Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3706/2010) общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-Монолит"
на решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2010
по делу N А23-2069/10А-18-84 (судья Ефимова Г.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-Монолит"
к Государственной жилищной инспекции Калужской области
об отмене постановления от 28.05.2010 о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-Монолит" - Арасланов Е.Г., паспорт, доверенность от 23.06.2010;
- от ответчика: Государственной жилищной инспекции Калужской области - Павленко А.В., главный специалист отдела административной практики и аналитической работы, паспорт, доверенность от 28.07.2010 N ВЛ-198;
общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление-Монолит" (далее - ООО "Домоуправление-Монолит", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 28.05.2010.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2010 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей сторон, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Домоуправление-Монолит" зарегистрировано в качестве юридического лица, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1054003085234.
Общество оказывает услуги по управлению жилым домом N 43 по ул. Маяковского в г. Калуге, а также предоставляет коммунальные услуги, в частности энергоснабжение, жильцам дома.
01.11.2007 между ООО "Домоуправление-Монолит" и ОАО "Калужская сбытовая компания" заключен договор энергоснабжения N 986-1-ГС, согласно которому Общество является покупателем и соответственно, исполнителем коммунальных услуг по энергоснабжению, самостоятельно получающим плату за электроэнергию, использованную гражданами-потребителями, проживающими в многоквартирных домах.
В Инспекцию поступило письменное обращение гражданина Жарко В.В., проживающего по адресу: г. Калуга, ул. Маяковского, д. 43, кв. 66, о нарушения Обществом режима обеспечения населения коммунальными услугами, а именно отключение лифта.
Указанное обращение послужило основанием для проведения проверки деятельности Общества по предоставлению коммунальных услуг, в частности, энергоснабжения в доме N 43 по ул. Маяковского г. Калуги.
В ходе проверки установлено, что в доме N 43 по ул. Маяковского г. Калуги в связи с большой задолженностью жильцов по оплате коммунальных услуг и электроэнергии в период с 06.04.2010 (13 00 час.) по 07.04.2010 (до 10 00 час.) Обществом было введено ограничение режима электропотребления (отключение лифтов).
По результатам проверки составлен акт от 06.04.2010.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Инспекция составила протокол об административном правонарушении N 203.
Постановлением от 28.05.2010 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 и N 307 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу части 1 статьи 36 и статье 39 ЖК РФ помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 на основании части 3 статьи 39 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2009), предусмотрены затраты на освещение помещений общего пользования, на обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования, на уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, на содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества, на текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования".
Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Указанные разъяснения содержатся в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, изданного на основании полномочия, предоставленного Министерству п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Из анализа указанных норм следует, что электроснабжение мест общего пользования входит в состав коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях.
В соответствии с п. 6 Правил к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по энергоснабжению, то есть круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пунктом 4 названных Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5, п. 9, п. 49 указанных Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Пунктом 85 Правил установлено, что не допускается приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (пункт 75 Правил).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в частности, акт проверки от 06.04.2010, протокол об административном правонарушении от 17.05.2010 N 203 с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения (нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами), ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно отказал ООО "Домоуправление-Монолит" в удовлетворении заявленных требований.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по бесперебойной подаче коммунальных ресурсов, в материалы дела не представлены.
Довод, положенный в основу апелляционной жалобы о том, что электроснабжение лифта не является коммунальной услугой, не может быть принят во внимание в связи со следующим.
В обоснование указанного довода апеллянт ссылается на п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, согласно которому коммунальная услуга распространяется только на жилое помещение, тогда как лифт к жилым помещениям не относится.
Действительно, согласно п. 3 названных Правил коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Из анализа указанной нормы следует, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг, направленная на обеспечение комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях.
Все коммунальные услуги способствуют осуществлению жизнеобеспечения и поддержания необходимого санитарного состояния в целом в многоквартирном доме, а не только в помещениях, где проживают граждане.
Так, отсутствие электроснабжения в лифте снижает уровень комфортности проживания граждан в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме.
Кроме того, сама по себе деятельность исполнителя по предоставлению коммунальных услуг не означает, что их потребление гражданами ограничивается только объемами (количеством) коммунальных ресурсов, потребленных в жилых помещениях, в которых проживают потребители.
Ссылка заявителя жалобы на неправильную квалификации его действий судом апелляционной инстанцией отклоняется по следующим основаниям.
Статья 7.22 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Из смысла данной статьи следует, что речь идет, в частности, об ответственности за несвоевременное производство ремонта жилых домов и необеспечение бесперебойной работы санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них.
В рассматриваемом же случае Общество правомерно привлечено Инспекцией к ответственности за несоблюдение режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ, п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не облагается.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой ООО "Домоуправление-Монолит" по платежному поручению от 28.07.2010 N 485 уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., в силу ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ она подлежит возврату.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2010 по делу N А23-2069/10А-18-84 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление-Монолит" (248002, г. Калуга, ул. Фридриха Энгельса, д. 145) из федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 2000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.07.2010 N 485.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2010 ПО ДЕЛУ N А23-2069/10А-18-84
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2010 г. по делу N А23-2069/10А-18-84
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3706/2010) общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-Монолит"
на решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2010
по делу N А23-2069/10А-18-84 (судья Ефимова Г.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-Монолит"
к Государственной жилищной инспекции Калужской области
об отмене постановления от 28.05.2010 о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-Монолит" - Арасланов Е.Г., паспорт, доверенность от 23.06.2010;
- от ответчика: Государственной жилищной инспекции Калужской области - Павленко А.В., главный специалист отдела административной практики и аналитической работы, паспорт, доверенность от 28.07.2010 N ВЛ-198;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление-Монолит" (далее - ООО "Домоуправление-Монолит", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 28.05.2010.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2010 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей сторон, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Домоуправление-Монолит" зарегистрировано в качестве юридического лица, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1054003085234.
Общество оказывает услуги по управлению жилым домом N 43 по ул. Маяковского в г. Калуге, а также предоставляет коммунальные услуги, в частности энергоснабжение, жильцам дома.
01.11.2007 между ООО "Домоуправление-Монолит" и ОАО "Калужская сбытовая компания" заключен договор энергоснабжения N 986-1-ГС, согласно которому Общество является покупателем и соответственно, исполнителем коммунальных услуг по энергоснабжению, самостоятельно получающим плату за электроэнергию, использованную гражданами-потребителями, проживающими в многоквартирных домах.
В Инспекцию поступило письменное обращение гражданина Жарко В.В., проживающего по адресу: г. Калуга, ул. Маяковского, д. 43, кв. 66, о нарушения Обществом режима обеспечения населения коммунальными услугами, а именно отключение лифта.
Указанное обращение послужило основанием для проведения проверки деятельности Общества по предоставлению коммунальных услуг, в частности, энергоснабжения в доме N 43 по ул. Маяковского г. Калуги.
В ходе проверки установлено, что в доме N 43 по ул. Маяковского г. Калуги в связи с большой задолженностью жильцов по оплате коммунальных услуг и электроэнергии в период с 06.04.2010 (13 00 час.) по 07.04.2010 (до 10 00 час.) Обществом было введено ограничение режима электропотребления (отключение лифтов).
По результатам проверки составлен акт от 06.04.2010.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Инспекция составила протокол об административном правонарушении N 203.
Постановлением от 28.05.2010 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 и N 307 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу части 1 статьи 36 и статье 39 ЖК РФ помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 на основании части 3 статьи 39 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2009), предусмотрены затраты на освещение помещений общего пользования, на обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования, на уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, на содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества, на текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования".
Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Указанные разъяснения содержатся в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, изданного на основании полномочия, предоставленного Министерству п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Из анализа указанных норм следует, что электроснабжение мест общего пользования входит в состав коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях.
В соответствии с п. 6 Правил к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по энергоснабжению, то есть круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пунктом 4 названных Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5, п. 9, п. 49 указанных Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Пунктом 85 Правил установлено, что не допускается приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (пункт 75 Правил).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в частности, акт проверки от 06.04.2010, протокол об административном правонарушении от 17.05.2010 N 203 с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения (нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами), ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно отказал ООО "Домоуправление-Монолит" в удовлетворении заявленных требований.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по бесперебойной подаче коммунальных ресурсов, в материалы дела не представлены.
Довод, положенный в основу апелляционной жалобы о том, что электроснабжение лифта не является коммунальной услугой, не может быть принят во внимание в связи со следующим.
В обоснование указанного довода апеллянт ссылается на п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, согласно которому коммунальная услуга распространяется только на жилое помещение, тогда как лифт к жилым помещениям не относится.
Действительно, согласно п. 3 названных Правил коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Из анализа указанной нормы следует, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг, направленная на обеспечение комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях.
Все коммунальные услуги способствуют осуществлению жизнеобеспечения и поддержания необходимого санитарного состояния в целом в многоквартирном доме, а не только в помещениях, где проживают граждане.
Так, отсутствие электроснабжения в лифте снижает уровень комфортности проживания граждан в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме.
Кроме того, сама по себе деятельность исполнителя по предоставлению коммунальных услуг не означает, что их потребление гражданами ограничивается только объемами (количеством) коммунальных ресурсов, потребленных в жилых помещениях, в которых проживают потребители.
Ссылка заявителя жалобы на неправильную квалификации его действий судом апелляционной инстанцией отклоняется по следующим основаниям.
Статья 7.22 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Из смысла данной статьи следует, что речь идет, в частности, об ответственности за несвоевременное производство ремонта жилых домов и необеспечение бесперебойной работы санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них.
В рассматриваемом же случае Общество правомерно привлечено Инспекцией к ответственности за несоблюдение режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ, п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не облагается.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой ООО "Домоуправление-Монолит" по платежному поручению от 28.07.2010 N 485 уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., в силу ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ она подлежит возврату.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2010 по делу N А23-2069/10А-18-84 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление-Монолит" (248002, г. Калуга, ул. Фридриха Энгельса, д. 145) из федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 2000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.07.2010 N 485.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
О.Г.ТУЧКОВА
Г.Д.ИГНАШИНА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)