Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - товарищества собственников жилья "Олимп" - Заики С.Ю. (доверенность от 29.11.2010), Ильина В.И. (доверенность от 29.11.2010), Красильниковой Н.В. (доверенность от 29.11.2010), от заинтересованного лица - Совета Славянского городского поселения - Носаня В.Е. (доверенность от 28.01.2010), от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" - Баровской Т.Н. (доверенность от 02.08.2010), администрации Славянского городского поселения - Носаня В.Е. (доверенность от 28.06.2010), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Олимп" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2010 по делу N А32-142/2010-4/24-4/392 (судьи Руденко Ф.Г., Шкира Д.М., Гонзус И.П.), установил следующее.
ТСЖ "Олимп" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействующим пункта 1 решения Совета Славянского городского поселения (далее - совет) от 27.11.2009 N 7 "Об утверждении норматива потребления тепловой энергии на отопление для населения Славянского городского поселения Славянского района" (далее - Решение)
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Теплосети" (далее - общество) и администрация Славянского городского поселения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о соответствии пункта 1 решения постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2010, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2010 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение. Судебный акт мотивирован тем, что рассмотрение дела в предварительном судебном заседании единолично одним судьей, а не коллегиальным составом суда, противоречит нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с чем решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд повторно установил соответствие пункта 1 Решения постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы товарищество указывает на неполное исследование судом обстоятельств дела.
В отзывах на кассационную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Теплосети" и Совет Славянского городского поселения просят отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзывов.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, пунктом 1 Решения утвержден норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 м. жилой площади в домах, не имеющих приборов учета тепловой энергии в размере: 1-этажные дома - 0,2248 Гкал/год за 1 м.; 2-этажные дома - 0,2055 Гкал/год за 1 м.; 3-4 этажные дома - 0,1252 Гкал/год за 1 м.; 5-9 этажные дома - 0,1028 Гкал/год за 1 м..
Полагая, что данный пункт противоречит требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 5, 9, 10, 14, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассмотрев кассационную жалобу, суд кассационной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила), норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил).
В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
В пункте 23 Правил установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил).
Из представленных в дело документов следует, что при установлении нормативов отопления Совет применил расчетный метод в связи с невозможностью применения двух предыдущих (метода аналогов и экспертного метода). При этом судом установлено, что применение избранного метода определения нормативов не противоречит требованиям Правил.
В силу пункта 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (формула 6). Для расчета норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) по формуле используются значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с применением значения: часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час), температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°C), расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления (°C), продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже, расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле, в которой используется показатель - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 7, где значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома дифференцировано в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, количества этажей и года постройки многоквартирного дома или жилого дома.
Материалы дела свидетельствуют, что при расчете нормативов отопления использованы значения, предусмотренные в таблице 7 раздела II приложения к Правилам. При этом суд обоснованно не принял довод товарищества о том, что при расчете не учитывалась информация о годе постройке домов, поскольку данный довод опровергается представленными в материалы дела документами.
Кроме того, согласно формуле 6, предусмотренной разделом II приложения к Правилам, применяются показатели среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (°C); расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования отопления (°C); продолжительности отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°C и ниже.
Согласно пункту 45 Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Из приведенной нормы следует, что параметры средней температуры воздуха в отопительный период и продолжительность отопительного периода взаимосвязаны, поэтому, используя при осуществлении расчета определенный параметр средней температуры воздуха, следует применять соответствующую ему продолжительность отопительного периода.
Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определена на основании сведений, представленных государственным учреждением "Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Метеорологическая станция II разряда г. Славянск-на-Кубани" за пять предыдущих отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период, что подтверждается расчетами и справками метеостанции. Исходя из расчетов, средняя фактическая температура отопительного периода для определения норматива составила + 4, 4 .С.
Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления в г. Славянске-на-Кубани принята - 19 .С, в соответствии со СНиП 23-01-99 "Строительная климатология", предусмотренном в нормативах по теплозащите зданий СНКК 23-302-2000 (ТСН 23-319-2000 Краснодарского края), зарегистрированных Госстроем Российской Федерации 29.01.2001 N 9-29/30.
С учетом изложенного утвержденные и введенные в действие пунктом 1 Решения нормативы отопления, соответствуют требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 9, 10, 14, 19 раздела II Правил, поэтому прав и законных интересов товарищества не нарушают.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судом первой правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2010 по делу N А32-142/2010-4/24-4/392 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 30.11.2010 ПО ДЕЛУ N А32-142/2010-4/24-4/392
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2010 г. по делу N А32-142/2010-4/24-4/392
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - товарищества собственников жилья "Олимп" - Заики С.Ю. (доверенность от 29.11.2010), Ильина В.И. (доверенность от 29.11.2010), Красильниковой Н.В. (доверенность от 29.11.2010), от заинтересованного лица - Совета Славянского городского поселения - Носаня В.Е. (доверенность от 28.01.2010), от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" - Баровской Т.Н. (доверенность от 02.08.2010), администрации Славянского городского поселения - Носаня В.Е. (доверенность от 28.06.2010), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Олимп" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2010 по делу N А32-142/2010-4/24-4/392 (судьи Руденко Ф.Г., Шкира Д.М., Гонзус И.П.), установил следующее.
ТСЖ "Олимп" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействующим пункта 1 решения Совета Славянского городского поселения (далее - совет) от 27.11.2009 N 7 "Об утверждении норматива потребления тепловой энергии на отопление для населения Славянского городского поселения Славянского района" (далее - Решение)
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Теплосети" (далее - общество) и администрация Славянского городского поселения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о соответствии пункта 1 решения постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2010, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2010 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение. Судебный акт мотивирован тем, что рассмотрение дела в предварительном судебном заседании единолично одним судьей, а не коллегиальным составом суда, противоречит нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с чем решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд повторно установил соответствие пункта 1 Решения постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы товарищество указывает на неполное исследование судом обстоятельств дела.
В отзывах на кассационную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Теплосети" и Совет Славянского городского поселения просят отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзывов.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, пунктом 1 Решения утвержден норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 м. жилой площади в домах, не имеющих приборов учета тепловой энергии в размере: 1-этажные дома - 0,2248 Гкал/год за 1 м.; 2-этажные дома - 0,2055 Гкал/год за 1 м.; 3-4 этажные дома - 0,1252 Гкал/год за 1 м.; 5-9 этажные дома - 0,1028 Гкал/год за 1 м..
Полагая, что данный пункт противоречит требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 5, 9, 10, 14, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассмотрев кассационную жалобу, суд кассационной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила), норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил).
В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
В пункте 23 Правил установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил).
Из представленных в дело документов следует, что при установлении нормативов отопления Совет применил расчетный метод в связи с невозможностью применения двух предыдущих (метода аналогов и экспертного метода). При этом судом установлено, что применение избранного метода определения нормативов не противоречит требованиям Правил.
В силу пункта 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (формула 6). Для расчета норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) по формуле используются значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с применением значения: часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час), температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°C), расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления (°C), продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже, расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле, в которой используется показатель - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 7, где значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома дифференцировано в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, количества этажей и года постройки многоквартирного дома или жилого дома.
Материалы дела свидетельствуют, что при расчете нормативов отопления использованы значения, предусмотренные в таблице 7 раздела II приложения к Правилам. При этом суд обоснованно не принял довод товарищества о том, что при расчете не учитывалась информация о годе постройке домов, поскольку данный довод опровергается представленными в материалы дела документами.
Кроме того, согласно формуле 6, предусмотренной разделом II приложения к Правилам, применяются показатели среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (°C); расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования отопления (°C); продолжительности отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°C и ниже.
Согласно пункту 45 Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Из приведенной нормы следует, что параметры средней температуры воздуха в отопительный период и продолжительность отопительного периода взаимосвязаны, поэтому, используя при осуществлении расчета определенный параметр средней температуры воздуха, следует применять соответствующую ему продолжительность отопительного периода.
Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определена на основании сведений, представленных государственным учреждением "Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Метеорологическая станция II разряда г. Славянск-на-Кубани" за пять предыдущих отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период, что подтверждается расчетами и справками метеостанции. Исходя из расчетов, средняя фактическая температура отопительного периода для определения норматива составила + 4, 4 .С.
Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления в г. Славянске-на-Кубани принята - 19 .С, в соответствии со СНиП 23-01-99 "Строительная климатология", предусмотренном в нормативах по теплозащите зданий СНКК 23-302-2000 (ТСН 23-319-2000 Краснодарского края), зарегистрированных Госстроем Российской Федерации 29.01.2001 N 9-29/30.
С учетом изложенного утвержденные и введенные в действие пунктом 1 Решения нормативы отопления, соответствуют требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 9, 10, 14, 19 раздела II Правил, поэтому прав и законных интересов товарищества не нарушают.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судом первой правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2010 по делу N А32-142/2010-4/24-4/392 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Н.ЯЦЕНКО
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
В.Н.ЯЦЕНКО
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)