Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2010 ПО ДЕЛУ N А81-6459/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2010 г. по делу N А81-6459/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кокориной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5492/2010) Муниципального предприятия "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2010 по делу N А81-6459/2009 (судья Максимова О.В.), принятое по иску Муниципального предприятия "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард к открытому акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" об урегулировании разногласий при заключении договора,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Муниципального предприятия "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард - представитель не явился, извещено;
- от открытого акционерного общества "Харп-Энерго-Газ" - представитель не явился, извещено;

- установил:

Муниципальное предприятие "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард, истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" (далее - ОАО "Харп-Энерго-Газ", ответчик) об обязании принять в своей редакции, изложенной в протоколе разногласий к проекту договора N 38Т от 01.07.2009 на теплоснабжение (население), пункты 1.1, 1.2, 2.6, 3.1.3, 4.1.10, 4.2.1, 5.4, 8.1.4, 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 10.2 и исключить пункты 2.8, 3.1.16, 3.1.19, 3.1.23, 5.3, 8.1.2, 8.1.3, 8.2.2, 8.2.3.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2010 по делу N А81-6459/2009 исковые требования муниципального предприятия "Салехардремстрой" г. Салехард к открытому акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" г. Салехард об урегулировании разногласий при заключении договора на теплоснабжение (население) N 38Т от 01.07.2009 удовлетворены частично. Спорные пункты договора приняты в следующей редакции:
- Пункт 1.1. - "Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать тепловую энергию в виде горячей воды Абоненту в пользу третьих лиц - население п. Харп, далее по тексту "Субабонент", через присоединенную сеть, а Абонент принимать и оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в ведении Абонента тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии".
- Пункт 1.2. - "Границы ответственности за техническое состояние и обслуживание тепловых сетей, а также присоединение энергоснабжающих объектов Абонента к тепловым сетям Ресурсоснабжающей организации устанавливаются актом разграничения балансовой принадлежности, являющимся приложениями N 1 к настоящему Договору".
- Пункт 2.6. - "Учет отпускаемой тепловой энергии Абоненту производится по приборам учета, установленных на тепловых пунктах Абонента. При отсутствии приборов учета: в соответствии с положениями раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года".
- Пункт 2.8. - "Абонент обязуется ежегодно производить ремонт и наладку оборудования, контрольно-измерительных приборов, местных систем, извещая Ресурсоснабжающую организацию, с предоставлением соответствующих актов об их пригодности к дальнейшей эксплуатации".
- Пункт 3.1.3. - "Отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети может превышать заданную графиком не более чем на + 5%".
- Пункт 3.1.16. - "Контрольно-измерительные приборы учета для расчетов за тепловую энергию приобретаются и устанавливаются Абонентом".
- Пункт 3.1.19. - "Не допускать возведение построек, складирования материалов на расстоянии менее 5 метров от теплопроводов, а также производство земляных работ в охранных зонах тепловых трасс без разрешения Ресурсоснабжающей организации".
- Пункт 3.1.23. - "Абонент обязан установить коллективные (общедомовые) приборы коммерческого учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в срок до двух месяцев с даты заключения договора теплоснабжения, а также с даты включения в договор новых объектов жилищного фонда. После установки коллективных (общедомовых) приборов коммерческого учета, а при их наличии, фактическое потребление определяется по общедомовым приборам учета".
- Пункт 4.1.9. - "Направлять абоненту в письменной форме информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам".
- Пункт 4.1.10. не включать.
- Пункт 4.2.1. - "Ресурсоснабжающая организация вправе приостановить или ограничить поставку коммунального ресурса, через 1 месяц, после письменного предупреждения Абонента в случаях:
а) проведения планово-предупредительных ремонтов инженерных систем;
б) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов."
- Пункт 5.3. - "При отсутствии приборов учета или их неисправности более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета в эксплуатацию, обнаружении поврежденных или отсутствующих пломб и клейм Ресурсоснабжающей организации, а также при превышении нормативной погрешности работающих приборов учета, расчет количества потребляемой тепловой энергии производится по фактическому теплоотпуску от источников в пропорции к договорной нагрузке (в соответствии с проектными данными) с учетом отключения систем теплопотребления в расчетный период за период с даты последней проверки, но не более срока исковой давности".
- Пункт 5.4. - "При нарушении Абонентом сроков отчетности, несвоевременном сообщении о нарушении режима и условий работы узла учета, а также выходе узла учета из строя, выявлении нарушений в работе узла учета при контрольной проверке, Абонент переводится в группу потребителей без приборов учета и расчет потребленной энергии производится в соответствии с п. 5.3".
- Пункт 8.1.2. - "За вред причиненный Абоненту, в размере и порядке, определяемыми в соответствии с действующим законодательством".
- Пункт 8.1.3. - "Ресурсоснабжающая организация не несет ответственности перед Абонентом за снижение качества теплоносителя и недоотпуск тепловой энергии в следующих случаях:
- при возникновении форс-мажорных обстоятельств;
- неправомерных действиях персонала Абонента по исполнению данного договора".
- Пункт 8.1.4. - "За недопоставку тепловой энергии указанных в приложении N 3, к Ресурсоснабжающей организации применяются штрафные санкции в размере 0,1% от стоимости недопоставленной тепловой энергии Абоненту за весь период отпуска энергии пониженного качества, за исключением случаев, указанных в п. 8.1.3".
- Пункт 8.2.2. - "Кроме предусмотренных настоящим договором санкций, за невыполнение обязательств, сторона нарушившая договор, возмещает другой стороне реальный ущерб".
- Пункт 8.2.3. - "Уплата неустойки, а также возмещение причиненного реального ущерба не освобождает виновную сторону от выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим договором".
- Пункт 9.1. - "Любые изменения к настоящему договору имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны обеими сторонами".
- Пункт 9.2. - "Досрочное расторжение договора может иметь место по соглашению Сторон в случае отсутствия у Ресурсоснабжающей организации технической возможности поставки энергоресурсов (прекращение у Ресурсоснабжающей организации прав на инженерные сети и объекты, с помощью которых оказываются услуги по договору) либо по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, с исполнением обязательств по договору".
- Пункт 9.3. - "Настоящий договор может быть расторгнут по обоюдному согласию сторон путем составления соглашения, подписанного обеими сторонами".
- Пункт 9.4. - "Сторона решившая, расторгнуть договор, направляет письменное уведомление другой стороне не позднее, чем за 10 дней до момента расторжения договора".
- Пункт 9.5. не включать.
- Пункт 10.2. - "При выполнении настоящего договора стороны руководствуются: Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "Об электроэнергетике", Законом РФ "Энергосбережении" и другими законодательными актами".
С ОАО "Харп-Энерго-Газ" в пользу МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард взыскана 1 000 руб. расходов по уплаченной государственной пошлине.
Не соглашаясь с решением суда, МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард в апелляционной жалобе просит его отменить в части оспариваемых пунктов 1.1, 1.2, 2.6, 2.8, 3.1.16, 3.1.19, 3.1.23, 4.1.10, 5.3, 5.4, 8.1.2, 8.1.3, 8.2.2, 8.2.3, 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 10.2 договора N 38Т от 01.07.2009.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что пункт 1.1 договора N 38Т от 01.07.2009 подлежит согласованию в редакции истца, ссылаясь на право потребителей на получение качественных услуг по энергоснабжению, соответствующим нормативам и стандартам.
Граница ответственности за техническое состояние и обслуживание тепловых сетей должна определяться в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Отмечает, что учет отпускаемой тепловой энергии должен определяться по приборам учета, установленным на тепловых пунктах абонента либо в соответствии с разделом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Считает, что в обязанности управляющей организации не входит осуществление ремонта и наладки оборудования, контрольно-измерительных приборов, местных систем с предоставлением соответствующих актов об их пригодности к дальнейшей эксплуатации, в связи с чем пункта 2.8 подлежит исключению из договора N 38Т от 01.07.2009.
Утверждает, что приобретение и установка контрольно-измерительных приборов, контроль возведения построек, складирования и производства земляных работ не является обязанностью управляющей организации.
Указывает, что установка приборов учета может быть осуществлена лишь при наличии волеизъявления собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Отмечает, что согласно пунктам 54, 55 раздела VI "Порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении" Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, предусмотрено, что при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за горячее водоснабжение при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета.
Считает правомерным определение объема потребленной энергии в случае неисправности приборов учета по нормативам, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Указывает, что пункты 9.1, 9.2, 9.3, 9.4 договора N 38Т от 01.07.2009 в редакции, предложенной ответчиком, не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку носит императивный характер, не предусматривают встречного волеизъявления.
Настаивает на включение в пункт 10.2 договора N 38Т от 01.07.2009 условия о том, что при выполнении данного договора стороны будут руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
От ОАО "Харп-Энерго-Газ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, ответчик направил в адрес истца договор на теплоснабжение (население) N 38Т от 01.07.2009, по условиям которого ответчик - ресурсоснабжающая организация обязался поставлять истцу - абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в виде горячей воды (отопление о горячее водоснабжение), а абонент принимать и оплачивать оказываемые ответчиком услуги.
Истец, не согласившись с предложенными в договоре ресурсоснабжающей организацией условиями, обратился к ответчику с протоколом разногласий по существенным условиям договора.
В свою очередь, ответчик направил истцу протокол согласования разногласий, в котором принял в редакции истца пункт 4.1.9 договора. По остальным пунктам разногласия не урегулированы, что послужило основанием обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований не в полном объеме послужило основанием для подачи истцом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В силу пункта 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ предусмотрен публичный договор - договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор N 38Т от 01.07.2009 на теплоснабжение (население) в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ является публичным договором в связи с чем его заключение для ОАО "Харп-Энерго-Газ" является обязательным.
По правилам пункта 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях не достижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора, составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
Таким образом, требование истца о судебном урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является законным и обоснованным.
Принимая определенную редакцию несогласованных сторонами пунктов договора, суд должен руководствоваться надлежащей нормативно-правовой базой.
Так, согласно пункту 2 статьи 426 ГК РФ, условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей, при этом правила, изданные Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Ссылаясь на отсутствие обязанности установки приборов учета потребленной тепловой энергии, МП "Салехардремстрой" просит принять пункты 2.6, 2.8, 3.1.16. и 3.1.23. договора N 38Т от 01.07.2009, касающиеся урегулирования вопроса об обязательности постановки приборов учета, в редакции истца.
При оценке указанного довода, суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Правила о договоре энергоснабжения применяются, в том числе, и к отношениям, связанным с теплоснабжением, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
В силу пункта 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются согласно показаниям приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных потребителем и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Между тем, вышеуказанные нормативные акты не связывают заключение договора на теплоснабжение между теплоснабжающей организацией и абонентом с наличием у абонента приборов учета потребляемой воды.
В силу статей 544, 548 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество теплоэнергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, предусмотрено, что объем количества тепловой энергии на горячее водоснабжение также может быть определен расчетным методом на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
Так, согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 установлено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, названными Правилами регламентирован порядок определения количества тепловой энергии и при отсутствии у абонента приборов учета либо невозможности их использования.
Поскольку пункт 2.6 договора N 38Т от 01.07.2009 принят судом первой инстанции в редакции истца, последний не обосновал, что нарушено судом первой инстанции при принятии спорного пункта в редакции МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что указанные Правила не предусматривают возможность перерасчета полученной энергии, в силу чего пункт 4.1.10 подлежит исключению из договора N 38Т от 01.07.2009.
Пункт 3.1.23, предусматривающий обязанность абонента установить коллективные (общедомовые) приборы учета на границе балансовой принадлежности, также подлежит исключению из договора N 38Т от 01.07.2009.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что пункты 5.3 и 5.4 договора N 38 Т от 01.07.2009 между собой взаимосвязаны.
Учитывая отсутствие обязанности у абонента по расчету полученного объема тепловой энергии исходя из показаний приборов учета ввиду наличия расчетного способа, пункт 5.3 договора N 38 Т от 01.07.2009 следует принять в следующей редакции: "При неисправности приборов учета более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета в эксплуатацию, обнаружении поврежденных или отсутствующих пломб и клейм Ресурсоснабжающей организации, а также при превышении нормативной погрешности работающих приборов учета, расчет количества потребляемой тепловой энергии производится по фактическому теплоотпуску от источников в пропорции к договорной нагрузке (в соответствии с проектными данными) с учетом отключения систем теплопотребления в расчетный период за период с даты последней проверки, но не более срока исковой давности."; а пункт 5.4 - "При нарушении Абонентом сроков отчетности, несвоевременном сообщении о нарушении режима и условий работы узла учета, а также выходе узла учета из строя, выявлении нарушений в работе узла учета при контрольной проверке, Абонент переводится в группу потребителей без приборов учета и расчет потребленной энергии производится в соответствии с п. 5.3".
При расчете объема тепловой энергии средств измерения, следует руководствоваться следующими положениям законодательства.
Для учета объемов отпущенной абоненту тепловой энергии используются средства измерения. С этой целью оборудуются узлы учета. Узел учета должен размещаться на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, установлено следующее:
- - допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации (пункт 7.1);
- - узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию (пункт 7.5);
- - перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (пункт 7.7);
- - каждый прибор должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются (пункт 5.1.2).
При этом, ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета тепловой энергии и теплоносителей, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несут владельцы узлов учета (абонент) (пункт 3 Приказа Госстроя Российской Федерации от 11.10.1999 N 73 "Об утверждении Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы"). Учет отпуска и потребления тепловой энергии и теплоносителей и эксплуатация узлов учета обеспечиваются владельцами, которые несут ответственность за их техническое состояние, ведение и хранение необходимой документации по учету (журналы, диаграммы, ленты самопишущих приборов и т.п.), выполнение расчетов и составление отчетных документов по определению количеств тепловой энергии и теплоносителей за расчетный период (пункт 29 Приказа Госстроя Российской Федерации от 11.10.1999 N 73 "Об утверждении Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы").
На основании изложенного, учитывая, что установка приборов учета, также как и выполнение функций по обеспечению исправностей указанных приборов, осуществляется абонентом, являющимся владельцем узла учета, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу приняв пункты 1.2, 2.8, 3.1.16, 3.1.19 договора N 38Т от 01.07.2009 в редакции ответчика.
Суд первой инстанции обоснованно принял пункты 8.1.2, 8.1.3, 8.2.2, 8.2.3 договора N 38Т от 01.07.2009 в редакции ответчика, как соответствующие требованиям статьи 547 ГК РФ, разделу 4 Приказа Минстроя РФ от 05.03.1997 N 17-29 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального теплоснабжения в Российской Федерации"; пункты 9.1, 9.2, 9.3 в редакции ответчика, как соответствующие положениям главы 29 ГК РФ об изменении и расторжении договоров.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что по правилам пункта 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
С учетом изложенного, пункта 9.4 подлежит изложению в следующей редакции: "Сторона решившая, расторгнуть договор, направляет письменное уведомление другой стороне не позднее, чем за 30 дней до момента расторжения договора".
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу во включении в договор пункта 9.5, поскольку раздел договора "Основания и порядок изменения и расторжения договора" принят в редакции ответчика.
Настаивая на принятии в своей редакции пунктов 1.1, 10.2, истец ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 исполнитель в сфере предоставления коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В этом же пункте Правил указано, что исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Применительно к договору для истца (исполнителя коммунальных услуг) ответчик (организация водопроводно-канализационного хозяйства) является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Поскольку при заключении договора стороны должны руководствоваться нормативно-правовыми актами Российской федерации и принятыми в соответствии с ними Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, суд первой инстанции обоснованно принял в редакции ответчика пункты 1.1, 10.2 договора.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению путем исключения из договора N 38Т от 01.07.2009 пунктов 3.1.23, 9.5, а также путем изложения пункта 5.3 договора N 38Т от 01.07.2009 в следующей редакции: "При неисправности приборов учета более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета в эксплуатацию, обнаружении поврежденных или отсутствующих пломб и клейм Ресурсоснабжающей организации, а также при превышении нормативной погрешности работающих приборов учета, расчет количества потребляемой тепловой энергии производится по фактическому теплоотпуску от источников в пропорции к договорной нагрузке (в соответствии с проектными данными) с учетом отключения систем теплопотребления в расчетный период за период с даты последней проверки, но не более срока исковой давности."; пункт 5.4 в следующей редакции: "При нарушении Абонентом сроков отчетности, несвоевременном сообщении о нарушении режима и условий работы узла учета, а также выходе узла учета из строя, выявлении нарушений в работе узла учета при контрольной проверке, Абонент переводится в группу потребителей без приборов учета и расчет потребленной энергии производится в соответствии с п. 5.3"; пункта 9.4 в следующей редакции: "Сторона решившая, расторгнуть договор, направляет письменное уведомление другой стороне не позднее, чем за 30 дней до момента расторжения договора".
Судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, подпунктом 4 пункта 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение суда Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2010 года по делу N А81-6459/2009 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
"Исковые требования Муниципального предприятия "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард к открытому акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" об урегулировании разногласий при заключении договора на теплоснабжение (население) N 38Т от 01.07.2009 удовлетворить частично.
Спорные пункты договора сторон принять в следующей редакции:
Пункт 1.1. - "Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать тепловую энергию в виде горячей воды Абоненту в пользу третьих лиц - население п. Харп, далее по тексту "Субабонент", через присоединенную сеть, а Абонент принимать и оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в ведении Абонента тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.".
Пункт 1.2. - "Границы ответственности за техническое состояние и обслуживание тепловых сетей, а также присоединение энергоснабжающих объектов Абонента к тепловым сетям Ресурсоснабжающей организации устанавливаются актом разграничения балансовой принадлежности, являющимся приложениями N 1 к настоящему Договору.".
Пункт 2.6. - "Учет отпускаемой тепловой энергии Абоненту производится по приборам учета, установленных на тепловых пунктах Абонента. При отсутствии приборов учета: в соответствии с положениями раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года.".
Пункт 2.8. - "Абонент обязуется ежегодно производить ремонт и наладку оборудования, контрольно-измерительных приборов, местных систем, извещая Ресурсоснабжающую организацию, с предоставлением соответствующих актов об их пригодности к дальнейшей эксплуатации.".
Пункт 3.1.3. - "Отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети может превышать заданную графиком не более чем на + 5%.".
Пункт 3.1.16. - "Контрольно-измерительные приборы учета для расчетов за тепловую энергию приобретаются и устанавливаются Абонентом.".
Пункт 3.1.19. - "Не допускать возведение построек, складирования материалов на расстоянии менее 5 метров от теплопроводов, а также производство земляных работ в охранных зонах тепловых трасс без разрешения Ресурсоснабжающей организации.".
Пункт 3.1.23. - исключить.
Пункт 4.1.9. - "Направлять абоненту в письменной форме информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам.".
Пункт 4.1.10. не включать.
Пункт 4.2.1. - "Ресурсоснабжающая организация вправе приостановить или ограничить поставку коммунального ресурса, через 1 месяц, после письменного предупреждения Абонента в случаях:
а) проведения планово-предупредительных ремонтов инженерных систем;
б) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов.".
Пункт 5.3. - "При неисправности приборов учета более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета в эксплуатацию, обнаружении поврежденных или отсутствующих пломб и клейм Ресурсоснабжающей организации, а также при превышении нормативной погрешности работающих приборов учета, расчет количества потребляемой тепловой энергии производится по фактическому теплоотпуску от источников в пропорции к договорной нагрузке (в соответствии с проектными данными) с учетом отключения систем теплопотребления в расчетный период за период с даты последней проверки, но не более срока исковой давности.".
Пункт 5.4. - "При нарушении Абонентом сроков отчетности, несвоевременном сообщении о нарушении режима и условий работы узла учета, а также выходе узла учета из строя, выявлении нарушений в работе узла учета при контрольной проверке, Абонент переводится в группу потребителей без приборов учета и расчет потребленной энергии производится в соответствии с п. 5.3".
Пункт 8.1.2. - "За вред причиненный Абоненту, в размере и порядке, определяемыми в соответствии с действующим законодательством.".
Пункт 8.1.3. - "Ресурсоснабжающая организация не несет ответственности перед Абонентом за снижение качества теплоносителя и недоотпуск тепловой энергии в следующих случаях:
- - при возникновении форс-мажорных обстоятельств;
- - неправомерных действиях персонала Абонента по исполнению данного договора.".
Пункт 8.1.4. - "За недопоставку тепловой энергии указанных в приложении N 3, к Ресурсоснабжающей организации применяются штрафные санкции в размере 0,1% от стоимости недопоставленной тепловой энергии Абоненту за весь период отпуска энергии пониженного качества, за исключением случаев, указанных в п. 8.1.3".
Пункт 8.2.2. - "Кроме предусмотренных настоящим договором санкций, за невыполнение обязательств, сторона нарушившая договор, возмещает другой стороне реальный ущерб.".
Пункт 8.2.3. - "Уплата неустойки, а также возмещение причиненного реального ущерба не освобождает виновную сторону от выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим договором.".
Пункт 9.1. - "Любые изменения к настоящему договору имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны обеими сторонами.".
Пункт 9.2. - "Досрочное расторжение договора может иметь место по соглашению Сторон в случае отсутствия у Ресурсоснабжающей организации технической возможности поставки энергоресурсов (прекращение у Ресурсоснабжающей организации прав на инженерные сети и объекты, с помощью которых оказываются услуги по договору) либо по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, с исполнением обязательств по договору.".
Пункт 9.3. - "Настоящий договор может быть расторгнут по обоюдному согласию сторон путем составления соглашения, подписанного обеими сторонами.".
Пункт 9.4. - "Сторона решившая, расторгнуть договор, направляет письменное уведомление другой стороне не позднее, чем за 30 дней до момента расторжения договора.".
Пункт 9.5. - исключить.
Пункт 10.2. - "При выполнении настоящего договора стороны руководствуются: Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "Об электроэнергетике", Законом РФ "Энергосбережении" и другими законодательными актами.".
С открытого акционерного общества "Харп-Энерго-Газ" (ОГРН 1058900013369) в пользу Муниципального предприятия "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард (ОГРН 1028900508658) взыскать 2 000 рублей расходов по уплаченной государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ

Судьи
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)