Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010
по делу N А57-7992/2010
по иску товарищества собственников жилья "Днепр-2004", город Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, о взыскании задолженности, при участии третьего лица администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", город Саратов,
товарищество собственников жилья "Днепр-2004" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрации), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет), Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет ЖКХ) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01.04.2010 по 01.06.2010 в размере 1 149 816 руб. 05 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010, исковые требования удовлетворены.
Комитет, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, судебные акты приняты без учета Положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности, на общее имущество многоквартирного дома, проводимый за счет средств собственников, утвержденного администрацией города Саратова 24.07.2007.
В своем выступлении в суде кассационной инстанции представитель комитета доводы жалобы поддержал.
В отзыве на жалобу товарищество просило в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными. Кроме того, аналогичные споры были предметом судебных разбирательств, в том числе и в суде кассационной инстанции, и практика взыскания этих средств судами трех инстанций сформировалась (N А57-1304/2010, N А57-7990/2010).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Иных отзывов в суд не поступало.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, товарищество является объединением собственников жилых и нежилых помещений.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
На общем собрании членов товарищества от 10.01.2006 была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава товарищества, принято решение провести не позднее 01.05.2006 очередное общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячной платы (взносов) на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Решения общего собрания оформлены протоколом от 28.04.2006 подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования). В голосовании также принял участие и голосовал "ЗА" установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "город Саратов" (далее - муниципальное образование).
По итогам голосования общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц.
Данное решение общего собрания опубликовано в газете "ЖилСовет Ленинского района" от 04.05.2006 N 14(98).
Неисполнение муниципальным образованием надлежащим образом как собственника муниципальных квартир в многоквартирном доме своей обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей долевой собственности послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается представленной в материалы дела справкой муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества в период с 01.02.2010 по 01.06.2010.
Судами установлено, что истцом при расчете размера взносов за капитальный ремонт доли муниципального образования правомерно применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы".
Муниципальное образование "город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование обязано нести бремя содержания своего имущества, и вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Также судами правомерно сделан вывод о том, что ссылка ответчиков на регулирование отношений по расходам бюджета бюджетным законодательством не освобождает собственника имущества от бремени несения расходов по его содержанию, поскольку между сторонами сложились гражданско-правовые правоотношения.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Таким образом, муниципальное образование, являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества, обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций обоснованно сделали вывод о том, что муниципальное образование обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
В кассационной жалобе доводов, которым двумя судами не дано должной оценки, не приведено.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не указано.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по делу N А57-7992/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.04.2011 ПО ДЕЛУ N А57-7992/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2011 г. по делу N А57-7992/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010
по делу N А57-7992/2010
по иску товарищества собственников жилья "Днепр-2004", город Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, о взыскании задолженности, при участии третьего лица администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", город Саратов,
установил:
товарищество собственников жилья "Днепр-2004" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрации), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет), Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет ЖКХ) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01.04.2010 по 01.06.2010 в размере 1 149 816 руб. 05 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010, исковые требования удовлетворены.
Комитет, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, судебные акты приняты без учета Положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности, на общее имущество многоквартирного дома, проводимый за счет средств собственников, утвержденного администрацией города Саратова 24.07.2007.
В своем выступлении в суде кассационной инстанции представитель комитета доводы жалобы поддержал.
В отзыве на жалобу товарищество просило в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными. Кроме того, аналогичные споры были предметом судебных разбирательств, в том числе и в суде кассационной инстанции, и практика взыскания этих средств судами трех инстанций сформировалась (N А57-1304/2010, N А57-7990/2010).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Иных отзывов в суд не поступало.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, товарищество является объединением собственников жилых и нежилых помещений.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
На общем собрании членов товарищества от 10.01.2006 была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава товарищества, принято решение провести не позднее 01.05.2006 очередное общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячной платы (взносов) на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Решения общего собрания оформлены протоколом от 28.04.2006 подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования). В голосовании также принял участие и голосовал "ЗА" установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "город Саратов" (далее - муниципальное образование).
По итогам голосования общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц.
Данное решение общего собрания опубликовано в газете "ЖилСовет Ленинского района" от 04.05.2006 N 14(98).
Неисполнение муниципальным образованием надлежащим образом как собственника муниципальных квартир в многоквартирном доме своей обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей долевой собственности послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается представленной в материалы дела справкой муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества в период с 01.02.2010 по 01.06.2010.
Судами установлено, что истцом при расчете размера взносов за капитальный ремонт доли муниципального образования правомерно применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы".
Муниципальное образование "город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование обязано нести бремя содержания своего имущества, и вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Также судами правомерно сделан вывод о том, что ссылка ответчиков на регулирование отношений по расходам бюджета бюджетным законодательством не освобождает собственника имущества от бремени несения расходов по его содержанию, поскольку между сторонами сложились гражданско-правовые правоотношения.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Таким образом, муниципальное образование, являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества, обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций обоснованно сделали вывод о том, что муниципальное образование обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
В кассационной жалобе доводов, которым двумя судами не дано должной оценки, не приведено.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не указано.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по делу N А57-7992/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)