Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 20201 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплект+сервис"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010
по делу N А65-29623/2009
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Альметьевские тепловые сети" к обществу с ограниченной ответственностью "Комплект+сервис" о взыскании 2 069 715 руб. 48 коп. долга, 120 095 руб. 13 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, при участии третьих лиц - муниципального учреждения "Департамент жилищной политики и ЖКХ", Комитета по тарифам Республики Татарстан,
открытое акционерное общество "Альметьевские тепловые сети" (далее - истец, ОАО "Альметьевские тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан (с учетом принятого судом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "Комплект+сервис" (далее - ответчик, ООО "Комплект+сервис") о взыскании 2 069 715 руб. 48 коп. долга, 120 095 руб. 13 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с ненадлежащим исполнением условий договора от 01.04.2009 N 800 по потреблению тепловой энергии.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения "Департамент жилищной политики и ЖКХ", Комитета по тарифам Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 25.10.2010 до 15 часов 30 минут, далее - до 26.10.2010 до 15 часов 30 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, отношения сторон по потреблению тепловой энергии регулируются договором от 01.04.2009 N 800 по условиям которого, истец (энергоснабжающая организация) обязался отпускать ответчику (потребителю) тепловую энергию на отопление в общем количестве 0,2138 Гкал/2м, на подогрев воды - 0,0428 Гкал/3м, а ответчик обязался производить оплату стоимости полученной тепловой энергии по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством, в течение 2 банковских дней с момента выставления энергоснабжающей организацией счета на оплату, окончательный расчет, за вычетом денежных средств, поступивших в течение месяца, производится до 20 числа месяца, следующего за расчетным (пункты 2.1.1, 3.3.3, 4.7, 4.9.3, 4.9.7 договора).
Кроме того, между истцом, ответчиком и третьим лицом - МУ "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства" подписаны акты приема-передачи задолженности по лицевым счетам по услугам отопления и горячего водоснабжения от 01.04.2009 от 01.04.2009 на сумму 676 514,06 руб.
Как следует из актов, в соответствии с договором от 01.04.2009 N 800 истец передает, а ответчик принимает дебиторскую и кредиторскую задолженность по отоплению жильцов на основании данных, предоставленных МУ "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства".
Предметом спора по данному делу является требование о взыскании с ответчика задолженности по оплате стоимости потребленной тепловой энергии с 01.04.2009 по 30.09.2009, с учетом частичной оплаты, на общую сумму 2 069 715 руб. 48 коп., вместе с начисленными процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 120 095 руб. 13 коп. за период с 20.05.2009 по 12.10.2009 с применением ставки рефинансирования Банка России 10% за оказанные коммунальные услуги гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах.
Удовлетворяя заявленные требования, суды сослались на положения статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Между тем, суды не учли следующего.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) следует, что под "нормативом потребления коммунальных услуг" следует понимать месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
Согласно пункту 7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 19 названных правил установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, при отсутствии общедомовых приборов учета, при расчете размера платы за отопление учитывается норматив потребления коммунальных услуг, утверждаемый органами местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, ряд домов, обслуживаемых ответчиком оборудован приборами учета, а по ряду домов общедомовые приборы учета отсутствуют.
Истцом по настоящему делу представлен расчет потребления тепловой энергии ООО "Комплект+Сервис" (т. 1 л. д. 96). При этом, в расчете истца были учтены такие показатели как объем жилого дома, удельная отопительная характеристика, поправочный коэффициент, площадь жилого дома, тарифы.
Из представленных в материалы дела письменных пояснений истца следует, что истец производил расчет оплаты за тепловую энергию на основании расчета норматива количества теплоэнергии на отопление, утвержденного постановлением исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 09.06.2006 N 1297 (т. 5 л. д. 56 - 58).
В то же время, в отзыве на кассационную жалобу, представленную в суд кассационной инстанции, истец сослался на применение норматива потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, установленный решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29.11.2006 N 107.
Таким образом, учитывая, что расчет задолженности за потребленную энергию должен быть нормативно обоснован, судам следовало проверить правильность расчета задолженности, представленного истцом по настоящему делу, а также установить, какие нормативы потребления тепловой энергии должны были быть применены и применялись истцом при определении размера платы за коммунальные услуги.
Поскольку суды не проверили должным образом обоснованность доводов сторон, не установили фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора и верного применения норм материального права, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить правильность расчета задолженности за потребленную энергию с учетом действующих в спорный период нормативов потребления тепловой энергии.
При этом, дать оценку доводу ответчика о том, что согласно письму истца от 19.11.2009 N 01-14/1834 счета-фактуры на поставку тепловой энергии за апрель - сентябрь 2009 года относятся к отопительному периоду 2008 - 2009 года, и с учетом установленного, предложить сторонам уточнить (документально обосновав) размер оплаты стоимости поставленной тепловой энергии, в зависимости от установленного принять по делу законное и обоснованное решение.
Кроме того, при новом рассмотрении дела в порядке части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду разрешить вопрос о распределении судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А65-29623/2009 отменить.
Направить дело N А65-29623/2009 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.11.2010 ПО ДЕЛУ N А65-29623/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2010 г. по делу N А65-29623/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 20201 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплект+сервис"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010
по делу N А65-29623/2009
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Альметьевские тепловые сети" к обществу с ограниченной ответственностью "Комплект+сервис" о взыскании 2 069 715 руб. 48 коп. долга, 120 095 руб. 13 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, при участии третьих лиц - муниципального учреждения "Департамент жилищной политики и ЖКХ", Комитета по тарифам Республики Татарстан,
установил:
открытое акционерное общество "Альметьевские тепловые сети" (далее - истец, ОАО "Альметьевские тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан (с учетом принятого судом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "Комплект+сервис" (далее - ответчик, ООО "Комплект+сервис") о взыскании 2 069 715 руб. 48 коп. долга, 120 095 руб. 13 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с ненадлежащим исполнением условий договора от 01.04.2009 N 800 по потреблению тепловой энергии.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения "Департамент жилищной политики и ЖКХ", Комитета по тарифам Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 25.10.2010 до 15 часов 30 минут, далее - до 26.10.2010 до 15 часов 30 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, отношения сторон по потреблению тепловой энергии регулируются договором от 01.04.2009 N 800 по условиям которого, истец (энергоснабжающая организация) обязался отпускать ответчику (потребителю) тепловую энергию на отопление в общем количестве 0,2138 Гкал/2м, на подогрев воды - 0,0428 Гкал/3м, а ответчик обязался производить оплату стоимости полученной тепловой энергии по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством, в течение 2 банковских дней с момента выставления энергоснабжающей организацией счета на оплату, окончательный расчет, за вычетом денежных средств, поступивших в течение месяца, производится до 20 числа месяца, следующего за расчетным (пункты 2.1.1, 3.3.3, 4.7, 4.9.3, 4.9.7 договора).
Кроме того, между истцом, ответчиком и третьим лицом - МУ "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства" подписаны акты приема-передачи задолженности по лицевым счетам по услугам отопления и горячего водоснабжения от 01.04.2009 от 01.04.2009 на сумму 676 514,06 руб.
Как следует из актов, в соответствии с договором от 01.04.2009 N 800 истец передает, а ответчик принимает дебиторскую и кредиторскую задолженность по отоплению жильцов на основании данных, предоставленных МУ "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства".
Предметом спора по данному делу является требование о взыскании с ответчика задолженности по оплате стоимости потребленной тепловой энергии с 01.04.2009 по 30.09.2009, с учетом частичной оплаты, на общую сумму 2 069 715 руб. 48 коп., вместе с начисленными процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 120 095 руб. 13 коп. за период с 20.05.2009 по 12.10.2009 с применением ставки рефинансирования Банка России 10% за оказанные коммунальные услуги гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах.
Удовлетворяя заявленные требования, суды сослались на положения статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Между тем, суды не учли следующего.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) следует, что под "нормативом потребления коммунальных услуг" следует понимать месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
Согласно пункту 7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 19 названных правил установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, при отсутствии общедомовых приборов учета, при расчете размера платы за отопление учитывается норматив потребления коммунальных услуг, утверждаемый органами местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, ряд домов, обслуживаемых ответчиком оборудован приборами учета, а по ряду домов общедомовые приборы учета отсутствуют.
Истцом по настоящему делу представлен расчет потребления тепловой энергии ООО "Комплект+Сервис" (т. 1 л. д. 96). При этом, в расчете истца были учтены такие показатели как объем жилого дома, удельная отопительная характеристика, поправочный коэффициент, площадь жилого дома, тарифы.
Из представленных в материалы дела письменных пояснений истца следует, что истец производил расчет оплаты за тепловую энергию на основании расчета норматива количества теплоэнергии на отопление, утвержденного постановлением исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 09.06.2006 N 1297 (т. 5 л. д. 56 - 58).
В то же время, в отзыве на кассационную жалобу, представленную в суд кассационной инстанции, истец сослался на применение норматива потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, установленный решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29.11.2006 N 107.
Таким образом, учитывая, что расчет задолженности за потребленную энергию должен быть нормативно обоснован, судам следовало проверить правильность расчета задолженности, представленного истцом по настоящему делу, а также установить, какие нормативы потребления тепловой энергии должны были быть применены и применялись истцом при определении размера платы за коммунальные услуги.
Поскольку суды не проверили должным образом обоснованность доводов сторон, не установили фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора и верного применения норм материального права, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить правильность расчета задолженности за потребленную энергию с учетом действующих в спорный период нормативов потребления тепловой энергии.
При этом, дать оценку доводу ответчика о том, что согласно письму истца от 19.11.2009 N 01-14/1834 счета-фактуры на поставку тепловой энергии за апрель - сентябрь 2009 года относятся к отопительному периоду 2008 - 2009 года, и с учетом установленного, предложить сторонам уточнить (документально обосновав) размер оплаты стоимости поставленной тепловой энергии, в зависимости от установленного принять по делу законное и обоснованное решение.
Кроме того, при новом рассмотрении дела в порядке части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду разрешить вопрос о распределении судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А65-29623/2009 отменить.
Направить дело N А65-29623/2009 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)