Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.04.2008 N 93-Г08-3

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2008 г. N 93-Г08-3


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Еременко Т.И. и Борисовой Л.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Янченко И.С. на решение Магаданского областного суда от 13 февраля 2008 года, которым Янченко И.С. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 12 апреля 2007 года N 4-Н "О нормативах на коммунальные услуги по электроснабжению населения г. Магадана, проживающего в многокомнатных зданиях, имеющих проектное решение типа здания-общежития, технологически присоединенных к электрическим сетям ОАО "Магаданэлектросеть" (в редакции приказа от 20 апреля 2007 года N 5-Н).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против кассационной жалобы представителя администрации Магаданской области Татаренковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда надлежит оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Янченко И.С. обратился в суд с заявлением о признании недействующим приказа департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 12 апреля 2007 года N 4-Н (в редакции приказа от 20 апреля 2007 года N 5-Н) "О нормативах на коммунальные услуги по электроснабжению населения г. Магадана, проживающего в многокомнатных зданиях, имеющих проектное решение типа здания-общежития, технологически присоединенных к электрическим сетям ОАО "Магаданэлектросеть".
В обоснование заявленного требования указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ), Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статье 4 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, пункту 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Ссылался на то, что высший исполнительный орган государственной власти Магаданской области - администрация Магаданской области не наделена полномочиями по назначению уполномоченного органа по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, поскольку соответствующий закон Магаданской областной Думой не принят. При определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению с использованием метода аналогов нарушены условия его применения, установленные Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, согласно которым определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Норматив электроснабжения (кВт-ч в месяц на 1 человека) должен быть рассчитан по формуле 8 раздела II "Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода" приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Решением Магаданского областного суда от 13 февраля 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Янченко И.С. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно подпункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По вопросам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которыми определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 данных Правил нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 61 Устава Магаданской области систему органов исполнительной власти Магаданской области составляют: высший исполнительный орган государственной власти Магаданской области - администрация Магаданской области, иные исполнительные органы государственной власти Магаданской области - управления, комитеты, департаменты, инспекции, отделы и другие.
Постановлением администрации Магаданской области от 19 октября 2006 года N 379-па (в редакции постановления администрации Магаданской области от 01 февраля 2007 года N 19-па) в целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" на департамент цен и тарифов администрации Магаданской области возложены полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда о том, что нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, применяемые при отсутствии приборов учета и предназначенные для определения размера платы за коммунальные услуги, установлены уполномоченным органом - департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области.
На основании пункта 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.
Как следует из материалов дела, нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению определены на основании метода аналогов, установленного в Приложении к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и рассчитаны по формуле 1 (пункты 1, 2 приложения к Правилам) и формуле 4 (пункт 10 приложения к Правилам).
При этом были учтены конструктивные и технические параметры многокомнатного здания, такие как количество комнат, высота и расположение жилых помещений, а также данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием коллективных приборов учета, данные выборочных замеров в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства.
Довод заявителя о том, что норматив электроснабжения должен быть рассчитан по формуле 8, не является состоятельным, поскольку данная формула используется для определения норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению с применением расчетного метода.
К тому же, как указывалось выше, право выбора того или иного метода определения нормативов потребления электроэнергии принадлежит уполномоченному органу государственной власти.
Судом правомерно установлено, что заявленные Янченко требования обусловлены стремлением к минимальной оплате коммунальных услуг и не являются интересом, охраняемым законом.
Прочие доводы кассатора направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Магаданского областного суда от 13 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Янченко И.С. - без удовлетворения.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)