Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.10.2011 ПО ДЕЛУ N А25-1204/2010

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2011 г. по делу N А25-1204/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Амбаловой С.М. и Анциферова В.А., при участии от истца товарищества собственников жилья "Орион" (ИНН 0917013628, ОГРН 1090917000316) Кратова А.В. (председатель), от ответчика мэрии муниципального образования города Черкесска (ИНН 0901020490, ОГРН 1020900511279) Камурзаева В.Р. (доверенность от 15.10.2011) и Шимкиной Н.Н. (доверенность от 29.09.2011), в отсутствие третьего лица Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.04.2011 (судья Калмыкова М.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 (судьи Афанасьева Л.В., Мельников И.М., Цигельников И.А.) по делу N А25-1204/2010, установил следующее.
ТСЖ "Орион" (далее товарищество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании незаконными действий мэрии муниципального образования города Черкесска (далее мэрия) по невключению дома, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Зеленая, 1 (далее - жилой дом), в муниципальную адресную программу "Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики в 2010 году" (далее - Программа 2010 года) и обязании включить этот объект в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2011 году (далее - Программа 2011 года) с финансированием капитального ремонта согласно сметной документации в сумме 8 367 472 рублей 40 копеек (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.04.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011, требования удовлетворены частично. Суд признал действия (бездействие) мэрии по невключению в Программу 2010 года жилого дома незаконными как не соответствующие Федеральному закону от 21.07.2007 N 185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее Закон N 185); обязал мэрию включить названный дом в Программу 2011 года. В остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что комиссия мэрии неправомерно не включила жилой дом в список участников Программы 2010 года, так как при оценке заявки занизила баллы по применяемым критериям; не учла его введение в эксплуатацию в 1970 году, отсутствие капитального ремонта и составление заочных актов обследования дома. Указанные действия мэрии нарушают права заявителя.
В кассационной жалобе мэрия просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. Заявитель указывает на то, что подсчет баллов производился в соответствии с утвержденными критериями и с предварительным осмотром жилого дома. Набранное количество баллов не позволило включить товарищество в Программу 2010 года. Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.08.2010 по делу N А25-814/2010 дана правовая оценка действиям мэрии по определению критериев включения многоквартирных домов в Программу 2010 года как обоснованным, решение и предписание антимонопольного органа признаны незаконными, поскольку установление критериев для включения жилых домов в Программу 2010 года не создает неравных условий на рынке услуг. На момент разрешения спора Программы на 2011 год не существовало. Мэрия принимает решение о включении в Программу 2010 года многоквартирных домов при наличии решений общих собраний членов товариществ, однако заявитель представил только протокол заседания правления товарищества.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представители мэрии поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель товарищества возражал против их принятия и дополнительно пояснил, что, поскольку Программа на 2010 год реализована, то считает правомерным включение жилого дома в Программу 2011 года.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, что товарищество создано собственниками жилого дома, которое зарегистрировано в качестве юридического лица 13.02.2009.
1 января 2010 года правлением товарищества принято решение об участии в Программе 2010 года, в связи с чем 03.02.2010 оно подало заявку в мэрию, приложив документы, обосновывающие необходимость проведения капитального ремонта, его стоимость и комплексность, подтверждающие согласие жильцов на долевое финансирование расходов и свидетельствующие об уровне самоорганизации собственников помещений.
В письме N 1147 от 08.04.2010 мэрия сообщила заявителю о том, что для участия в Программе 2010 года необходимо представить сведения о сборе платежей за коммунальные услуги. 16 апреля 2010 года товарищество направило дополнительно запрошенные документы.
По заявлению товарищества прокурор г. Черкесска обратился в Черкесский городской суд с заявлением о признании недействующим решения Думы муниципального образования г. Черкесск от 28.01.2010 N 7 "Об утверждении порядка включения многоквартирных домов в программу "Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики в 2010 году" (далее - решение Думы N 7).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - федеральная служба) вынесло решение о признании Думы муниципального образования города Черкесска нарушившей антимонопольное законодательство и предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Вступившим в законную силу решением Черкесского городского суда от 05.08.2010 по делу N 2-2770/2010 признано недействующим решение Думы N 7 в части применения оценки состояния многоквартирных домов санитарным критериям, так как они не отражали необходимости проведения капитального ремонта, фактически оценивали работу организации, обслуживающей дом, и имели неоправданно высокие оценочные показатели.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.08.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.04.2011 по делу N А25-814/2010, решение и предписание федеральной службы признаны недействительными. Суд указал, что изложенные в решении антимонопольного органа выводы о неправомерности оценки претендентов на участие в Программе 2010 года по санитарным критериям являются правильными.
Полагая, что действия мэрии по невключению жилого дома в Программу 2010 года не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы, товарищество обратилось в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Суд первой инстанции правильно удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении срока, посчитав причину пропуска срока уважительной, поскольку она произошла при выборе истцом способа защиты нарушенного права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом решения незаконным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Формирование муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов мэрии осуществляется в рамках Закона N 185-ФЗ, которым определены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий (статья 1 Закона N 185-ФЗ).
В целях реализации Закона N 185-ФЗ Российской Федерацией создана государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которого осуществляется путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда посредством осуществления функций по рассмотрению представленных субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, принятию решения о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным Законом N 185-ФЗ, принятию решения о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок, иных функций (статья 4 Закона N 185-ФЗ).
Одним из условий предоставления финансовой поддержки является наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, которая определяет показатели состояния жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации и размер необходимого объема финансирования за счет средств Фонда содействия. Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 15 Закона N 185-ФЗ).
Региональные адресные программы формируются на основе муниципальных адресных программ, утвержденных органами местного самоуправления.
В муниципальную адресную программу включаются многоквартирные дома, собственники помещений в которых приняли решение об участии в указанной программе.
По смыслу пункта 4.1 статьи 15 Закона N 185-ФЗ условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов праве устанавливать высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленного для субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При подготовке муниципальных адресных программ должны учитываться установленные условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта.
В соответствии с разделом 3 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10.06.2010 N 179 "Об утверждении республиканской адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории Карачаево-Черкесской Республики на 2010 год" в условиях ограниченного объема средств финансовой поддержки, направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, отбор перечня многоквартирных домов для включения в муниципальные адресные программы должен проходить на конкурентной основе, согласно заранее объявленным критериям, соответствующим целям и условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и целям и условиям республиканской программы. Критериями оценки обращений являются: технические критерии (продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию или последнего комплексного капитального ремонта, техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме комплексность капитального ремонта, качественное улучшение технических характеристик многоквартирного дома в результате планируемого капитального ремонта); организационные критерии (уровень самоорганизации собственников помещений в многоквартирном доме в отношении управления домом (приоритет товариществ собственников жилья с учетом продолжительности их работы до подачи обращения на участие в программе), доля собственников, подавших голоса за решение о проведении капитального ремонта и его долевом финансировании, от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме, степень готовности дома к капитальному ремонту (наличие проектной документации, включая смету расходов), финансовые критерии (доля финансирования из внебюджетных источников в общей стоимости капитального ремонта (доля прямых инвестиций частных собственников помещений в многоквартирном доме и заемных средств, привлекаемых собственниками), финансовая дисциплина собственников помещений в многоквартирном доме (уровень суммарной задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги), иные показатели, условия эксплуатации и содержания жилищного фонда, имеющие значение для принятия решения об оказании финансовой помощи.
Из материалов дела следует, что при определении участников Программы 2010 года мэрия применила Порядок включения многоквартирных домов в Программу 2010 года, утвержденный решением Думы N 7, в соответствии с которым создана комиссия по оценке заявок претендентов, формированию основного и резервного списков домов. По результатам рассмотрения 178 заявок на включение в Программу 2010 года (решение комиссии от 05.04.2010 N 1) комиссия зачислила в перечень участников только 102 дома и в резервный список - 11 домов. В названную Программу не включены 65 домов, в том числе и жилой дом.
Оценка действий мэрии по определению критериев отбора заявок для включения многоквартирных домов в Программу на 2010 год дана вступившим в законную силу решением Черкесского городского суда от 05.08.2010 по делу N 2-2770/10, судом признано недействующим решение Думы N 7 в части применения для оценки заявок санитарных критериев, которые не отражали необходимости проведения капитального ремонта, фактически оценивали работу организации, обслуживающей дом, и имели неоправданно высокие оценочные показатели.
Поскольку Порядок определения участников Программы на 2010 год признан судом незаконным в части применения дополнительных критериев, арбитражный суд по настоящему делу обоснованно признал выводы суда, указанные в решении от 05.08.2010, преюдициальными.
Суды правомерно приняли во внимание тот факт, что список многоквартирных домов, фактически включенных в Программу на 2010 год и получивших финансовую поддержку за счет средств Фонда, сформирован мэрией на основании частично недействующего Порядка.
Мэрия ссылается на то, что товарищество даже с учетом исключения санитарных критериев получило 27 баллов, проходной балл для участия в Программе 2010 года - 28, исключение санитарных критериев не повлияло на итоги ранжирования и объективность выставленных товариществом баллов.
Поскольку комиссия мэрии, определяя баллы по каждому критерию, письменного обоснования не проводила, суд апелляционной инстанции, самостоятельно оценив качественные характеристики жилого дома, обоснованно пришел к выводу о том, что товарищество имело право на получение дополнительно 16 баллов, что обеспечило бы участие в Программе 2010 года. Действия мэрии не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права заявителя. Жилой дом подлежал включению в названную Программу в связи с тем, что соответствует техническим, организационным и финансовым критериям отбора для включения в этот акт.
Таким образом, действия (бездействие) мэрии являются неправомерными и нарушающими права заявителя.
Довод о том, что решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.08.2010 по делу N А25-814/2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.04.2011, признаны незаконными решение и предписание антимонопольного органа, а потому отсутствуют основания для признания действий мэрии незаконными, отклоняется. Решением по указанному делу установлено отсутствие нарушений антимонопольного законодательства. В рассматриваемом деле судом проверены действия (бездействие) мэрии на соответствие законодательству о Программе на 2010 год.
Ссылка заявителя жалобы на то, что суды приняли неисполнимый судебный акт, поскольку на момент вынесения решения Программы на 2011 год не существовало, отклоняется. Согласно пункту 11 решению Думы муниципального образования города Черкесска от 29.12.2010 N 119 "О бюджете города Черкесска на 2011 год" в составе бюджета города на 2011 год утверждены бюджетные ассигнования в размере 47 612, 3 тыс. рублей на реализацию муниципальной целевой программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики в 2008 - 2011 годах". Кроме того, в газете "День республики" от 09.07.2011 опубликованы постановление мэрии от 04.07.2011 N 202 "Об утверждении Порядка отбора и условиях включения многоквартирных домов в республиканскую адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" и Порядок отбора и условиях включения в указанную Программу.
Указание мэрии на то, что вопрос о включении в Программу 2010 года жилого дома решался правлением товарищества, а не на общем собрании, необоснованно, поскольку в материалах дела имеется решение общего собрания товарищества от 01.02.2009 (протокол N 1), согласно которому за участие в программе проголосовали все участники собрания. На заседании правления товарищества от 01.01.2010 утверждались только виды работ по капитальному ремонту жилого дома (т. 1, л.д. 41, 43 - 44).
Доводам, изложенным в жалобе, суды дали надлежащую оценку. В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Суды правильно применили нормы права при разрешении спора, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.04.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 по делу N А25-1204/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
С.М.АМБАЛОВА
В.А.АНЦИФЕРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)