Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 25 августа 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Будалиной рассмотрел 18 - 25 августа 2011 г. в судебном заседании дело
по заявлению Открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757)
к Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
о признании недействительным представления
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Вавилова Е.Н., представитель по доверенности 66 АА 0567274 от 11.04.2011 г;
- от заинтересованного лица - Сывороцких М.А., представитель по доверенности N 05-28/422 от 29.12.2010 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" (далее - общество, заявитель) с учетом уточнения заявленных требований обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора) от 19.04.2011 г. N 22 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого представления.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 11-30 час. 25.08.2011 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел в г. Сухой Лог и Богдановичском районе) 29.03.2011 г. на основании плана проведения плановых проверок на 2011 год, утвержденного приказом Руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 29.11.2010 г. N 01-01-01-01/547, согласованного 30.11.2010 г. с Прокуратурой Свердловской области и размещенного на сайтах Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и Генеральной прокуратуры РФ, проведена в отношении ООО "Горэнерго" выездная проверка по вопросам соблюдения санитарного и потребительского законодательства.
В ходе проверки выявлены нарушения п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
При рассмотрении данного административного дела установлено, что согласно п. 3.1 Положения о взаимоотношениях между предприятиями ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "Горэнерго" при выполнении энергосбытовых функций (приложение N 1 к Агентскому договору N 16-3/560-653 от 10.08.2007 г.) Агент (ООО "Горэнерго") при заключении договоров электроснабжения использует проект типового договора, утвержденный Принципалом (ОАО "Свердловэнергосбыт").
Исходя из условий Агентского договора N 16-3/560-653 от 10.08.2007 г., ОАО "Свердловэнергосбыт", именуемый в дальнейшем "Принципал" поручает, а ООО "Горэнерго", именуемый в дальнейшем "Агент", берет на себя ответственность совершать от имени Принципала юридически значимые и иные действия по заключению и ведению договор купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности).
В соответствии с п. 1.1. Агентского договора N 16-3/560-653 от 10.08.2007 г. ООО "Горэнерго", совершая действия по заключению договоров электроснабжения с потребителями (гражданами), обязано использовать типовые договоры, представленные ОАО "Свердловэнергосбыт".
Поскольку причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, подлежат выяснению по делу об административном правонарушении, Управлением Роспотребнадзора на основании обстоятельств, отраженных в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Горэнерго" от 04.04.2011 г., вынесено в отношении "Свердловэнергосбыт" представление N 22 от 19.04.2011 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Заявитель, полагая, что указанное представление является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с п. 20.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг гражданам, регулируются Жилищным кодексом РФ, и Законом РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно статье 38 Закона "О защите прав потребителей" правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют взаимоотношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг (далее - Правила N 307).
В соответствии с указанными Правилами N 307 коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, энергоснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей":
- - "потребитель" - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- - "исполнитель" - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В соответствии с п. 3 Правилами N 307:
- - "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- - "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно протоколу заседания счетной комиссии общего собрания собственников помещений управляющей организацией в домах по адресу Свердловская область г. Сухой Лог ул. Белинского, д. 34, ул. 60 лет СССР, д. 3А является ООО "УК "Сухоложская", в жилом многоэтажном доме, расположенном по адресу Свердловская область г. Сухой Лог ул. Артиллеристов, д. 37 - управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений.
Основы построения правоотношений при непосредственном способе управления содержатся в ст. 164 ЖК РФ. В частности, в п. 2 этой статьи установлено, что договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. Собственники многоквартирного дома, выбравшие способ непосредственного управления, заключают указанные договоры напрямую с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Из материалов дела следует, что 10.08.2007 г. между ООО "Горэнерго" (Агент) и ОАО "Свердловэнергосбыт" (Принципал) заключен агентский договор N 16-3/560-653, на основании которого агент принял на себя обязательства совершать от имени и за счет Принципала юридически значимые и иные действия по заключению и ведению договоров купли-продажи (поставки) электроэнергии, выставления счетов-фактур, и документов на оплату потребителям в соответствии с перечнем потребителей.
Согласно п. 1.2 договора N 16-3/560-653 по сделке, совершенной агентом с третьим лицом в соответствии с условиями настоящего договора, приобретает права и становится обязанным принципал.
Как следует из устава ООО "Горэнерго", общество осуществляет следующие виды деятельности:
- - производство, передача и распределение электроэнергии;
- - оказание услуг по снабжению электрической энергии;
- - эксплуатация и техническое обслуживание распределенных электрических сетей, сетей наружного освещения, электрической разводки в жилых домах, зданиях, сооружениях, независимо от форм собственности;
- - проведение текущего, капитального ремонтов и ремонта (конструкций) систем энергоснабжения в соответствии с действующими нормативными документами.
При осуществлении проверки ООО "Горэнерго" должностным лицом, представлены договоры электроснабжения ресурсоснабжающей организацией, заключенные с гражданами-потребителями.
Территориальным отделом Роспотребнадзора при анализе договоров, заключенных между гражданами Агафоновым Ю.С., Калининым А.М. и Мокроусовой А.В. и стороной (Гарантирующим поставщиком) ОАО "Свердловэнергосбыт" в лице директора ООО "Горэнерго" Иванова С.Л. (последний действовал согласно агентского договора), установлено, что в договорах включены условия, ущемляющие права потребителей, а именно: в разделе 4 обязанности сторон - отсутствуют обязанности исполнителя, предусмотренные п. 49 вышеуказанных правил.
Согласно п. 3 и подп. "а" - "г" п. 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица одновременно и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с помощью которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг может выступать организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
В данном случае данной организацией является ООО "Горэнерго", которое заключает договоры энергоснабжения с гражданами от имени ОАО "Свердловэнергосбыт".
В соответствии с Правилами N 307, обязательства в сфере электроэнергетики отнесены к сфере оказания коммунальных услуг.
Таким образом, в данном случае договор энергоснабжения с потребителем-гражданином характеризуется как договор возмездного оказания услуг, в связи с чем, исключение из указанного договора обязанностей исполнителя как исполнителя коммунальных услуг, предусмотренных п. 49 Правил N 307, является незаконным.
Согласно п. 4.2.3 исследованных договоров потребитель обязан обеспечить беспрепятственный допуск уполномоченных лиц для снятия показаний приборов учета, что противоречит пп. "е" п. 52 Правил N 307, где указано, что потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время обеспечить допуск для снятия показаний приборов учета.
Заявитель, полагая, что им не нарушен пп. "е" п. 52 Правил N 307, ссылается на пп. "д" п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г.
Вместе с тем, данный подпункт определяет условие об обязательности обеспечения периодического (не чаще 1 раза в месяц) доступа уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя и которая является стороной в заключаемом договоре либо представляет интересы гарантирующего поставщика, к приборам учета для цели проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний, и при этом не указывает на беспрепятственный доступ персонала поставщика и уполномоченных ею лиц для контроля за техническим состоянием расчетного электрического счетчика и снятие показаний, в связи с чем, данная ссылка заявителя судом не принимается.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минрегиона России от 20.03.2007 г. N 4989-СК/07, в указанном случае, согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
Пунктом 4 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Указанной нормой ГК РФ установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения.
Таким образом, действие Правил N 307 распространяется на отношения ресурсоснабжения.
Согласно п. 5.1 исследованных договоров подача электроэнергии прекращается в случаях просрочки исполнения обязательств по оплате потребленной электроэнергии более чем за 2 расчетных периода (месяца), что противоречит п. 80 Правил N 307, в соответствии с которым исполнитель вправе приостановить предоставление коммунальных услуг в случае задолженности по оплате более 6 месячных размеров платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пп. "б" п. 178 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке: при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления.
Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения потребительского законодательства, выразившееся во включении в договор энергоснабжения условий, ущемляющих права потребителя, имели место, и противоречат настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Поскольку заявителем изначально включены в проект типового договора условия, ущемляющие права потребителя, в отношении его заинтересованным лицом правомерно в отношении заявителя вынесено оспариваемое представление.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований по признанию недействительным данного представления.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на счет заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.08.2011 ПО ДЕЛУ N А60-16333/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2011 г. по делу N А60-16333/2011
Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 25 августа 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Будалиной рассмотрел 18 - 25 августа 2011 г. в судебном заседании дело
по заявлению Открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757)
к Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
о признании недействительным представления
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Вавилова Е.Н., представитель по доверенности 66 АА 0567274 от 11.04.2011 г;
- от заинтересованного лица - Сывороцких М.А., представитель по доверенности N 05-28/422 от 29.12.2010 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" (далее - общество, заявитель) с учетом уточнения заявленных требований обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора) от 19.04.2011 г. N 22 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого представления.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 11-30 час. 25.08.2011 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел в г. Сухой Лог и Богдановичском районе) 29.03.2011 г. на основании плана проведения плановых проверок на 2011 год, утвержденного приказом Руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 29.11.2010 г. N 01-01-01-01/547, согласованного 30.11.2010 г. с Прокуратурой Свердловской области и размещенного на сайтах Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и Генеральной прокуратуры РФ, проведена в отношении ООО "Горэнерго" выездная проверка по вопросам соблюдения санитарного и потребительского законодательства.
В ходе проверки выявлены нарушения п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
При рассмотрении данного административного дела установлено, что согласно п. 3.1 Положения о взаимоотношениях между предприятиями ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "Горэнерго" при выполнении энергосбытовых функций (приложение N 1 к Агентскому договору N 16-3/560-653 от 10.08.2007 г.) Агент (ООО "Горэнерго") при заключении договоров электроснабжения использует проект типового договора, утвержденный Принципалом (ОАО "Свердловэнергосбыт").
Исходя из условий Агентского договора N 16-3/560-653 от 10.08.2007 г., ОАО "Свердловэнергосбыт", именуемый в дальнейшем "Принципал" поручает, а ООО "Горэнерго", именуемый в дальнейшем "Агент", берет на себя ответственность совершать от имени Принципала юридически значимые и иные действия по заключению и ведению договор купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности).
В соответствии с п. 1.1. Агентского договора N 16-3/560-653 от 10.08.2007 г. ООО "Горэнерго", совершая действия по заключению договоров электроснабжения с потребителями (гражданами), обязано использовать типовые договоры, представленные ОАО "Свердловэнергосбыт".
Поскольку причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, подлежат выяснению по делу об административном правонарушении, Управлением Роспотребнадзора на основании обстоятельств, отраженных в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Горэнерго" от 04.04.2011 г., вынесено в отношении "Свердловэнергосбыт" представление N 22 от 19.04.2011 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Заявитель, полагая, что указанное представление является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с п. 20.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг гражданам, регулируются Жилищным кодексом РФ, и Законом РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно статье 38 Закона "О защите прав потребителей" правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют взаимоотношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг (далее - Правила N 307).
В соответствии с указанными Правилами N 307 коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, энергоснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей":
- - "потребитель" - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- - "исполнитель" - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В соответствии с п. 3 Правилами N 307:
- - "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- - "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно протоколу заседания счетной комиссии общего собрания собственников помещений управляющей организацией в домах по адресу Свердловская область г. Сухой Лог ул. Белинского, д. 34, ул. 60 лет СССР, д. 3А является ООО "УК "Сухоложская", в жилом многоэтажном доме, расположенном по адресу Свердловская область г. Сухой Лог ул. Артиллеристов, д. 37 - управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений.
Основы построения правоотношений при непосредственном способе управления содержатся в ст. 164 ЖК РФ. В частности, в п. 2 этой статьи установлено, что договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. Собственники многоквартирного дома, выбравшие способ непосредственного управления, заключают указанные договоры напрямую с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Из материалов дела следует, что 10.08.2007 г. между ООО "Горэнерго" (Агент) и ОАО "Свердловэнергосбыт" (Принципал) заключен агентский договор N 16-3/560-653, на основании которого агент принял на себя обязательства совершать от имени и за счет Принципала юридически значимые и иные действия по заключению и ведению договоров купли-продажи (поставки) электроэнергии, выставления счетов-фактур, и документов на оплату потребителям в соответствии с перечнем потребителей.
Согласно п. 1.2 договора N 16-3/560-653 по сделке, совершенной агентом с третьим лицом в соответствии с условиями настоящего договора, приобретает права и становится обязанным принципал.
Как следует из устава ООО "Горэнерго", общество осуществляет следующие виды деятельности:
- - производство, передача и распределение электроэнергии;
- - оказание услуг по снабжению электрической энергии;
- - эксплуатация и техническое обслуживание распределенных электрических сетей, сетей наружного освещения, электрической разводки в жилых домах, зданиях, сооружениях, независимо от форм собственности;
- - проведение текущего, капитального ремонтов и ремонта (конструкций) систем энергоснабжения в соответствии с действующими нормативными документами.
При осуществлении проверки ООО "Горэнерго" должностным лицом, представлены договоры электроснабжения ресурсоснабжающей организацией, заключенные с гражданами-потребителями.
Территориальным отделом Роспотребнадзора при анализе договоров, заключенных между гражданами Агафоновым Ю.С., Калининым А.М. и Мокроусовой А.В. и стороной (Гарантирующим поставщиком) ОАО "Свердловэнергосбыт" в лице директора ООО "Горэнерго" Иванова С.Л. (последний действовал согласно агентского договора), установлено, что в договорах включены условия, ущемляющие права потребителей, а именно: в разделе 4 обязанности сторон - отсутствуют обязанности исполнителя, предусмотренные п. 49 вышеуказанных правил.
Согласно п. 3 и подп. "а" - "г" п. 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица одновременно и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с помощью которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг может выступать организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
В данном случае данной организацией является ООО "Горэнерго", которое заключает договоры энергоснабжения с гражданами от имени ОАО "Свердловэнергосбыт".
В соответствии с Правилами N 307, обязательства в сфере электроэнергетики отнесены к сфере оказания коммунальных услуг.
Таким образом, в данном случае договор энергоснабжения с потребителем-гражданином характеризуется как договор возмездного оказания услуг, в связи с чем, исключение из указанного договора обязанностей исполнителя как исполнителя коммунальных услуг, предусмотренных п. 49 Правил N 307, является незаконным.
Согласно п. 4.2.3 исследованных договоров потребитель обязан обеспечить беспрепятственный допуск уполномоченных лиц для снятия показаний приборов учета, что противоречит пп. "е" п. 52 Правил N 307, где указано, что потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время обеспечить допуск для снятия показаний приборов учета.
Заявитель, полагая, что им не нарушен пп. "е" п. 52 Правил N 307, ссылается на пп. "д" п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г.
Вместе с тем, данный подпункт определяет условие об обязательности обеспечения периодического (не чаще 1 раза в месяц) доступа уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя и которая является стороной в заключаемом договоре либо представляет интересы гарантирующего поставщика, к приборам учета для цели проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний, и при этом не указывает на беспрепятственный доступ персонала поставщика и уполномоченных ею лиц для контроля за техническим состоянием расчетного электрического счетчика и снятие показаний, в связи с чем, данная ссылка заявителя судом не принимается.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минрегиона России от 20.03.2007 г. N 4989-СК/07, в указанном случае, согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
Пунктом 4 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Указанной нормой ГК РФ установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения.
Таким образом, действие Правил N 307 распространяется на отношения ресурсоснабжения.
Согласно п. 5.1 исследованных договоров подача электроэнергии прекращается в случаях просрочки исполнения обязательств по оплате потребленной электроэнергии более чем за 2 расчетных периода (месяца), что противоречит п. 80 Правил N 307, в соответствии с которым исполнитель вправе приостановить предоставление коммунальных услуг в случае задолженности по оплате более 6 месячных размеров платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пп. "б" п. 178 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке: при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления.
Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения потребительского законодательства, выразившееся во включении в договор энергоснабжения условий, ущемляющих права потребителя, имели место, и противоречат настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Поскольку заявителем изначально включены в проект типового договора условия, ущемляющие права потребителя, в отношении его заинтересованным лицом правомерно в отношении заявителя вынесено оспариваемое представление.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований по признанию недействительным данного представления.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на счет заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
ХОМЯКОВА С.А.
ХОМЯКОВА С.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)