Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.12.2009 ПО ДЕЛУ N А65-10071/2009

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2009 г. по делу N А65-10071/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009
по делу N А65-10071/2009
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Карбышева 59" к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" о понуждении ответчика заключить договор на поставку природного газа на 2009 год с 01.07.2009,
установил:

товарищество собственников жилья "Карбышева 59" (далее - ТСЖ "Карбышева 59", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - ООО "Газпром трансгаз Казань", ответчик) с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица закрытого акционерного общества "Татгазинвест" (далее - ЗАО "Татгазинвест", третье лицо), о понуждении ответчика заключить договор на поставку природного газа на 2009 год с 01.07.2009 для двух крышных котельных жилого дома, расположенного по адресу: г. Казань ул. Карбышева, д. 57, д. 59.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.07.2009 (в редакции определения суда от 17.07.2009 об исправлении опечатки) исковые требования удовлетворены. Суд обязал ООО "Газпром трансгаз Казань" заключить с ТСЖ "Карбышева 59" договор поставки природного газа на 2009 год с 01.07.2009.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.07.2009 изменено в части обязания ООО "Газпром трансгаз Казань" заключить с ТСЖ "Карбышева 59" договор поставки природного газа на 2009 год с 01.07.2009. Принят по делу новый судебный акт, которым суд апелляционной инстанции обязал ООО "Газпром трансгаз Казань" направить ТСЖ "Карбышева 59" в месячный срок со дня вступления постановления суда в законную силу проект договора поставки природного газа на 2009 год. В части взыскания с ООО "Газпром трансгаз Казань" в пользу ТСЖ "Карбышева 59" 2000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Газпром трансгаз Казань" просит названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представители истца и третьего лица, считая ее несостоятельной, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами товарищества, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, товарищество оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в том числе, товарищество собственников жилья, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 18 названных Правил при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.
Подпунктом "е" пункта 4 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
Согласно пунктам 1, 3, 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12, настоящие Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению разработаны в целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению. Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели. В случае, если поставка газа населению осуществляется в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в пункте 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в пункте 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, потребление газа ТСЖ "Карбышева-59" вызвано необходимостью функционирования автономной системы отопления жилого дома, ТСЖ "Карбышева-59" является исполнителем коммунальных услуг жильцам дома по адресу: г. Казань, ул. Карбышева, д. 59, д. 57.
При этом, как пояснил в суде кассационной инстанции представитель истца, ТСЖ "Карбышева-59" не обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме населения.
Установив, что ответчик является единственным в Татарстане поставщиком природного газа населению, суды правомерно, руководствуясь статьями 421, 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 18 и 26, Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьями 135 и 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что ООО "Газпром трансгаз Казань" не вправе отказывать истцу в заключении договора на поставку природного газа.
Поскольку ТСЖ "Карбышева-59" требовало восстановления его нарушенного права путем понуждения ответчика к совершению действий, направленных на заключение договора газоснабжения, суд апелляционной инстанции правомерно в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации изменил решение суда первой инстанции, приняв решение, обязывающее ООО "Газпром трансгаз Казань" заключить договор газоснабжения путем совершения действия по его заключению, возложив на ответчика обязанность направить проект такого договора.
Довод заявителя жалобы о том, что договор на поставку природного газа может быть заключен только с физическими лицами, судебной коллегией отклоняется, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, деятельность истца напрямую связана с проживанием граждан в жилых домах и с использованием природного газа для бытовых нужд.
Другие доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009 по делу N А65-10071/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)