Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н., при участии от товарищества собственников жилья "Наш дом" Рибос Н.Л. (доверенность от 07.03.2012), от Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга" Петрова С.Н. (доверенность от 10.01.2012 N 1), рассмотрев 07.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Наш дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2011 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 (судьи Аносова Н.В., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-28338/2011,
установил:
Товарищество собственников жилья "Наш дом", место нахождения: 197371, Санкт-Петербург, проспект Королева, дом 49, основной государственный регистрационный номер 1067847550165 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 197349, Санкт-Петербург, проспект Сизова, дом 30, корпус 1, основной государственный регистрационный номер 1027807590480 (далее - Агентство), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило взыскать с ответчика 87 985,6 руб. задолженности за жилищно-коммунальные услуги по статье "административно-хозяйственные расходы" в многоквартирных дома N 49 на проспекте Королева и N 23, корпус 1 на улице Шаврова в Санкт-Петербурге (далее - дома N 49 и 23) за период с 01.04.2008 по 31.03.2011.
Решением от 05.09.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить названные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, Агентство обязано уплатить задолженность за административно-хозяйственные работы, размер которых установлен решениями собственников домов N 49 и 23, и в случае, когда такая плата не предусмотрена договором; отсутствие финансирования спорных расходов не освобождает Агентство возместить эти расходы Товариществу.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал жалобу, а представитель Агентства просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в домах N 49 и 23, управление которыми с 2006 года осуществляет Товарищество, имеются жилые помещения, собственником которых является Санкт-Петербург.
Согласно пунктам 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств (далее - Положение), утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - распоряжение N 310-р), расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание помещения, собственником которого он является, а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения указанного помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Товарищество (исполнитель) и Агентство (заказчик) заключили договоры от 20.02.2008 N 61/7 и 65/7. Согласно этим договорам исполнитель обязался обеспечивать содержание и текущий ремонт общего имущества домов N 49 и 23, в которых расположены жилые и пустующие нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, а также предоставление в эти помещения коммунальных услуг; заказчик - оплачивать оказанные услуги и возмещать расходы на выполнение данного поручения.
Согласно пункту 3.2 договоров N 61/7 и 65/7 заказчик ежемесячно обеспечивает перечисление исполнителю платежей нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт общего имущества указанных домов, коммунальные услуги, а также пеней, поступивших на счет государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства".
Пунктом 3.3.3 договоров N 61/7 и 65/7 установлено, что цена договоров включает в себя платежи нанимателей, а также следующие выплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга:
- - платежи за содержание и текущий ремонт имущества домов N 49 и 23;
- - платежи за отопление пустующих жилых и нежилых помещений;
- - дополнительные платежи в отношении жилых помещений - платежи за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества домов N 49 и 23, включая плату за услуги по управлению общим имуществом этих домов, в размере, равном величине превышения размера платы за указанные услуги, установленного решением общего собрания членов Товарищества для собственников помещений в домах N 49 и 23 над размером платы за содержание и текущий ремонт общего имущества этих домов, утвержденным действующим законодательством для нанимателей государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Этим пунктом договоров также предусмотрено, что в случае установления общим собранием членов Товарищества платы собственников помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества в домах N 49 и 23, включая плату за услуги по управлению общим имуществом домов, в размере, отличном от размера соответствующей платы, установленной для нанимателей помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, дополнительные платежи заказчика за содержание и текущий ремонт общего имущество домов N 49 и 23, включая плату за управление ими, определяются в соответствии с дополнительными соглашениями к договорам в пределах средств, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на данные цели, пропорционально доле жилых помещений на праве общей собственности на общее имущество в домах N 49 и 23.
Как следует из протокола от 15.03.2008 N 3 общее собрание членов Товарищества приняло решение о включении в счета-квитанции ежемесячной оплаты административно-хозяйственных расходов Товарищества из расчета 50 коп. с 1 кв. м площади.
Санкт-Петербург как собственник жилых помещений был уведомлен о проведении этого собрания и для участия в нем направил своего представителя Букину Ольгу Артемовну, действовавшую на основании доверенности от 10.01.2008 N 7. Названный представитель проголосовал за включение в состав платежей административно-хозяйственных расходов из расчета 50 коп. с 1 кв. м площади.
Однако впоследствии Агентство отказалось возместить Товариществу административно-хозяйственные расходы, начисленные за период 01.04.2008 по 31.03.2011.
Не получив требуемую сумму от Агентства в добровольном порядке, Товарищество 26.07.2010 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что Агентство является бюджетным учреждением и получателем бюджетных средств на основе сметы доходов и расходов. Возмещение административно-хозяйственных расходов сверх установленного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги по управлению многоквартирными домами (1,18 руб. за кв. м) договорами N 61/7 и 65/7 не предусмотрено, в связи с чем такое возмещение не включено в лимиты бюджетных обязательств и бюджетную смету на соответствующий финансовый год. На основании изложенного суды отказали в иске.
Кассационная инстанция считает, что принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и хранению.
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги, при этом указанная обязанность собственника помещения возникает у него с момента возникновения права собственности на помещение.
По положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья и не являющихся членами указанной организации, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Апелляционный суд правильно указал на то, что товарищество собственников жилья правомочно решать вопросы, связанные с размером платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома для всех собственников жилых помещений, а не только собственников, являющихся членами товарищества, но исключительно на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно пункту 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. При этом собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату на содержание и ремонт помещений в соответствии с пунктом 6 статьи 155 ЖК РФ на основании договора с товариществом.
Из правового смысла названных норм следует, что размер платежей для собственника - члена товарищества собственников жилья определяется решениями органов управления этого товарищества, а для собственника жилого помещения, не являющегося членом товарищества собственников жилья, - договором, заключенным собственником с товариществом.
В ходе судебного разбирательства стороны ссылались на то, что Санкт-Петербург является членом Товарищества. Это обстоятельство подтверждается участием представителя Агентства, действующего в интересах Санкт-Петербурга, в голосовании на общем собрании членов Товарищества 15.03.2008 по вопросу включения административно-хозяйственных расходов в состав ежемесячных платежей.
При разрешении спора по настоящему делу суды необоснованно не приняли во внимание это обстоятельство и не дали должной оценки правовому положению ответчика в жилищных правоотношениях сторон.
Между тем членство Санкт-Петербурга в Товариществе, голосование его представителя за начисление административно-хозяйственных расходов на общем собрании членов Товарищества 15.03.2008, не принятие впоследствии мер к оспариванию этого решения приводит к выводу об обязанности ответчика исполнять названное решение, т.е. оплачивать начисляемые Товариществом административно-хозяйственные расходы.
Только в том случае, если Санкт-Петербург не является членом Товарищества (что ставит под сомнение законность учета его голоса при голосовании на собрании 15.03.2008), спор подлежит разрешению с учетом порядка и размера платежей, определенных сторонами в договорах N 61/7 и 65/7.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит принять во внимание изложенное, правильно применить нормы жилищного законодательства с учетом правового положения ответчика и размера доли Санкт-Петербурга в праве общей собственности на общее имущество в домах N 49 и 23 и в зависимости от принятого решения распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 по делу N А56-28338/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
Н.И.КУЖАРОВА
Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
Н.Н.МАЛЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.06.2012 ПО ДЕЛУ N А56-28338/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2012 г. по делу N А56-28338/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н., при участии от товарищества собственников жилья "Наш дом" Рибос Н.Л. (доверенность от 07.03.2012), от Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга" Петрова С.Н. (доверенность от 10.01.2012 N 1), рассмотрев 07.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Наш дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2011 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 (судьи Аносова Н.В., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-28338/2011,
установил:
Товарищество собственников жилья "Наш дом", место нахождения: 197371, Санкт-Петербург, проспект Королева, дом 49, основной государственный регистрационный номер 1067847550165 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 197349, Санкт-Петербург, проспект Сизова, дом 30, корпус 1, основной государственный регистрационный номер 1027807590480 (далее - Агентство), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило взыскать с ответчика 87 985,6 руб. задолженности за жилищно-коммунальные услуги по статье "административно-хозяйственные расходы" в многоквартирных дома N 49 на проспекте Королева и N 23, корпус 1 на улице Шаврова в Санкт-Петербурге (далее - дома N 49 и 23) за период с 01.04.2008 по 31.03.2011.
Решением от 05.09.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить названные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, Агентство обязано уплатить задолженность за административно-хозяйственные работы, размер которых установлен решениями собственников домов N 49 и 23, и в случае, когда такая плата не предусмотрена договором; отсутствие финансирования спорных расходов не освобождает Агентство возместить эти расходы Товариществу.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал жалобу, а представитель Агентства просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в домах N 49 и 23, управление которыми с 2006 года осуществляет Товарищество, имеются жилые помещения, собственником которых является Санкт-Петербург.
Согласно пунктам 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств (далее - Положение), утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - распоряжение N 310-р), расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание помещения, собственником которого он является, а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения указанного помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Товарищество (исполнитель) и Агентство (заказчик) заключили договоры от 20.02.2008 N 61/7 и 65/7. Согласно этим договорам исполнитель обязался обеспечивать содержание и текущий ремонт общего имущества домов N 49 и 23, в которых расположены жилые и пустующие нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, а также предоставление в эти помещения коммунальных услуг; заказчик - оплачивать оказанные услуги и возмещать расходы на выполнение данного поручения.
Согласно пункту 3.2 договоров N 61/7 и 65/7 заказчик ежемесячно обеспечивает перечисление исполнителю платежей нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт общего имущества указанных домов, коммунальные услуги, а также пеней, поступивших на счет государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства".
Пунктом 3.3.3 договоров N 61/7 и 65/7 установлено, что цена договоров включает в себя платежи нанимателей, а также следующие выплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга:
- - платежи за содержание и текущий ремонт имущества домов N 49 и 23;
- - платежи за отопление пустующих жилых и нежилых помещений;
- - дополнительные платежи в отношении жилых помещений - платежи за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества домов N 49 и 23, включая плату за услуги по управлению общим имуществом этих домов, в размере, равном величине превышения размера платы за указанные услуги, установленного решением общего собрания членов Товарищества для собственников помещений в домах N 49 и 23 над размером платы за содержание и текущий ремонт общего имущества этих домов, утвержденным действующим законодательством для нанимателей государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Этим пунктом договоров также предусмотрено, что в случае установления общим собранием членов Товарищества платы собственников помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества в домах N 49 и 23, включая плату за услуги по управлению общим имуществом домов, в размере, отличном от размера соответствующей платы, установленной для нанимателей помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, дополнительные платежи заказчика за содержание и текущий ремонт общего имущество домов N 49 и 23, включая плату за управление ими, определяются в соответствии с дополнительными соглашениями к договорам в пределах средств, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на данные цели, пропорционально доле жилых помещений на праве общей собственности на общее имущество в домах N 49 и 23.
Как следует из протокола от 15.03.2008 N 3 общее собрание членов Товарищества приняло решение о включении в счета-квитанции ежемесячной оплаты административно-хозяйственных расходов Товарищества из расчета 50 коп. с 1 кв. м площади.
Санкт-Петербург как собственник жилых помещений был уведомлен о проведении этого собрания и для участия в нем направил своего представителя Букину Ольгу Артемовну, действовавшую на основании доверенности от 10.01.2008 N 7. Названный представитель проголосовал за включение в состав платежей административно-хозяйственных расходов из расчета 50 коп. с 1 кв. м площади.
Однако впоследствии Агентство отказалось возместить Товариществу административно-хозяйственные расходы, начисленные за период 01.04.2008 по 31.03.2011.
Не получив требуемую сумму от Агентства в добровольном порядке, Товарищество 26.07.2010 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что Агентство является бюджетным учреждением и получателем бюджетных средств на основе сметы доходов и расходов. Возмещение административно-хозяйственных расходов сверх установленного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги по управлению многоквартирными домами (1,18 руб. за кв. м) договорами N 61/7 и 65/7 не предусмотрено, в связи с чем такое возмещение не включено в лимиты бюджетных обязательств и бюджетную смету на соответствующий финансовый год. На основании изложенного суды отказали в иске.
Кассационная инстанция считает, что принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и хранению.
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги, при этом указанная обязанность собственника помещения возникает у него с момента возникновения права собственности на помещение.
По положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья и не являющихся членами указанной организации, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Апелляционный суд правильно указал на то, что товарищество собственников жилья правомочно решать вопросы, связанные с размером платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома для всех собственников жилых помещений, а не только собственников, являющихся членами товарищества, но исключительно на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно пункту 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. При этом собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату на содержание и ремонт помещений в соответствии с пунктом 6 статьи 155 ЖК РФ на основании договора с товариществом.
Из правового смысла названных норм следует, что размер платежей для собственника - члена товарищества собственников жилья определяется решениями органов управления этого товарищества, а для собственника жилого помещения, не являющегося членом товарищества собственников жилья, - договором, заключенным собственником с товариществом.
В ходе судебного разбирательства стороны ссылались на то, что Санкт-Петербург является членом Товарищества. Это обстоятельство подтверждается участием представителя Агентства, действующего в интересах Санкт-Петербурга, в голосовании на общем собрании членов Товарищества 15.03.2008 по вопросу включения административно-хозяйственных расходов в состав ежемесячных платежей.
При разрешении спора по настоящему делу суды необоснованно не приняли во внимание это обстоятельство и не дали должной оценки правовому положению ответчика в жилищных правоотношениях сторон.
Между тем членство Санкт-Петербурга в Товариществе, голосование его представителя за начисление административно-хозяйственных расходов на общем собрании членов Товарищества 15.03.2008, не принятие впоследствии мер к оспариванию этого решения приводит к выводу об обязанности ответчика исполнять названное решение, т.е. оплачивать начисляемые Товариществом административно-хозяйственные расходы.
Только в том случае, если Санкт-Петербург не является членом Товарищества (что ставит под сомнение законность учета его голоса при голосовании на собрании 15.03.2008), спор подлежит разрешению с учетом порядка и размера платежей, определенных сторонами в договорах N 61/7 и 65/7.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит принять во внимание изложенное, правильно применить нормы жилищного законодательства с учетом правового положения ответчика и размера доли Санкт-Петербурга в праве общей собственности на общее имущество в домах N 49 и 23 и в зависимости от принятого решения распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 по делу N А56-28338/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
Н.И.КУЖАРОВА
Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
Н.Н.МАЛЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)