Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.03.2009 ПО ДЕЛУ N А09-9956/2008

Разделы:
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2009 г. по делу N А09-9956/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Фокино" на решение от 12.12.2008 года Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9956/2008,
установил:

администрация городского округа "город Фокино" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дятьковскому району Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с ликвидацией в отношении МУП "Фокинское УЖКХ" от 22.08.2008 за государственным регистрационным номером 2083202005160 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.12.2008 года заявление администрации оставлено без удовлетворения.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялась.
Администрация обратилась с кассационной жалобой в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей по делу, кассационная инстанция полагает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Брянской области от 05.08.2008 по делу N А09-1350/06-26 завершено конкурсное производство в отношении МУП "Фокинское УЖКХ". Согласно данному определению конкурсному управляющему в 5-дневный срок с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представить его в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, которое является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр налогоплательщиков записи о ликвидации должника.
Конкурсный управляющий Меркуловов И.А. определение суда от 05.08.2008 года о завершении конкурсного производства в установленный срок не представил.
Однако 22.08.2008 года Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации МУП "Фокинское УЖКХ", самостоятельно исполнив определение суда о завершении конкурсного производства.
Полагая, что указанные действия Инспекции нарушают права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований администрации суд указал, что определение о завершении конкурсного производства является достаточным и законным основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации МУП "Фокинское УЖКХ", а также то, что действия налогового органа не нарушают права и законные интересы администрации поскольку представитель администрации присутствовал на собрании кредиторов МУП "Фокинское УЖКХ" и выразил свое согласие на обращение в арбитражный суд с ходатайством о завершении конкурсного производства.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
Порядок представления документов и порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица установлены статьями 9, 21 и 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией заявителем в регистрирующий орган является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).
Этим же пунктом 1 статьи 9 установлено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
При обращении в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры банкротства конкурсный управляющий как заявитель согласно пункту 2 статьи 21 Закона о регистрации должен представить определение о завершении конкурсного производства.
В пункте 2 статьи 149 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) установлена обязанность конкурсного управляющего в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 127 Закона о банкротстве конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства, а конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ (пункт 4 статьи 149 Закона о банкротстве).
Судом установлено, что конкурсный управляющий МУП "Фокинское УЖКХ" с заявлением о регистрации ликвидации должника в форме, предусмотренной Законом о регистрации, в регистрирующий орган не обращался.
Следовательно, Инспекцией нарушены положения Закона о регистрации при внесении записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания незаконными действий (бездействия) налогового органа необходимо одновременно наличие 2 условий - несоответствие действий (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Между тем, при регистрации ликвидации МУП "Фокинское УЖКХ" без соответствующего заявления конкурсного управляющего, арбитражный суд не исследовал должным образом вопрос о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В силу изложенного, принятое по делу решение не отвечает указанным требованиям и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо дать надлежащую правовую оценку всем обстоятельствам дела, и принять законный и обоснованный судебный акт по делу.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

решение от 12.12.2008 года Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9956/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)