Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Север": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Север"
на решение от 28.06.2011
по делу N А37-923/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Север" (ОГРН 1074910002903, ИНН 4909095952)
к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 05.05.2011 N 39
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Север" (далее - ООО "Жилсервис-Север", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (далее - административный орган, жилищная инспекция) от 05.05.2011 N 39, которым общество привлечено ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 28.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано, по мотиву доказанности факта административного правонарушения и вины ООО "Жилсервис-Север".
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду неполного выяснения арбитражным судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильного применения норм материального права.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
ООО "Жилсервис-Север" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанное ходатайство.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что собственник квартиры 61 дома N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане Ключерев Владимир Николаевич неоднократно обращался к ООО "Жилсервис-Север" (заявления от 15.02.2011 вх. N 55, от 15.02.2011 вх. N 56, от 25.02.2011 вх. N 67, от 25.02.2011 вх. N 68), как к управляющей компании, с требованиями произвести работы по восстановлению исправного состояния конструкций и элементов жилого дома по указанному адресу и о необходимости приведения в соответствие с требованиями законодательства начислений платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане.
10.03.2011 вх. N 78 Ключерев В. Н, обратился в ООО "Жилсервис-Север" и в жилищную инспекцию с требованием о направлении представителей 15.03.2011 для установления факта необходимости заделки проема канализационной шахты в подъезде N 4, установки энергосберегающих ламп, замены существующей тамбурной двери, а также правильности начисления платежей за капремонт, установления причин имеющихся недостатков и составлении соответствующего акта с участием представителя жилищной инспекции.
15.03.2011 составлен акт, в котором зафиксированы факты неисправного состояния конструкций и элементов жилого дома (канализационной шахты, электрооборудования, тамбурной двери), а также присоединения платы за капитальный ремонт к ежемесячным платежам за текущий ремонт, в дополнении представителем ООО "Жилсервис-Север" внесена запись о выставлении платы за капитальный ремонт на основании постановления мэра г. Магадана "Об установлении платы за капитальный ремонт" N 1244 от 07.06.2008 г. (с изменениями от 29.12.2010 N 4321).
22.03.2011 заявлением вх. N 98 Ключерев В.Н. повторно обратился в ООО "Жилсервис-Север" с требованиями о принятии мер по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане с указанием срока устранения неисправностей, а также о приведении в соответствие с требованиями законодательства начислений платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
01.04.2011 Ключерев В.Н. обратился в жилищную инспекцию с просьбой о возбуждении административного производства в отношении ООО "Жилсервис-Север", в связи с неисполнением управляющей компанией условий договора управления от 01.05.2008 и требований жилищного законодательства, в обоснование своего требования приложил копии писем, обращений, счета - квитанции и акт от 15.03.2011.
Усмотрев в действиях общества нарушения Правил содержания и ремонта жилых домов 04.04.2011 административный орган направил в адрес ООО "Жилсервис-Север" уведомление N 36 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в области жилищного законодательства, которое получено ООО "Жилсервис-Север" 12.04.2011.
19.04.2011 жилищной инспекцией в присутствии представителя ООО "Жилсервис-Север" Половинка В.Г., действующего на основании доверенности от 18.04.2011, составлен протокол N 38 об административном правонарушении.
20.04.2011 административным органом вынесено определение N 41 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, полученное ООО "Жилсервис-Север" 27.04.2011.
05.05.2011 жилищной инспекцией в присутствии представителя ООО "Жилсервис-Север" Половинка В.Г. вынесено постановление N 39 о привлечении ООО "Жилсервис-Север" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением общество обжаловала его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пунктов 11, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый, в частности, при непосредственном управлении многоквартирным домом лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Таким образом, из положений вышеуказанных норм, следует, что обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества, в том числе и по проведению текущих и капитальных ремонтов и содержанию общего имущества возложена на управляющую организацию.
Согласно п. 20 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством РФ о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается подписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.
Пунктом 21 Правил содержания общего имущества, в многоквартирном доме, установлено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
В силу п. 22 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Судом первой инстанции установлено, что в жилом доме N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане решение о необходимости проведения капитального ремонта, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ и пунктом 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общим собранием собственников помещений не принималось.
Государственной жилищной инспекцией, как органом государственной власти, уполномоченным осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, предписание о необходимости проведения капитального ремонта в адрес собственников жилых помещений многоквартирного дома N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане, в порядке п. 20 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не выдавалось.
Как следует из материалов дела, заявителем не представлено доказательств того, что жилой дом N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане нуждается в капитальном ремонте, что его физический износ или разрушения достигли предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также есть необходимость замены соответствующих элементов общего имущества в соответствии с п. 20 и п. 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за проведение капитально ремонта, обязанность по оплате расходов распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме, принимается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с учетом конкретных предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктами 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом указанные в пунктах 31 - 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном дом, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с пунктом 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Судом первой инстанции установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома N 62 по ул. Карла Маркса не принималось.
Предложения управляющей организацией, ООО "Жилсервис-Север", о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, собственникам помещений в доме N 62 по ул. Карла Маркса не направлялись, стоимость капитального ремонта не определялась, при этом, заявитель установил размер платы в отсутствие утвержденного собственниками помещений перечня, объема и качества услуг капитального ремонта, в связи с чем, вывод административного органа о несоразмерности установленной платы за капитальный ремонт, признается судом обоснованным.
Из анализа положений ст. 158 ЖК РФ, п. п. 21, 22, 31, 35, 37 Правил содержания общего имущества в. многоквартирном доме следует, что решение вопросов о необходимости проведения капитального ремонта, установления размера платы за проведение капитального ремонта относится к исключительной компетенции общего собрания собственников жилых помещений.
При этом согласно п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Также судом установлено, что ООО "Жилсервис-Север" при определении ненадлежащего качества предоставления услуг по требованию собственника квартиры Ключерева В.Н. не установил период нарушения и стоимость капитального ремонта в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также не предоставил сведений о расходах на капитальный ремонт, однако свои требования обосновал постановлением Мэра города Магадана от 07.06.2008 N 1244, в котором не содержится необходимой и достаточной информации о капитальном ремонте данного жилого дома.
07.06.2008 Мэром г. Магадана принято постановление N 1244 "Об установлении платы за капитальный ремонт", согласно которому в целях обеспечения сохранности жилищного фонда, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по проведению капитального ремонта жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, на 2011 г. установлена плата за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 3 руб. 99 коп. за квадратный метр оплачиваемой площади для собственников помещений в многоквартирных домах, в которых: - собственники помещений не выбрали способ управления; - собственники помещений в многоквартирных домах, которые выбрали способ управления, но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 4 указанного постановления Департаменту ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана, руководителям управляющих организаций предписано информировать собственников помещений в многоквартирных домах: о перечне и объеме необходимых работ по проведению капитального ремонта; о сроках начала проведения капитального ремонта; стоимости материалов; других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Как установлено судом данная информация управляющей организацией собственникам жилых помещений не представлена.
Кроме того, следует отметить, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать размер платы за капитальный ремонт в том случае, если собственники помещений не приняли на их общем собрании решения о проведении капитального ремонта их многоквартирного дома. Данная правовая позиция подтверждается письмом Минрегионразвития РФ от 05.03.2009 г. N 6091-АД/14.
Доказательства, подтверждающие предоставление заявителем собственнику жилого помещения информации об объемах, о перечне, качестве выполняемых работ, оказываемых услуг по капитальному ремонту, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, также порядок внесения такой платы указывается в договоре управления, однако в Договоре управления порядок определения размера платы за капитальный ремонт не указан.
Согласно части. 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и в силу п. 4.3.1 договора управления собственник обязан возмещать понесенные управляющей компанией расходы на содержание общего имущества.
Однако судом установлено, что ООО "Жилсервис-Север" расходы на капитальный ремонт в установленном порядке не понесло, стоимость капитального ремонта в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения не определило, что в соответствие с п. 15 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт.
Согласно п. 7 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу.
Согласно п. 9 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, лицо, которому в соответствии с п. 7 Правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
Как следует из материалов дела, собственник Ключерев В.Н. заявлениями от 15.02.2011 N 56, от 25.02.2011 N 67 обратился в ООО "Жилсервис-Север" с требованием об изменении размера платы капитального ремонта, однако общество не направило извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа, чем допустило нарушение п. 9 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Кроме того, ООО "Жилсервис-Север" зависящих от него мер по соблюдении прав и законных интересов заявителя не принял, размер платы установил не соразмерно и в отсутствие цены договора, утвержденного перечня, объемов и качества услуг и работ, что является нарушением п. п. "а" п. 40, п. п. "г" п. 10 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, при этом нарушил порядок определения размера платы за ремонт жилого помещения, предусмотренный п. п. 31 и 35 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Также при установлении фактов нарушения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг и выполнении работ по капитальному ремонту ООО "Жилсервис-Север" не установило период нарушения (количество полных календарных дней нарушения) и стоимость капитального ремонта в составе ежемесячной платы за капитальный ремонт жилого помещения, а также не предоставило сведений о смете, объемах, качестве и расходах капитального ремонта жилого дома N 62 по ул. Карла Маркса, что является нарушением п. п. "а" п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и п. п. 9 и 11 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с требованиями п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных, постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом (организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами); техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт). Целью осмотров согласно требованиям п. 2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению.
Согласно п. 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок: а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период; б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта; в) проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях: г) выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.
В соответствии с п. 2.2.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю.
Как установлено в судебном заседании, в нарушение требований установленных п. п. 2.1, 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, ООО "Жилсервис-Север" не выработало мер по устранению установленных дефектов канализационной системы, электрооборудования, не рассмотрело заявки Ключерева В.Н. в день их поступления, а именно 15.02.2011 и 25.02.2011, не организовало на следующий день устранения неисправности инженерного оборудования, что привело к нарушению указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, собственник квартиры 61 дома N 62 по улице Карла Маркса в г. Магадане Ключерев В.Н. 10.03.2011 обратился в ООО "Жилсервис-Север" с требованием о направлении представителя 15.03.2011 для установления факта необходимости заделки проема канализационной шахты в подъезде N 4, установки энергосберегающих ламп, замены существующей тамбурной двери, а также правильности начисления платежей за капитальный ремонт, установления причин имеющихся недостатков и составлении соответствующего акта с участием представителя жилищной инспекции.
Согласно пунктам 15, 16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Подпунктом "з" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, установлено, что отсутствие или некачественное предоставление коммунальных услуг может быть зафиксировано потребителем, который обращается с соответствующим заявлением. жалобой, требованием либо претензией к исполнителю коммунальных услуг, который в свою очередь обязан вести их учет.
В силу п. п. "н" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг по требованию потребителя обязан направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 68, 69, 74 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в акте о непредоставлении коммунальных. услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным в частности со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, обязанность по составлению акта об устранении недостатков в соответствии с требованиями вышеуказанных норм возлагается на ООО "Жилсервис-Север" и данная обязанность является неотъемлемой составляющей производства ремонтных работ элементов общего имущества и надлежащего содержания общего имущества.
Вместе с тем, соответствующий акт об устранении недостатков ООО "Жилсервис-Север" с участием потребителя Ключерева В.Н. не составлен.
Представленные в материалы дела наряды-задания от 17.03.2011 N 2011001911 и от 18.03.2011 N 2011006501 не являются актами об устранении недостатков, работа по указанным нарядам-заданиям принята другим потребителем, в связи с чем, они свидетельствуют о надлежащем исполнении ООО "Жилсервис-Север" обязательств по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 62 по улице Карла Маркса в г. Магадане.
При таких обстоятельствах, факт совершенного административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено, что у общества имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по соблюдению данных условий.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия общества образуют вмененный состав административного правонарушения, поэтому правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 28.06.2011 по делу А37-923/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2011 N 06АП-3313/2011 ПО ДЕЛУ N А37-923/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2011 г. N 06АП-3313/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Север": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Север"
на решение от 28.06.2011
по делу N А37-923/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Север" (ОГРН 1074910002903, ИНН 4909095952)
к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 05.05.2011 N 39
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Север" (далее - ООО "Жилсервис-Север", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (далее - административный орган, жилищная инспекция) от 05.05.2011 N 39, которым общество привлечено ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 28.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано, по мотиву доказанности факта административного правонарушения и вины ООО "Жилсервис-Север".
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду неполного выяснения арбитражным судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильного применения норм материального права.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
ООО "Жилсервис-Север" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанное ходатайство.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что собственник квартиры 61 дома N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане Ключерев Владимир Николаевич неоднократно обращался к ООО "Жилсервис-Север" (заявления от 15.02.2011 вх. N 55, от 15.02.2011 вх. N 56, от 25.02.2011 вх. N 67, от 25.02.2011 вх. N 68), как к управляющей компании, с требованиями произвести работы по восстановлению исправного состояния конструкций и элементов жилого дома по указанному адресу и о необходимости приведения в соответствие с требованиями законодательства начислений платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане.
10.03.2011 вх. N 78 Ключерев В. Н, обратился в ООО "Жилсервис-Север" и в жилищную инспекцию с требованием о направлении представителей 15.03.2011 для установления факта необходимости заделки проема канализационной шахты в подъезде N 4, установки энергосберегающих ламп, замены существующей тамбурной двери, а также правильности начисления платежей за капремонт, установления причин имеющихся недостатков и составлении соответствующего акта с участием представителя жилищной инспекции.
15.03.2011 составлен акт, в котором зафиксированы факты неисправного состояния конструкций и элементов жилого дома (канализационной шахты, электрооборудования, тамбурной двери), а также присоединения платы за капитальный ремонт к ежемесячным платежам за текущий ремонт, в дополнении представителем ООО "Жилсервис-Север" внесена запись о выставлении платы за капитальный ремонт на основании постановления мэра г. Магадана "Об установлении платы за капитальный ремонт" N 1244 от 07.06.2008 г. (с изменениями от 29.12.2010 N 4321).
22.03.2011 заявлением вх. N 98 Ключерев В.Н. повторно обратился в ООО "Жилсервис-Север" с требованиями о принятии мер по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане с указанием срока устранения неисправностей, а также о приведении в соответствие с требованиями законодательства начислений платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
01.04.2011 Ключерев В.Н. обратился в жилищную инспекцию с просьбой о возбуждении административного производства в отношении ООО "Жилсервис-Север", в связи с неисполнением управляющей компанией условий договора управления от 01.05.2008 и требований жилищного законодательства, в обоснование своего требования приложил копии писем, обращений, счета - квитанции и акт от 15.03.2011.
Усмотрев в действиях общества нарушения Правил содержания и ремонта жилых домов 04.04.2011 административный орган направил в адрес ООО "Жилсервис-Север" уведомление N 36 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в области жилищного законодательства, которое получено ООО "Жилсервис-Север" 12.04.2011.
19.04.2011 жилищной инспекцией в присутствии представителя ООО "Жилсервис-Север" Половинка В.Г., действующего на основании доверенности от 18.04.2011, составлен протокол N 38 об административном правонарушении.
20.04.2011 административным органом вынесено определение N 41 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, полученное ООО "Жилсервис-Север" 27.04.2011.
05.05.2011 жилищной инспекцией в присутствии представителя ООО "Жилсервис-Север" Половинка В.Г. вынесено постановление N 39 о привлечении ООО "Жилсервис-Север" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением общество обжаловала его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пунктов 11, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый, в частности, при непосредственном управлении многоквартирным домом лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Таким образом, из положений вышеуказанных норм, следует, что обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества, в том числе и по проведению текущих и капитальных ремонтов и содержанию общего имущества возложена на управляющую организацию.
Согласно п. 20 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством РФ о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается подписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.
Пунктом 21 Правил содержания общего имущества, в многоквартирном доме, установлено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
В силу п. 22 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Судом первой инстанции установлено, что в жилом доме N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане решение о необходимости проведения капитального ремонта, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ и пунктом 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общим собранием собственников помещений не принималось.
Государственной жилищной инспекцией, как органом государственной власти, уполномоченным осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, предписание о необходимости проведения капитального ремонта в адрес собственников жилых помещений многоквартирного дома N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане, в порядке п. 20 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не выдавалось.
Как следует из материалов дела, заявителем не представлено доказательств того, что жилой дом N 62 по ул. Карла Маркса в г. Магадане нуждается в капитальном ремонте, что его физический износ или разрушения достигли предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также есть необходимость замены соответствующих элементов общего имущества в соответствии с п. 20 и п. 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за проведение капитально ремонта, обязанность по оплате расходов распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме, принимается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с учетом конкретных предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктами 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом указанные в пунктах 31 - 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном дом, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с пунктом 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Судом первой инстанции установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома N 62 по ул. Карла Маркса не принималось.
Предложения управляющей организацией, ООО "Жилсервис-Север", о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, собственникам помещений в доме N 62 по ул. Карла Маркса не направлялись, стоимость капитального ремонта не определялась, при этом, заявитель установил размер платы в отсутствие утвержденного собственниками помещений перечня, объема и качества услуг капитального ремонта, в связи с чем, вывод административного органа о несоразмерности установленной платы за капитальный ремонт, признается судом обоснованным.
Из анализа положений ст. 158 ЖК РФ, п. п. 21, 22, 31, 35, 37 Правил содержания общего имущества в. многоквартирном доме следует, что решение вопросов о необходимости проведения капитального ремонта, установления размера платы за проведение капитального ремонта относится к исключительной компетенции общего собрания собственников жилых помещений.
При этом согласно п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Также судом установлено, что ООО "Жилсервис-Север" при определении ненадлежащего качества предоставления услуг по требованию собственника квартиры Ключерева В.Н. не установил период нарушения и стоимость капитального ремонта в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также не предоставил сведений о расходах на капитальный ремонт, однако свои требования обосновал постановлением Мэра города Магадана от 07.06.2008 N 1244, в котором не содержится необходимой и достаточной информации о капитальном ремонте данного жилого дома.
07.06.2008 Мэром г. Магадана принято постановление N 1244 "Об установлении платы за капитальный ремонт", согласно которому в целях обеспечения сохранности жилищного фонда, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по проведению капитального ремонта жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, на 2011 г. установлена плата за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 3 руб. 99 коп. за квадратный метр оплачиваемой площади для собственников помещений в многоквартирных домах, в которых: - собственники помещений не выбрали способ управления; - собственники помещений в многоквартирных домах, которые выбрали способ управления, но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 4 указанного постановления Департаменту ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана, руководителям управляющих организаций предписано информировать собственников помещений в многоквартирных домах: о перечне и объеме необходимых работ по проведению капитального ремонта; о сроках начала проведения капитального ремонта; стоимости материалов; других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Как установлено судом данная информация управляющей организацией собственникам жилых помещений не представлена.
Кроме того, следует отметить, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать размер платы за капитальный ремонт в том случае, если собственники помещений не приняли на их общем собрании решения о проведении капитального ремонта их многоквартирного дома. Данная правовая позиция подтверждается письмом Минрегионразвития РФ от 05.03.2009 г. N 6091-АД/14.
Доказательства, подтверждающие предоставление заявителем собственнику жилого помещения информации об объемах, о перечне, качестве выполняемых работ, оказываемых услуг по капитальному ремонту, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, также порядок внесения такой платы указывается в договоре управления, однако в Договоре управления порядок определения размера платы за капитальный ремонт не указан.
Согласно части. 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и в силу п. 4.3.1 договора управления собственник обязан возмещать понесенные управляющей компанией расходы на содержание общего имущества.
Однако судом установлено, что ООО "Жилсервис-Север" расходы на капитальный ремонт в установленном порядке не понесло, стоимость капитального ремонта в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения не определило, что в соответствие с п. 15 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт.
Согласно п. 7 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу.
Согласно п. 9 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, лицо, которому в соответствии с п. 7 Правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
Как следует из материалов дела, собственник Ключерев В.Н. заявлениями от 15.02.2011 N 56, от 25.02.2011 N 67 обратился в ООО "Жилсервис-Север" с требованием об изменении размера платы капитального ремонта, однако общество не направило извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа, чем допустило нарушение п. 9 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Кроме того, ООО "Жилсервис-Север" зависящих от него мер по соблюдении прав и законных интересов заявителя не принял, размер платы установил не соразмерно и в отсутствие цены договора, утвержденного перечня, объемов и качества услуг и работ, что является нарушением п. п. "а" п. 40, п. п. "г" п. 10 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, при этом нарушил порядок определения размера платы за ремонт жилого помещения, предусмотренный п. п. 31 и 35 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Также при установлении фактов нарушения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг и выполнении работ по капитальному ремонту ООО "Жилсервис-Север" не установило период нарушения (количество полных календарных дней нарушения) и стоимость капитального ремонта в составе ежемесячной платы за капитальный ремонт жилого помещения, а также не предоставило сведений о смете, объемах, качестве и расходах капитального ремонта жилого дома N 62 по ул. Карла Маркса, что является нарушением п. п. "а" п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и п. п. 9 и 11 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с требованиями п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных, постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом (организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами); техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт). Целью осмотров согласно требованиям п. 2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению.
Согласно п. 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок: а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период; б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта; в) проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях: г) выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.
В соответствии с п. 2.2.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю.
Как установлено в судебном заседании, в нарушение требований установленных п. п. 2.1, 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, ООО "Жилсервис-Север" не выработало мер по устранению установленных дефектов канализационной системы, электрооборудования, не рассмотрело заявки Ключерева В.Н. в день их поступления, а именно 15.02.2011 и 25.02.2011, не организовало на следующий день устранения неисправности инженерного оборудования, что привело к нарушению указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, собственник квартиры 61 дома N 62 по улице Карла Маркса в г. Магадане Ключерев В.Н. 10.03.2011 обратился в ООО "Жилсервис-Север" с требованием о направлении представителя 15.03.2011 для установления факта необходимости заделки проема канализационной шахты в подъезде N 4, установки энергосберегающих ламп, замены существующей тамбурной двери, а также правильности начисления платежей за капитальный ремонт, установления причин имеющихся недостатков и составлении соответствующего акта с участием представителя жилищной инспекции.
Согласно пунктам 15, 16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Подпунктом "з" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, установлено, что отсутствие или некачественное предоставление коммунальных услуг может быть зафиксировано потребителем, который обращается с соответствующим заявлением. жалобой, требованием либо претензией к исполнителю коммунальных услуг, который в свою очередь обязан вести их учет.
В силу п. п. "н" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг по требованию потребителя обязан направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 68, 69, 74 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в акте о непредоставлении коммунальных. услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным в частности со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, обязанность по составлению акта об устранении недостатков в соответствии с требованиями вышеуказанных норм возлагается на ООО "Жилсервис-Север" и данная обязанность является неотъемлемой составляющей производства ремонтных работ элементов общего имущества и надлежащего содержания общего имущества.
Вместе с тем, соответствующий акт об устранении недостатков ООО "Жилсервис-Север" с участием потребителя Ключерева В.Н. не составлен.
Представленные в материалы дела наряды-задания от 17.03.2011 N 2011001911 и от 18.03.2011 N 2011006501 не являются актами об устранении недостатков, работа по указанным нарядам-заданиям принята другим потребителем, в связи с чем, они свидетельствуют о надлежащем исполнении ООО "Жилсервис-Север" обязательств по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 62 по улице Карла Маркса в г. Магадане.
При таких обстоятельствах, факт совершенного административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено, что у общества имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по соблюдению данных условий.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия общества образуют вмененный состав административного правонарушения, поэтому правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 28.06.2011 по делу А37-923/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)