Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления от 26 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области
на решение от 19.10.2007
по делу N А24-1922/07-07
Арбитражного суда Камчатской области
по иску Жилищно-строительного кооператива "Причал"
к Камчатской области в лице Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области, Департаменту финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области, администрации Камчатской области
третьи лица: открытое акционерное общество "Камчатскэнерго"; Управление Федерального казначейства по Камчатской области
о взыскании убытков в сумме 192 532 руб. 72 коп.
Жилищно-строительный кооператив "Причал" (далее - ЖСК "Причал") обратился в Арбитражный суд Камчатской области к Управлению по регулированию тарифов администрации Камчатской области (далее - управление), Департаменту финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области с иском о взыскании 192 532 руб. 72 коп. убытков в виде суммы разницы в тарифах незаконно установленных постановлением от 14.07.2005 N 8, на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Камчатской области, открытое акционерное общество "Камчатскэнерго".
Определением от 24.08.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Камчатский край в лице администрации Камчатской области.
Решением от 19.10.2007 иск удовлетворен. Взыскание убытков произведено с Камчатского края в лице Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области за счет казны Камчатской области. В удовлетворении требований к Департаменту финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области и администрации Камчатской области отказано.
Судебный акт мотивирован наличием состава правонарушения, необходимого для возложения ответственности на ответчика в соответствии с требованиями статей 16, 1064, 1069, 1071 ГК РФ. При этом судом сделан вывод о том, что признанный арбитражным судом недействующим нормативный акт управления являлся незаконным с момента его принятия, поскольку противоречит положениям ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации", Жилищного кодекса РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется судом кассационной инстанции по жалобе управления, в которой заявитель просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявителем указано на неправильное применение судом части 5 статьи 195 АПК РФ, в результате чего судом сделан необоснованный вывод о наличии у истца убытков. Поскольку пункт 8 постановления от 14.07.2005 N 8 признан недействующим и не подлежащим применению с даты принятия судом решения, то есть с 23.12.2005, то расчеты за поставленную тепловую энергию в период с 01.08.2005 по 22.12.2005 по тарифам, утвержденным данным пунктом названного постановления между ОАО "Камчатскэнерго" и ТСЖ "Причал" правильны.
Отзыв на жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность решения от 19.10.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, иск заявлен о взыскании убытков в связи с признанием решением Арбитражного суда Камчатской области от 23.12.2005 по делу N А24-5229/05-08 не соответствующим закону пункта 8 постановления управления от 14.07.2005 N 8 (в редакции постановления от 04.08.2005 N 9), которым установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ТСЖ, ЖСК и частного сектора.
Ссылаясь на то, что в результате принятия управлением указанного нормативного акта в период с 01.08.2005 по 22.12.2005 применялся незаконно установленный тариф, истец просил взыскать разницу между суммой платежей за тепловую энергию по тарифу, незаконно установленному управлением и утвержденным ранее тарифом.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности истцом факта причинения убытков и их размера, противоправности действий ответчика, наличия причинной связи между этими действиями и наступившими убытками истца.
При этом суд отклонил доводы ответчиков о том, что в соответствии со статьей 195 АПК РФ признанные недействующими положения постановления управления не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда, поэтому расчеты за тепловую энергию обоснованно производились в спорный период по утвержденным данным постановлением тарифам, сделав вывод о том, что установленный постановлением от 14.07.2005 N 8 тариф на тепловую энергию, является необоснованно завышенным, в результате чего ЖСК "Причал" в спорный период понес убытки.
Согласно части 5 статьи 195 АПК РФ, нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Установлено, что пункт 8 постановления от 14.07.2005 N 8, установивший тарифы на тепловую энергию, признан несоответствующим ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", статье 157 Жилищного кодекса РФ и недействующим решением Арбитражного суда Камчатской области от 23.12.2005 по делу N А24-5229/05-08.
Следовательно, в силу части 5 статьи 195 АПК РФ указанный пункт постановления не подлежит применению с 23.12.2005. В спорный период установленный данным постановлением тариф на тепловую энергию для ТСЖ, ЖСК и частного сектора, действовал и применялся сторонами договора энергоснабжения, в рассматриваемом случае, ЖСК "Причал" и ОАО "Камчатскэнерго".
Кроме того, вывод суда об установлении постановлением от 14.07.2005 N 8 тарифов на тепловую энергию необоснованно завышенных, не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Из вышеназванного решения арбитражного суда следует, что установление новых тарифов произведено с нарушением порядка введения их в действие и срока действия тарифов, предусмотренного ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также требований статьи 157 Жилищного кодекса РФ о едином размере платы за коммунальные услуги для потребителей независимо от формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации ТСЖ или ЖСК. Выводов о завышении либо экономической необоснованности вновь установленных тарифов на тепловую энергию судебный акт не содержит.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о применении в спорный период иных тарифов на тепловую энергию для потребителей, установленных в соответствии с требованиями статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку вывод суда о доказанности наличия состава правонарушения, необходимого для возложения ответственности на ответчика в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ, сделан судом без правильного соотношения применяемых норм материального права к спорным правоотношениям сторон, а также с неправильным применением норм процессуального права, то принятое судебное решение от 19.10.2007 подлежит отмене на основании частей 1 - 3 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные нарушения и разрешить спор с учетом изложенного.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 19.10.2007 по делу N А24-1922/07-07 Арбитражного суда Камчатской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2008 N Ф03-А24/07-1/6369 ПО ДЕЛУ N А24-1922/07-07
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2008 г. N Ф03-А24/07-1/6369
Резолютивная часть постановления от 26 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области
на решение от 19.10.2007
по делу N А24-1922/07-07
Арбитражного суда Камчатской области
по иску Жилищно-строительного кооператива "Причал"
к Камчатской области в лице Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области, Департаменту финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области, администрации Камчатской области
третьи лица: открытое акционерное общество "Камчатскэнерго"; Управление Федерального казначейства по Камчатской области
о взыскании убытков в сумме 192 532 руб. 72 коп.
Жилищно-строительный кооператив "Причал" (далее - ЖСК "Причал") обратился в Арбитражный суд Камчатской области к Управлению по регулированию тарифов администрации Камчатской области (далее - управление), Департаменту финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области с иском о взыскании 192 532 руб. 72 коп. убытков в виде суммы разницы в тарифах незаконно установленных постановлением от 14.07.2005 N 8, на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Камчатской области, открытое акционерное общество "Камчатскэнерго".
Определением от 24.08.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Камчатский край в лице администрации Камчатской области.
Решением от 19.10.2007 иск удовлетворен. Взыскание убытков произведено с Камчатского края в лице Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области за счет казны Камчатской области. В удовлетворении требований к Департаменту финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области и администрации Камчатской области отказано.
Судебный акт мотивирован наличием состава правонарушения, необходимого для возложения ответственности на ответчика в соответствии с требованиями статей 16, 1064, 1069, 1071 ГК РФ. При этом судом сделан вывод о том, что признанный арбитражным судом недействующим нормативный акт управления являлся незаконным с момента его принятия, поскольку противоречит положениям ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации", Жилищного кодекса РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется судом кассационной инстанции по жалобе управления, в которой заявитель просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявителем указано на неправильное применение судом части 5 статьи 195 АПК РФ, в результате чего судом сделан необоснованный вывод о наличии у истца убытков. Поскольку пункт 8 постановления от 14.07.2005 N 8 признан недействующим и не подлежащим применению с даты принятия судом решения, то есть с 23.12.2005, то расчеты за поставленную тепловую энергию в период с 01.08.2005 по 22.12.2005 по тарифам, утвержденным данным пунктом названного постановления между ОАО "Камчатскэнерго" и ТСЖ "Причал" правильны.
Отзыв на жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность решения от 19.10.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, иск заявлен о взыскании убытков в связи с признанием решением Арбитражного суда Камчатской области от 23.12.2005 по делу N А24-5229/05-08 не соответствующим закону пункта 8 постановления управления от 14.07.2005 N 8 (в редакции постановления от 04.08.2005 N 9), которым установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ТСЖ, ЖСК и частного сектора.
Ссылаясь на то, что в результате принятия управлением указанного нормативного акта в период с 01.08.2005 по 22.12.2005 применялся незаконно установленный тариф, истец просил взыскать разницу между суммой платежей за тепловую энергию по тарифу, незаконно установленному управлением и утвержденным ранее тарифом.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности истцом факта причинения убытков и их размера, противоправности действий ответчика, наличия причинной связи между этими действиями и наступившими убытками истца.
При этом суд отклонил доводы ответчиков о том, что в соответствии со статьей 195 АПК РФ признанные недействующими положения постановления управления не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда, поэтому расчеты за тепловую энергию обоснованно производились в спорный период по утвержденным данным постановлением тарифам, сделав вывод о том, что установленный постановлением от 14.07.2005 N 8 тариф на тепловую энергию, является необоснованно завышенным, в результате чего ЖСК "Причал" в спорный период понес убытки.
Согласно части 5 статьи 195 АПК РФ, нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Установлено, что пункт 8 постановления от 14.07.2005 N 8, установивший тарифы на тепловую энергию, признан несоответствующим ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", статье 157 Жилищного кодекса РФ и недействующим решением Арбитражного суда Камчатской области от 23.12.2005 по делу N А24-5229/05-08.
Следовательно, в силу части 5 статьи 195 АПК РФ указанный пункт постановления не подлежит применению с 23.12.2005. В спорный период установленный данным постановлением тариф на тепловую энергию для ТСЖ, ЖСК и частного сектора, действовал и применялся сторонами договора энергоснабжения, в рассматриваемом случае, ЖСК "Причал" и ОАО "Камчатскэнерго".
Кроме того, вывод суда об установлении постановлением от 14.07.2005 N 8 тарифов на тепловую энергию необоснованно завышенных, не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Из вышеназванного решения арбитражного суда следует, что установление новых тарифов произведено с нарушением порядка введения их в действие и срока действия тарифов, предусмотренного ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также требований статьи 157 Жилищного кодекса РФ о едином размере платы за коммунальные услуги для потребителей независимо от формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации ТСЖ или ЖСК. Выводов о завышении либо экономической необоснованности вновь установленных тарифов на тепловую энергию судебный акт не содержит.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о применении в спорный период иных тарифов на тепловую энергию для потребителей, установленных в соответствии с требованиями статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку вывод суда о доказанности наличия состава правонарушения, необходимого для возложения ответственности на ответчика в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ, сделан судом без правильного соотношения применяемых норм материального права к спорным правоотношениям сторон, а также с неправильным применением норм процессуального права, то принятое судебное решение от 19.10.2007 подлежит отмене на основании частей 1 - 3 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные нарушения и разрешить спор с учетом изложенного.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 19.10.2007 по делу N А24-1922/07-07 Арбитражного суда Камчатской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)