Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Пановой И.В., судей Дедова Д.И., Сарбаша С.В., рассмотрев в судебном заседании заявление исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 02.09.2011 без номера о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011 по делу N А65-21936/2010 Арбитражного суда Республики Татарстан, приложенные к заявлению документы,
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис" (423450, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Индустриальная, д. 11; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании постановления исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. 39; далее - комитет) от 30.09.2009 N 2849 "О начале отопительного периода 2009 - 2010 года в Альметьевском муниципальном районе" не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункту 11.7 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 и недействующим.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, муниципальное учреждение "Департамент жилищной политики Альметьевского муниципального района Республики Татарстан", государственное учреждение "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", открытое акционерное общество "Альметьевские тепловые сети" и общество с ограниченной ответственностью "Альтехносервис".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора судебного акта комитет просит постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011 отменить и дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права.
Постановлением комитета от 30.09.2010 N 2849 (далее - оспариваемое постановление) установлено начало отопительного периода в Альметьевском районе на 2009 - 2010 годы с 01.10.2009 года.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд. По мнению общества, у комитета отсутствовали основания для принятия решения о начале отопительного сезона на 2009 - 2010 годы с 01.10.2009, поскольку, по данным государственного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" среднесуточная температура наружного воздуха 26, 27 сентября 2009 г. имела показатели + 8 град. C в течение 2-х суток, в течение трех последующих суток - более + 10 град. C, то есть, в течение пяти суток подряд температура + 8 град. C не сохранялась, поэтому комитет необоснованно установил начало отопительного периода с 01.10.2009.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при издании оспариваемого муниципального нормативного правового акта допущено нарушение предусмотренных правил введения нормативного правового акта в действие, в частности правил их опубликования.
Суд кассационной инстанции согласился с этой правовой позицией.
Рассмотрев заявление комитета и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для решения вопроса о пересмотре названного судебного акта в порядке надзора.
Для решения возникшего по делу вопроса могут быть применены два различных подхода.
Первый из них сводится к следующему.
Статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Постановление комитета от 30.09.2009 N 2849 "О начале отопительного периода 2009 - 2010 в Альметьевском муниципальном районе" обладает признаками нормативного правового акта: им установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Данным правовым актом нормативно установлено начало отопительного периода на территории муниципального района, тем самым, возлагая на субъекты правоотношений, связанных с обеспечением населения района теплоснабжением, правила поведения, установленные иными нормативными правовыми актами. Действие оспариваемого постановления хоть и ограничено во времени началом отопительного периода, но подлежит применению во всех случаях и всеми, кто продает коммунальные ресурсы, предоставляет и потребляет коммунальные услуги.
Данная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011 по делу N А65-21941/2010, от 08.09.2011 по делу N А65-21942/2010, от 20.10.2011 по делу N А65-21940/2010, от 25.10.2011 по делу N А65-21943/2010.
При другом подходе следует учитывать следующее.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое постановление муниципального образования, которым определен отопительный период в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан, касается вопросов организации работы коммунальных служб района, применяется однократно и не обладает признаками нормативного правового акта, так как им не устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, данное оспариваемое постановление комитета индивидуализировано и создает обязанности для конкретных хозяйствующих субъектов, перечисленных в нем, по принятию мер по пуску тепла в жилые дома и на объекты социального назначения.
Такое толкование подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.10.2009 по делу N А41-1745/2009 и в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2011 по делу N А10-4952/2010.
Таким образом, в связи с наличием различных подходов в оценке правовой природы оспариваемого акта комитета от 30.09.2009 N 2849, имеются основания, предусмотренные частью 1 пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для установления единообразного толкования и применения норм права.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
определила:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А65-21936/2010 Арбитражного суда Республики Татарстан о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до ____ января 2012 года.
Председательствующий судья
И.В.ПАНОВА
Судья
Д.И.ДЕДОВ
Судья
С.В.САРБАШ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 07.12.2011 N ВАС-12701/11 ПО ДЕЛУ N А65-21936/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 2011 г. N ВАС-12701/11
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Пановой И.В., судей Дедова Д.И., Сарбаша С.В., рассмотрев в судебном заседании заявление исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 02.09.2011 без номера о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011 по делу N А65-21936/2010 Арбитражного суда Республики Татарстан, приложенные к заявлению документы,
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис" (423450, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Индустриальная, д. 11; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании постановления исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. 39; далее - комитет) от 30.09.2009 N 2849 "О начале отопительного периода 2009 - 2010 года в Альметьевском муниципальном районе" не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункту 11.7 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 и недействующим.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, муниципальное учреждение "Департамент жилищной политики Альметьевского муниципального района Республики Татарстан", государственное учреждение "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", открытое акционерное общество "Альметьевские тепловые сети" и общество с ограниченной ответственностью "Альтехносервис".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора судебного акта комитет просит постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011 отменить и дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права.
Постановлением комитета от 30.09.2010 N 2849 (далее - оспариваемое постановление) установлено начало отопительного периода в Альметьевском районе на 2009 - 2010 годы с 01.10.2009 года.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд. По мнению общества, у комитета отсутствовали основания для принятия решения о начале отопительного сезона на 2009 - 2010 годы с 01.10.2009, поскольку, по данным государственного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" среднесуточная температура наружного воздуха 26, 27 сентября 2009 г. имела показатели + 8 град. C в течение 2-х суток, в течение трех последующих суток - более + 10 град. C, то есть, в течение пяти суток подряд температура + 8 град. C не сохранялась, поэтому комитет необоснованно установил начало отопительного периода с 01.10.2009.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при издании оспариваемого муниципального нормативного правового акта допущено нарушение предусмотренных правил введения нормативного правового акта в действие, в частности правил их опубликования.
Суд кассационной инстанции согласился с этой правовой позицией.
Рассмотрев заявление комитета и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для решения вопроса о пересмотре названного судебного акта в порядке надзора.
Для решения возникшего по делу вопроса могут быть применены два различных подхода.
Первый из них сводится к следующему.
Статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Постановление комитета от 30.09.2009 N 2849 "О начале отопительного периода 2009 - 2010 в Альметьевском муниципальном районе" обладает признаками нормативного правового акта: им установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Данным правовым актом нормативно установлено начало отопительного периода на территории муниципального района, тем самым, возлагая на субъекты правоотношений, связанных с обеспечением населения района теплоснабжением, правила поведения, установленные иными нормативными правовыми актами. Действие оспариваемого постановления хоть и ограничено во времени началом отопительного периода, но подлежит применению во всех случаях и всеми, кто продает коммунальные ресурсы, предоставляет и потребляет коммунальные услуги.
Данная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011 по делу N А65-21941/2010, от 08.09.2011 по делу N А65-21942/2010, от 20.10.2011 по делу N А65-21940/2010, от 25.10.2011 по делу N А65-21943/2010.
При другом подходе следует учитывать следующее.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое постановление муниципального образования, которым определен отопительный период в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан, касается вопросов организации работы коммунальных служб района, применяется однократно и не обладает признаками нормативного правового акта, так как им не устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, данное оспариваемое постановление комитета индивидуализировано и создает обязанности для конкретных хозяйствующих субъектов, перечисленных в нем, по принятию мер по пуску тепла в жилые дома и на объекты социального назначения.
Такое толкование подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.10.2009 по делу N А41-1745/2009 и в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2011 по делу N А10-4952/2010.
Таким образом, в связи с наличием различных подходов в оценке правовой природы оспариваемого акта комитета от 30.09.2009 N 2849, имеются основания, предусмотренные частью 1 пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для установления единообразного толкования и применения норм права.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
определила:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А65-21936/2010 Арбитражного суда Республики Татарстан о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до ____ января 2012 года.
Председательствующий судья
И.В.ПАНОВА
Судья
Д.И.ДЕДОВ
Судья
С.В.САРБАШ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)