Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Малая земля" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2008 года по делу N А47-6138/2008 (судья Вернигорова О.А.),
товарищество собственников жилья "Малая земля" (далее - заявитель, ТСЖ "Малая земля") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, Управление) от 26.08.2008 N 584-з по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением арбитражного суда от 01.11.2008 (резолютивная часть от 29.10.2008) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что судом при его принятии неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также неполно исследованы обстоятельства дела.
В апелляционной жалобе просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на то, что он не является субъектом вмененного ему правонарушения, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг. Коммунальные услуги оказываются жильцам непосредственно ресурсоснабжающими организациями, с которыми у заявителя договорных отношений не имеется. Правила оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, на деятельность заявителя не распространяются.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей сторон.
В материалы дела от Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает обжалованный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.06.2008 специалистами Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области о проведении мероприятий по надзору N 08-51-П от 23.05.2008, проведена плановая проверка ТСЖ "Малая земля", расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, 247, на соответствие федеральному законодательству о защите прав потребителей.
По результатам проверки составлен акт от 11.06.2008 в котором отражены нарушения п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), а также ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ввиду отсутствия полной и достоверной информации для потребителей: на вывеске заявителя отсутствует информация о его местонахождении (адресе его постоянно действующего исполнительного органа); на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя и в подъездах обслуживаемых заявителем многоквартирных жилых домов и вблизи жилых домов отсутствует информация о государственной регистрации юридического лица, размерах тарифов на коммунальные услуги, надбавках к тарифам, реквизитах нормативно-правовых актов, на основании которых применяются тарифы, о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, о наименованиях, адресах и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг, а также информация об этих правилах.
Отсутствие указанной информации также зафиксировано в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.06.2008.
На основании материалов проверки в отношении ТСЖ "Малая земля", в присутствии его представителя, составлен протокол об административном правонарушении N 000360 от 11.06.2008 по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
24.07.2008 Управлением вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела на 12.08.2008, которое получено заявителем 28 июля 2008 года, о чем свидетельствует копия почтового уведомления.
По ходатайству заявителя от 12.08.2008 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 26.08.2008.
Постановлением административного органа от 26.08.2008 N 584-з, вынесенным с участием представителя заявителя, ТСЖ "Малая земля" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 5000 рублей.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции необоснованным.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со ст. 9 этого Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей); сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре); наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил.
Указанными нормами обязанность предоставления потребителям всей перечисленной информации возложена на исполнителя коммунальных услуг.
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил вывод Управления о наличии у ТСЖ "Малая земля" статуса исполнителя коммунальных услуг.
Поддержав позицию административного органа, суд первой инстанции указал на подтверждение факта оказания заявителем коммунальных услуг справкой ТСЖ "Малая земля" от 11.06.2008, а также текстами договора на управление общим имуществом в жилом доме от 05.06.2008 и договора найма жилого помещения от 05.06.2008.
Однако, согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные услуги.
Пунктом 7 Правила предоставления коммунальных услуг установлено, что в случае отсутствия у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем (лицом, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или покупающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги), указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4967-СК/07, содержащем в соответствии с п. 6 Постановления N 307 от 23.05.2006 разъяснения по применению п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, указано, что в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, согласно ст. 539 ГК РФ, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией. К отношениям ресурсоснабжения, при которых за подачу холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, а также за водоотведение отвечает одно лицо, а за обслуживание внутридомовых систем, с использованием которых потребителю подаются соответствующие коммунальные ресурсы, отвечает другое лицо, должны применяться требования п. 7 Правил. Обслуживание внутридомовых инженерных систем в указанном случае будет осуществляться лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов по договору или собственниками помещений в многоквартирном доме самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В рассматриваемом случае договорные отношения по поводу оказания коммунальных услуг между ТСЖ "Малая земля" и жильцами домов, а также между ТСЖ "Малая земля" и ресурсоснабжающей организацией отсутствуют. Заявитель в соответствии с видами своей уставной деятельности и заключенными договорами на управление общим имуществом в жилом доме, осуществляет деятельность по управлению, обслуживанию, эксплуатации и ремонту объектов общего имущества в многоквартирном доме.
При этом текст договора на управление общим имуществом содержит указание на обязанность заявителя обеспечивать организацию работ по техническому и санитарному обслуживанию (содержанию) жилого дома и придомовой территории, ремонту общего имущества жилого дома, организации предоставления собственнику необходимых коммунальных и прочих услуг надлежащего качества, осуществлению организации контроля качества и объема предоставляемых услуг. Обязанность ТСЖ "Малая земля" оказывать коммунальные услуги договором не установлена.
Не установлена такая обязанность заявителя и договором найма жилого помещения от 05.06.2008.
Факт оказания коммунальных услуг гражданам отрицается заявителем и в представленной им в материалы дела справке от 11.06.2008, из текста которой следует, что коммунальные услуги оказываются жильцам домов непосредственно поставщиками услуг на основании прямых публичных договоров.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не является исполнителем коммунальных услуг является правомерным.
В этой связи к деятельности заявителя не применимы положения Правил предоставления коммунальных услуг, что свидетельствует о неправомерности вменения в вину заявителю неисполнения требований таких Правил.
Также суд полагает неправомерным вменение в вину заявителю неисполнения положения ст. 9 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 в части неуказания на вывеске адреса ТСЖ "Малая земля".
Во-первых, в соответствии с оспоренным постановлением, неисполнение указанной нормы вменено в вину заявителю исключительно в связи с оказанием заявителем коммунальных услуг, что является неправомерным ввиду фактического неосуществления заявителем деятельности по оказанию коммунальных услуг.
Во-вторых, в соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992 N 2300-1, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Деятельность заявителя регулируется положениями Раздела VI Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 291 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Деятельность заявителя финансируется исключительно за счет членских взносов членов ТСЖ.
То есть осуществляемую ТСЖ "Малая земля" уставную деятельность нельзя отнести к деятельности по возмездному оказанию услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации) на которую распространяются требования Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, что в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и ч. 2 ст. 211 АПК РФ является основанием для признания постановления административного органа незаконным и его отмены.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п.п. 1, 2, 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 АПК РФ. Требования заявителя о признании незаконным и отмене Постановления от 26.08.2008 N 584-з подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2008 по делу N А47-6138/2008 отменить.
Требования товарищества собственников жилья "Малая земля" удовлетворить.
Постановление N 584-з от 26.08.05 по делу об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в отношении товарищества собственников жилья "Малая земля", г. Оренбург, ул. Терешковой, 251, свидетельство о государственной регистрации серии 56 N 000659383 от 25.04.2003, признать незаконным и отменить.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2008 N 18АП-8147/2008 ПО ДЕЛУ N А47-6138/2008
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2008 г. N 18АП-8147/2008
Дело N А47-6138/2008
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Малая земля" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2008 года по делу N А47-6138/2008 (судья Вернигорова О.А.),
установил:
товарищество собственников жилья "Малая земля" (далее - заявитель, ТСЖ "Малая земля") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, Управление) от 26.08.2008 N 584-з по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением арбитражного суда от 01.11.2008 (резолютивная часть от 29.10.2008) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что судом при его принятии неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также неполно исследованы обстоятельства дела.
В апелляционной жалобе просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на то, что он не является субъектом вмененного ему правонарушения, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг. Коммунальные услуги оказываются жильцам непосредственно ресурсоснабжающими организациями, с которыми у заявителя договорных отношений не имеется. Правила оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, на деятельность заявителя не распространяются.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей сторон.
В материалы дела от Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает обжалованный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.06.2008 специалистами Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области о проведении мероприятий по надзору N 08-51-П от 23.05.2008, проведена плановая проверка ТСЖ "Малая земля", расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, 247, на соответствие федеральному законодательству о защите прав потребителей.
По результатам проверки составлен акт от 11.06.2008 в котором отражены нарушения п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), а также ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ввиду отсутствия полной и достоверной информации для потребителей: на вывеске заявителя отсутствует информация о его местонахождении (адресе его постоянно действующего исполнительного органа); на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя и в подъездах обслуживаемых заявителем многоквартирных жилых домов и вблизи жилых домов отсутствует информация о государственной регистрации юридического лица, размерах тарифов на коммунальные услуги, надбавках к тарифам, реквизитах нормативно-правовых актов, на основании которых применяются тарифы, о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, о наименованиях, адресах и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг, а также информация об этих правилах.
Отсутствие указанной информации также зафиксировано в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.06.2008.
На основании материалов проверки в отношении ТСЖ "Малая земля", в присутствии его представителя, составлен протокол об административном правонарушении N 000360 от 11.06.2008 по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
24.07.2008 Управлением вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела на 12.08.2008, которое получено заявителем 28 июля 2008 года, о чем свидетельствует копия почтового уведомления.
По ходатайству заявителя от 12.08.2008 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 26.08.2008.
Постановлением административного органа от 26.08.2008 N 584-з, вынесенным с участием представителя заявителя, ТСЖ "Малая земля" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 5000 рублей.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции необоснованным.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со ст. 9 этого Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей); сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре); наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил.
Указанными нормами обязанность предоставления потребителям всей перечисленной информации возложена на исполнителя коммунальных услуг.
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил вывод Управления о наличии у ТСЖ "Малая земля" статуса исполнителя коммунальных услуг.
Поддержав позицию административного органа, суд первой инстанции указал на подтверждение факта оказания заявителем коммунальных услуг справкой ТСЖ "Малая земля" от 11.06.2008, а также текстами договора на управление общим имуществом в жилом доме от 05.06.2008 и договора найма жилого помещения от 05.06.2008.
Однако, согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные услуги.
Пунктом 7 Правила предоставления коммунальных услуг установлено, что в случае отсутствия у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем (лицом, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или покупающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги), указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4967-СК/07, содержащем в соответствии с п. 6 Постановления N 307 от 23.05.2006 разъяснения по применению п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, указано, что в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, согласно ст. 539 ГК РФ, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией. К отношениям ресурсоснабжения, при которых за подачу холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, а также за водоотведение отвечает одно лицо, а за обслуживание внутридомовых систем, с использованием которых потребителю подаются соответствующие коммунальные ресурсы, отвечает другое лицо, должны применяться требования п. 7 Правил. Обслуживание внутридомовых инженерных систем в указанном случае будет осуществляться лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов по договору или собственниками помещений в многоквартирном доме самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В рассматриваемом случае договорные отношения по поводу оказания коммунальных услуг между ТСЖ "Малая земля" и жильцами домов, а также между ТСЖ "Малая земля" и ресурсоснабжающей организацией отсутствуют. Заявитель в соответствии с видами своей уставной деятельности и заключенными договорами на управление общим имуществом в жилом доме, осуществляет деятельность по управлению, обслуживанию, эксплуатации и ремонту объектов общего имущества в многоквартирном доме.
При этом текст договора на управление общим имуществом содержит указание на обязанность заявителя обеспечивать организацию работ по техническому и санитарному обслуживанию (содержанию) жилого дома и придомовой территории, ремонту общего имущества жилого дома, организации предоставления собственнику необходимых коммунальных и прочих услуг надлежащего качества, осуществлению организации контроля качества и объема предоставляемых услуг. Обязанность ТСЖ "Малая земля" оказывать коммунальные услуги договором не установлена.
Не установлена такая обязанность заявителя и договором найма жилого помещения от 05.06.2008.
Факт оказания коммунальных услуг гражданам отрицается заявителем и в представленной им в материалы дела справке от 11.06.2008, из текста которой следует, что коммунальные услуги оказываются жильцам домов непосредственно поставщиками услуг на основании прямых публичных договоров.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не является исполнителем коммунальных услуг является правомерным.
В этой связи к деятельности заявителя не применимы положения Правил предоставления коммунальных услуг, что свидетельствует о неправомерности вменения в вину заявителю неисполнения требований таких Правил.
Также суд полагает неправомерным вменение в вину заявителю неисполнения положения ст. 9 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 в части неуказания на вывеске адреса ТСЖ "Малая земля".
Во-первых, в соответствии с оспоренным постановлением, неисполнение указанной нормы вменено в вину заявителю исключительно в связи с оказанием заявителем коммунальных услуг, что является неправомерным ввиду фактического неосуществления заявителем деятельности по оказанию коммунальных услуг.
Во-вторых, в соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992 N 2300-1, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Деятельность заявителя регулируется положениями Раздела VI Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 291 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Деятельность заявителя финансируется исключительно за счет членских взносов членов ТСЖ.
То есть осуществляемую ТСЖ "Малая земля" уставную деятельность нельзя отнести к деятельности по возмездному оказанию услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации) на которую распространяются требования Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, что в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и ч. 2 ст. 211 АПК РФ является основанием для признания постановления административного органа незаконным и его отмены.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п.п. 1, 2, 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 АПК РФ. Требования заявителя о признании незаконным и отмене Постановления от 26.08.2008 N 584-з подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2008 по делу N А47-6138/2008 отменить.
Требования товарищества собственников жилья "Малая земля" удовлетворить.
Постановление N 584-з от 26.08.05 по делу об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в отношении товарищества собственников жилья "Малая земля", г. Оренбург, ул. Терешковой, 251, свидетельство о государственной регистрации серии 56 N 000659383 от 25.04.2003, признать незаконным и отменить.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
О.Б.ТИМОХИН
Н.Г.ПЛАКСИНА
судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
О.Б.ТИМОХИН
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)