Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2009 N 05АП-4532/2009 ПО ДЕЛУ N А24-1894/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2009 г. N 05АП-4532/2009


Дело N А24-1894/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 29 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: К.П. Засорина
судей: Н.А. Скрипки, Т.А. Аппаковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
от Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго": Шалагинова М.Ю., паспорт 30 03 263339, доверенность N КЭ-18-9/10Д от 01.01.2009 г.,
от Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского": не явились, о времени и месте судебного заседания учреждение извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
на решение от 30.07.2009 г.
судьи А.А. Копылова
по делу N А24-1894/2009 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к Муниципальному автономному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
о взыскании задолженности в размере 119363419,43 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 100000 руб.

установил:

открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее по тексту ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском о взыскании с Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" задолженности за потребленную электрическую энергию в сумме 119363419,43 руб., расходов по государственной пошлине в размере 100000 руб.
Решением от 14.09.2009 г. Арбитражный суд Камчатского края исковые требования Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" удовлетворил, взыскал с муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" в пользу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" 119363419,43 руб. долга, 100000 руб. госпошлины.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Полагает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что ОАО "Камчатскэнерго" самостоятельно производит начисление гражданам платежей за потребленную электроэнергию, самостоятельно выставляет счета-квитанции на оплату.
Ссылается на то, что истец в нарушение требований законодательства выставляет счета-квитанции населению по индивидуальным приборам учета без распределения образовавшейся разницы между общедомовым расходом электроэнергии и суммарным расходом поквартирных приборов учета, не учитывает электроэнергию, потребленную светофорами, подключенными к жилым домам.
Указывает, что частичная оплата ответчиком предъявленных истцом счетов-фактур в объеме стоимости фактического потребления электроэнергии на общедомовые нужды не подтверждает наличия заключенного договора на весь объем потребления электроэнергии жилыми домами, а является исполнением обязательств договора N 650 от 30.11.2006 г. энергоснабжения лестничных клеток и подвалов многоквартирных жилых домов. Данный факт оплаты подтверждает исполнение ответчиком обязательств по оплате расхода электроэнергии, начисленных населению за электропотребление мест общего пользования.
Кроме того, истец производит расчет потребленной электроэнергии по приборам учета, установленных на трансформаторных подстанциях, что, по мнению ответчика, противоречит положениям ст. ст. 36, 157 ЖК РФ, п. 16, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г.
Считает необходимым применение к спорным отношениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу истец с доводами жалобы не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Не согласен с доводом ответчика о том, что истец фактически выполняет функции исполнителя коммунальных услуг и обязано самостоятельно рассчитывать размер платы за предоставленную ответчику коммунальную услугу.
Считает, что тариф, утвержденный Постановлениями Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.11.2006 N 2338 и от 27.12.2007 г. N 2999, применяется при расчете платы за содержание и ремонт жилого помещения, а не при оплате коммунальной услуги "электроснабжение".
По мнению истца, порядок расчета объема электрической энергии истцом произведен в соответствии с действующим законодательством и условиями договора.
Ссылается на правомерность использования во взаимоотношениях ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг приборов учета, расположенных на трансформаторных подстанциях.
Представитель Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" в судебное заседание не явился, поскольку в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанного лица по правилам ст. 156 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 30.11.2006 г. между ОАО "Камчатскэнерго" (Гарантирующий поставщик) и УЖКХ г. Петропавловска-Камчасткого" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения N 650.
Согласно п. 1.1. договора Гарантирующий поставщик принял на себя обязательство осуществлять продажу электрической энергии и мощности, через привлеченных третьих лиц, в дальнейшем Территориальная сетевая организация, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией на общедомовые нужды многоквартирных домов муниципального жилого фонда г. Петропавловска-Камчатского, а Потребитель принял на себя обязательства оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
В соответствии с п. 3.1.6. договора потребитель обязан производить оплату потребляемой электрической энергии в порядке, сроки и размере, предусмотренном разделом 8 договора.
Пунктом 4.1. договора установлено, что при наличии головных приборов учета по каждому объекту (жилому дому) Потребителя величина отпускаемой и потребляемой электрической энергии и мощности на освещение лестничных клеток и подвалов осуществляется по следующей схеме: потребление электроэнергии по головным приборам учета, за вычетом электроэнергии, предъявленной к оплате по квитанциям населению, а также электроэнергии потребленной объектами юридических лиц, расположенных в жилом доме, по прямым договорам с Гарантирующим поставщиком.
При отсутствии головных приборов учета по каждому объекту (жилому дому) Потребителя, величина отпускаемой и потребляемой электрической энергии и мощности определяется расчетным путем - исходя из количества лицевых счетов в доме и нормативных величин потребления энергоснабжения, утвержденных постановлением Губернатора Камчатской области N 547 от 20.12.2006 г.
При установке измерительного комплекса не на границе балансовой принадлежности электросети технологический расход (потери) электрической энергии определяется Гарантирующим поставщиком расчетным путем - за каждый расчетный период в соответствии с Приложением N 1. В случае, если расчетное средство измерения расположено не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающей на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета (п. 4.4 договора).
В пункте 5.1. договора стороны установили, что фактическое количество проданной по договору электрической энергии и мощности определяется средствами измерения, за исключением случаев, при которых определение количества фактически поставленной электрической энергии определяется расчетным путем.
Стоимость электрической энергии устанавливается для общедомовых нужд в многоквартирных жилых домах по тарифу "Населенные пункты, рассчитывающиеся по общему счетчику". Порядок расчетов устанавливается Приложением N 1 к договору (п. 8.2. договора).
Согласно п. 8.6. договора расчетный период (месяц) по договору устанавливается равный календарному месяцу (с 01 числа по 30 (31) число каждого месяца). В силу подпункта "а" указанного пункта договора Потребитель производит снятие показаний приборов учета электрической энергии, оформляет Приложение N 7 и до 06 числа передает в расчетный отдел территориального отделения Энергосбыта, а Гарантирующий поставщик седьмого числа текущего месяца выписывает счет-фактуру на сумму фактически потребленной электроэнергии лестничных клеток и подвалов многоквартирных жилых домов г. Петропавловска-Камчатского в соответствии с показателями средств учета снятых на 30 (31) число или в соответствии с фиксированным расходом по каждому объекту с указанием общей суммы и кВт*ч.
При этом п. 9.2 договора предусмотрено, что при непредставлении Потребителем показаний электросчетчиков за один расчетный период расчет производится по среднесуточному расходу предыдущего периода. Если показания электросчетчиков не предоставляется Потребителем более одного расчетного периода, расчет за весь период нарушения производится по установленной мощности электроустановок и часам работы Потребителей.
В соответствии с п. 11.1. договор вступает в силу с 01.01.2007 г., действует до
31.12.2007 г. и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления ни одной из сторон об отказе от настоящего договора на следующей год, или о заключении договора на иных условиях.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 21.07.2008 г. по делу N А24-1826/2007, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций от 16.10.2008 г., от 26.01.2009 г. соответственно, договор N 650 от 30.11.2006 г. признан заключенным.
Доказательства, что стороны отказались от продления договора на следующей год, или о его заключении на иных условиях, суду не представлены.
Истцом в адрес ответчика были выставлены счета-фактуры на оплату потребленной электроэнергии на общую сумму 142389645,49 руб.
Ответчик оплатил стоимость потребленной электроэнергии лишь частично, что послужило основанием для обращения ОАО "Камчатскэнерго" в Арбитражный суд Камчатского края с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, Арбитражный суд Камчатского края правомерно руководствовался следующим.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Пунктом 1 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с данными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод ответчика о том, что ОАО "Камчатскэнерго" самостоятельно производит начисление гражданам платежей за потребленную электроэнергию, самостоятельно выставляет счета-квитанции на оплату, поскольку факт выставления населению счетов на оплату электроэнергии не свидетельствует о наличии у истца статуса исполнителя коммунальных услуг.
- Понятие исполнителя коммунальных услуг определено в п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307. В данном пункте под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
- Как следует из п. 2.2.1 Устава МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского", ответчик осуществляет функции управляющей организации многоквартирными жилыми домами, в которых имеется муниципальная доля имущества, в переходных период до избрания собственниками способа управления (оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем на него возлагается обязанность по оплате стоимости электроэнергии, отпущенной на общедомовые нужды.
Вместе с тем, п. п. 16 - 34 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, не могут применяться к правоотношениям, возникшим между истцом как гарантирующим поставщиком и ответчиком как потребителем, так как согласно п. 1 указанных правил они регулируют отношения между исполнителем коммунальных услуг, которым является ответчик, и его потребителями (гражданами), проживающими в многоквартирном доме.
Объем потребленной электроэнергии на общедомовые нужды, выставляемый к оплате ответчику, по каждому объекту, имеющему головные приборы учета, рассчитан истцом по расчетной схеме, предусмотренной пунктом 4.1, с учетом пункта 4.4 договора.
Абзацем 2 п. 4.1. договора установлено, что при отсутствии головных приборов учета по каждому объекту (жилому дому) Потребителя, величина отпускаемой и потребляемой электрической энергии и мощности определяется расчетным путем - исходя из количества лицевых счетов в доме и нормативных величин потребления энергоснабжения, утвержденных постановлением Губернатора Камчатской области N 547 от 20.12.2006 г.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что расчетная схема, предусмотренная абзацем 2 п. 4.1 договора не может быть применена, поскольку одна из составляющих в данной схеме (W нормативное) является нормативной величиной потребления всего многоквартирного дома, установленной органами местного самоуправления в случае отсутствия индивидуальных приборов учета, в то время как в рассматриваемом случае квартиры домов снабжены индивидуальными приборами учета.
В соответствии с п. 147 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 в целях учета в отсутствие приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ А, объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей (энергопринимающих устройств) объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Расчет энергии по объектам, не снабженным приборами учета, произведен истцом по мощности токоприемников, состав которых установлен в акте обследования энергопринимающих устройств, что соответствует п. 147 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период.
Апелляционный суд признает несостоятельным довод ответчика о том, что использование показаний приборов учета электрической энергии, установленных на трансформаторных подстанциях, противоречит нормам ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г., поскольку правомерность использования во взаимоотношениях ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг приборов учета, расположенных на трансформаторных подстанциях, с учетом корректировки величины нормативных потерь, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета подтверждается п. 143 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации в письме N 12526-АД/07 от 23.05.2008 г.
В соответствии с п. 8 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, границей балансовой принадлежности электрических сетей является внешняя стена жилого дома.
Величина нормативных потерь определена в соответствии с Порядком расчета и обоснования нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденным Приказом Минпромэнерго России от 04.10.2005 г. N 267, и составляет 3,50% и 7,62%.
Таким образом, учитывая, что ответчиком не оспаривается правильность показаний приборов учета, установленных на трансформаторных подстанциях, суд апелляционной инстанции считает расчет истца обоснованным, соответствующим условиям заключенного договора, Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530.
Довод ответчика о том, что при расчете истцом не учтено потребление электроэнергии светофорами, запитанными от жилых домов, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку не влияют на законность вынесенного по делу решения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.07.2009 г. по делу N А24-1894/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
К.П.ЗАСОРИН

Судьи:
Н.А.СКРИПКА
Т.А.АППАКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)