Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Диаковской Н.В., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Вовк В.В.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" (ИНН: 5044061666, ОГРН: 1075044004683) - Знаенко А.С. - представитель по доверенности от 21 октября 2010 года, Захарова Т.Ю. - представитель по доверенности от 21 октября 2010 года,
от ответчика Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (ИНН: 5044013302) - Бабий К.Д. - представитель по доверенности N 2174 от 27 июля 2010 года,
представитель третьего лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области в судебное заседание не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2010 года по делу N А41-29235/10, принятое судьей Бобковой С.Ю., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" (далее по тексту - ООО "Солнечногорская служба эксплуатации") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
- - о признании работ, выполненных по капитальному ремонту подвальных помещений в жилых домах, расположенных в г. Солнечногорске Московской области, а именно: д. N 9, 15 по ул. Вертлинской, д. N 103/2, 178 по ул. Красная, соответствующими перечню работ, указанному в части 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
- - о признании денежных средств в размере 7 508 118 руб. 85 коп. как израсходованных на цели, указанные в Федеральном законе N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и в соответствии с целями, указанными в постановлении Правительства Московской области N 683/29 от 15 августа 2008 года "Об утверждении адресной программы Московской области";
- - признании требования Администрации исх. N 1997 от 07 июля 2010 года неправомерным;
- - взыскании суммы в размере 7 508 118 руб. 85 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 45 257 руб. 24 коп., а всего 7 553 376 руб. 09 коп., расходов на оказание юридической помощи в размере 150 000 рублей, расходов по уплате госпошлины в размере 76 540 рублей (л.д. 2 - 7 т. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2010 года в удовлетворении иска ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" отказано (л.д. 109 - 111 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 113 - 118 т. 2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" - удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" сослалось на Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Вышеуказанным Законом создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, целью деятельности которой является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В целях реализации данного Федерального закона и в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2007 года N 1026/47 "О мерах по созданию в Московской области условий для предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением Правительства Московской области N 683/29 от 15 августа 2008 года утверждена адресная программа Московской области "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Московской области в 2008 году".
Задачами программы является организация финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета Московской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципальных образований Московской области, достигших при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства показателей, соответствующих условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, определенным статьей 14 Федерального закона; обеспечение высокой степени готовности собственников помещений в многоквартирных домах к проведению капитального ремонта; создание условий для формирования конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами, их содержания и ремонта. Сроки реализации программы 2008 - *** г.г.
Исполнителями Программы являются Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство финансов Московской области, Министерство экономики Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, на территории которых расположены многоквартирные дома, включенные в приложение N 1 к Программе.
В данный перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в рамках адресной программы (в части внутренних инженерных сетей) включены жилые дома N 9, 15 по ул. Вертлинской, N 103/2, 178 по ул. Красной в городе Солнечногорск Московской области, управляющей организацией в отношении которых является ООО "Солнечногорская служба эксплуатации".
Письмом N 2617 от 17 ноября 2008 года Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области уведомила ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" о том, что жилые дома, расположенные по адресам: г. Солнечногорск, ул. Вертлинская, д. 15, г. Солнечногорск ул. Красная, д. 103/2, г. Солнечногорск ул. Красная, д. 178, г. Солнечногорск ул. Вертлинская, д. 9 (управляющая организация ООО "Солнечногорская служба эксплуатации") включены в адресную программу Московской области "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Московской области в 2008 году", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 15 августа 2008 года N 683/29. Для обеспечения реализации Программы на проведение капитального ремонта указанных многоквартирных жилых домов в 2008 году планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Московской области (л.д. 130 т. 1).
Платежными поручениями N 474 от 25 июня 2009 года, N 475 от 24 июня 2009 года, N 480 от 25 июня 2009 года, N 481 от 24 июня 2009 года, N 478 от 25 июня 2009 года, N 479 от 24 июня 2009 года, N 477 от 24 июня 2009 года Администрация Солнечногорского муниципального района на расчетный счет ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" перечислила денежную сумму 15 269 500 руб. 00 коп. в счет оплаты по счетам на выполнение ремонтных работ по домам N 9, 15 по ул. Вертлинская, N 103/2, 178 по ул. Красная (л.д. 58 - 65 т. 2).
Частью 9 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено, что оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
ООО "Солнечногорская служба эксплуатация" были заключены договоры подряда с соответствующими подрядными организациями на выполненные капитального ремонта жилого фонда г. Солнечногорска в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185 "О фонде содействию и реформированию жилищно-коммунального хозяйства":
- - договор подряда N 76/09 от 05 августа 2009 года с ООО "ГЕФЕСТ-консалтинг" на выполнение работ по капитальному ремонту канализации, систем горячего и водоснабжения, отопления и общестроительных работ по адресам: г. Солнечногорск, ул. Красная, д. 178, ул. Красная, д. 103/2 (л.д. 14 - 19 т. 1);
- - договор подряда N 79/09 от 12 августа 2009 года с ООО "ВИРТ" на выполнение общестроительных работ в подвале жилого дома по адресу: г. Солнечногорск, ул. Вертлинская, д. 15 (л.д. 20 - 25 т. 1);
- - договор подряда N 80/09 от 12 августа 2009 года с ООО "Технополис" на выполнение общестроительных работ в подвале жилого дома по адресу: г. Солнечногорск, ул. Вертлинская, д. 9 (л.д. 26 - 31 т. 1).
Письмами N 50/930 от 15 октября 2009 года, N 50/931 от 15 октября 2009 года, N 50/946 от 21 октября 2009 года ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" обратилось к Администрации Солнечногорского муниципального района за согласованием актов выполненных работ и проверкой объемов выполненных работ.
ноября 2009 года Главой Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области было издано постановление N 3035 "О создании комиссии по проверке выполнения управляющей организацией ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" капитального ремонта жилых домов N 9, N 15 по ул. Вертлинская г. Солнечногорска, N 103/2, N 178 по ул. Красная г. Солнечногорска, проведенного с участием средств Федерального фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Московской области" (л.д. 131 - 132 т. 1).
В ходе проверки был выявлен ряд недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта, которые отражены в акте проверки от 26 ноября 2009 года (л.д. 32 - 36 т. 1).
Как указал истец, после окончания работы комиссии ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" были устранены выявленные недостатки, выполненные подрядчиками работы были оплачены.
22 марта 2010 года Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области была проведена проверка соблюдения Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" при представлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Администрации Солнечногорского муниципального района, в ходе которой установлено, что фактически выполнены работы по ремонту подвальных помещений на сумму 7 646 840 руб., не предусмотренные региональной адресной программой, в том числе проведены отделочные работы в помещениях, занимаемых ООО "Солнечногорская служба эксплуатации", что не относится к общему имуществу в многоквартирных домах, поскольку помещения находятся в пользовании коммерческой организации (л.д. 66 - 70 т. 1).
По результатам проверки в адрес Администрации направлено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором предлагалось возместить в бюджет Московской области средства, выделенные в рамках реализации адресной программы, предложения об изменении объемов и видов работ в установленном Федеральным законом N 185-ФЗ порядке направлены не были.
Платежным поручением N 534 от 13 июля 2010 года истец возвратил ответчику денежные средства из состава своих оборотных средств в размере 7 508 118 руб. 85 коп. на основании требования Администрации N исх. 1997 от 09 июля 2010 года (л.д. 124 т. 1).
По мнению истца, указанное требование Администрации является незаконным, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма неосновательного обогащения в размере 7 508 118 руб. 85 коп. с начислением на указанную сумму процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно пунктам 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу данной нормы для взыскания неосновательного обогащения необходимо установить приобретение ответчиком денежных средств без законных оснований, а также отсутствие обстоятельств, исключающих возможность взыскания неосновательного обогащения.
С учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при обращении с требованием о взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие факта сбережения ответчиком денежных средств за его счет и размер неосновательно сбереженных денежных средств.
Между тем, в материалах дела не содержится доказательств приобретения ответчиком денежных средств в размере 7 508 118 руб. 85 коп. без законных оснований.
В ходе судебного разбирательства установлено, что платежным поручением N 534 от 13 июля 2010 года истец добровольно возвратил ответчику денежные средства в размере 7 508 118 руб. 85 коп. на основании требования Администрации Солнечногорского района Московской области N исх. 1997 от 09 июля 2010 года.
Представитель ответчика пояснил, что указанные средства не являются средствами бюджета района, а возвращены обратно в Фонд.
В связи с этим полученные истцом целевые денежные средства, не могут быть взысканы с ответчика по указанным истцом основаниям, так как материалами дела не подтверждается факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца.
Кроме того, Обществом с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" в установленном законом порядке не оспаривался акт проверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области от 22 марта 2010 года.
Таким образом, истец своими действиями согласился с выводом о нецелевом расходовании денежных средств, возвратив их ответчику.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2010 года по делу N А41-29235/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Н.ИВАНОВА
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Е.В.ЧЕРНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2011 ПО ДЕЛУ N А41-29235/10
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2011 г. по делу N А41-29235/10
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Диаковской Н.В., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Вовк В.В.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" (ИНН: 5044061666, ОГРН: 1075044004683) - Знаенко А.С. - представитель по доверенности от 21 октября 2010 года, Захарова Т.Ю. - представитель по доверенности от 21 октября 2010 года,
от ответчика Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (ИНН: 5044013302) - Бабий К.Д. - представитель по доверенности N 2174 от 27 июля 2010 года,
представитель третьего лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области в судебное заседание не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2010 года по делу N А41-29235/10, принятое судьей Бобковой С.Ю., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" (далее по тексту - ООО "Солнечногорская служба эксплуатации") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
- - о признании работ, выполненных по капитальному ремонту подвальных помещений в жилых домах, расположенных в г. Солнечногорске Московской области, а именно: д. N 9, 15 по ул. Вертлинской, д. N 103/2, 178 по ул. Красная, соответствующими перечню работ, указанному в части 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
- - о признании денежных средств в размере 7 508 118 руб. 85 коп. как израсходованных на цели, указанные в Федеральном законе N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и в соответствии с целями, указанными в постановлении Правительства Московской области N 683/29 от 15 августа 2008 года "Об утверждении адресной программы Московской области";
- - признании требования Администрации исх. N 1997 от 07 июля 2010 года неправомерным;
- - взыскании суммы в размере 7 508 118 руб. 85 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 45 257 руб. 24 коп., а всего 7 553 376 руб. 09 коп., расходов на оказание юридической помощи в размере 150 000 рублей, расходов по уплате госпошлины в размере 76 540 рублей (л.д. 2 - 7 т. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2010 года в удовлетворении иска ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" отказано (л.д. 109 - 111 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 113 - 118 т. 2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" - удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" сослалось на Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Вышеуказанным Законом создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, целью деятельности которой является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В целях реализации данного Федерального закона и в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2007 года N 1026/47 "О мерах по созданию в Московской области условий для предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением Правительства Московской области N 683/29 от 15 августа 2008 года утверждена адресная программа Московской области "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Московской области в 2008 году".
Задачами программы является организация финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета Московской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципальных образований Московской области, достигших при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства показателей, соответствующих условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, определенным статьей 14 Федерального закона; обеспечение высокой степени готовности собственников помещений в многоквартирных домах к проведению капитального ремонта; создание условий для формирования конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами, их содержания и ремонта. Сроки реализации программы 2008 - *** г.г.
Исполнителями Программы являются Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство финансов Московской области, Министерство экономики Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, на территории которых расположены многоквартирные дома, включенные в приложение N 1 к Программе.
В данный перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в рамках адресной программы (в части внутренних инженерных сетей) включены жилые дома N 9, 15 по ул. Вертлинской, N 103/2, 178 по ул. Красной в городе Солнечногорск Московской области, управляющей организацией в отношении которых является ООО "Солнечногорская служба эксплуатации".
Письмом N 2617 от 17 ноября 2008 года Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области уведомила ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" о том, что жилые дома, расположенные по адресам: г. Солнечногорск, ул. Вертлинская, д. 15, г. Солнечногорск ул. Красная, д. 103/2, г. Солнечногорск ул. Красная, д. 178, г. Солнечногорск ул. Вертлинская, д. 9 (управляющая организация ООО "Солнечногорская служба эксплуатации") включены в адресную программу Московской области "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Московской области в 2008 году", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 15 августа 2008 года N 683/29. Для обеспечения реализации Программы на проведение капитального ремонта указанных многоквартирных жилых домов в 2008 году планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Московской области (л.д. 130 т. 1).
Платежными поручениями N 474 от 25 июня 2009 года, N 475 от 24 июня 2009 года, N 480 от 25 июня 2009 года, N 481 от 24 июня 2009 года, N 478 от 25 июня 2009 года, N 479 от 24 июня 2009 года, N 477 от 24 июня 2009 года Администрация Солнечногорского муниципального района на расчетный счет ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" перечислила денежную сумму 15 269 500 руб. 00 коп. в счет оплаты по счетам на выполнение ремонтных работ по домам N 9, 15 по ул. Вертлинская, N 103/2, 178 по ул. Красная (л.д. 58 - 65 т. 2).
Частью 9 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено, что оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
ООО "Солнечногорская служба эксплуатация" были заключены договоры подряда с соответствующими подрядными организациями на выполненные капитального ремонта жилого фонда г. Солнечногорска в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185 "О фонде содействию и реформированию жилищно-коммунального хозяйства":
- - договор подряда N 76/09 от 05 августа 2009 года с ООО "ГЕФЕСТ-консалтинг" на выполнение работ по капитальному ремонту канализации, систем горячего и водоснабжения, отопления и общестроительных работ по адресам: г. Солнечногорск, ул. Красная, д. 178, ул. Красная, д. 103/2 (л.д. 14 - 19 т. 1);
- - договор подряда N 79/09 от 12 августа 2009 года с ООО "ВИРТ" на выполнение общестроительных работ в подвале жилого дома по адресу: г. Солнечногорск, ул. Вертлинская, д. 15 (л.д. 20 - 25 т. 1);
- - договор подряда N 80/09 от 12 августа 2009 года с ООО "Технополис" на выполнение общестроительных работ в подвале жилого дома по адресу: г. Солнечногорск, ул. Вертлинская, д. 9 (л.д. 26 - 31 т. 1).
Письмами N 50/930 от 15 октября 2009 года, N 50/931 от 15 октября 2009 года, N 50/946 от 21 октября 2009 года ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" обратилось к Администрации Солнечногорского муниципального района за согласованием актов выполненных работ и проверкой объемов выполненных работ.
ноября 2009 года Главой Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области было издано постановление N 3035 "О создании комиссии по проверке выполнения управляющей организацией ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" капитального ремонта жилых домов N 9, N 15 по ул. Вертлинская г. Солнечногорска, N 103/2, N 178 по ул. Красная г. Солнечногорска, проведенного с участием средств Федерального фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Московской области" (л.д. 131 - 132 т. 1).
В ходе проверки был выявлен ряд недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта, которые отражены в акте проверки от 26 ноября 2009 года (л.д. 32 - 36 т. 1).
Как указал истец, после окончания работы комиссии ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" были устранены выявленные недостатки, выполненные подрядчиками работы были оплачены.
22 марта 2010 года Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области была проведена проверка соблюдения Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" при представлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Администрации Солнечногорского муниципального района, в ходе которой установлено, что фактически выполнены работы по ремонту подвальных помещений на сумму 7 646 840 руб., не предусмотренные региональной адресной программой, в том числе проведены отделочные работы в помещениях, занимаемых ООО "Солнечногорская служба эксплуатации", что не относится к общему имуществу в многоквартирных домах, поскольку помещения находятся в пользовании коммерческой организации (л.д. 66 - 70 т. 1).
По результатам проверки в адрес Администрации направлено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором предлагалось возместить в бюджет Московской области средства, выделенные в рамках реализации адресной программы, предложения об изменении объемов и видов работ в установленном Федеральным законом N 185-ФЗ порядке направлены не были.
Платежным поручением N 534 от 13 июля 2010 года истец возвратил ответчику денежные средства из состава своих оборотных средств в размере 7 508 118 руб. 85 коп. на основании требования Администрации N исх. 1997 от 09 июля 2010 года (л.д. 124 т. 1).
По мнению истца, указанное требование Администрации является незаконным, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма неосновательного обогащения в размере 7 508 118 руб. 85 коп. с начислением на указанную сумму процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно пунктам 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу данной нормы для взыскания неосновательного обогащения необходимо установить приобретение ответчиком денежных средств без законных оснований, а также отсутствие обстоятельств, исключающих возможность взыскания неосновательного обогащения.
С учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при обращении с требованием о взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие факта сбережения ответчиком денежных средств за его счет и размер неосновательно сбереженных денежных средств.
Между тем, в материалах дела не содержится доказательств приобретения ответчиком денежных средств в размере 7 508 118 руб. 85 коп. без законных оснований.
В ходе судебного разбирательства установлено, что платежным поручением N 534 от 13 июля 2010 года истец добровольно возвратил ответчику денежные средства в размере 7 508 118 руб. 85 коп. на основании требования Администрации Солнечногорского района Московской области N исх. 1997 от 09 июля 2010 года.
Представитель ответчика пояснил, что указанные средства не являются средствами бюджета района, а возвращены обратно в Фонд.
В связи с этим полученные истцом целевые денежные средства, не могут быть взысканы с ответчика по указанным истцом основаниям, так как материалами дела не подтверждается факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца.
Кроме того, Обществом с ограниченной ответственностью "Солнечногорская служба эксплуатации" в установленном законом порядке не оспаривался акт проверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области от 22 марта 2010 года.
Таким образом, истец своими действиями согласился с выводом о нецелевом расходовании денежных средств, возвратив их ответчику.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Солнечногорская служба эксплуатации" требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2010 года по делу N А41-29235/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Н.ИВАНОВА
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Е.В.ЧЕРНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)