Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2011 N 18АП-6914/2011 ПО ДЕЛУ N А34-1301/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2011 г. N 18АП-6914/2011

Дело N А34-1301/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Карпусенко С.А., Вяткина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравчук А.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация Фортуна" на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.05.2011 по делу N А34-1301/2011 (судья Логинова Л.М.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Энергосбыт" - Иванова Алена Игоревна (доверенность N 33-11 31.12.2010).
Открытое акционерное общество "Энергосбыт" (далее - ОАО "Энергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация Фортуна" (далее - ООО "ЖЭО Фортуна", ответчик) с исковым заявлением о взыскании 100 350 руб. 29 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию (л.д. 4).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины - 4010 руб. 51 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.05.2011 исковые требования ОАО "Энергосбыт" удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы и по уплате государственной пошлины - 4010 руб. 51 коп. (л.д. 100-102).
В апелляционной жалобе ООО "ЖЭО Фортуна" просило решение суда отменить (л.д. 106).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ЖЭО Фортуна" ссылалось на то, что ответчик не должен оплачивать электрическую энергию, поставленную для освещения мест общего пользования, поскольку истец заключил прямые договоры с гражданами-потребителями. По мнению ответчика, плата за освещение мест общего пользования не входит в состав платы за содержание и текущий ремонт многоквартирных домов. Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 освещение мест общего пользование - это содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома.
ОАО "Энергосбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Также истец в отзыве пояснил, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг. Таким образом, ответчик обязан приобретать у гарантирующего поставщика электрическую энергию с целью использования ее на общедомовые нужды, поскольку содержание общего имущества дома включает в себя, в том числе и освещение мест общего пользования. Ссылка ответчика на Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 является необоснованной, поскольку в данном письме не указано на обязанность граждан-потребителей оплачивать электрическую энергию на освещение мест общего пользования непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание ответчик не явился. С учетом мнения истца в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец в период с 01.05.2010 по 31.05.2010 осуществлял подачу электрической энергии на объекты ООО "ЖЭО Фортуна".
Фактическое потребление электроэнергии составило 38 774 кВтч, что подтверждается актом объема электроэнергии за май 2010, подписанным сторонами (л.д. 9).
Оплата за поставленную электрическую энергию в указанном количестве ответчиком произведена не была, в связи с чем, задолженность в общем размере составила 100 350 руб. 29 коп.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт поставки истцом электрической энергии подтвержден материалами дела, ответчик доказательств оплаты потребленного ресурса не представил.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Обязанность оплаты абонентом фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии в порядке, определенном соглашением сторон, установлена также ст. 544 ГК РФ.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) потребители электрической энергии - это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Потребитель несет обязательство по оплате электроэнергии в объеме потребления для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт поставки электроэнергии подтверждается представленным в материалы дела актом объема потребления электроэнергии, а также счетом-фактурой на оплату потребленной электроэнергии.
Ответчик в свою очередь доказательств оплаты электроэнергии в материалы дела в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца о взыскании задолженности являются обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Довод ответчика о том, что обязанность по оплате электроэнергии, поставляемой в места общего пользования лежит непосредственно на населении, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу норм статей 161, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договоры энергоснабжения многоквартирных жилых домов заключаются энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (в единственном случае - при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом и иной организацией).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2010 по делу N А34-3431/2010 установлено, что с 01.05.2010 жилые дома, расположенные по адресам: ул. Анфиногенова,11; ул. Анфиногенова,5; ул. Карбышева,1; ул. Карбышева,38; ул. Карбышева,42; ул. Карбышева,44; ул. Карбышева,44а; ул. Карбышева,46; ул. Карбышева,5; ул. Карбышева,58; ул. Карбышева,60; ул. Карбышева,62; ул. Карбышева,66; ул. Кузнецова,8; ул. Перова,10; ул. Перова,12; ул. Перова,4; ул. Перова,8; ул. Пирогова,15; ул. Пирогова,15а; ул. Пирогова,19; ул. Пирогова,9; ул. Чернореченская,45; ул. Чернореченская,57; ул. Чернореченская,59; ул. Чернореченская,63а; ул. Чернореченская,69; ул. Черняховского,12; ул. Черняховского,8а; ул. Черняховского,8б; ул. Школьная,3; ул. Школьная,5; ул. Яблочкина,6, переданы в управление управляющей организации ООО "ЖЭО Фортуна".
Названные обстоятельства как преюдициально установленные факты не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела согласно п. 2 ст. 69 АПК РФ.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее Правила N 307), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее Правила N 530) предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В силу пунктов 3, 49 Правил N 307 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В обязанности управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами N 307, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил N 307).
В силу ст. 162 ЖК РФ и пп. "а" - "г", "е" п. 49 Правил N 307 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Из системного толкования указанных норм права следует, что получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением комплекса функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов (к которым относится также энергоснабжение) и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Избрание собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления управляющей организации и заключение договора управления с последней влекут обязанность управляющей компании предоставлять собственникам дома коммунальные услуги, и, следовательно, управляющая компания при таких обстоятельствах является обязанным к оплате лицом в отношениях с энергоснабжающими организациями по поставке энергоресурсов для нужд собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Положения пункта 7 Правил N 491 предусматривают отделение общедомовых и индивидуальных (квартирных) приборов учета электроэнергии.
Так, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 10 Правил N 491 доступность пользования жилыми помещениями (которая обеспечивается управляющей организацией) включает в себя работу лифтов, насосов и другого инженерного оборудования, без использования которого невозможно пользоваться помещением как жилым. В пункте 11 названных Правил указано, что услуга по содержанию общего имущества многоквартирного дома включает освещение мест общего пользования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, и потребителем электрической энергии, обязан нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе расходы по оплате электрической энергии, использованной на места общего пользования.
Утверждение ответчика о том, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме самостоятельно перечисляют плату за коммунальные услуги на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации только в пределах потребления ресурсов внутри занимаемых ими помещений.
Кроме того, это обстоятельство не исключает обязательства управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, предусмотренного законом, Правилами N 307, и не освобождает ООО "ЖЭО Фортуна" от обязанности оплатить стоимость электроэнергии, фактически поставленной в места общего пользования.
Ссылка ответчика на Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 является необоснованной, поскольку в указанном письме не указано на обязанность граждан-потребителей оплачивать электрическую энергию на освещение мест общего пользования непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ООО "ЖЭО Фортуна".
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 18.05.2011 по делу N А34-1301/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация Фортуна" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация Фортуна" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Н.В.МАХРОВА

Судьи
С.А.КАРПУСЕНКО
О.Б.ВЯТКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)