Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2012 ПО ДЕЛУ N А57-11203/2012

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2012 г. по делу N А57-11203/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" - адвокат
Исаев А.А.,
от инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова - Копова И.Ю., доверенность от 15.10.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" (г. Саратов, ОГРН 1076450007600, ИНН 6452930250)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-11203/2012 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект"

заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова (ИНН 6451707770, ОГРН 10464054193010, г. Саратов)
Товарищество собственников жилья "Комфорт" (г. Саратов, ОГРН: 1116451002975, ИНН: 6451451744,
о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова о государственной регистрации юридического лица ТСЖ "Комфорт",

установил:

В арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" (далее заявитель, общество) с заявлением об оспаривании решения инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова (далее ИФНС России по Заводскому району г. Саратова, инспекция, регистрирующий орган) о государственной регистрации юридического лица Товарищества собственников жилья "Комфорт" (далее ТСЖ "Комфорт".
Решением арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Стройкомплект", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 22 сентября 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Товарищества собственников жилья "Комфорт", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 25.10.2011 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова принято решение о государственной регистрации юридического лица при создании ТСЖ "Комфорт" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Ново-Крекингская, д. 8 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1116451002975.
Полагая, что данное решение регистрирующим органом принято с нарушением норм действующего законодательства, и считая, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена возможность создания в одних и тех же домах двух управляющий организаций, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
В основание заявления положены обстоятельства, связанные с нарушением установленного законом порядка создания товарищества, в том числе установленного статьей 136 ЖК РФ ограничения на создание собственниками помещений многоквартирного дома товариществ собственников жилья, предоставлением недостоверных сведений регистрирующему органу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что на государственную регистрацию ТСЖ "Комфорт", как вновь созданного юридического лица, регистрирующему органу были представлены все предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о регистрации) документы. Поскольку регистрирующий орган не наделен полномочиями проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, а предусмотренные статьей 23 указанного Закона основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения о государственной регистрации и недействительности записи о создании юридического лица.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Перечень документов, представляемых на государственную регистрацию создаваемого юридического лица, указан в статье 12 Закона о регистрации.
На основании статьи 23.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием; если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган; если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона; если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации; если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения; в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи.
Согласно пунктам 4, 4.1 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, законодательство не наделяет регистрирующий орган полномочиями по проверке достоверности сведений, указанных заявителем в заявлении и представленных для государственной регистрации документах. Вся ответственность за достоверность представленных сведений возложена на заявителя, своей подписью на заявлении он подтверждает, что все сведения соответствуют установленным законодательством требованиям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Комфорт" 18.10.2011 года в налоговый орган представлено заявление по форме Р11001, подписанное председателем правления ТСЖ "Комфорт" Балабановым И.В., избранным на заседании правления 27.09.2011 года, подпись которого удостоверена нотариально, протокол об учреждении ТСЖ от 27.09.2011 года. Регистрация налоговым органом была произведена на пятый рабочий день 25.10.2011 года
Таким образом, в регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и оснований, предусмотренных статьей 23 указанного Закона, для отказа в государственной регистрации ТСЖ "Комфорт" у регистрирующего органа не имелось.
Доводу заявителя о допущенных нарушениях при проведении собрания собственников и будущих собственников помещений жилого дома (ТСЖ "Комфорт"), а именно подписание протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 8 по ул. Ново-Крекингская только секретарем собрания Антоновой С.П. и председателем собрания Балабановым И.В. дана надлежащая оценка судом первой инстанции, который в оспариваемом решении правомерно указал, что данное обстоятельство не входит в предмет доказывания в рамках предмета настоящего спора.
Кроме того, для проведения государственной регистрации представлены сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме 27.09.2011 за создание ТСЖ, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме N 8 по ул. Ново-Крекингская.
Более того, как было указано выше, действующее законодательство не устанавливает при регистрации право регистрирующих органов на проведение правовой экспертизы документов.
Недостоверность сведений, представленных на государственную регистрацию юридического лица, может явиться основанием для признания недействительной внесенной в ЕГРЮЛ записи о регистрации такого лица. Однако установление в судебном порядке недостоверности сведений о наличии или отсутствии волеизъявления собственников помещений многоквартирного дома на создание товарищества собственников жилья, оценка законности таких решений собственников помещений, в том числе на предмет соответствия их статье 136 ЖК РФ, как основания для признания недействительной записи в государственном реестре о создании товарищества, может быть осуществлено в рамках спора о законности создания ТСЖ, как юридического лица.
Также апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что заявителем пропущен срок на обращение в суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" обратилось с требованием о признании решения инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова N 1405 от 25.10.2011 года о государственной регистрации юридического лица ТСЖ "Комфорт".
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а также решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Комфорт" в адрес руководителя заявителя направило уведомление о том, что 27.09.2011 года было проведено собрание собственников помещений многоквартирного дома N 8 по ул. Ново-Крекингская, на котором принято решение об отказе от управления многоквартирным домом управляющей организацией обществом с ограниченной ответственностью "Стройкомплект", выбран способ управления домом - управление ТСЖ, уведомление получено обществом 21.11.2011 года (входящий номер N 4111), что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Таким образом, в оспариваемом решении суд правомерно указал, что заявитель 21.11.2011 года знал об изменении способа управления домом и регистрации ТСЖ "Комфорт", однако, общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" в арбитражный суд обратилось с заявлением 03.05.2012 года, о чем свидетельствует входящий штамп арбитражного суда Саратовской области.
То есть обществом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Соблюдение срока обращения с заявлением о признании недействительными ненормативных актов имеет важное значение, поскольку, в силу правовой позиции, высказанной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Заявителем ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием уважительных причин, по которым процессуальный срок был пропущен, не представлено.
Поскольку совокупность условий предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова N 1405 от 25.10.2011 года о государственной регистрации юридического лица ТСЖ "Комфорт" отсутствует, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требования является правомерным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-11203/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)