Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2010 года. Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2010 года. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В., с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Балуева Ю.С., доверенность N 852 от 05.04.2010 г.,
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - Федулов В.М., дов. от 09.03.2010, N К-1151/1,
от ООО "Жилкомсервис" - не явился, извещен,
от Администрации Красноглинского района г. Самара - не явился, извещен,
от Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 января 2010 года по делу N А55-36268/2009 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
ООО "Жилкомсервис", г. Самара,
Администрация Красноглинского района г. Самара,
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, о признании незаконным и отмене постановления, и ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области от 06.11.2009 г. N 4541/1980 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 января 2010 года в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области от 06.11.2009 г. N 4541/1980 по делу об административном правонарушении отказано.
Департамент управления имуществом городского округа Самара, не согласившись с решением суда, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Апелляционная жалоба на судебный акт Арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
В судебное заседание апелляционной инстанции третьи лица и заявитель не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Сотрудниками Государственной жилищной инспекции Самарской области в связи с поступившим обращением (т. 1., л.д. 94) и на основании распоряжения от 11.08.2009 г. N 1980 проведена проверка сохранности и содержания жилого многоквартирного дома по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5.
В ходе проверки выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений: отслоение штукатурного и окрасочного слоев стен подъездов N 1, N 2 площадью 100 кв. м; неисправность входных дверей в подъезды в количестве 2 шт.; отслоение штукатурного слоя цоколя по периметру здания площадью 70 кв. м; частичное разрушение стены и цоколя дома в районе помывочной комнаты площадью 5 кв. м; отсутствие водоотливов на окнах в количестве 18 шт.; разрушение, провалы, контруклон отмостки площадью 70 кв. м; неисправность, выкрашивание раствора, кирпичной кладки наружной стороны торцевой части стены дома на глубину до 20 мм. площадью 5 кв. м; трещины, отслоение и обрушение отдельных участков штукатурки потолка в помывочной комнате площадью 15 кв. м; замачивание, гниль деревянных конструкций в квартире N 29, разрушение отдельных участков площадью 6 кв. м; рассыхание, зыбкость, скрип, просадка полов в коридоре и жилых комнатах 1-го и 2-го этажей - 100%; отсутствие фурнитуры на окнах лестничных клеток подъездов и квартир - 100%; неисправность электропроводки поэтажных щитков (скрутки, нет запирающих устройств) - 100%; отсутствие отдельных звеньев (в количестве 2 шт.) канализации; отсутствие приборов отопления в подъездах - 100%; значительная коррозия трубопроводов системы центрального отопления в каждой квартире (свищи, хомуты) - 100%; ветхость, значительный износ кровельного покрытия в связи с превышением нормативного срока службы - 100%.
По мнению проверяющих, выявленные недостатки свидетельствуют о нарушении заявителем п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, п. 3.2.8, п. 3.2.9, п. 3.2.11, п. 4.1.1, п. 4.2.3.2, п. 4.2.1.8, п. 4.1.6, п. 4.1.7, п. 4.2.1.1, п. 4.2.1.3, п. 4.3.1, п. 4.3.2, п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.8.14, п. 5.6.2, п. 3.2.2, п. 5.8.3, п. 5.2.1, п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170.
По результатам проверки составлен акт N 1980 от 10.09.2009 г. (т. 1., л.д. 89 - 90). 10.09.2009 в отношении Департамента управления имуществом городского округа Самара составлен протокол об административном правонарушении N 3525 (т. 1., л.д. 88) с участием представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Мариничева В.Д. по доверенности от 17.08.2009 г. N 7275 (т. 1., л.д. 91). О времени и месте составления протокола заявитель извещен уведомлением-вызовом N 1980 от 08.09.2009 г. (т. 1., л.д. 92), полученным 09.09.2009 г. Постановлением от 06.11.2009 г. N 4541/1980 по делу об административном правонарушении заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего. Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно пункта 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирными домами.
ООО "Жилкомсервис" по результатам проведенного открытого конкурса взяло на себя бремя надлежащего содержания и ремонта многоквартирных домов, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5 (л.д. 18 - 44).
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Пунктами 2, 39 и 42 Правил, установлена ответственность управляющих организаций за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Договором управления многоквартирными домами от 23.05.2008 г., заключенным Департаментом управления имуществом городского округа Самара и ООО "Жилкомсервис" (пунктом 3.1.2), на управляющую организацию возложена обязанность по оказанию услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с условиями проведенного конкурса и приложениями N 2 к указанному договору, т.е. на ООО "Жилкомсервис", как на управляющую организацию возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5, согласно приложению N 2 к договору от 23.05.2008 г., а именно: текущий ремонт, уборка территорий домовладений, обслуживание мусоропроводов, техническое обслуживание, осмотр, мелкий ремонт, аварийное обслуживание, электроэнергия на освещение мест общего пользования и технические цели, вывоз ТБО, вывоз крупногабаритного мусора, техническое обслуживание лифтового хозяйства, услуги подрядных организаций (т. 1., л.д. 30 - 31).
Пунктами 2.2 абз. 2, 3.1.22, 4.19 договора предусмотрено, что вопросы капитального ремонта многоквартирных домов регулируются отдельным договором.
Управляющая организация обязана направлять собственнику при необходимости предложения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника по отдельному договору на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении и оплате расходов на капитальный ремонт, принимаемого с учетом предложений управляющей организации о необходимости и сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5, состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара на основании Постановления Главы Администрации N 18 от 26.01.1995 г., реестровый номер - 007251 (выписка из реестра - л.д. 75).
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что Департамент управления имуществом городского округа Самара не является ответственным лицом за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, ответственным за соблюдение правил и норм содержания и ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, исходя из следующего.
Пунктом 3.1.22 договора управления многоквартирными домами на управляющую организацию возложена обязанность в случае необходимости устранения разрушений каждого конкретного жилого дома, носящих капитальный характер, уведомить органы местного самоуправления о необходимости включения данного многоквартирного жилого дома в список домов, подлежащих капитальному ремонту, а также в соответствии с пунктами 13, 20 названных Правил осмотры общего имущества многоквартирных домов проводятся управляющей организацией.
По мнению заявителя, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Поскольку договором от 23.05.2008 г. ООО "Жилкомсервис" переданы все права и обязанности по содержанию и ремонту этого дома, то именно данная управляющая организация несет ответственность и перед нанимателем муниципального жилого фонда за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Заявитель в обоснование своей позиции, ссылаясь на статьи 45, 24, 48 п. "в" Устава городского округа Самара, утвержденное решением Думы городского округа Самара от 31.07.2008 г. N 637 Положение "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара" указал на то, что ответственным за организацию содержания муниципального жилищного фонда и проведение капитального ремонта является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, который в соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 07.08.2008 г. N 605 "Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов" является главным распорядителем средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и получателем указанных субсидий. Тогда как Департамент управления имуществом городского округа Самара, по мнению заявителя, не обязан доводить до сведения Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара информацию о необходимости проведения капитального ремонта каждого конкретного дома. Заявитель, исходя из толкования положений ст. ст. 30, 39 ЖК РФ, обращает внимание на то, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме лежит на всех собственниках помещений в многоквартирном доме.
Как правильно указано судом, в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Судом установлено, и заявителем не опровергнуто, что Департамент управления имуществом городского округа Самара является собственником спорного многоквартирного дома, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5, относится к муниципальному жилищному фонду.
Из смысла и содержания ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а так же организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданскоправового договора.
Исходя из положений пункта 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан в т.ч.: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
При этом Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2008 г. N ГКПИ07-1022), предусматривается обязанность наймодателя систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений и профилактическое обслуживание санитарно-технического оборудования, находящегося в них; обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования дома и придомовой территории.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку многоквартирный жилой дом находится в муниципальной собственности, Департамент управления имуществом городского округа Самара в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя по содержанию данного имущества.
Вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.07.2009 г. по делу N А55-50/2009.
Таким образом, помимо заключения договора управления многоквартирными домами с управляющей организацией, заявитель должен осуществлять непосредственный контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, жилищного фонда и в случае нарушения порядка управления и содержания муниципального имущества принимает надлежащие и достаточные меры в соответствии с действующим законодательством.
Доказательств принятых заявителем таких надлежащих и достаточных мер суду не представлено. Тогда как договором управления многоквартирными домами от 23.05.2008 г., на который ссылается заявитель, не определен порядок заключения собственником и управляющей организацией отдельного договора по вопросам капитального ремонта многоквартирных домов.
Как установлено судом, указанный многоквартирный жилой дом представляет угрозу жизни и здоровью людей, находится в аварийном состоянии, о чем свидетельствует протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красноглинснкого района и рабочей группы КЧС и ОПБ городского округа (т. 1., л.д. 45 - 46).
Об указанных обстоятельствах заявителю было известно, что следует из его писем Государственной жилищной инспекции Самарской области на определение об истребовании доказательств и по результатам рассмотрения акта N 1980 и протокола об административном правонарушении (т. 1., л.д. 13 - 14). Однако заявление о проведении технического обследования этого дома с изготовлением технического паспорта и соответствующего заключения заявителем направлено МП "Ремжилуниверсал" только 26.08.2009 г.
По объяснениям представителя Администрации Красноглинского района г. Самары, данным в судебном заседании, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5, не включен ею в список аварийных и подлежащих сносу домов.
Вместе с тем, о необходимости проведения капитального ремонта этого дома заявителю было известно, что следует из представленного в материалы дела письма управляющей организации ООО "Жилкомсервис" от 09.07.2009 г. N 977 о направлении заявителю списка на капитальный ремонт (т. 1., л.д. 76 - 78). Однако должные меры заявителем как собственником спорного многоквартирного дома не приняты.
Исходя из изложенного, суд счел, что бездействие заявителя привело к тому, что и управляющая организация не могла своевременно принять меры к недопущению выявленных правонарушений.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод о доказанности административным органом того, что Департамент управления имущества городского округа Самара является субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Вина Департамента управления имущества городского округа Самара установлена и не опровергнута заявителем.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела, связанные с рассмотрением вопроса законности оспариваемого решения и оснований для переоценки данных обстоятельств и выводов суда не имеется.
В связи с вышеизложенным, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14 января 2010 года по делу N А55-36268/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2010 ПО ДЕЛУ N А55-36268/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2010 г. по делу N А55-36268/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2010 года. Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2010 года. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В., с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Балуева Ю.С., доверенность N 852 от 05.04.2010 г.,
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - Федулов В.М., дов. от 09.03.2010, N К-1151/1,
от ООО "Жилкомсервис" - не явился, извещен,
от Администрации Красноглинского района г. Самара - не явился, извещен,
от Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 января 2010 года по делу N А55-36268/2009 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
ООО "Жилкомсервис", г. Самара,
Администрация Красноглинского района г. Самара,
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, о признании незаконным и отмене постановления, и ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области от 06.11.2009 г. N 4541/1980 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 января 2010 года в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области от 06.11.2009 г. N 4541/1980 по делу об административном правонарушении отказано.
Департамент управления имуществом городского округа Самара, не согласившись с решением суда, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Апелляционная жалоба на судебный акт Арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
В судебное заседание апелляционной инстанции третьи лица и заявитель не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Сотрудниками Государственной жилищной инспекции Самарской области в связи с поступившим обращением (т. 1., л.д. 94) и на основании распоряжения от 11.08.2009 г. N 1980 проведена проверка сохранности и содержания жилого многоквартирного дома по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5.
В ходе проверки выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений: отслоение штукатурного и окрасочного слоев стен подъездов N 1, N 2 площадью 100 кв. м; неисправность входных дверей в подъезды в количестве 2 шт.; отслоение штукатурного слоя цоколя по периметру здания площадью 70 кв. м; частичное разрушение стены и цоколя дома в районе помывочной комнаты площадью 5 кв. м; отсутствие водоотливов на окнах в количестве 18 шт.; разрушение, провалы, контруклон отмостки площадью 70 кв. м; неисправность, выкрашивание раствора, кирпичной кладки наружной стороны торцевой части стены дома на глубину до 20 мм. площадью 5 кв. м; трещины, отслоение и обрушение отдельных участков штукатурки потолка в помывочной комнате площадью 15 кв. м; замачивание, гниль деревянных конструкций в квартире N 29, разрушение отдельных участков площадью 6 кв. м; рассыхание, зыбкость, скрип, просадка полов в коридоре и жилых комнатах 1-го и 2-го этажей - 100%; отсутствие фурнитуры на окнах лестничных клеток подъездов и квартир - 100%; неисправность электропроводки поэтажных щитков (скрутки, нет запирающих устройств) - 100%; отсутствие отдельных звеньев (в количестве 2 шт.) канализации; отсутствие приборов отопления в подъездах - 100%; значительная коррозия трубопроводов системы центрального отопления в каждой квартире (свищи, хомуты) - 100%; ветхость, значительный износ кровельного покрытия в связи с превышением нормативного срока службы - 100%.
По мнению проверяющих, выявленные недостатки свидетельствуют о нарушении заявителем п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, п. 3.2.8, п. 3.2.9, п. 3.2.11, п. 4.1.1, п. 4.2.3.2, п. 4.2.1.8, п. 4.1.6, п. 4.1.7, п. 4.2.1.1, п. 4.2.1.3, п. 4.3.1, п. 4.3.2, п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.8.14, п. 5.6.2, п. 3.2.2, п. 5.8.3, п. 5.2.1, п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170.
По результатам проверки составлен акт N 1980 от 10.09.2009 г. (т. 1., л.д. 89 - 90). 10.09.2009 в отношении Департамента управления имуществом городского округа Самара составлен протокол об административном правонарушении N 3525 (т. 1., л.д. 88) с участием представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Мариничева В.Д. по доверенности от 17.08.2009 г. N 7275 (т. 1., л.д. 91). О времени и месте составления протокола заявитель извещен уведомлением-вызовом N 1980 от 08.09.2009 г. (т. 1., л.д. 92), полученным 09.09.2009 г. Постановлением от 06.11.2009 г. N 4541/1980 по делу об административном правонарушении заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего. Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно пункта 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирными домами.
ООО "Жилкомсервис" по результатам проведенного открытого конкурса взяло на себя бремя надлежащего содержания и ремонта многоквартирных домов, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5 (л.д. 18 - 44).
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Пунктами 2, 39 и 42 Правил, установлена ответственность управляющих организаций за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Договором управления многоквартирными домами от 23.05.2008 г., заключенным Департаментом управления имуществом городского округа Самара и ООО "Жилкомсервис" (пунктом 3.1.2), на управляющую организацию возложена обязанность по оказанию услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с условиями проведенного конкурса и приложениями N 2 к указанному договору, т.е. на ООО "Жилкомсервис", как на управляющую организацию возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5, согласно приложению N 2 к договору от 23.05.2008 г., а именно: текущий ремонт, уборка территорий домовладений, обслуживание мусоропроводов, техническое обслуживание, осмотр, мелкий ремонт, аварийное обслуживание, электроэнергия на освещение мест общего пользования и технические цели, вывоз ТБО, вывоз крупногабаритного мусора, техническое обслуживание лифтового хозяйства, услуги подрядных организаций (т. 1., л.д. 30 - 31).
Пунктами 2.2 абз. 2, 3.1.22, 4.19 договора предусмотрено, что вопросы капитального ремонта многоквартирных домов регулируются отдельным договором.
Управляющая организация обязана направлять собственнику при необходимости предложения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника по отдельному договору на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении и оплате расходов на капитальный ремонт, принимаемого с учетом предложений управляющей организации о необходимости и сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5, состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара на основании Постановления Главы Администрации N 18 от 26.01.1995 г., реестровый номер - 007251 (выписка из реестра - л.д. 75).
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что Департамент управления имуществом городского округа Самара не является ответственным лицом за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, ответственным за соблюдение правил и норм содержания и ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, исходя из следующего.
Пунктом 3.1.22 договора управления многоквартирными домами на управляющую организацию возложена обязанность в случае необходимости устранения разрушений каждого конкретного жилого дома, носящих капитальный характер, уведомить органы местного самоуправления о необходимости включения данного многоквартирного жилого дома в список домов, подлежащих капитальному ремонту, а также в соответствии с пунктами 13, 20 названных Правил осмотры общего имущества многоквартирных домов проводятся управляющей организацией.
По мнению заявителя, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Поскольку договором от 23.05.2008 г. ООО "Жилкомсервис" переданы все права и обязанности по содержанию и ремонту этого дома, то именно данная управляющая организация несет ответственность и перед нанимателем муниципального жилого фонда за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Заявитель в обоснование своей позиции, ссылаясь на статьи 45, 24, 48 п. "в" Устава городского округа Самара, утвержденное решением Думы городского округа Самара от 31.07.2008 г. N 637 Положение "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара" указал на то, что ответственным за организацию содержания муниципального жилищного фонда и проведение капитального ремонта является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, который в соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 07.08.2008 г. N 605 "Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов" является главным распорядителем средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и получателем указанных субсидий. Тогда как Департамент управления имуществом городского округа Самара, по мнению заявителя, не обязан доводить до сведения Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара информацию о необходимости проведения капитального ремонта каждого конкретного дома. Заявитель, исходя из толкования положений ст. ст. 30, 39 ЖК РФ, обращает внимание на то, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме лежит на всех собственниках помещений в многоквартирном доме.
Как правильно указано судом, в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Судом установлено, и заявителем не опровергнуто, что Департамент управления имуществом городского округа Самара является собственником спорного многоквартирного дома, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5, относится к муниципальному жилищному фонду.
Из смысла и содержания ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а так же организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданскоправового договора.
Исходя из положений пункта 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан в т.ч.: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
При этом Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2008 г. N ГКПИ07-1022), предусматривается обязанность наймодателя систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений и профилактическое обслуживание санитарно-технического оборудования, находящегося в них; обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования дома и придомовой территории.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку многоквартирный жилой дом находится в муниципальной собственности, Департамент управления имуществом городского округа Самара в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя по содержанию данного имущества.
Вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.07.2009 г. по делу N А55-50/2009.
Таким образом, помимо заключения договора управления многоквартирными домами с управляющей организацией, заявитель должен осуществлять непосредственный контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, жилищного фонда и в случае нарушения порядка управления и содержания муниципального имущества принимает надлежащие и достаточные меры в соответствии с действующим законодательством.
Доказательств принятых заявителем таких надлежащих и достаточных мер суду не представлено. Тогда как договором управления многоквартирными домами от 23.05.2008 г., на который ссылается заявитель, не определен порядок заключения собственником и управляющей организацией отдельного договора по вопросам капитального ремонта многоквартирных домов.
Как установлено судом, указанный многоквартирный жилой дом представляет угрозу жизни и здоровью людей, находится в аварийном состоянии, о чем свидетельствует протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красноглинснкого района и рабочей группы КЧС и ОПБ городского округа (т. 1., л.д. 45 - 46).
Об указанных обстоятельствах заявителю было известно, что следует из его писем Государственной жилищной инспекции Самарской области на определение об истребовании доказательств и по результатам рассмотрения акта N 1980 и протокола об административном правонарушении (т. 1., л.д. 13 - 14). Однако заявление о проведении технического обследования этого дома с изготовлением технического паспорта и соответствующего заключения заявителем направлено МП "Ремжилуниверсал" только 26.08.2009 г.
По объяснениям представителя Администрации Красноглинского района г. Самары, данным в судебном заседании, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, п. Мехзавод, ул. ВСЧ, дом 5, не включен ею в список аварийных и подлежащих сносу домов.
Вместе с тем, о необходимости проведения капитального ремонта этого дома заявителю было известно, что следует из представленного в материалы дела письма управляющей организации ООО "Жилкомсервис" от 09.07.2009 г. N 977 о направлении заявителю списка на капитальный ремонт (т. 1., л.д. 76 - 78). Однако должные меры заявителем как собственником спорного многоквартирного дома не приняты.
Исходя из изложенного, суд счел, что бездействие заявителя привело к тому, что и управляющая организация не могла своевременно принять меры к недопущению выявленных правонарушений.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод о доказанности административным органом того, что Департамент управления имущества городского округа Самара является субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Вина Департамента управления имущества городского округа Самара установлена и не опровергнута заявителем.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела, связанные с рассмотрением вопроса законности оспариваемого решения и оснований для переоценки данных обстоятельств и выводов суда не имеется.
В связи с вышеизложенным, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14 января 2010 года по делу N А55-36268/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)