Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 мая 2005 г. Дело N А19-21848/04-9-Ф02-2124/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Герасимовой О.Л.,
судей: Орлова А.В., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца: жилищно-строительного кооператива N 37 г. Иркутска - Зеленковой Л.Б. (председателя правления), Ященко Т.А. (доверенность от 30.04.2005),
от ответчика: Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - Козловой Е.С. (доверенность от 16.05.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 (суд первой инстанции: Мойбенко А.Г.),
Жилищно-строительный кооператив N 37 г. Иркутска (ЖСК N 37) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и Департаменту социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска о взыскании убытков в размере 80273 рублей 8 копеек, понесенных в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца администрация Иркутской области заменена на надлежащего ответчика - Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Решением от 1 марта 2005 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый по делу судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, решение арбитражного суда принято с нарушением норм материального и процессуального права (статей 15, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 83, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Главное финансовое управление Иркутской области полагает, что у суда не было оснований для применения гражданско-правовой ответственности. Состав правонарушения для наступления ответственности вследствие причинения вреда из договорных обязательств истцом не доказан.
Обязательства Главного финансового управления области по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002 - 2003 годы, исполнены в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК N 37 указывает на необоснованность изложенных в ней доводов и просит оставить принятое по делу решение без изменения.
Присутствующие в судебном заседании кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Проверив материалы дела в пределах, определяемых главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, материально-правовым требованием ЖСК N 37 указано требование о взыскании убытков, составляющих сумму невозмещенных расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в размере 80273 рублей 8 копеек.
Основанием иска указано ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим права на льготы по оплате жилья и пользования коммунальными услугами в рамках Федерального закона "О ветеранах", за 3, 4 кварталы 2002 года и 2003 год.
В обоснование своих требований истец представил: договор о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг от 14.03.2002 N 221-66-109/02, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, дополнительное соглашение к договору от 14.03.2002 N 221-66-109/2, акты сверки взаиморасчетов между ЖСК N 37 и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, отчеты о сумме выпадающих доходов на 50% скидку по оплате коммунальных услуг с расшифровкой, выписку из лицевого счета ЖСК N 37, сводный акт сверки за 2002 - 2003 годы, справку главного специалиста отдела контрольно-ревизионной работы от 14.02.2005 об отсутствии нарушений в предоставлении льгот ветеранам по оплате жилищных и коммунальных услуг в ЖСК N 37.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков с Иркутской области в лице Главного финансового управления за счет казны Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Порядок возмещения расходов, указанных в названной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).
Материальные потери, полученные ЖСК N 37 в результате предоставления на основании законодательства льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", а также положений статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд, установив обстоятельства предоставления истцом льгот ветеранам в 2002 - 2003 годах на сумму 80273 рубля 8 копеек, пришел к обоснованному выводу о неисполнении субъектом Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела: актами сверки расчетов между истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, отчетами о выпадающих доходах с реализацией Федерального закона "О ветеранах" с расшифровкой, которые являются основаниями для возмещения понесенных истцом расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.
Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.
Доводы Главного финансового Управления Иркутской области о недоказанности истцом факта наличия и размера понесенных убытков фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
от 17 мая 2005 г. Дело N А19-21848/04-9-Ф02-2124/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Герасимовой О.Л.,
судей: Орлова А.В., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца: жилищно-строительного кооператива N 37 г. Иркутска - Зеленковой Л.Б. (председателя правления), Ященко Т.А. (доверенность от 30.04.2005),
от ответчика: Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - Козловой Е.С. (доверенность от 16.05.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 (суд первой инстанции: Мойбенко А.Г.),
Жилищно-строительный кооператив N 37 г. Иркутска (ЖСК N 37) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и Департаменту социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска о взыскании убытков в размере 80273 рублей 8 копеек, понесенных в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца администрация Иркутской области заменена на надлежащего ответчика - Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Решением от 1 марта 2005 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый по делу судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, решение арбитражного суда принято с нарушением норм материального и процессуального права (статей 15, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 83, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Главное финансовое управление Иркутской области полагает, что у суда не было оснований для применения гражданско-правовой ответственности. Состав правонарушения для наступления ответственности вследствие причинения вреда из договорных обязательств истцом не доказан.
Обязательства Главного финансового управления области по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002 - 2003 годы, исполнены в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК N 37 указывает на необоснованность изложенных в ней доводов и просит оставить принятое по делу решение без изменения.
Присутствующие в судебном заседании кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Проверив материалы дела в пределах, определяемых главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, материально-правовым требованием ЖСК N 37 указано требование о взыскании убытков, составляющих сумму невозмещенных расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в размере 80273 рублей 8 копеек.
Основанием иска указано ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим права на льготы по оплате жилья и пользования коммунальными услугами в рамках Федерального закона "О ветеранах", за 3, 4 кварталы 2002 года и 2003 год.
В обоснование своих требований истец представил: договор о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг от 14.03.2002 N 221-66-109/02, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, дополнительное соглашение к договору от 14.03.2002 N 221-66-109/2, акты сверки взаиморасчетов между ЖСК N 37 и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, отчеты о сумме выпадающих доходов на 50% скидку по оплате коммунальных услуг с расшифровкой, выписку из лицевого счета ЖСК N 37, сводный акт сверки за 2002 - 2003 годы, справку главного специалиста отдела контрольно-ревизионной работы от 14.02.2005 об отсутствии нарушений в предоставлении льгот ветеранам по оплате жилищных и коммунальных услуг в ЖСК N 37.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков с Иркутской области в лице Главного финансового управления за счет казны Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Порядок возмещения расходов, указанных в названной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).
Материальные потери, полученные ЖСК N 37 в результате предоставления на основании законодательства льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", а также положений статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд, установив обстоятельства предоставления истцом льгот ветеранам в 2002 - 2003 годах на сумму 80273 рубля 8 копеек, пришел к обоснованному выводу о неисполнении субъектом Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела: актами сверки расчетов между истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, отчетами о выпадающих доходах с реализацией Федерального закона "О ветеранах" с расшифровкой, которые являются основаниями для возмещения понесенных истцом расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.
Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.
Доводы Главного финансового Управления Иркутской области о недоказанности истцом факта наличия и размера понесенных убытков фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2005 N А19-21848/04-9-Ф02-2124/05-С2
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 мая 2005 г. Дело N А19-21848/04-9-Ф02-2124/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Герасимовой О.Л.,
судей: Орлова А.В., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца: жилищно-строительного кооператива N 37 г. Иркутска - Зеленковой Л.Б. (председателя правления), Ященко Т.А. (доверенность от 30.04.2005),
от ответчика: Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - Козловой Е.С. (доверенность от 16.05.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 (суд первой инстанции: Мойбенко А.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 37 г. Иркутска (ЖСК N 37) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и Департаменту социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска о взыскании убытков в размере 80273 рублей 8 копеек, понесенных в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца администрация Иркутской области заменена на надлежащего ответчика - Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Решением от 1 марта 2005 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый по делу судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, решение арбитражного суда принято с нарушением норм материального и процессуального права (статей 15, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 83, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Главное финансовое управление Иркутской области полагает, что у суда не было оснований для применения гражданско-правовой ответственности. Состав правонарушения для наступления ответственности вследствие причинения вреда из договорных обязательств истцом не доказан.
Обязательства Главного финансового управления области по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002 - 2003 годы, исполнены в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК N 37 указывает на необоснованность изложенных в ней доводов и просит оставить принятое по делу решение без изменения.
Присутствующие в судебном заседании кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Проверив материалы дела в пределах, определяемых главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, материально-правовым требованием ЖСК N 37 указано требование о взыскании убытков, составляющих сумму невозмещенных расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в размере 80273 рублей 8 копеек.
Основанием иска указано ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим права на льготы по оплате жилья и пользования коммунальными услугами в рамках Федерального закона "О ветеранах", за 3, 4 кварталы 2002 года и 2003 год.
В обоснование своих требований истец представил: договор о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг от 14.03.2002 N 221-66-109/02, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, дополнительное соглашение к договору от 14.03.2002 N 221-66-109/2, акты сверки взаиморасчетов между ЖСК N 37 и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, отчеты о сумме выпадающих доходов на 50% скидку по оплате коммунальных услуг с расшифровкой, выписку из лицевого счета ЖСК N 37, сводный акт сверки за 2002 - 2003 годы, справку главного специалиста отдела контрольно-ревизионной работы от 14.02.2005 об отсутствии нарушений в предоставлении льгот ветеранам по оплате жилищных и коммунальных услуг в ЖСК N 37.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков с Иркутской области в лице Главного финансового управления за счет казны Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Порядок возмещения расходов, указанных в названной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).
Материальные потери, полученные ЖСК N 37 в результате предоставления на основании законодательства льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", а также положений статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд, установив обстоятельства предоставления истцом льгот ветеранам в 2002 - 2003 годах на сумму 80273 рубля 8 копеек, пришел к обоснованному выводу о неисполнении субъектом Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела: актами сверки расчетов между истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, отчетами о выпадающих доходах с реализацией Федерального закона "О ветеранах" с расшифровкой, которые являются основаниями для возмещения понесенных истцом расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.
Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.
Доводы Главного финансового Управления Иркутской области о недоказанности истцом факта наличия и размера понесенных убытков фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Л.ГЕРАСИМОВА
О.Л.ГЕРАСИМОВА
Судьи:
А.В.ОРЛОВ
Л.М.СОКОЛОВА
А.В.ОРЛОВ
Л.М.СОКОЛОВА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 мая 2005 г. Дело N А19-21848/04-9-Ф02-2124/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Герасимовой О.Л.,
судей: Орлова А.В., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца: жилищно-строительного кооператива N 37 г. Иркутска - Зеленковой Л.Б. (председателя правления), Ященко Т.А. (доверенность от 30.04.2005),
от ответчика: Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - Козловой Е.С. (доверенность от 16.05.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 (суд первой инстанции: Мойбенко А.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 37 г. Иркутска (ЖСК N 37) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и Департаменту социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска о взыскании убытков в размере 80273 рублей 8 копеек, понесенных в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца администрация Иркутской области заменена на надлежащего ответчика - Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Решением от 1 марта 2005 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый по делу судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, решение арбитражного суда принято с нарушением норм материального и процессуального права (статей 15, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 83, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Главное финансовое управление Иркутской области полагает, что у суда не было оснований для применения гражданско-правовой ответственности. Состав правонарушения для наступления ответственности вследствие причинения вреда из договорных обязательств истцом не доказан.
Обязательства Главного финансового управления области по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002 - 2003 годы, исполнены в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК N 37 указывает на необоснованность изложенных в ней доводов и просит оставить принятое по делу решение без изменения.
Присутствующие в судебном заседании кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Проверив материалы дела в пределах, определяемых главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, материально-правовым требованием ЖСК N 37 указано требование о взыскании убытков, составляющих сумму невозмещенных расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в размере 80273 рублей 8 копеек.
Основанием иска указано ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим права на льготы по оплате жилья и пользования коммунальными услугами в рамках Федерального закона "О ветеранах", за 3, 4 кварталы 2002 года и 2003 год.
В обоснование своих требований истец представил: договор о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг от 14.03.2002 N 221-66-109/02, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, дополнительное соглашение к договору от 14.03.2002 N 221-66-109/2, акты сверки взаиморасчетов между ЖСК N 37 и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, отчеты о сумме выпадающих доходов на 50% скидку по оплате коммунальных услуг с расшифровкой, выписку из лицевого счета ЖСК N 37, сводный акт сверки за 2002 - 2003 годы, справку главного специалиста отдела контрольно-ревизионной работы от 14.02.2005 об отсутствии нарушений в предоставлении льгот ветеранам по оплате жилищных и коммунальных услуг в ЖСК N 37.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков с Иркутской области в лице Главного финансового управления за счет казны Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Порядок возмещения расходов, указанных в названной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).
Материальные потери, полученные ЖСК N 37 в результате предоставления на основании законодательства льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", а также положений статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд, установив обстоятельства предоставления истцом льгот ветеранам в 2002 - 2003 годах на сумму 80273 рубля 8 копеек, пришел к обоснованному выводу о неисполнении субъектом Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела: актами сверки расчетов между истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, отчетами о выпадающих доходах с реализацией Федерального закона "О ветеранах" с расшифровкой, которые являются основаниями для возмещения понесенных истцом расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.
Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.
Доводы Главного финансового Управления Иркутской области о недоказанности истцом факта наличия и размера понесенных убытков фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21848/04-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Л.ГЕРАСИМОВА
О.Л.ГЕРАСИМОВА
Судьи:
А.В.ОРЛОВ
Л.М.СОКОЛОВА
А.В.ОРЛОВ
Л.М.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)