Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1192

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 февраля 2012 г. по делу N 33-1192


Судья: Колмыкова И.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Строгонова М.В.
и судей Григорьевой С.Ф., Суминой Л.Н.
при секретаре Ф.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Григорьевой С.Ф.
дело по кассационной жалобе Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 8 августа 2011 года, которым постановлено:
исковые требования ОАО "Садовые кварталы" к МИФНС России N 46 по г. Москве о признании незаконным решения налогового органа, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать незаконным Решение МИФНС России N 46 по г. Москве от 20.05.2011 г. об отказе в государственной регистрации Товарищества собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой" при его создании.
Обязать МИФНС России N 46 по г. Москве осуществить государственную регистрацию Товарищества собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой".
В удовлетворении требований ОАО "Садовые кварталы" к МИФНС России N 46 по г. Москве о взыскании судебных расходов отказать.

установила:

ОАО "Садовые кварталы" обратилось, в порядке главы 25 ГПК РФ, в суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа - МИФНС России N 46 по г. Москве, а также о взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что 17 марта 2011 года общим собранием лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящихся многоквартирных домах многофункционального жилого комплекса по адресу: *****************, было принято решение: - о выборе в соответствии со статьей 161 ЖК РФ способа управления многоквартирными домами первой очереди с помощью товарищества собственников жилья; - об утверждении наименования ТСЖ - Товарищество собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой", сокращенное наименование: ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой"; - о выборе органов управления (правление, ревизор) и др.
Одним из учредителей ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой" является открытое акционерное общество "Садовые Кварталы", являющееся застройщиком.
17 мая 2011 г. в соответствии с п. 1.3 ст. 9 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" генеральный директор ОАО "Садовые Кварталы" Ш., имеющий право действовать от его имени без доверенности, обратился в Межрайонную инспекцию N 46 Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве с заявлением по форме Р11001 о государственной регистрации ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой".
Решением МИФНС N 46 по Москве от 20 мая 2011 г. в государственной регистрации ТСЖ было отказано на основании непредставления определенных статьей 12 закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов: "не представлено заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001, содержащее достоверные сведения об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица".
Истец полагает, что решение налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица является незаконным и необоснованным, а также нарушающим права организации (ОАО "Садовые Кварталы").
Поскольку оспариваемое решение МИФНС России N 46 по г. Москве не соответствует требованиям ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающей основания для отказа в государственной регистрации, заявитель просит признать его недействительным, также просит обязать Межрайонную инспекцию N 46 Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве устранить в полном объеме допущенное нарушение законных прав и интересов ОАО "Садовые Кварталы" и осуществить государственную регистрацию товарищества собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой", взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по Москве расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Представители истца К., К.Р., действующие на основании доверенности, в судебном заседании доводы заявления поддержали.
Представитель ответчика МИФНС России N 46 по г. Москве в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что в настоящее время у него отсутствует возможность государственной регистрации создания ТСЖ в строящемся многоквартирном доме, в связи с чем просит отказать в удовлетворении иска.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве.
Выслушав представителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве - П., действующего на основании доверенности, представителя ОАО "Садовые кварталы" - К.Р., действующего на основании доверенности, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В соответствии со ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из Протокола N 1 общего собрания лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящихся многоквартирных домах многофункционального жилого комплекса по адресу: ****************, 17 марта 2011 г. было принято решение:
- - о выборе в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ способа управления многоквартирными домами первой очереди с помощью товарищества собственников жилья;
- - об утверждении наименования ТСЖ - Товарищество собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой", сокращенное наименование: ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой";
- - о выборе органов управления (правление, ревизор); и др.
ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой" не относится ни к коммерческим организациям, ни к организациям, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, ни к тем организациям, которые имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции установлено, что одним из учредителей ТСЖ является ОАО "Садовые Кварталы", являющееся застройщиком (л.д. 38 - 44).
17 мая 2011 г. в соответствии с п. 1.3 ст. 9 закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" генеральный директор ОАО "Садовые Кварталы" Ш., имеющий право действовать от его имени без доверенности, обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве с заявлением по форме Р11001 о государственной регистрации ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой" (л.д. 122 - 131).
Решением МИФНС N 46 по Москве от 20 мая 2011 г. в государственной регистрации ТСЖ было отказано на основании непредставления определенных статьей 12 закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, а именно не представлено заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001, содержащее достоверные сведения об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица (л.д. 11, 96).
Как усматривается из письменных материалов дела, при обращении в МИФНС N 46 по Москве ОАО "Садовые Кварталы" было представлено заявление по форме Р11001, содержащее сведения об адресе местонахождения ТСЖ: **************** (л.д. 122 - 131), а также устав ТСЖ, который также содержит сведения о данном адресе как об адресе местонахождения постоянно действующего исполнительного органа ТСЖ (л.д. 26 - 37, 100 - 111).
Согласно ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случаях непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, если в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Суд правильно указал в решении на то, что законом не предусмотрена возможность отказа в государственной регистрации в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию, содержат недостоверную информацию.
Ответственность за достоверность такой информации возлагается на заявителей государственной регистрации.
Документы, представленные на государственную регистрацию, не свидетельствуют о том, что данные о вышеназванном адресе ТСЖ являются недостоверными.
При этом налоговый орган не наделен Законом РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" полномочиями осуществлять экспертизу достоверности сведений содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию. Поскольку порядок проверки достоверности сведений не регламентирован законом, можно предположить, что такая проверка не проводилась.
Поскольку в статье 12 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержится исчерпывающий перечень документов, представляемых на государственную регистрацию юридического лица при его создании, и в нем отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность указания в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации юридического лица адреса местонахождения создаваемого юридического лица, заявитель не был обязан представлять на регистрацию такие документы.
Кроме того, само оспариваемое решение не содержит ссылки на обстоятельства и документы, на основании которых сделан вывод о недостоверности данных об адресе.
Так, из Письма ФНС РФ от 05.05.2010 N МН-20-6/622 "Об осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц" прямо следует, что "федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации (пункт 1 статьи 23) и отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству РФ сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации (пункт 4.1 статьи 9).
Из материалов дела усматривается, что к заявлению были приложены все документы, которые должны быть представлены при государственной регистрации юридического лица при его создании в соответствии с требованиями статьи 12 закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":
- - решение о создании ТСЖ в форме протокола общего собрания лиц, которым будут принадлежать помещения в строящемся многоквартирном доме (л.д. 38 - 44);
- - учредительные документы создаваемого юридического лица (Устав ТСЖ, утвержденный общим собранием) (л.д. 26 - 37,100 - 111);
- - документ об уплате государственной пошлины (л.д. 121), что подтверждено регистрационным делом Товарищества собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой" (л.д. 96 - 131).
При этом в силу ст. 9 закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать предоставления дополнительных документов для государственной регистрации, не указанных в законе.
В соответствии со статьей 139 Жилищного кодекса РФ, действующей на момент обращения заявителя в МИФНС решение о создании ТСЖ могло быть принято на стадии строительства многоквартирного дома (домов) лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в многоквартирном доме (домах).
Из материалов дела усматривается, что решение о создании ТСЖ принято на общем собрании лиц, которым будут принадлежать помещения в многоквартирных домах первой очереди Многофункционального жилого комплекса, расположенного по ************************************************:
- - Квартал N 1 - жилые корпуса с подземной автостоянкой и часть подземной парковки центральной зоны" (строительный адрес; Разрешение на строительство N ****************, выдано ОАО "Садовые Кварталы" Комитетом государственного строительного надзора города Москвы 28.05.2010 г. сроком до 08.07.2013 г.);
- - Квартал N 4 - жилые корпуса с подземной автостоянкой, предприятия торговли и питания центральной зоны" (строительный адрес: ****************; Разрешение на строительство N ****************, выдано ОАО "Садовые Кварталы" Комитетом государственного строительного надзора города Москвы 28.05.2010 г. сроком до 08.07.2013 г.) (л.д. 46 - 47).
К числу таких лиц относятся:
- - участники долевого строительства, если застройщиком заключены с такими лицами договоры участия в долевом строительства многоквартирного дома;
- - застройщик, если в результате привлечения участников долевого строительства не все помещения подлежат передаче последним после ввода дома в эксплуатацию.
Учитывая, что создание ТСЖ осуществлялось в строящихся многоквартирных домах, в учредительных документах ТСЖ (уставе) и заявлении о государственной регистрации ТСЖ по форме Р11001 не мог быть указан адрес самих строящихся домов, поскольку на стадии строительства в этих объектах не могли располагаться органы управления ТСЖ до момента выдачи органом исполнительной власти г. Москвы в соответствии со ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ разрешения на их ввод в эксплуатацию.
Кроме того, в соответствии с п. 5.2.1 "Положения о присвоении адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям в г. Москве", утвержденного Распоряжением Мэра Москвы от 03.02.1998 N 98-РМ (ред. от 01.10.2010), адрес зданию может быть присвоен только по завершении его строительства и ввода в эксплуатацию на основании разрешения Мосгорстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, на стадии строительства не может существовать адреса строящегося многоквартирного дома, а могут существовать лишь адресные ориентиры земельного участка (строительной площадки). Но указать в уставе в качестве местонахождения органов управления ТСЖ адрес строительной площадки невозможно, так на ее территории допускается только ограниченная хозяйственная деятельность, связанная со строительством.
В связи с этим в заявлении ф. Р11001 о государственной регистрации и в уставе ТСЖ был указан адрес нежилого здания, принадлежащего застройщику (ОАО "Садовые Кварталы") и граничащего со строительной площадкой, на которой ведется строительство многоквартирных домов, в которых создается ТСЖ (свидетельство о праве собственности серии ****************, выданное Управлением ФРС по г. Москве 5 мая 2009 года, запись регистрации **************** от 18 ноября 2008 г.) (л.д. 48). ОАО "Садовые Кварталы" готово предоставлять это здание для осуществления деятельности органов управления ТСЖ.
Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ, ТСЖ как юридическое лицо приобретает правоспособность с момента его государственной регистрации, ТСЖ не могло заключить с ОАО "Садовые Кварталы" договор об аренде указанного здания или его части.
По данной причине статья 12 закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не требует предоставления при государственной регистрации документов, подтверждающих обоснованность использования адреса места нахождения создаваемого юридического лица. Указание в заявлении о государственной регистрации юридического лица такого адреса носит заявительный характер.
Норма Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается истец - статья 139 ЖК РФ, в момент рассмотрения спора пор существу утратила силу, однако на основании статьи 4 Гражданского кодекса РФ подлежит применению к правоотношениям сторон.
Так, в обоснование возможности создания ТСЖ в строящемся многоквартирном жилом доме истец ссылается на статью 139 ЖК РФ, которая действовала в момент принятия решения о создании ТСЖ и в момент возникновения между сторонами отношений, связанных с государственной регистрацией ТСЖ при его создании.
Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 11 ст. 1) статья 139 ЖК РФ признана утратившей силу.
Согласно ст. 9 данного Закона он вступает в силу со дня его официального опубликования. Закон был опубликован 06.06.2011 г. в "Собрании законодательства РФ", следовательно, вступил в законную силу только 17.06.2011 г.
Как это прямо следует из статьи 4 ГК РФ, "акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом".
Однако, решение о создании ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой" было принято общим собранием лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящихся многоквартирных домах многофункционального жилого комплекса, 17.03.2011, а решение МИ ФНС N 46 по Москве от 20 мая 2011 г. об отказе в государственной регистрации ТСЖ принято 20.05.2011 г.
Таким образом, оба факта имели место до введения в действие закона, в связи с которым статья 139 ЖК РФ утратила свое действие.
Кроме того, федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие и связанные с созданием ТСЖ и его государственной регистрацией при создании.
Таким образом, действие федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ в части признания утратившей силу статьи 139 ЖК РФ не имеет обратной силы, ввиду чего оно может распространяться только на отношения, которые возникли бы после введения его в действие; не распространяется на отношения, возникшие в связи с принятием решения о создании ТСЖ и в связи с государственной регистрацией ТСЖ при его создании.
Следовательно, к рассматриваемым судом правоотношениям подлежит применению статья 139 ЖК РФ.
Кроме того, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 N 262-0-0, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямо предусмотрено, что созданные в соответствии со статьей 139 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищества собственников жилья действуют со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до их ликвидации или реорганизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из этого следует, что в случае, если бы МИФНС N 46 по г. Москве не были нарушены нормы права при принятии решения о государственной регистрации, ТСЖ было бы создано и действовало бы в настоящий момент вплоть до принятия решения о реорганизации или ликвидации в общем порядке.
Суд правильно указал в решении на то, что требования истца направлены на приведение отношений сторон в соответствие с нормами права, действовавшими в момент принятия решения об отказе в государственной регистрации, а именно, на 20 мая 2011 г.
Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку.
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, алогичны заявленному иску и не могут служить основанием к отмене решения суда.
В кассационной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Нарушений норм Гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу установлено не было.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия -

определила:

решение Тушинского районного суда г. Москвы от 8 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)