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме, то есть один кооператив в рамках приобретения имущества, являющегося предметом паенакопления, не может приобретать жилые помещения в разных жилых домах.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, выслушав представителей сторон, апелляционный суд считает состоявшийся по делу судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЖСК "Доступное жилье" перечислил Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области авансовые платежи по налогу на имущество с организаций за II и III кварталы 2004 г. платежными поручениями N 250 от 02.08.2004 на сумму 1412 руб. и N 350 от 02.11.2004 на сумму 3338 руб. (всего - 4750 руб.).
Указанные платежи были исчислены налогоплательщиком с недвижимого имущества (квартир), принадлежащего ЖСК "Доступное жилье" в 2004 г. на правах собственности. Две квартиры приобретались для членов ЖСК "Доступное жилье" - Ф. и С., что подтверждено Договорами купли-продажи данных квартир, передаточными актами и соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 48 - 56), соответствующими справками о завершении расчетов с пайщиком (т. 1, л.д. 95 - 96). Квартира Ф. расположена по адресу: Московская область, Пушкинский район, поселок Лесной, ул. Титова, д. 10, кв. 51. Квартира С. расположена по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Гоголя, д. 5, кв. 57. Данная территория подведомственна Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области.
Указанное имущество учитывалось в соответствии с учетной политикой ЖСК "Доступное жилье" (т. 1, л.д. 10 - 12) на балансовом счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Тем не менее, изучив Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) от 30.03.2001, действовавшее в 2004 г., ЖСК "Доступное жилье" принял решение об уплате с вышеуказанных квартир налога на имущество организаций и произвел перечисление денежных средств.
Учитывая неоднозначное, по мнению налогоплательщика, толкование вопросов уплаты налога на имущество организаций жилищно-строительными кооперативами действовавшими в 2004 г. нормативными документами, учредитель и член правления ЖСК "Доступное жилье" депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва Б.А. направил письмо в Министерство финансов Российской Федерации от 30.06.2004 N 151015 по вопросу учета объектов жилья в ЖСК.




В ответ было получено письмо от 08.02.2005 N 07-05-10/6 (т. 1, л.д. 9), в котором указывалось, что "в настоящее время нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат специальных положений по вопросам учета имущества (автомобили, квартиры и пр.), приобретаемого специализированным потребительским кооперативом граждан для удовлетворения потребностей членов кооператива (пайщиков, участников). В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2008 N 60н, в случае отсутствия в нормативных документах способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу организацией осуществляется разработка соответствующего способа при формировании учетной политики, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету".
На основании полученного ответа ЖСК "Доступное жилье" пришел к выводу о том, что ранее уплаченный налог на имущество с организаций за II и III кварталы 2004 г. является излишне уплаченным.
18.06.2007 ЖСК "Доступное жилье" обратился в Межрайонную ИФНС России N 3 по Московской области с письмом N 53/07 с просьбой о возврате излишне уплаченного налога на сумму 3338 руб. (т. 1, л.д. 5).
Согласно календарному штампу письмо было получено налоговым органом 02.07.2007 (т. 1, л.д. 6). Ответ налогового органа получен не был. ЖСК "Доступное жилье" обратился в налоговый орган с повторным заявлением от 19.12.2007 N 199/07 (т. 1, л.д. 41), полученным налоговым органом, согласно календарному штампу, 22.12.2007 (т. 1, л.д. 38).
Поскольку Межрайонная ИФНС России N 3 по Московской области возразила по заявленным требованиям, ссылаясь на то, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, ЖСК "Доступное жилье" обратился в ИФНС N 19 по г. Москве с заявлением о возврате излишне уплаченного налога от 29.12.2007 N 203/07.
23.04.2008 налогоплательщик повторно направил заявления о возврате излишне уплаченного налога N 98/08 в ИФНС N 19 по г. Москве и N 101/08 в Межрайонную ИФНС России N 3 по Московской области.
В связи с истекающим сроком давности ЖСК "Доступное жилье" обратился в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в общей сумме 4750 руб.
В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (п. 5); обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (п. 12).
Согласно п. 7 ст. 32 НК РФ налоговое органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения.
В силу п. п. 1, 2 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей; зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Из материалов дела усматривается, что ЖСК "Доступное жилье" было приобретено жилье для последующей передачи в собственность членам Кооператива (пайщикам).
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 настоящего Кодекса.
Порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств установлен Положением по бухгалтерскому учету "учет основных средств" ПБУ N 6/01 от 30.03.2001 и учетной политикой Жилищно-строительного кооператива "Доступное жилье".
В соответствии с ПБУ N 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Приобретаемое потребительским кооперативом жилье для последующей передачи в собственность членам кооператива (пайщикам) не соответствует условиям, установленным подпунктами "а", "б" п. 4 ПБУ N 6/01 и, следовательно, к объектам основных средств не относится.
Налогоплательщик в учетной политике (т. 1, л.д. 11 - 12) (п. 7) предусмотрел учет вышеуказанных объектов недвижимости на балансовом счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Активы, учтенные на указанном счете, в базу, облагаемую налогом на имущество, в соответствии с гл. 30 НК РФ не включаются.
Согласно Приказу МФ РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (о Плане счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению), счет 010 "Износ основных средств" предназначен, в частности, для обобщения информации о движении сумм износа по объектам жилищного фонда, а также у некоммерческих организаций по объектам основных средств.
В связи с возникшей неопределенностью в вопросах учета недвижимости, приобретенной жилищным кооперативом для последующей передачи в собственность членам Кооператива, налогоплательщик исчислил и уплатил налог на имущество со стоимости приобретенных для пайщиков жилых помещений, уплаченный за II и III кварталы 2004 г. платежными поручениями N 250 от 02.08.2004 на сумму 1412 руб. и N 350 от 02.11.2004 на сумму 3338 руб. (всего - 4750 руб.).
Минфин РФ в письме от 08.02.2005 N 07-05-10/6 (т. 1, л.д. 9) разъяснил, что вопросы учета имущества, приобретенного потребительским кооперативом для последующей передачи в собственность пайщиков, законодательством не урегулированы, и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) устанавливаются в утверждаемой организацией учетной политике.
Согласно п. 7 учетной политики ЖСК "Доступное жилье" на 2004 год объекты жилой недвижимости, приобретаемые кооперативом для последующей передачи в собственность пайщиков, учитываются на 08 счете "Вложения во внеоборотные активы" (т. 1, л.д. 11).
Таким образом, налог на имущество, уплаченный за II и III кварталы 2004 г., является излишне уплаченным и подлежит возврату налогоплательщику.
В силу ст. 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Пунктом 8 статьи 78 НК РФ определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Закрепляя право налогоплательщика на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 78) не предусматривает для налогоплательщиков перечень случаев, которые бы не позволяли ему обратиться за возвратом (зачетом) сумм излишне уплаченного налога (например, незнание налогового закона или добросовестное заблуждение и т.п.).
Такое право ограничено, исходя из анализа норм статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, только необходимостью соблюдения срока для подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога.
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, ст. 78 НК РФ позволяет налогоплательщику, имеющему переплату по налогам, в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае срок исковой давности исчисляется с 18.02.2005, то есть с даты получения ЖСК "Доступное жилье" разъяснения Минфина от 08.02.2005 N 07-05-10/6 (т. 1, л.д. 9).
Таким образом, требования ЖСК "Доступное жилье" являются законными и обоснованными, а налог на имущество в сумме 4 750 руб. - подлежащим возврату.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Согласно ст. 78 НК РФ налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням. Соответствующая правовая позиция содержится в п. п. 22 и 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Судом установлено и не отрицается МРИ ФНС России N 3 по МО, что ЖСК "Доступное жилье" перечислен на реквизиты данного налогового органа налог на имущество организаций в общей сумме 4 750 руб. платежными поручениями N 250 от 02.08.2004 на сумму 1412 руб. и N 350 от 02.11.2004 на сумму 3338 руб.
Недоимка по уплате налогов и сборов или задолженность по пеням, начисленным по тому же бюджету, у налогоплательщика отсутствует, что не оспаривается налоговыми органами.
Пункт 2 статьи 78 НК РФ содержит императивное предписание о том, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, именно налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ЖСК "Доступное жилье" по месту нахождения зарегистрирован в ИФНС N 19 по г. Москве 02 октября 2007 г. (свидетельство - серия 77 N 009302917 - т. 1, л.д. 14).




Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 06.09.2005 N 4083/06, взаимоотношения одного и того же федерального органа исполнительной власти (ФНС России) по вопросам снятия и постановки на учет налогоплательщика не должны препятствовать исполнению требований закона о праве налогоплательщика на возврат суммы налога.
Поскольку ни один из налоговых органов, являющихся ответчиками по настоящему делу, не произвел возврат излишне уплаченного налога и судом не установлено обстоятельств, препятствующих ее возврату, требования ЖСК "Доступное жилье" подлежат удовлетворению как основанные на действующем законодательстве и подтвержденные материалами дела.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционные жалобы ЖСК "Доступное жилье" и МРИ ФНС России N 3 по Московской области - удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2008 г. по делу N А41-К2-21500/07 отменить, апелляционные жалобы ЖСК "Доступное жилье" и Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области - удовлетворить.
Обязать Инспекцию ФНС России N 19 по г. Москве возвратить ЖСК "Доступное жилье" из бюджета излишне уплаченный налог на имущество в общей сумме 4750 руб., который был оплачен в 2004 г. платежными поручениями от 02.08.2004 г. N 250, от 02.11.2004 г. N 350, зачислен УФК по Московской области на счет 401018100600000010102 по коду бюджетной классификации доходов 1040210 "налог на имущество предприятий" и отражен по администратору поступлений в бюджет МРИ ФНС России N 1 по Московской области и МРИ ФНС России N 3 по Московской области.
Взыскать с Инспекции ФНС России N 19 по г. Москве в пользу ЖСК "Доступное жилье" 1500 руб. расходов по госпошлине за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Выдать исполнительные листы.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)