Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.09.2009
по делу N А72-11360/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1", г. Ульяновск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области о признании незаконным предписания без номера от 29.06.2009,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства экономики Ульяновской области,
установил:
открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, ответчик) о признании незаконным предписания без номера от 29.06.2009.
Решением арбитражного суда от 28.09.2009 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным решением, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и необоснованность выводов суда об отсутствии нарушений со стороны общества норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и фактов ущемления прав и законных интересов потребителей.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв с 19.01.2010 до 15 часов 20.01.2010.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по результатам внеплановой проверки, проведенной 29.07.2009 в отношении заявителя должностными лицами ответчика, заявителю выдано предписание от 29.07.2009, которым заявитель обязан: обеспечить соблюдение прав потребителей и не требовать с граждан незаконной оплаты услуги "ТБО (твердые бытовые отходы) утилизация". Исключить данное ущемляющее права потребителей условие из квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Судом установлено, что общество, являясь домоуправляющей компанией, в том числе жилого дома по улице Пушкарева, 44 в городе Ульяновске, при взимании с жильцов платы за содержание и ремонт жилого помещения, оказание коммунальных услуг, отдельной строкой включает в квитанцию плату за утилизацию твердых бытовых отходов, что, по мнению ответчика, ущемляет права и законные интересы потребителей, гарантированные законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. При этом потребителями услуг по утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО) являются лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) ТБО для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) ТБО являются ... в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (часть 17 статьи 2 настоящего Федерального закона).
Установление тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.
Согласно статье 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Анализ указанных норм показывает, что в перечень коммунальных услуг не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов и они не могут быть оплачены в составе коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснению Министерства регионального развития Российской Федерации, выраженному в письме от 03.10.2008 N 25080-СК/14 "О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов" услуга по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения. В то же время утилизация (захоронение) ТБО является отдельным видом регулируемых услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, которая оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.
Постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 10.02.2009 N 7/03-01 отдельной строкой был установлен тариф на услуги по утилизации ТБО для общества с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" в сумме 66,51 рублей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между заявителем (заказчик) и обществом "Центр экологических технологий" (исполнитель), заключен отдельный договор от 01.01.2009 N 24-09 УК на утилизацию ТБО, в котором отражено, что заказчик, действуя в интересах прямых потребителей услуг по настоящему договору, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении заказчика, заключил настоящий договор, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать услуги по приему и утилизации твердых бытовых отходов. Названным договором определено, что услуги по утилизации оплачиваются исходя из объема отходов в куб. м с учетом утвержденной годовой нормы накопления ТБО в куб. м на человека с учетом тарифа и норм накопления, утвержденных постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 10.02.2009 N 171/03-01, постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 23.10.2008 N 208/03-01.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что в действиях заявителя, являющегося управляющей организацией, и предъявляющего к оплате отдельной строкой в квитанции затраты по утилизации ТБО в составе общих услуг по содержанию и ремонту помещения, исходя из установленных норм накопления и в соответствии с заключенным договором на утилизацию ТБО, не усматривается нарушений норм действующего законодательства и ущемление прав и законных интересов потребителей, что является основанием для отмены оспариваемого предписания.
Правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.09.2009 по делу N А72-11360/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.01.2010 ПО ДЕЛУ N А72-11360/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2010 г. по делу N А72-11360/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.09.2009
по делу N А72-11360/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1", г. Ульяновск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области о признании незаконным предписания без номера от 29.06.2009,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства экономики Ульяновской области,
установил:
открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, ответчик) о признании незаконным предписания без номера от 29.06.2009.
Решением арбитражного суда от 28.09.2009 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным решением, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и необоснованность выводов суда об отсутствии нарушений со стороны общества норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и фактов ущемления прав и законных интересов потребителей.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв с 19.01.2010 до 15 часов 20.01.2010.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по результатам внеплановой проверки, проведенной 29.07.2009 в отношении заявителя должностными лицами ответчика, заявителю выдано предписание от 29.07.2009, которым заявитель обязан: обеспечить соблюдение прав потребителей и не требовать с граждан незаконной оплаты услуги "ТБО (твердые бытовые отходы) утилизация". Исключить данное ущемляющее права потребителей условие из квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Судом установлено, что общество, являясь домоуправляющей компанией, в том числе жилого дома по улице Пушкарева, 44 в городе Ульяновске, при взимании с жильцов платы за содержание и ремонт жилого помещения, оказание коммунальных услуг, отдельной строкой включает в квитанцию плату за утилизацию твердых бытовых отходов, что, по мнению ответчика, ущемляет права и законные интересы потребителей, гарантированные законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. При этом потребителями услуг по утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО) являются лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) ТБО для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) ТБО являются ... в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (часть 17 статьи 2 настоящего Федерального закона).
Установление тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.
Согласно статье 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Анализ указанных норм показывает, что в перечень коммунальных услуг не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов и они не могут быть оплачены в составе коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснению Министерства регионального развития Российской Федерации, выраженному в письме от 03.10.2008 N 25080-СК/14 "О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов" услуга по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения. В то же время утилизация (захоронение) ТБО является отдельным видом регулируемых услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, которая оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.
Постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 10.02.2009 N 7/03-01 отдельной строкой был установлен тариф на услуги по утилизации ТБО для общества с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" в сумме 66,51 рублей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между заявителем (заказчик) и обществом "Центр экологических технологий" (исполнитель), заключен отдельный договор от 01.01.2009 N 24-09 УК на утилизацию ТБО, в котором отражено, что заказчик, действуя в интересах прямых потребителей услуг по настоящему договору, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении заказчика, заключил настоящий договор, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать услуги по приему и утилизации твердых бытовых отходов. Названным договором определено, что услуги по утилизации оплачиваются исходя из объема отходов в куб. м с учетом утвержденной годовой нормы накопления ТБО в куб. м на человека с учетом тарифа и норм накопления, утвержденных постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 10.02.2009 N 171/03-01, постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 23.10.2008 N 208/03-01.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что в действиях заявителя, являющегося управляющей организацией, и предъявляющего к оплате отдельной строкой в квитанции затраты по утилизации ТБО в составе общих услуг по содержанию и ремонту помещения, исходя из установленных норм накопления и в соответствии с заключенным договором на утилизацию ТБО, не усматривается нарушений норм действующего законодательства и ущемление прав и законных интересов потребителей, что является основанием для отмены оспариваемого предписания.
Правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.09.2009 по делу N А72-11360/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)