Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Грабко О.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривороговой А.М.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Люкс" - Каплиной Е.Б., по доверенности от 12.01.2011 N 1/11, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" - Петрушенко Н.В., по доверенности от 21.02.2011,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Люкс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 ноября 2010 по делу N А57-1453/2010 (судья И.П. Сенякина)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (г. Саратов)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-Люкс" (г. Саратов)
третьи лица: комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (г. Саратов),
Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства (г. Саратов)
о признании ничтожной части договора на снабжение тепловой энергии,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее ООО "Управляющая компания Ленинского района") с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Сервис - Люкс" (далее ООО "Сервис - Люкс"), с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании признать недействительными с 01.06.2008 следующие ничтожные пункты договора на снабжение тепловой энергией N 37 с/т от 01.06.2008: 2-е предложение пункта 4.10, пункта 5.6 2-е предложение пункта 5.7, пункты 7.1, 7.3, 7.4, 7.5, предложение 2 и 5 пункта 7.6, 7.7, 7.10, последнее предложение пункта 8.1; обязании ООО "Сервис-Люкс" изменить договор на снабжение тепловой энергией N 37 с/т от 01.06.2008, исключив из него ничтожные пункты: пункт 2-е предложение пункта 4.10, пункта 5.6, 2-е предложение пункта 5.7, пункты 7.1, 7.3, 7.4, 7.5, предложение 2 и 5 пункта 7.6, пункты 7.7, 7.10, последнее предложение пункта 8.1, включив в вышеуказанный договор следующие условия:
Последнее предложение пункта 4.10 договора изложить в новой редакции: "С момента фактической подачи теплоэнергии до момента установки коммерческого прибора, объем потребленной Абонентом тепловой энергии в горячей воде определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" (с изменениями от 31 января 2007 г.).
Пункт 5.2 договора изложить в новой редакции: "До 25-го числа месяца, следующего за расчетным, производится оплата за потребленную Абонентом тепловую энергию в расчетном периоде, рассчитанную при наличии приборов учета - исходя из показаний приборов учета, а при отсутствии приборов учета либо не предоставлении показаний приборов учета - рассчитанную исходя из нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" (с изменениями от 31 января 2007 г.), на основании акта выполненных работ и счета-фактуры, выставляемого Ресурсоснабжающей организацией". Пункт 5.6 - исключить.
Пункт 5.7 договора изложить в новой редакции: "Ресурсоснабжающая организация производит перерасчет величины оплаты за отпущенное количество тепловой энергии в горячей воде с учетом недопоставки или снижения качества тепловой энергии и теплоносителя на основании 2-сторонних актов обследования между Абонентом и Ресурсоснабжающей организацией, по итогам месяца, при наличии актов обследования, а при наличии прибора учета - при наличии показаний коммерческого прибора учета у Абонента. Отсутствие средств измерений, необходимых для контроля качества тепловой энергии и теплоносителя у абонента, не лишает последнего права предъявлять претензии Ресурсоснабжающей организации по качеству тепловой энергии и теплоносителя, для этого достаточно наличия акта обследования Абонента, зафиксировавшего низкое качество тепловой энергии и теплоносителя. В таком случае потребители услуг вправе на снижение размера платы в соответствии с Условиями изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (с изменениями от 21 июля 2008 г.) (Приложение 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307).
Пункт 6.8 договора изложить в следующей редакции: "Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за техническое состояние и эксплуатацию тепловых сетей и систем теплопотребления установлена по месту соединения коллективного (общедомового) прибора учета, а при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - на границе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которой является внешняя стена многоквартирного дома"
Пункт 7.1 изложить в следующей редакции: "Учет отпущенной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по приборам учета Абонента (при их наличии), а при отсутствии приборов учета - исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного органом местного самоуправления, и отапливаемой площади жилого дома, а по горячему водоснабжению исходя из норматива потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение, нормы потребления горячей воды, утвержденных органом местного самоуправления, и количества зарегистрированных в жилом доме граждан, согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, Решения Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" (с изменениями от 31 января 2007 г.).
Пункты 7.3, 7.4, 7.5 договора - исключить.
Пункт 7.6 договора изложить в следующей редакции: "При наличии приборов учета у Абонента учет количества принятой тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя за расчетный период осуществляется по коммерческому прибору (приборам) учета, принадлежащему Абоненту, в соответствии с действующими правилами учета тепловой энергии и теплоносителя. При установке коллективного (общедомового) прибора учета границей эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета. Абонент, имеющий приборы учета, обязан в период с 28 по 31 число расчетного месяца, предоставлять в Ресурсоснабжающую организацию записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя, либо распечатку с прибора учета. В этом случае количество принятой тепловой энергии и теплоносителя фиксируется 2-сторонним актом. При непредставлении записей показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в указанные сроки, количество принятой Абонентом тепловой энергии и теплоносителя рассчитывается Ресурсоснабжающей организацией исходя из нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" (с изменениями от 31 января 2007 г.)".
Пункт 7.7 договора изложить в новой редакции: "С момента фактической подачи тепловой энергии в горячей воде до момента установки коммерческого прибора, объем потребленной Абонентом тепловой энергии определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" (с изменениями от 31 января 2007 г.)".
Пункт 7.10 - исключить.
"Последнее предложение пункта 8.1 исключить и изложить пункт 8.1 в новой редакции: "Абонент потребляет тепловую энергию весь отопительный сезон, период которого регламентируется решением органа исполнительной власти города".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.11.2010 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Сервис-Люкс" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Так, заявитель жалобы считает, что отношениями между сторонами не могут рассматриваться как отношения между исполнителем и потребителем, поскольку ООО "Сервис-Люкс" является ресурсоснабжающей организацией. В договорах ООО "Сервис-Люкс" стоимость тепловой энергии, затраченной на нужды отопления и горячего водоснабжения, рассчитывается по тарифам, утвержденным Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, следовательно, истцом не доказано несоответствия деятельности ответчика пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила).
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что решение судом первой инстанции принято с соблюдением норм материального и процессуального права. Возражения истца изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 01.06.2008 между ООО "Управляющая компания Ленинского района" и Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Люкс" был заключен договор N 37 с/т снабжения тепловой энергии, согласно которого ответчик как ресурсоснабжающая организация подает истцу, а истец принимает, потребляет тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель в соответствии с условиями договора.
На момент заключения договора в многоквартирных домах по зоне обслуживания ООО "УК Ленского района" приборы учета тепловой энергии отсутствовали. Установка общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии производится в настоящее время согласно ведомственной целевой программе "Установка общедомовых приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, электрической энергии) в многоквартирных домах города Саратова" по Постановлению администрации муниципального образования "Город Саратов" от 03 июня 2009 года N 305.
В соответствии с пунктом 10 договор вступает в силу с 01 июня 2008 года и действует до 31 мая 2009 года и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.
Пунктом 10.3 договора сторонами предусмотрено условие, что изменение договора допускается только по соглашению сторон и оформляется в письменной форме.
15.10.2009 г. истец сопроводительным письмом за N 1420 направил в адрес ответчика дополнительное соглашение о внесении изменений в условия договора о расчете объема потребления тепловой энергии при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления для граждан и о границах балансовой принадлежности, для рассмотрения, подписания и возвращения в течение 5 дней. В ответ, на что ООО "Сервис-Люкс", 24 ноября 2009 года, ссылаясь на "Правила учета тепловой энергии и теплоносителя" (ВК N 4336 от 12.09.1995 г.) и МДС 41-4.2000, утвержденные Приказом Госстроя Российской Федерации N 105 от 06 мая 2000 года, направил два экземпляра протокола разногласий к вышеуказанному дополнительному соглашению, в которых не согласен ни с одним пунктом дополнительного соглашения, изменения в договор внесены не были.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Управляющая компания Ленинского района" в арбитражный суд с соответствующим иском.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии со вторым пунктом 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пункт 19 Правил N 307 регулирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. При этом, определенный данным пунктом Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предусматривает при определении объема теплоснабжения применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги, установленной для населения.
Таким образом, в действующем законодательстве имеется прямое указание на то, что при приобретении исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии, применяются тарифы, установленные для граждан.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации правила применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральном закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Таким образом, установлен приоритет Жилищного кодекса Российской Федерации и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в соответствии с пунктами 4, 6 статьи 3 ГК РФ относится к иным правовым актам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (пункт 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку частично оспариваемые договоры энергоснабжения в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации являются публичными, суды пришли к правильному выводу о недопустимости согласования сторонами иного метода определения количества поставленной управляющим компаниям тепловой энергии, чем это предусмотрено положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Правил N 307.
Поэтому вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что согласно подпункту 1 пункта 1 приложения N 2 к вышеуказанным Правилам объем потребления тепловой энергии необходимо рассчитывать как произведение общей отапливаемой площади дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 26.12.2005 г. N 69-664 (с изменениями от 31.01.2007 г.), который составляет 0,03 Гкал на 1 кв. м.
Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно признал метод определения платы пункт определения платы за потребленную тепловую энергию при отсутствии приборов учета, изложенных во 2-м предложении пункта 4.10, пункта 5.6, 2-м предложении пункта 5.7, пункте 7.1, 7.3, 7.4, 7.5, предложениях 2 и 5 пункта 7.6, пунктах 7.7, 7.10, последнем предложении пункта 8.1 договора N 37 с/т от 01.06.2008, не соответствующим положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 307, Правилам N 306, в связи с чем правомерно признал указанные пункты ничтожными, внеся изменения в пункты 4.10, 5.2, 5.6, 5.7, 7.1, 7.3, 7.4, 7.5, договора в редакции истца.
Согласно статье 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
Пунктом 6.8 договора на снабжение тепловой энергией N 37 с/т от 01.06.2008 установлено, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за техническое состояние и эксплуатацию тепловых сетей и систем теплопотребления, устанавливается актом раздела границ.
Как следует из материалов дела и не опровергается сторонами, при подписании вышеуказанного договора акты разграничения балансовой принадлежности системы теплоснабжения и разграничения эксплуатационной ответственности сторон не были подписаны со стороны ООО "УК Ленинского района".
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 8 указанных Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не предусмотрено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
- Согласно пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167) "граница балансовой принадлежности" - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
- "граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности;
- Таким образом, границей балансовой принадлежности при заключении договоров ресурсоснабжения многоквартирного дома всегда является внешняя граница стены такого дома.
Учитывая указанное, суд первой инстанции правомерно принял пункт 6.8 договора на снабжение тепловой энергией N 37 с/т от 01.06.2008 в редакции истца.
Согласно пункту 8.1 договора, абонент потребляет тепловую энергию весь отопительный сезон, период которого регламентируется решением органа исполнительной власти города. При не потреблении тепловой энергии Абонентом в период отопительного сезона (за исключением независящих от Абонента обстоятельств, вызванных форс-мажорными обстоятельствами при своевременном оповещении об этом Ресурсоснабжающей организации), Абонент оплачивает количество энергии, исходя из присоединенной нагрузки".
Исключая последнее предложение пункта 8.1 договора суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 8.1 в данной части не соответствует требованиям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8°С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8°С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Согласно пункту 14 Правил N 307, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Постановлением главы администрации г. Саратова от 29.09.2008 N 1244 "О начале отопительного сезона 2008 - 2009 гг. в городе Саратове" срок начала отопительного сезона 2008 - 2009 гг. установлен с 15.01.2008. Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15.04.2009 N 54-р "Об окончании отопительного периода 2008 - 2009 гг. в городе" отопительный период 2008 - 2009 гг. в городе Саратове закончен 17.04.2009.
Пунктом 60 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. (далее - Правила) предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Согласно пункту 61 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
В силу пункта 62 Правил объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно принял пункт 8.1, 6.8 договора на снабжение тепловой энергией N 37 с/т от 01.06.2008 в редакции истца.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда об обоснованности заявленных требований ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Саратова" и недействительности в силу статьи 168 Гражданского кодекса российской Федерации оспариваемых пунктов.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на подателей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 ноября 2010 по делу N А57-1453/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА
Судьи
О.В.ГРАБКО
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2011 ПО ДЕЛУ N А57-1453/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2011 г. по делу N А57-1453/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Грабко О.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривороговой А.М.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Люкс" - Каплиной Е.Б., по доверенности от 12.01.2011 N 1/11, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" - Петрушенко Н.В., по доверенности от 21.02.2011,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Люкс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 ноября 2010 по делу N А57-1453/2010 (судья И.П. Сенякина)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (г. Саратов)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-Люкс" (г. Саратов)
третьи лица: комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (г. Саратов),
Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства (г. Саратов)
о признании ничтожной части договора на снабжение тепловой энергии,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее ООО "Управляющая компания Ленинского района") с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Сервис - Люкс" (далее ООО "Сервис - Люкс"), с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании признать недействительными с 01.06.2008 следующие ничтожные пункты договора на снабжение тепловой энергией N 37 с/т от 01.06.2008: 2-е предложение пункта 4.10, пункта 5.6 2-е предложение пункта 5.7, пункты 7.1, 7.3, 7.4, 7.5, предложение 2 и 5 пункта 7.6, 7.7, 7.10, последнее предложение пункта 8.1; обязании ООО "Сервис-Люкс" изменить договор на снабжение тепловой энергией N 37 с/т от 01.06.2008, исключив из него ничтожные пункты: пункт 2-е предложение пункта 4.10, пункта 5.6, 2-е предложение пункта 5.7, пункты 7.1, 7.3, 7.4, 7.5, предложение 2 и 5 пункта 7.6, пункты 7.7, 7.10, последнее предложение пункта 8.1, включив в вышеуказанный договор следующие условия:
Последнее предложение пункта 4.10 договора изложить в новой редакции: "С момента фактической подачи теплоэнергии до момента установки коммерческого прибора, объем потребленной Абонентом тепловой энергии в горячей воде определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" (с изменениями от 31 января 2007 г.).
Пункт 5.2 договора изложить в новой редакции: "До 25-го числа месяца, следующего за расчетным, производится оплата за потребленную Абонентом тепловую энергию в расчетном периоде, рассчитанную при наличии приборов учета - исходя из показаний приборов учета, а при отсутствии приборов учета либо не предоставлении показаний приборов учета - рассчитанную исходя из нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" (с изменениями от 31 января 2007 г.), на основании акта выполненных работ и счета-фактуры, выставляемого Ресурсоснабжающей организацией". Пункт 5.6 - исключить.
Пункт 5.7 договора изложить в новой редакции: "Ресурсоснабжающая организация производит перерасчет величины оплаты за отпущенное количество тепловой энергии в горячей воде с учетом недопоставки или снижения качества тепловой энергии и теплоносителя на основании 2-сторонних актов обследования между Абонентом и Ресурсоснабжающей организацией, по итогам месяца, при наличии актов обследования, а при наличии прибора учета - при наличии показаний коммерческого прибора учета у Абонента. Отсутствие средств измерений, необходимых для контроля качества тепловой энергии и теплоносителя у абонента, не лишает последнего права предъявлять претензии Ресурсоснабжающей организации по качеству тепловой энергии и теплоносителя, для этого достаточно наличия акта обследования Абонента, зафиксировавшего низкое качество тепловой энергии и теплоносителя. В таком случае потребители услуг вправе на снижение размера платы в соответствии с Условиями изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (с изменениями от 21 июля 2008 г.) (Приложение 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307).
Пункт 6.8 договора изложить в следующей редакции: "Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за техническое состояние и эксплуатацию тепловых сетей и систем теплопотребления установлена по месту соединения коллективного (общедомового) прибора учета, а при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - на границе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которой является внешняя стена многоквартирного дома"
Пункт 7.1 изложить в следующей редакции: "Учет отпущенной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по приборам учета Абонента (при их наличии), а при отсутствии приборов учета - исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного органом местного самоуправления, и отапливаемой площади жилого дома, а по горячему водоснабжению исходя из норматива потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение, нормы потребления горячей воды, утвержденных органом местного самоуправления, и количества зарегистрированных в жилом доме граждан, согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, Решения Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" (с изменениями от 31 января 2007 г.).
Пункты 7.3, 7.4, 7.5 договора - исключить.
Пункт 7.6 договора изложить в следующей редакции: "При наличии приборов учета у Абонента учет количества принятой тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя за расчетный период осуществляется по коммерческому прибору (приборам) учета, принадлежащему Абоненту, в соответствии с действующими правилами учета тепловой энергии и теплоносителя. При установке коллективного (общедомового) прибора учета границей эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета. Абонент, имеющий приборы учета, обязан в период с 28 по 31 число расчетного месяца, предоставлять в Ресурсоснабжающую организацию записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя, либо распечатку с прибора учета. В этом случае количество принятой тепловой энергии и теплоносителя фиксируется 2-сторонним актом. При непредставлении записей показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в указанные сроки, количество принятой Абонентом тепловой энергии и теплоносителя рассчитывается Ресурсоснабжающей организацией исходя из нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" (с изменениями от 31 января 2007 г.)".
Пункт 7.7 договора изложить в новой редакции: "С момента фактической подачи тепловой энергии в горячей воде до момента установки коммерческого прибора, объем потребленной Абонентом тепловой энергии определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" (с изменениями от 31 января 2007 г.)".
Пункт 7.10 - исключить.
"Последнее предложение пункта 8.1 исключить и изложить пункт 8.1 в новой редакции: "Абонент потребляет тепловую энергию весь отопительный сезон, период которого регламентируется решением органа исполнительной власти города".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.11.2010 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Сервис-Люкс" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Так, заявитель жалобы считает, что отношениями между сторонами не могут рассматриваться как отношения между исполнителем и потребителем, поскольку ООО "Сервис-Люкс" является ресурсоснабжающей организацией. В договорах ООО "Сервис-Люкс" стоимость тепловой энергии, затраченной на нужды отопления и горячего водоснабжения, рассчитывается по тарифам, утвержденным Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, следовательно, истцом не доказано несоответствия деятельности ответчика пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила).
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что решение судом первой инстанции принято с соблюдением норм материального и процессуального права. Возражения истца изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 01.06.2008 между ООО "Управляющая компания Ленинского района" и Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Люкс" был заключен договор N 37 с/т снабжения тепловой энергии, согласно которого ответчик как ресурсоснабжающая организация подает истцу, а истец принимает, потребляет тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель в соответствии с условиями договора.
На момент заключения договора в многоквартирных домах по зоне обслуживания ООО "УК Ленского района" приборы учета тепловой энергии отсутствовали. Установка общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии производится в настоящее время согласно ведомственной целевой программе "Установка общедомовых приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, электрической энергии) в многоквартирных домах города Саратова" по Постановлению администрации муниципального образования "Город Саратов" от 03 июня 2009 года N 305.
В соответствии с пунктом 10 договор вступает в силу с 01 июня 2008 года и действует до 31 мая 2009 года и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.
Пунктом 10.3 договора сторонами предусмотрено условие, что изменение договора допускается только по соглашению сторон и оформляется в письменной форме.
15.10.2009 г. истец сопроводительным письмом за N 1420 направил в адрес ответчика дополнительное соглашение о внесении изменений в условия договора о расчете объема потребления тепловой энергии при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления для граждан и о границах балансовой принадлежности, для рассмотрения, подписания и возвращения в течение 5 дней. В ответ, на что ООО "Сервис-Люкс", 24 ноября 2009 года, ссылаясь на "Правила учета тепловой энергии и теплоносителя" (ВК N 4336 от 12.09.1995 г.) и МДС 41-4.2000, утвержденные Приказом Госстроя Российской Федерации N 105 от 06 мая 2000 года, направил два экземпляра протокола разногласий к вышеуказанному дополнительному соглашению, в которых не согласен ни с одним пунктом дополнительного соглашения, изменения в договор внесены не были.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Управляющая компания Ленинского района" в арбитражный суд с соответствующим иском.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии со вторым пунктом 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пункт 19 Правил N 307 регулирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. При этом, определенный данным пунктом Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предусматривает при определении объема теплоснабжения применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги, установленной для населения.
Таким образом, в действующем законодательстве имеется прямое указание на то, что при приобретении исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии, применяются тарифы, установленные для граждан.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации правила применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральном закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Таким образом, установлен приоритет Жилищного кодекса Российской Федерации и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в соответствии с пунктами 4, 6 статьи 3 ГК РФ относится к иным правовым актам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (пункт 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку частично оспариваемые договоры энергоснабжения в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации являются публичными, суды пришли к правильному выводу о недопустимости согласования сторонами иного метода определения количества поставленной управляющим компаниям тепловой энергии, чем это предусмотрено положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Правил N 307.
Поэтому вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что согласно подпункту 1 пункта 1 приложения N 2 к вышеуказанным Правилам объем потребления тепловой энергии необходимо рассчитывать как произведение общей отапливаемой площади дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 26.12.2005 г. N 69-664 (с изменениями от 31.01.2007 г.), который составляет 0,03 Гкал на 1 кв. м.
Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно признал метод определения платы пункт определения платы за потребленную тепловую энергию при отсутствии приборов учета, изложенных во 2-м предложении пункта 4.10, пункта 5.6, 2-м предложении пункта 5.7, пункте 7.1, 7.3, 7.4, 7.5, предложениях 2 и 5 пункта 7.6, пунктах 7.7, 7.10, последнем предложении пункта 8.1 договора N 37 с/т от 01.06.2008, не соответствующим положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 307, Правилам N 306, в связи с чем правомерно признал указанные пункты ничтожными, внеся изменения в пункты 4.10, 5.2, 5.6, 5.7, 7.1, 7.3, 7.4, 7.5, договора в редакции истца.
Согласно статье 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
Пунктом 6.8 договора на снабжение тепловой энергией N 37 с/т от 01.06.2008 установлено, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за техническое состояние и эксплуатацию тепловых сетей и систем теплопотребления, устанавливается актом раздела границ.
Как следует из материалов дела и не опровергается сторонами, при подписании вышеуказанного договора акты разграничения балансовой принадлежности системы теплоснабжения и разграничения эксплуатационной ответственности сторон не были подписаны со стороны ООО "УК Ленинского района".
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 8 указанных Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не предусмотрено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
- Согласно пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167) "граница балансовой принадлежности" - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
- "граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности;
- Таким образом, границей балансовой принадлежности при заключении договоров ресурсоснабжения многоквартирного дома всегда является внешняя граница стены такого дома.
Учитывая указанное, суд первой инстанции правомерно принял пункт 6.8 договора на снабжение тепловой энергией N 37 с/т от 01.06.2008 в редакции истца.
Согласно пункту 8.1 договора, абонент потребляет тепловую энергию весь отопительный сезон, период которого регламентируется решением органа исполнительной власти города. При не потреблении тепловой энергии Абонентом в период отопительного сезона (за исключением независящих от Абонента обстоятельств, вызванных форс-мажорными обстоятельствами при своевременном оповещении об этом Ресурсоснабжающей организации), Абонент оплачивает количество энергии, исходя из присоединенной нагрузки".
Исключая последнее предложение пункта 8.1 договора суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 8.1 в данной части не соответствует требованиям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8°С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8°С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Согласно пункту 14 Правил N 307, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Постановлением главы администрации г. Саратова от 29.09.2008 N 1244 "О начале отопительного сезона 2008 - 2009 гг. в городе Саратове" срок начала отопительного сезона 2008 - 2009 гг. установлен с 15.01.2008. Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15.04.2009 N 54-р "Об окончании отопительного периода 2008 - 2009 гг. в городе" отопительный период 2008 - 2009 гг. в городе Саратове закончен 17.04.2009.
Пунктом 60 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. (далее - Правила) предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Согласно пункту 61 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
В силу пункта 62 Правил объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно принял пункт 8.1, 6.8 договора на снабжение тепловой энергией N 37 с/т от 01.06.2008 в редакции истца.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда об обоснованности заявленных требований ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Саратова" и недействительности в силу статьи 168 Гражданского кодекса российской Федерации оспариваемых пунктов.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на подателей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 ноября 2010 по делу N А57-1453/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА
Судьи
О.В.ГРАБКО
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)