Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2012 ПО ДЕЛУ N А55-19166/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2012 г. по делу N А55-19166/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
от заявителя - Радаева Л.В., доверенность от 30 декабря 2011 г. N 7,
от ответчика - Федулов В.М., доверенность от 01 февраля 2012 г. N А-1159,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2011 года по делу N А55-19166/2011 (судья Стенина А.В.)
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" (ИНН 6315222985, ОГРН 1026300956131), город Самара,
к государственной жилищной инспекции Самарской области, город Самара,
третье лицо: закрытое акционерное общество "Энергетик" (ОГРН 1026303314036), город Похвистнево Самарской области,
о признании незаконным и отмене постановления от 07 сентября 2011 года N ПР-378,

установил:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган), третье лицо - закрытое акционерное общество "Энергетик" о признании незаконным и отмене постановления от 07 сентября 2011 года N ПР-378 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Общество не является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку не оказывает населению коммунальные услуги по водоснабжению.
У Общества отсутствуют обязательства по предоставлению коммунальных услуг потребителям. По договору энергоснабжения заключенного между ОАО "Самараэнерго" и ЗАО "Энергетик" от 01 января 2010 года N 0183э, Общество приняло на себя обязательство осуществлять поставку энергии, а ЗАО "Энергетик" - оплачивать энергию в сроки, определенные договором.
В связи с нарушением обязательств по оплате поставляемой энергии Общество ограничило режим потребления энергии ЗАО "Энергетик".
Таким образом, ЗАО "Энергетик", как лицо, оказывающее коммунальные услуги, несет ответственность перед потребителями в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица - закрытого акционерного общества "Энергетик" в судебное заседание не явился, отзыв в материалы дела не представил, о дате и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Общества и административного органа, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04 августа 2011 года Похвистневской межрайонной прокуратурой совместно с Государственной жилищной инспекцией Самарской области в ходе мероприятия по контролю использования, сохранности и содержания жилых домов (жилых помещений), проведенного по адресу: Самарская область, Похвистневский район, село Староганькино выявлено нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальной услугой водоснабжения.
На основании выявленного нарушения административной комиссией 04 августа 2011 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 21 - 25).
07 сентября 2011 года по результатам рассмотрения административного дела жилищной инспекцией вынесено постановление N ПР-378 о назначении наказания Обществу в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 17 - 18).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене обжалуемого постановления.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами и влечет наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 5 000 до 10 000 рублей.
Субъектом указанного административного правонарушения является любое лицо, виновное в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Между ЗАО "Энергетик" и ОАО "Самараэнерго" был заключен договор от 01 января 2010 года N 0183э, согласно которого, энергоснабжающая организация - ОАО "Самараэнерго" осуществляет поставку электрической энергии ЗАО "Энергетик" в оговоренном объеме.
Пунктом 2.1.5 договора ОАО "Самараэнерго" обязуется обеспечивать на основе договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, внешнее электроснабжение "потребителя" при выполнении им условий п. 3.1.2 и 3.1.19 соответствующего договора.
Указанными пунктами договора энергоснабжения "потребитель" - ЗАО "Энергетик" обязуется производить оплату электрической энергии (мощности) в порядке, установленном разделом 4 договора и в срок не позднее 5 дней, с даты поступления платежного требования в банк "потребителя".
В силу п. п. "а" п. 2.2.1 договора "гарантирующий поставщик" - ОАО "Самараэнерго" имеет право вводить частичное и (или) полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) в порядке, определенном законодательством РФ, кроме всего прочего при неисполнении или ненадлежащем исполнении "потребителем" - ЗАО "Энергетик" обязательств по оплате приобретенной электрической энергии (мощности) и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа.
На основании договора об оказании услуг и обслуживании инженерных систем и оборудования в сфере водоснабжения и водоотведения, заключенного между ЗАО "Энергетик" и администрацией сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области Общество обязуется оказывать услуги водоснабжения и водоотведения соблюдением нормативно-технических требований.
ЗАО "Энергетик" относится к исполнителям коммунальных услуг, приобретающим электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 определено обязательное условие при предоставлении коммунальных услуг, а именно должна обеспечиваться бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п. п. 4.12, 4.12.2 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденным постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 года N 158-ст потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, тепловой энергии, газа и горячей воды, канализации должны обеспечивать непрерывность потребления, а поставка должна осуществляться в количестве необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем.
Исключением из указанного являются перерывы в предоставлении услуг для проведения ремонтных и профилактических работ, в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей (п. 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000).
В приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам определена допустимая продолжительность перерыва подачи 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии тупиковой магистрали 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пункт 10 данных правил определяет, что при предоставлении коммунальных услуг продолжительность перерывов для проведения ремонта профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства РФ.
Определенные законом основания приостановления и (или) ограничения предоставления коммунальных услуг являются исчерпывающими.
ОАО "Самараэнерго" было введено ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) при ненадлежащем исполнении "потребителем" - ЗАО "Энергетик" обязательств по оплате приобретенной электрической энергии (мощности) и возникновения задолженности, что подтверждается представленными ЗАО "Энергетик" уведомлениями ОАО "Самараэнерго" о введении ограничения режима потребления электрической энергии (мощности).
В результате ограничения режима потребления электрической энергии допущен перерыв в водоснабжении населения сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области сверх нормативных сроков.
Постановлением Правительства РФ от 05 января 1998 года N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии, тепловой энергии и газа организациями потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" утвержден порядок, который определяет последовательность действий энергоснабжающей организации по прекращению и (или) ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электричества и тепловой энергии и газа).
Данный порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение и (или) ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.
Пунктом 6 данного Порядка определено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
В силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 в рамках договора от 31 марта 2009 года N 4 об оказании услуг и обслуживании инженерных систем и оборудования в сфере водоснабжения и водоотведения, заключенного между ЗАО "Энергетик" и администрацией сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области, Общество обязано обеспечивать соблюдение прав граждан-потребителей коммунальных услуг путем бесперебойного предоставления водоснабжения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно информации представленной ОАО "Самараэнерго" до 07.07.2010 года в отношении ЗАО "Энергетик" вводились частичные ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (л.д. 26).
Ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) осуществлялось с 25.01.2011 г. до 21.03.2011 г., с 15.03.2011 г. до 07.07.2011 г., с 9.00 до 16.30 местного времени в рабочие дни.
Согласно ст. ст. 546 - 547 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, при наличии ее вины.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, не допускается (п. 85); при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (п. 9); горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение (п. 6); "ресурсоснабжающей организацией" признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов, "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с письмом Минрегионразвития РФ от 20.03.2007 г. N 4967-СК/07 "О применении п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307", в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим подачи энергии на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещения в многоквартирном доме к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно приложению N 6 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, объекты горячего водоснабжения и канализации относятся к перечню потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
В соответствии с п. 189 данных Правил, в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, по требованию потребителя устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Таким образом, в противоречие указанных норм ОАО "Самараэнерго" ограничило режим обеспечения электрической энергией, без учета уровня аварийной брони ниже технологической броней электроснабжения.
Довод заявителя о том, что Общество не является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку не оказывает населению коммунальные услуги по водоснабжению, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку законодателем не установлены основания для сужения субъективного состава данной статьи до организации, непосредственно оказывающей коммунальные услуги населению. Субъектом административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ может быть любое лицо, между действиями или бездействием которого и фактами правонарушения будет установлена причинно-следственная связь.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод Общества о нарушении прокурором, при вынесении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в присутствии представителя Общества Радаевой Л.В., действующей по доверенности от 31 декабря 2010 года N 7, в которой указаны ее полномочия на представление интересов ОАО "Самараэнерго", которой была вручена копия постановления, о чем имеется отметка в постановлении.
Законный представитель Общества воспользовался предоставленными ему КоАП РФ гарантиями защиты, в частности, у нее были отобраны объяснения по факту совершенного правонарушения.
Другие доводы, изложенные Обществом в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены решения суда, так как не влияют на правовую оценку обстоятельств дела, данную судом первой инстанции и подтвержденную материалами дела.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2011 года по делу N А55-19166/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
П.В.БАЖАН

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)