Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 04.10.2012 ПО ДЕЛУ N А68-1549/2012

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2012 г. по делу N А68-1549/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 04.10.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
- от прокуратуры Тульской области (г. Тула, пр. Ленина, д. 55, 300041) - Ермаченковой С.А.- представителя (служебное удостоверение ТО N 112532, выданное 27.03.2012);
- от Собрания представителей муниципального образования Дубенский район (Тульская область, п. Дубна, Первомайская, 33, 301160) - Князьковой Е.В. - представителя (доверенность от 25.09.2012 N 88, пост.);
- от ООО "Тепловая компания" (ОГРН 1107154030268, Тульская область, п. Дубна, ул. Первомайская, д. 41, 301160) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 19.07.2012 (судьи Андреева Е.В., Коновалова О.А., Косоухова С.В.) по делу N А68-1549/12,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Тепловая компания" (далее - ООО "Тепловая компания") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействующим решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2011 N 22-2 "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 04.12.2009 N 6-1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано и размера платы граждан за коммунальные услуги".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе прокуратура Тульской области просит отменить указанный судебный акт как несоответствующий нормам материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей прокуратуры и Собрания представителей муниципального образования Дубенский район, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение арбитражного суда отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом, решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 04.12.2009 N 6-1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано и размера платы граждан за коммунальные услуги" были утверждены, в том числе, нормативы потребления коммунальных услуг и размер платы граждан за коммунальные услуги.
В адрес Собрания представителей муниципального образования Дубенский район 04.03.2011 поступил протест прокурора Дубенского района, в котором последний просил представительный орган власти привести в соответствие с действующим законодательством вышеназванный нормативный правовой акт в части установления нормативов потребления коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги.
Основанием для внесения указанного протеста послужили принятые изменения в законодательстве, в соответствии с которыми полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2011 N 22-2 "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 04.12.2009 N 6-1" были внесены изменения, в соответствии с которыми из указанного акта исключены нормы, устанавливающие размер платы за коммунальные услуги и нормативы потребления коммунальных услуг.
Посчитав указанный нормативный правовой акт не соответствующим действующему законодательству, ООО "Тепловая компания" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Тульской области обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
При этом в силу части 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Учитывая изложенные требования закона, суд обоснованно пришел к выводу о том, что решение от 04.12.2009 N 6-1, которым утверждены размер платы за коммунальные услуги и нормативы потребления коммунальных услуг, на дату его издания принято уполномоченным органом - Собранием представителей муниципального образования Дубенский район
Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, в связи с которыми размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, основанием для принятия представительным органом власти оспариваемого решения послужили указанные изменения в законодательстве и протест прокурора Дубенского района, в котором предлагалось привести нормативный правовой акт органа местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Признавая решение Собрания представителей муниципального образования Дубенский район не соответствующим нормам закона, имеющего большую юридическую силу, суд правомерно исходил из следующего.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В подпунктах "а", "д" пункта 5 Правил N 306 предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая); в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства.
При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил N 306).
В силу пункта 13 Правил N 306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 16 Правил N 306).
Внеся Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия по установлению размера платы за коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных услуг.
Этим же законом предусматривалось, что утверждение размера платы за коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных услуг субъектами Российской Федерации должно осуществляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 27.07.2010 N 237-ФЗ устанавливалась возможность передачи части полномочий по установлению размера платы за коммунальные услуги органам местного самоуправления.
Как установлено судом, на дату принятия оспариваемого решения основания для отмены или изменения установленных нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, отсутствовали.
Порядок утверждения субъектами Российской Федерации размера платы и нормативов потребления коммунальных услуг Правительством Российской Федерации также не был установлен.
Кроме того, на дату отмены органом местного самоуправления муниципального образования Дубенский район установленных этим же органом размера платы и нормативов потребления коммунальных услуг, субъектом Российской Федерации - Тульской областью также не были приняты соответствующие акты по установлению указанного тарифа и нормативов потребления.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ не содержал переходных положений в части передачи полномочий органов местного самоуправления в пользу субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно пришел к выводу о том, что решение органа местного самоуправления в части установления размера платы за коммунальные услуги и нормативов потребления комунальных услуг не подлежало отмене в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ.
Такой нормативный правовой акт органа местного самоуправления прекращал свое действие только после утверждения соответствующих тарифов и нормативов потребления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, принятие Собранием представителей муниципального образования Дубенский район оспариваемого решения порождало за собой правовую неурегулированность в правоотношениях по предоставлению коммунальных услуг, что недопустимо в правовом государстве.
Учитывая изложенное, признавая решение органа местного самоуправления от 15.03.2011 N 22-2 недействующим, суд обоснованно пришел к выводу о несоответствии этого акта статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеуказанных норм действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 19.07.2012 по делу N А68-1549/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)