Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2010 ПО ДЕЛУ N А72-4930/2007

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2010 г. по делу N А72-4930/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Вымпел"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010
по делу N А72-4930/2007
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" к товариществу собственников жилья "Вымпел" о взыскании 2 550 387 руб. 67 коп.,
и встречному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Вымпел" к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Теплоком" о признании недействительными пунктов 1.3 и 3.6 договора снабжения тепловой энергией в горячей воде от 05.07.2006 N 1285, при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "РИЦ", Комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска, Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району г. Ульяновска, открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", финансового управления мэрии г. Ульяновска, Министерства экономики Ульяновской области,

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (далее - истец, УМУП "Теплоком") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Вымпел" (далее - ответчик, ТСЖ "Вымпел") о взыскании основного долга по договору снабжения тепловой энергией в горячей воде от 05.07.2006 N 1285 в размере 2 550 387,67 руб. за период с октября по ноябрь 2006 года, с января по апрель 2007 года и июнь 2007 года.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.09.2007, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, общество с ограниченной ответственностью "РИЦ", Комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска, Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району г. Ульяновска, открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (т. 3 л. д. 101 - 102).
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 23.10.2007 и 14.12.2007, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, финансовое управление мэрии г. Ульяновска, Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (т. 5 л. д. 49, т. 6 л. д. 95).
Определением от 28.11.2007 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство об уменьшение исковых требований до 2 451 934 руб. 81 коп. (т. 5 л. д. 84).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2007 принято к производству встречное исковое заявление ТСЖ "Вымпел" к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Теплоком" о признании недействительным пункта 1.3 договора снабжения тепловой энергией в горячей воде от 05.07.2006 N 1285 в части применения в отношениях между сторонами Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105, а также о признании недействительным пункта 3.6 договора снабжения тепловой энергией в горячей воде от 05.07.2006 N 1285 (т. 6 л. д. 105).
Определением от 18.01.2008 судом проведено процессуальное правопреемство путем замены третьего лица - Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области на Министерство экономики Ульяновской области.
Определениями от 31.03.2008 и от 20.06.2008 суд приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А72-7872/06-17/168 и до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации заявления УМУП "Теплоком" о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу N А72-7872/06-17/168 соответственно (т. 7 л. д. 117, л. д. 153 - 154).
Определениями от 05.06.2008 и от 27.08.2008 производство по делу возобновлено (т. 7 л. д. 136, т. 8 л. д. 11).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, судом удовлетворено ходатайство истца об уменьшении исковых требований до 646 896 руб. 48 коп. за период октябрь, ноябрь 2006 года.
Решением от 19.09.2008 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил исковые требования УМУП "Теплоком", взыскав с ТСЖ "Вымпел" в пользу УМУП "Теплоком" 646 896 руб. 48 коп. основного долга за октябрь, ноябрь 2006 года. Суд удовлетворил встречное исковое заявление ТСЖ "Вымпел" о признании недействительными пункта 1.3 в части применения к отношениям между сторонами Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 и пункта 3.6 договора от 05.07.2006 N 1285, заключенного между УМУП "Теплоком" и ТСЖ "Вымпел" (т. 8 л. д. 58 - 61).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2009 решение суда оставлено без изменения (т. 8 л. д. 142 - 144).
Постановлением суда кассационной инстанции от 27.05.2009 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2009 отменены дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 9 л. д. 109 - 112).
При направлении дела на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что решением от 17.01.2007 по делу N А72-1424/2006 Арбитражный суд Ульяновской области признал постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 07.02.2006 N 7/03-01 "О расчете размера платы за услуги по горячему водоснабжению и центральному отоплению" не соответствующим статье 15 Конституции Российской Федерации, Основам ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, статье 9 Устава города Ульяновска, имеющим высшую юридическую силу, и не действующим полностью.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2007 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.01.2007 изменено, постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 07.02.2006 N 7/03-01 признано недействующим с момента его принятия - 07.02.2006.
Между тем, исковые требования удовлетворены судом без учета данного обстоятельства, что имеет существенное значение для рассмотрения заявленного истцом требования.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.08.2009 производство по делу N А72-4930/07-27/258 приостановлено до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом РФ надзорной жалобы по делу N А72-4930/07-27/258.
Определением от 03.11.09 производство по делу было возобновлено.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2009 исковые требования УМУП "Теплоком" удовлетворены частично. С ТСЖ "Вымпел" в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" взыскано 610 665 руб. 27 коп. - основного долга за октябрь и ноябрь 2006 года. Взыскано с ТСЖ "Вымпел" в доход федерального бюджета госпошлина в сумме 12 606 руб. 65 коп. Встречное исковое заявление ТСЖ "Вымпел" удовлетворено. Признаны недействительными пункт 1.3 в части применения в отношениях между сторонами Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 и пункт 3.6 договора от 05.07.2006 N 1285, заключенного между УМУП "Теплоком" и ТСЖ "Вымпел". Взыскано с УМУП "Теплоком" в пользу ТСЖ "Вымпел" 2000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по госпошлине.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец по встречному иску отказался от встречного искового заявления.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2009 по делу N А72-4930/2007 в части удовлетворения встречного искового заявления ТСЖ "Вымпел" о признании недействительными пункта 1.3 договора в части применения в отношениях между сторонами Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 и пункта 3.6 договора от 05.07.2006 N 1285, заключенного между УМУП "Теплоком" и ТСЖ "Вымпел" отменено.
Производство по делу в части удовлетворения встречного искового заявления ТСЖ "Вымпел" прекращено.
В остальной части решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2009 по делу N А72-4930/2007 оставлено без изменения. С ТСЖ "Вымпел" в пользу УМУП "Теплоком" взыскано 610 665 руб. 27 коп. основного долга за октябрь и ноябрь 2006 года. Взыскано с ТСЖ "Вымпел" в доход федерального бюджета государственную пошлину по исковому заявлению в сумме 12 606 руб. 65 коп.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТСЖ "Вымпел" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 о взыскании с ТСЖ "Вымпел" в пользу УМУП "Теплоком" 610 665 руб. 27 коп. - основного долга за октябрь и ноябрь 2006 года и взыскании с ТСЖ "Вымпел" в доход федерального бюджета госпошлины в сумме 12 606 руб. 65 коп. отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей кассационной жалобы, заявитель сослался на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 09.08.2010 до 15 часов 30 минут.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей истца и ответчика, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает их подлежащими отмене в части.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.07.2006 между УМУП "Теплоком" ("Теплоснабжающая организация") и ТСЖ "Вымпел" (Абонент") заключен договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 1285, в соответствии с условиями которого, теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель от источника тепловой энергии УТЭЦ-2, а абонент - принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель (химически очищенную воду), соблюдать режим их потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данным договором.
Во исполнение условий договора УМУП "Теплоком" поставило в адрес ТСЖ "Вымпел" в период октябрь, ноябрь 2006 года тепловую энергию, что подтверждается актами приемки выполненных работ, представленными в материалы дела.
По сведениям истца оказанные услуги оплачены ответчиком частично, в сумме 1 708 272 руб. 50 коп. (в том числе сумма социальных льгот, полученная ТСЖ "Вымпел" от Комитета социальной защиты населения по Заволжскому району г. Ульяновска), в связи с чем, согласно расчету истца, задолженность ответчика перед истцом по настоящему делу за спорный период составляет 646 896 руб. 48 коп.
В соответствии с пунктом 1.3 указанного договора при его исполнении стороны обязуются руководствоваться настоящим договором, действующим Гражданским кодексом Российской Федерации, Указами Президента, Постановлениями Правительства Российской Федерации, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утвержденными Приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115), Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936), Решениями Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утвержденными Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105) и другими действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3.6 договора в случае отсутствия приборного учета количество потребленной Абонентом тепловой энергии и теплоносителя рассчитывается ежемесячно Теплоснабжающей организацией расчетно-балансовым методом по фактическому теплоотпуску на основании показаний приборов учета Теплоснабжающей организации пропорционально проектным тепловым нагрузкам, указанным в настоящем договоре.
Согласно материалам дела, спор между сторонами возник в отношении размера подлежащего применению тарифа.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Предусмотренные статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральном закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Таким образом, установлен приоритет Жилищного кодекса Российской Федерации и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к иным правовым актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в спорных правоотношениях ТСЖ "Вымпел" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ "Вымпел" перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии приборов учета количестве подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых помещений, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
В соответствии со статьями 161, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и иной организацией).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с подпунктом б пункта 19, подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме коллективных приборов учета определяется, исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
Как следует из материалов дела, и установлено судами, пунктом 4.1 договора стороны установили, что стоимость тепловой энергии и теплоносителя (химически очищенной воды) определяется тарифами, устанавливаемыми Комитетом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
На дату заключения настоящего договора, величина тарифа на тепловую энергию составляет 461,5 руб. за одну Гкал тепловой энергии без учета НДС, величина тарифа на теплоноситель (химически очищенную воду) составляет 13,0 руб. за одну тонну без учета НДС.
При разрешении вопроса о том, какие тарифы на тепловую энергию в горячей воде необходимо применять при расчетах, суды первой и апелляционной инстанции пришли к следующему выводу.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда цена должна устанавливаться государственными органами стороны не вправе самостоятельно определять такую цену.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению.
Согласно Положению о Комитете по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.09.2005 N 5/130, действовавшему с сентября 2005 года и в 2006 году, к полномочиям Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области относилось: установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии (пункт 3.11 Положения); установление тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (пункт 3.4 Положения).
В целях реализации возложенных на него полномочий Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области: на 2006 год утвердил плату на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП "Теплоком" в размере 89 руб./Гкал без НДС (решение Комитета от 17.10.2005 N 65 "Об установлении платы за услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП "Теплоком" на 2006 год"); на 2006 год утвердил тарифы на тепловую энергию в горячей воде поставляемую ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям г. Ульяновска в размерах (решение Комитета от 18.11.2005 N 107 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания"): 372,5 руб./Гкал без НДС для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (получающие Тепловую энергию из сетей предприятия "Ульяновские тепловые сети"), 264,8 руб./Гкал без НДС для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию из коллектора ТЭС).
Между тем, как следует из постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2008 по делу N А72-8314/06-29/366, применение теплоснабжающей организацией тарифов, установленных решением Комитета по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области от 18.11.2005 N 107 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям города Ульяновска, на 2006 год", является необоснованным, поскольку данные тарифы подлежат применению при наличии у ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" прямых договоров с покупателями энергии. У потребителя прямые договорные отношения с ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" отсутствуют.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 16152/08 в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А72-8314/06-29/366 Арбитражного суда Ульяновской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2008 было отказано.
В названном Определении Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что суды обоснованно исходили из того, что при расчетах с товариществом не подлежит применению тариф, установленный областным регулирующим органом для юридического лица - генерирующей компании.
Кроме того, в рамках настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции установлено, что тариф на тепловую энергию для населения не был утвержден в установленном порядке в спорном периоде.
При таких обстоятельствах, суды сочли, что за период с октября по ноябрь 2006 года следует руководствоваться тарифом на тепловую энергию, согласованном сторонами в договоре от 05.07.2006 N 1285 - 461,5 руб. за 1 Гкал (без НДС) (пункт 4.1 договора). При этом, суды сослались на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 16152/08, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2008 по делу N А72-8314/06-29/366.
Однако, суды не учли, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.11.2007 по делу N А72-7872/06-17/168, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.05.2008, пункты 3.6 и 4.1 договора от 05.07.2006 N 1285, заключенного между сторонами по настоящему делу, признаны несоответствующими действующему законодательству, и, как следствие, ничтожными.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 8396/08 в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А72-7872/06-17/168 Арбитражного суда Ульяновской области для пересмотра в порядке надзора решения от 20.11.2007, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.05.2008 было отказано.
Следует отметить, что в рамках дела N А72-7872/06-17/168 рассматривались исковые требования УМУП "Теплоком" к ТСЖ "Вымпел" о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 01.07.2006 по 01.09.2006 также в рамках договора от 05.07.2006 N 1285.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Возможность применения к спорным правоотношениям положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 13936/09.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства, представленные в каждом конкретном деле, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Между тем, рассматривая спор и применяя тарифы, установленные соглашением сторон, а также установленные решением Комитета по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области от 18.11.2005 N 107 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям города Ульяновска, на 2006 год", судами не приняты во внимание обстоятельства, установленные судебными актами по делам N А72-7872/06-17/168 и N А72-8314/06-29/366.
Таким образом, коллегия приходит к убеждению, что суды приняли судебные акты по неполно выясненным обстоятельствам, чем нарушили положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части взыскания с ТСЖ "Вымпел" в пользу УМУП "Теплоком" 610 665 руб. 27 коп. основного долга за октябрь и ноябрь 2006 года.
При новом рассмотрении дела суду следует установить, какой тариф подлежал применению в спорный период, и, с учетом этого обстоятельства оценить расчет истца по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 1, 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А72-4930/2007 в части взыскания с товарищества собственников жилья "Вымпел" в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" 610 665 руб. 27 коп. основного долга за октябрь и ноябрь 2006 года отменить.
В указанной части направить дело N А72-4930/2007 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А72-4930/2007 в части отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2009 по делу N А72-4930/2007 в части удовлетворения встречного искового заявления товарищества собственников жилья "Вымпел" о признании недействительными пункта 1.3. в части применения в отношениях между сторонами Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, и пункта 3.6. договора от 05.07.2006 N 1285, заключенного между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком" и товариществом собственников жилья "Вымпел", и прекращения производства по делу в части удовлетворения встречного искового заявления товарищества собственников жилья "Вымпел" оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)