Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2012 ПО ДЕЛУ N А66-9651/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2012 г. по делу N А66-9651/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" Петровой О.А. по доверенности от 20.02.2012 N 70/2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 сентября 2012 года по делу N А66-9651/2012 (судья Голубева Л.Ю.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - общество, ООО "Тверь Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (далее - ГУ "ГЖИ" Тверской области, жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2012 N 2380/1426-н(г/л) по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 сентября 2012 года по делу N А66-9651/2012 требования общества удовлетворены.
Административный орган с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на доказанность состава вмененного административного правонарушения.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Жилищная инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителей, поэтому дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 26.06.2012 должностным лицом жилищной инспекции проведена проверка соблюдения ООО "Тверь Водоканал" требований законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг; оформлен акт проверки от 28.06.2012 N 2380/1426-н (г/л).
В ходе проверки административный орган установил, что обществом не обеспечена подача холодной воды в жилой дом N 6 по улице Можайского в г. Твери. Расход холодной воды в точках водозабора и на вводе в дом составил 0 л/с. Подача холодной воды не осуществляется с 25.03.2012. Отсутствие поставки воды составляет 96 календарных дней, что превышает допустимую продолжительность перерыва подачи холодной воды.
Должностным лицом ГУ "ГЖИ" Тверской области в отношении ООО "Тверь Водоканал" составлен протокол от 28.06.2012 N 2380/1426-н (г/л) об административном правонарушении, согласно которому обществу в вину вменяется нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Рассмотрев материалы административного дела, начальник ГУ "ГЖИ" Тверской области вынес постановление от 17.08.2012 N 2380/1426-н (г/л), которым ООО "Тверь Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и об отмене.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, согласно которым исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, так и органы, обязанные обеспечить контроль за его надлежащим состоянием.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Правила N 307 регулируют, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению относится к коммунальным услугам; потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и названными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9 Правил N 307).
В соответствии с пунктом 49 указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В приложении N 1 к данным Правилам установлено, что холодное водоснабжение осуществляется круглосуточно и бесперебойно в течение календарного года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
В пункте 4.12 Государственного стандарта ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст (далее - ГОСТ 51617-2000) указано, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать непрерывность потребления.
Оказание данных услуг должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей (подпункт 4.12.3 ГОСТ 51617-2000).
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (пункт 75 Правил N 307).
На основании пункта 76 Правил N 307 исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Материалами дела подтверждается факт предоставления обществом коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения жителям дома N 6 по ул. Можайского в городе Твери.
Таким образом, общество является исполнителем названной услуги.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что 25.03.2012 водоснабжение жилого дома N 6 по ул. Можайского в городе Твери, находящегося в собственности частных лиц, прекращено в связи с повреждением трубопровода водоснабжения.
В решении суд сделал вывод о не доказанности вины общества административным органом, указав, что ограничение подачи водоснабжения произошло по причине аварии на трубопроводе, ремонт которого требовал проведения работ на сетях водопровода с разрытием земельного участка, расположенного по адресу: Волоколамское шоссе - ул. Бригадная, с перекрытием движения автомобилей на указанном участке.
Апелляционная коллегия не согласна с данным утверждением.
Водоснабжение жилого дома прекращено 25.03.2012, что обществом не оспаривается.
Однако общество стало принимать меры к восстановлению водоснабжения дома спустя почти 2 месяца с момента аварии, обратившись в отдел ГИБДД МВД УВД по г. Твери с вопросом на перекрытие движения.
При этом, получив отказ 16.05.2012, оно только 14.06.2012 обратилось к главе администрации города Твери с просьбой инициировать совещание для решения проблемы, связанной со снабжением жителей холодной водой, что впоследствии было сделано.
Аварийная ситуация устранена ООО "Тверь Водоканал" только 10.07.2012.
Вина общества выразилась в том, что оно не предприняло все зависящие от него меры для предотвращения совершения правонарушения, не обеспечило подачу холодной воды, перерывы в подаче которой не превышает допустимую вышеприведенными нормами продолжительность.
Следовательно, в действиях ООО "Тверь Водоканал" имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Процедура и сроки давности привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены. Апелляционная инстанция не усматривает обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности допущенного правонарушения, поскольку установленные факты свидетельствуют о его пренебрежительном отношении к возложенным на него обязанностям.
Также следует отметить, что в решении суда отсутствует вывод о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления.
При таких обстоятельствах на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Тверской области от 26 сентября 2012 года по делу N А66-9651/2012 подлежит отмене в связи неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущим безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 26 сентября 2012 года по делу N А66-9651/2012 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 17.08.2012 N 2380/1426-н(г/л) по делу об административном правонарушении.
Председательствующий
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
О.Б.РАЛЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)