Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2011 ПО ДЕЛУ N А57-2160/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2011 г. по делу N А57-2160/2011


резолютивная часть постановления объявлена "12" октября 2011 года
полный текст постановления изготовлен "18" октября 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Антоновой О.И.,
судей Тимаева Ф.И., Камериловой В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании:
от товарищества собственников жилья "Батавинский-1" - Соколова Юлия Юрьевна по доверенности б/н от 11.05.2010,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Берестовская Светлана Анатольевна по доверенности N 02-02/3 от 11.01.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2011 года по делу N А57-2160/2011, судья Капкаев Д.В.,
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Батавинский-1", г. Саратов,
к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третье лицо:
комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании 320 049 руб. 99 коп.

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ТСЖ "Батавинский-1", г. Саратов с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", третье лицо - Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1" за период с 01.04.2010. по 01.02.2011. в размере 261 248 руб. 76 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2011 г. исковые требований удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами факт того, что ТСЖ "Батавинский-1" является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
На общем собрании членов ТСЖ "Батавинский-1" 13.01.2006 была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава ТСЖ "Батавинский-1" (протокол заседания общего собрания членов ТСЖ "Батавинский-1" от 13.01.2006).
В соответствии с разделом 13 Устава товарищества, статьями 145, 146 ЖК РФ в период с 24 по 28 апреля 2006 проведено очередное общее собрание членов ТСЖ "Батавинский-1" в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячной платы (взносов) на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Решения общего собрания оформлены протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
В голосовании также принял участие и голосовал за установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "город Саратов" по доверенности от 03.04.2006.
Общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Ненадлежащее исполнение администрацией муниципального образования "город Саратов" как собственником муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в ТСЖ "Батавинский-1", обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Пунктом 8 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов ТСЖ "Батавинский-1" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства, и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, и каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Как верно отмечено судом первой инстанции, суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается письмом комитета по управлению имуществом города Саратова от 02.06.2011 года N 13-04/7836 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирном жилом доме, входящем в состав ТСЖ "Батавинский-1" в период с 01.04.2010 года по 01.02.2011 года, представленным в материалы и не оспаривается ответчиками.
При расчете размера взносов за капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" истцом применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный Постановлениями Правительства РФ от 18.12.2008 года N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы" и от 28 сентября 2010 года N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011 - 2013 годы", что является обоснованным и правомерно признано судом. Стоимость капитального ремонта жилищного фонда Саратовской области на 2010 год установлена в размере 5,00 руб. за 1 кв. м, на 2011 год 5,40 рублей за 1 кв. м.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" о возможности перечисления денежных средств на капитальный ремонт лишь в порядке, предусмотренном статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку возможность выделения бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов установлена пунктом 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
В рассматриваемом случае к муниципальному образованию "Город Саратов" заявлены требования, основанные на статьях 39, 154 - 156, 158 ЖК РФ, статьях 210, 249, 309 ГК РФ и обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 16.03.2011 по делу N А57-7990/2010.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 ЖК РФ Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Правомерность установления размера взносов, в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации, данным в Письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что муниципальное образование "город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1", в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества является правомерным.
Довод ответчиков о том, что муниципальное образование "город Саратов" не является членом товарищества собственников жилья, и договор на обслуживание и ремонт общего имущества с ним не заключался, необоснован, поскольку данные обстоятельства от установленной законом обязанности по содержанию общего имущества не освобождают, указанное обстоятельство также нашло свое отражение в решении суда.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверной оценке фактических обстоятельств дела, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2011 года по делу N А57-2160/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.И.АНТОНОВА

Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Ф.И.ТИМАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)